В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 31 января 2022 г. N П12-5855 Минсельхоз России совместно с Минтрудом России, Минпросвещения России, ФНС России и ФТС России рассмотрел обращения Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 27 января 2022 г. N 3.6-20.1/34 и сообщает следующее.
В настоящее время в целях обеспечения продовольственной безопасности, развития конкурентоспособного производства и его локализации на территории Российской Федерации Минсельхозом России реализуется широкий комплекс мер государственной поддержки в сфере производства сельскохозяйственной продукции, используемой в том числе при производстве детского питания, а также производства готовой пищевой продукции для детей.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа), государственная поддержка оказывается в том числе через механизмы льготного кредитования, возмещения части прямых понесенных затрат, "компенсирующей" и "стимулирующей" субсидий.
В частности, в рамках механизма льготного кредитования, реализуемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528, согласно приказу Минсельхоза России от 23 июня 2020 г. N 340 "Об утверждении перечня направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов" (далее - Приказ N 340) предусмотрено предоставление льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов в том числе для производителей сырья, используемого при производстве продуктов питания для детей, а также для производителей готовой продукции детского питания по широкому перечню целевых направлений.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Приказом N 340 предоставление льготных кредитов осуществляется в том числе на приобретение молоко-сырья для производства сухих молочных продуктов и детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (льготный краткосрочный кредит на срок до 1 года включительно), а также на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов (цехов) по производству продуктов детского питания и производству сухих ингредиентов и смесей из них для производства детского питания на молочной основе для детей раннего возраста и приобретение оборудования для них (льготный инвестиционный кредит на срок от 2 до 8 лет включительно).
Кроме того, для достижения показателей федерального проекта "Экспорт продукции АПК" предусмотрен механизм льготного кредитования, реализуемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512. В рамках указанного механизма в соответствии с приказом Минсельхоза России от 7 июля 2020 г. N 385 "Об утверждении перечня направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов" (далее - Приказ N 385) для производителей сельскохозяйственного сырья, используемого в том числе при производстве детского питания, и для производителей готовой пищевой продукции для детей, заключивших соглашение о повышении конкурентоспособности, предусмотрено предоставление льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Приказом N 385 предоставление льготных кредитов осуществляется также на приобретение сельскохозяйственного сырья для производства детского питания для детей раннего и дошкольного возраста, на приобретение молоко-сырья для производства сухих молочных продуктов и детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (льготный краткосрочный кредит на срок до 1 года включительно) и на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов (цехов) по производству продуктов детского питания, а также по производству сухих ингредиентов и смесей из них для производства детского питания на молочной основе для детей раннего возраста и приобретение оборудования для них (льготный инвестиционный кредит на срок от 2 до 8 лет включительно).
Также производители сырья для детского питания могут получить государственную поддержку в рамках механизма "компенсирующей" и "стимулирующей" субсидий по широкому перечню направлений, правила предоставления которых приведены в приложениях N 7 и N 8 к Государственной программе, в том числе производители продукции детского питания могут получить возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного получателями средств на пищевую продукцию, по ставке на 1 тонну переработанного молока.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1413 предусмотрена возможность возмещения части прямых понесенных затрат как для производителей сырья для производства детского питания (на создание и (или) модернизацию молочных ферм и овцеводческих комплексов (ферм) мясного направления), так и производителей готовой продукции детского питания (на создание и модернизацию мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 137 предусмотрено возмещение части прямых понесенных затрат в размере 25% на создание и (или) модернизацию объектов по производству сухих молочных продуктов.
Также в целях обеспечения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности современным и высокотехнологичным отечественным оборудованием, в том числе используемым для производства продуктов детского питания и его компонентов, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1931-р утверждена Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. В связи с тем, что ответственным за выполнение плана мероприятий по реализации указанной стратегии является Минпромторг России, считаем целесообразным получить позицию ведомства по обращению в рамках компетенции.
В части создания условий для снижения стоимости сельскохозяйственной продукции, используемой при производстве детского питания, и готовой пищевой продукции для детей в рамках налогового регулирования в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации (ввозе на территорию Российской Федерации) продуктов детского питания, а также перечисленных в указанном подпункте продовольственных товаров, используемых в качестве сырья при производстве продуктов детского питания.
В части налога на прибыль организаций пунктом 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0%.
В порядке, установленном главой 26.1 Кодекса, для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрена возможность применения специального налогового режима в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН). Согласно пункту 1 статьи 346.8 Кодекса налоговая ставка по ЕСХН установлена в размере 6%. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.8 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
Необходимо отметить, что в настоящее время во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 осуществляется работа по формированию целостной ("бесшовной") системы мер поддержки семей с детьми в период от беременности женщины до достижения ребенком возраста 18 лет в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации также предусмотрены адресные меры социальной поддержки семей с низкими доходами, направленные на повышение их благосостояния. Предоставляемые средства не являются целевыми и расходуются семьями в зависимости от их потребностей и нужд с учетом особенностей потребления, уровня материальной обеспеченности, региона проживания и состава семьи.
Также законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан гарантировано предоставление мер социальной поддержки в целях обеспечения полноценным питанием отдельных категорий граждан: беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до 3 лет.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обеспечения семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут самостоятельно устанавливать дополнительные меры поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в части обеспечения детей питанием.
Также в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение обучающихся питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, отнесено к мерам социальной поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей). Определение контингента обучающихся, воспитанников образовательных организаций, которым предоставляются бесплатное питание или льготы по оплате питания, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Кроме того, на основании статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе ввести за счет бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Необходимо отметить, что финансирование полномочий, предусмотренных указанной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Вместе с тем в отношении возможности проработки вопроса адресной материальной помощи наименее обеспеченным слоям населения на приобретение питания для детей сообщаем, что, по информации Минтруда России, в целях определения перечня продуктов, входящих в состав адресной продовольственной помощи на приобретение питания для детей, следует исходить из необходимости обеспечения питанием детей в зависимости от возрастной категории, физиологических потребностей и состояния здоровья, а также приоритета товаров российского происхождения. При этом определение конкретного перечня продуктов питания представляется затруднительным ввиду того, что потребности малоимущей семьи могут быть разнообразны, в том числе в зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, особенностей потребления, уровня материальной обеспеченности, региона проживания и состава семьи. В связи с изложенным для граждан целесообразно предусмотреть возможность выбора способа получения меры социальной поддержки иными способами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в денежном виде).
Необходимо отметить, что в последние годы государством существенно увеличен объем средств, выделяемых на поддержку семей, имеющих детей. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках расходов "детского бюджета" увеличился с 551,2 млрд рублей в 2015 году до 1 727,0 млрд рублей в 2022 году (в 3,1 раза). Также в 2018-2021 годах введен следующий ряд новых мер поддержки семей с детьми, в том числе предоставляемых с учетом уровня дохода заявителя:
в рамках комплекса мер по стимулированию рождаемости введена ежемесячная денежная выплата на 1-го ребенка и 2-го ребенка до достижения ими возраста 1,5 лет в размере прожиточного минимума (далее - ПМ) для детей, установленного в субъекте Российской Федерации, семьям с доходами на одного члена семьи в размере не более 1,5 ПМ трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации;
семьям, в которых начиная с 1 января 2019 г. родился третий или последующий ребенок частично погашается обязательство по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 000 руб.;
продлено действие программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2026 г. включительно;
семьям, в которых начиная с 1 января 2020 г. родился (был усыновлен) первый ребенок, в случае рождения (усыновления) второго ребенка размер материнского капитала увеличивается на 150 000 руб.;
увеличен период ежемесячной денежной выплаты на 1-го и 2-го ребенка вдвое (с 1,5 до 3 лет), а также смягчен критерий нуждаемости для ее назначения с 1,5 ПМ до 2 ПМ трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации;
введена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в размере 50% ПМ для детей семьям с доходами на одного члена семьи в размере не более 1 ПМ трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, а также закреплена возможность увеличения указанной выплаты до 75% или 100% величины ПМ для детей, если размер среднедушевого дохода семьи с учетом назначенной выплаты не превышает величину ПМ на душу населения;
введены ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Дополнительно Минсельхоз России направляет информацию об объемах производства и оборота продуктов питания для детей за 2020-2021 годы согласно приложению.
Приложение: на 1 л.
|
О.Н. Лут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 28 февраля 2022 г. N ОЛ-21-15/3551 "О рассмотрении обращений"
Опубликование:
-