Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орска
от 14 ноября 2022 г. N 3793-п
Муниципальная программа
"Культура города Орска"
Паспорт муниципальной программы "Культура города Орска"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Отдел культуры администрации г. Орска |
Соисполнители Программы |
- |
Участники Программы |
Учреждения, подведомственные отделу культуры администрации г. Орска |
Цель программы |
1. Развитие муниципальной сферы культуры и искусства; 2. Содействие реализации культурного и духовного потенциала населения г. Орска; 3. Обеспечение прав жителей г. Орска на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и информации, в том числе с привлечением информационно-телекоммуникационных ресурсов; 4. Создание условий для сохранения, устойчивого развития и эффективного использования историко-культурного наследия и туристско-рекреационного потенциала города; 5. Обеспечение сохранности архивного фонда. |
Сроки реализации Программы |
2023 - 2028 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы с разбивкой по годам |
Объём финансирования мероприятий Программы составит - 2023 год - 323583,2 тыс. руб.; - 2024 год - 267084,1 тыс. руб.; - 2025 год - 267084,1 тыс. руб.; - 2026 год - 267084,1 тыс. руб.; - 2027 год - 267084,1 тыс. руб.; - 2028 год - 267084,1 тыс. руб. |
Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Культура города Орска представляет собой сложный комплекс культурно-досугового, образовательного, общественно-творческого и историко-туристического направлений работы. Как самостоятельная отрасль культура города включает в себя сферу библиотечного, клубного, музейного, архивного дела, образовательные учреждения, театральные и концертные организации, кинотеатры, общественные творческие объединения.
Реализацию конституционного права жителей "на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивают общедоступные учреждения культуры, в том числе и учреждения, подведомственные отделу культуры администрации г. Орска.
Город Орск обладает большим культурным потенциалом, который исторически обусловлен и социально-экономическим развитием, и высоким уровнем образования. Культурное пространство города формируется, прежде всего, на основе деятельности учреждений культуры. Дворец культуры, библиотеки, музей, культурно-досуговые клубы, школы искусств выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций жителей города.
Муниципальная сеть отрасли представлена 13 учреждениями культуры, в том числе: МАУК "Дворец культуры нефтехимиков", МАУК "Орский краеведческий музей", МАУК "Централизованная клубная система г. Орска", МАУК "Централизованная библиотечная система г. Орска", включающая 2 центральные и 11 библиотек-филиалов, 5 детских школ искусств, 1 детскую художественную школу, МАУК "Городские парки города Орска" и МКУ "Муниципальный архив города Орска", а также 1 учреждение, осуществляющее финансовое и бухгалтерское сопровождение деятельности учреждений культуры - МКУ "ЦОМУК г. Орска".
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, когда она становится активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий. Дальнейшему процессу развития культуры, вовлечению в культурную деятельность подрастающего поколения препятствуют следующие проблемы:
- наблюдается значительное расхождение между высокими запросами и задачами, ставящимися перед учреждениями, и состоянием материально-технической оснащенности учреждений, которая ухудшается из года в год. Здания изношены в результате многолетнего использования, требуют капитального ремонта, выделения финансовых средств на капитальный ремонт;
- недостаточность ресурсной базы учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;
- острый дефицит квалифицированных кадров - специалистов как творческих специальностей, так и менеджеров в сфере культуры;
- недостаток концептуального осмысления учреждений культуры для нужд и запросов современности - переформатирование учреждений из консервативного профиля в культурные профильные центры;
- значительное ослабление механизма поддержки деятелей профессионального искусства.
Наиболее эффективным методом решения накопившихся в сфере культуры проблем является программно-целевой метод, позволяющий обеспечить комплексный подход к творческому и культурному развитию общества, повысить участие населения в культурной жизни города, сформировать эффективно работающую, востребованную культурную инфраструктуру. Один из способов решения таких вопросов - участие в реализации региональной составляющей национального проекта "Культура", а также в реализации региональных проектов "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура".
Реализация настоящей Программы с региональными проектами будет способствовать:
- улучшению качества предоставляемых образовательных услуг в сфере культуры путем как совершенствования материально-технической базы, так и повышения квалификации педагогических кадров муниципальных образовательных автономных учреждений дополнительного образования детей;
- увеличению разнообразия и привлекательности услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры;
- развитию историко-культурного и туристического потенциала города как исторического поселения;
- улучшению качества предоставленных услуг по обеспечению сохранности и учета архивных документов на различных видах носителей, повышению уровня безопасности хранящихся документов, а также проведению экспертизы ценности документов.
В целях повышения престижа профессии работника культуры и формирования кадрового потенциала учреждений культуры одной из основных задач Программы является повышение заработной платы работников и доведение ее до утвержденного уровня.
Для динамичного развития народного творчества, культурно-досуговой и концертной деятельности необходимо уделять большое внимание укреплению материально-технической базы клубных учреждений. Материально-техническая оснащенность учреждений культуры не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения города. Необходимо укрепление ресурсного обеспечения учреждений культуры, приобретение транспорта, современных методических пособий, сценических костюмов, реквизита, обеспечения звукового и светового оборудования, компьютерной техники и видеопроекторов.
В целях улучшения условий предоставления услуг по осуществлению библиотечного обслуживания населения г. Орска требуется выполнить текущий и капитальный ремонт помещений библиотек, модернизацию компьютерного оборудования, приобрести новую литературу на различных носителях.
Кроме того, в развитии культурной жизни населения города активно принимают участие некоммерческие организации культуры (в т.ч. национально-культурные центры) и граждане, участвующие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
Основными целями развития добровольчества (волонтерства) и некоммерческих организаций культуры являются расширение возможностей для самореализации граждан, повышение их роли в развитии и трансформации культуры.
Основными задачами развития этих организаций, обеспечивающих достижение указанных целей, являются:
- создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев в решении социальных задач, а также повышение признания добровольчества (волонтерства) в обществе;
- поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций и некоммерческих организаций культуры;
- развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и организаций.
Основными направлениями добровольчества (волонтерства) в сфере культуры являются:
- поддержка деятельности организаций культуры;
- повышение имиджа культурной среды города;
- повышение престижа творческих профессий;
- содействие в организации и проведении массовых городских мероприятий;
- участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
В г. Орске на базе учреждения культуры МАУК "Дворец культуры нефтехимиков" действуют 8 некоммерческих организаций (национально-культурных центров), осуществляющих деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в сфере культуры.
Добровольческие организации активно участвуют как в мероприятиях Дворца культуры, так и многих городских мероприятиях, устраивают благотворительные концерты.
В целях стимулирования и развития их работы МАУК "Дворец культуры нефтехимиков" на безвозмездной основе предоставляет помещения общей площадью 215 кв. м. и прочую организационную поддержку.
Учреждения культуры содействуют подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направляя их на обучение, семинары, практикумы и т.п. за счет собственных средств.
Одним из важных направлений в сфере культуры города Орска является направление историко-культурного наследия. Решением Министерства культуры РСФСР в 1990 году городу Орску был присвоен статус исторического города. Орск - один из характерных "городов-крепостей", "городов - торговых центров" и "городов-заводов" Уральского региона. Город Орск основан 15 августа 1735 года. Орск обладает многими памятниками и памятными местами, связанными с историческими событиями в жизни народа, деятельностью замечательных людей и исторически значимых личностей. Орск связан с именами многих учёных, художников, писателей, царей. В городе имеются памятники, связанные с революционными событиями, Гражданской войной и Великой Отечественной войной.
Концентрация памятников в историческом центре Старого города создаёт реальные предпосылки создания историко-мемориального и экспозиционно-туристического комплекса в городе Орске.
Многие памятники, расположенные на территории города, в настоящее время имеют статус объектов культурно наследия. Объекты культурного наследия города - это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытанием времени и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Развитие образованной и социально-ориентированной личности невозможно без знаний традиций, обычаев и опыта прошлых поколений, который несут объекты культурного наследия города.
Острым и важным вопросом города является сохранение объектов культурного наследия, расположенных на его территории. Проблемой на данный момент является то, что в настоящее время имеются только федеральные программы по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия федерального значения. Требуется разработка целевых программ, направленные на сохранение объектов культурного наследия местного, регионального значения, и как следствие, финансирование этих программ.
Отсутствие системной и комплексной поддержки, которую может обеспечить Программа, снизит востребованность в учреждениях культуры и искусства, что в долгосрочной перспективе приведёт к негативным социальным последствиям, проявляющимся в снижении уровня общественной нравственности и культуры.
Приоритеты политики города Орска в сфере реализации Программы
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Город Орск" до 2030 года отмечает, что по мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал", а это - наиболее эффективные вложения в Россию, в ее будущее. В области культуры основными целями являются: повышение доступности услуг культуры, возможности для творческой самореализации жителей города.
Требования к развитию сферы культуры определяют необходимость перехода к качественно новой организации музейного и библиотечного дела, профессионального искусства и самодеятельного творчества, обеспечения равного доступа жителей как городских, так и сельских территорий муниципального образования "Город Орск" к культурным ценностям (благам), повышения качества образования в сфере искусства, создания условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры.
Основные направления развития сферы культуры и искусства города:
1) реализация совместно с органами местного самоуправления единой культурной политики, направленной на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, развитие всех форм художественного творчества и участие творческих коллективов района в культурной жизни Оренбургской области и Российской Федерации;
2) организация досуга, обеспечение жителей города услугами организаций культуры (проведение культурно-массовых мероприятий, организация работы клубных формирований и т.д.);
3) максимально эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения деятельности учреждений культуры и искусства с целью организации досуга населения района, развития самодеятельного художественного творчества и классического наследия;
4) укрепление материально-технической базы учреждений;
5) сохранение в интересах настоящих и будущих поколений музейных и библиотечных фондов, создание на базе библиотек центров информирования и просвещения населения. Сохранение историко-культурного наследия народа, пополнение музейных фондов;
6) подбор и обучение специалистов сферы культуры и искусства, повышение престижа профессий отрасли.
План реализации Программы
План реализации Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень показателей программы
Перечень показателей Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
Сведения о методике расчета показателей Программы
Сведения о методике расчета показателей Программы представлены в приложении N 5 к настоящей Программе.
Перечень налоговых льгот в рамках реализации Программы
В соответствии с разделом VI решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 29 июня 2005 г. N 570 "О земельном налоге" освобождаются от налогообложения:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду раздел 4 названного решения
- муниципальные учреждения, учредителями которых является муниципальное образование "Город Орск", а также органы местного самоуправления города Орска, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Орска.
Данная льгота позволит обеспечить в полной мере достижение значения следующих показателей:
- доля детей, занимающихся в детских школах искусств и детской художественной школе, в общей численности школьников в городе;
- повышение заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования;
- количество книговыдач;
- количество клубных формирований;
- повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Орска.
Перечень налоговых льгот в рамках реализации Программы представлен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом V. "Управление и контроль реализации муниципальной программы. Оценка эффективности реализации муниципальной программы" постановления администрации города Орска от 20 октября 2022 г. N 3471-п "Об утверждении положения о муниципальных программах города Орска".
<< Назад |
Приложение >> N 1. План реализации Программы на 2023 год |
|
Содержание Постановление администрации города Орска Оренбургской области от 14 ноября 2022 г. N 3793-п "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.