Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
от 09.12.2022 N 1335
Муниципальная программа
города Котовска Тамбовской области "Развитие образования"
Паспорт
Ответственный исполнитель программы |
Комитет образования администрации города Котовска |
Соисполнители программы |
Муниципальное казенное учреждение "Информационно-методический центр" (далее - МКУ "ИМЦ"); Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения муниципальных учреждении города" (далее - МКУ "ЦБО"); Муниципальное казенное учреждение "Комбинат школьного питания" (далее - МКУ "КШП"); Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-ЭКОТЕХ" г. Котовска Тамбовской области (далее - МБОУ "Школа-ЭКОТЕХ"); Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3 с углублённым изучением отдельных предметов" города Котовска Тамбовской области (далее - МБОУ "СОШ N 3 с УИОП"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 "Сказка" города Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ детский сад N 3 "Сказка"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 8 "Рябинка" города Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ детский сад N 8 "Рябинка"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 12 "Белочка" г. Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ детский сад N 12 "Белочка"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 14 "Красная шапочка" г. Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ детский сад N 14 "Красная шапочка"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 15 "Теремок" г. Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ детский сад N 15 "Теремок"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 16 "Ласточка" (далее - МБДОУ детский сад N 16 "Ласточка"); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад "Солнышко" города Котовска Тамбовской области (далее - МБДОУ ЦРР - детский сад "Солнышко"); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" города Котовска Тамбовской области (далее - МБУ ДО "ДДТ"); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 1" города Котовска Тамбовской области (далее - МБО ДО "ДЮСШ N 1"); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 2" города Котовска (далее - МБУ ДО "ДЮСШ N 2"); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва" (далее - МБУ ДО "СДЮСШОР"); Муниципальное бюджетное учреждение "Загородный оздоровительный лагерь "Костёр" (далее - МБУ "Загородный оздоровительный лагерь "Костёр"). |
Подпрограммы программы |
Развитие дошкольного образования; Развитие общего и дополнительного образования; Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами; Обеспечение реализации программы и прочие мероприятия в области образования. |
Цели программы |
Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики |
Задачи программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования. 2. Модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов. 3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни. 4. Создание условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования. 5. Обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Создание необходимых условий для семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования. |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет (2030 год - 99,77%). Отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет (2030 год - 100%). Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся (2030 год - 100%). Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, оставшихся без попечения родителей (2030 год - 100%). Удовлетворенность населения качеством образования (2030 год - 91%). Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств (2030 год - 100%) Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования (2030 год - 12%). |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в три этапа: 01.01.2014 - 31.12.2017; 01.01.2018 - 31.12.2020; 01.01.2021 - 31.12.2030. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общие затраты на реализацию подпрограммы в 2014 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 7 975 711,0 тыс. рублей: 2014 год - 296 037,4 тыс. рублей; 2015 год - 314 415,9 тыс. рублей; 2016 год - 340 313,1 тыс. рублей; 2017 год - 342 475,4 тыс. рублей; 2018 год - 381 541,5 тыс. рублей; 2019 год - 826 128,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 088 026,5 тыс. рублей; 2021 год - 659 210,9 тыс. рублей; 2022 год - 487 063,9 тыс. рублей; 2023 год - 393 422,4 тыс. рублей; 2024 год - 386 013,7 тыс. рублей; 2025 год - 409 602,3 тыс. рублей; 2026 год - 409 802,3 тыс. рублей; 2027 год - 410 043,1 тыс. рублей; 2028 год - 410 338,3 тыс. рублей; 2029 год - 410 538,3 тыс. рублей; 2030 год - 410 738,3 тыс. рублей. в том числе: федеральный бюджет - 1 153 655,5 тыс. рублей: 2015 год - 3 814,03 тыс. рублей; 2019 год - 380 300,7 тыс. рублей; 2020 год - 550 503,1 тыс. рублей; 2021 год - 41 095,6 тыс. рублей; 2022 год - 19 359,7 тыс. рублей; 2023 год - 19 450,4 тыс. рублей; 2024 год - 20 660,2 тыс. рублей; 2025 год - 19 745,3 тыс. рублей; 2026 год - 19 745,3 тыс. рублей; 2027 год - 19 745,3 тыс. рублей; 2028 год - 19 745,3 тыс. рублей; 2029 год - 19 745,3 тыс. рублей; 2030 год - 19 745,3 тыс. рублей. бюджет области - 3881538,3 тыс. рублей: 2014 год - 131 650,5 тыс. рублей; 2015 год - 140 602,1 тыс. рублей; 2016 год - 150 548,4 тыс. рублей; 2017 год - 154 216,2 тыс. рублей; 2018 год - 170 460,0 тыс. рублей; 2019 год - 232 860,4 тыс. рублей; 2020 год - 327 646,2 тыс. рублей; 2021 год - 408 294,7 тыс. рублей; 2022 год - 246 135,9 тыс. рублей; 2023 год - 227 074,1 тыс. рублей; 2024 год - 225 450,6 тыс. рублей; 2025 год - 244 358,4 тыс. рублей; 2026 год - 244 358,4 тыс. рублей; 2027 год - 244 399,2 тыс. рублей; 2028 год - 244 494,4 тыс. рублей; 2029 год - 244 494,4 тыс. рублей; 2030 год - 244 494,4 тыс. рублей. бюджет города - 2320257,1 тыс. рублей: 2014 год - 149 047,6 тыс. рублей; 2015 год - 132 375,9 тыс. рублей; 2016 год - 151 440,7 тыс. рублей; 2017 год - 146 513,1 тыс. рублей; 2018 год - 161 048,9 тыс. рублей; 2019 год - 163 602,9 тыс. рублей; 2020 год - 160 260,7 тыс. рублей; 2021 год - 178 987,1 тыс. рублей; 2022 год - 188 382,3 тыс. рублей; 2023 год - 112 669,9 тыс. рублей; 2024 год - 105 674,9 тыс. рублей; 2025 год - 111 208,9 тыс. рублей; 2026 год - 111 408,9 тыс. рублей; 2027 год - 111 608,9 тыс. рублей; 2028 год - 111 808,9 тыс. рублей; 2029 год - 112 008,9 тыс. рублей; 2030 год - 112 208,9 тыс. рублей. внебюджетные источники - 620 260,1 тыс. рублей: 2014 год - 15 339,3 тыс. рублей; 2015 год - 37 623,9 тыс. рублей; 2016 год - 38 324,0 тыс. рублей; 2017 год - 41 746,1 тыс. рублей; 2018 год - 50 032,6 тыс. рублей; 2019 год - 49 364,0 тыс. рублей; 2020 год - 49 616,5 тыс. рублей; 2021 год - 30 833,4 тыс. рублей; 2022 год - 33 186,0 тыс. рублей; 2023 год - 34 228,0 тыс. рублей; 2024 год - 34 228,0 тыс. рублей; 2025 год - 34 289,7 тыс. рублей; 2026 год - 34 289,7 тыс. рублей; 2027 год - 34 289,7 тыс. рублей; 2028 год - 34 289,7 тыс. рублей; 2029 год - 34 289,7 тыс. рублей; 2030 год - 34 289,7 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа города Котовска Тамбовской области "Развитие образования" (далее - программа) разработана на основании Распоряжения администрации города от 06.09.2013 N 123-р "Об утверждении перечня и графика разработки муниципальных программ города Котовска Тамбовской области" в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 основными стратегическими приоритетами развития области являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Подтверждением данного вывода является то, что ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышении качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организаций к повышению качества оказываемых услуг, снижение объема неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в городе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Система образования города в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта "Модернизация региональной системы общего образования Тамбовской области на 2011 - 2013 годы".
Особенностями региональной и муниципальной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов.
Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития, являются:
сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования;
оптимальная сеть образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг;
сложившиеся предпосылки для введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов, механизмов оценки уровня компетентности участников педагогического процесса.
Всего на территории города в формате юридических лиц действуют 13 муниципальных образовательных учреждений и 2 филиала, в том числе: 7 детских садов и 2 их филиала, 2 школы, 4 учреждения дополнительного образования.
Система дошкольного образования города призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих уровнях обучения.
Услуги дошкольного образования получают около 1,5 тысяч детей, различными формами дошкольного образования в городе охвачено 78,2% детей от 2 месяцев до 7 лет. За последние годы создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
Однако, услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования.
Система образования города позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного начального, основного и среднего общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Завершена работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений: с 2013 - 2014 учебного года в городе осуществляют свою деятельность 2 школы. Основная школа переименована в среднюю и с сентября 2013 года реализует программы среднего общего образования.
Образовательный процесс во всех школах построен как школа-ступени: начальные классы обучаются в корпусе на улицах Набережной и Посконкина, средняя и старшая ступени в корпусах на улицах Октябрьской и 9 Пятилетки.
Школы обеспечены квалифицированными кадрами, в них создается современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база.
Количество обучающихся 1 классов в 2013 - 2014 учебном году составляло 280 чел., в 2022 - 2023 учебном году - 287. Количество обучающихся 10 классов в 2013 - 2014 учебном году составляло 130 чел., в 2022-2023 учебном году - 113.
В настоящее время в системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: приближены к стандартам нормативные показатели наполняемости общеобразовательных учреждений, классов. Наполняемость классов существенно не изменяется 2013 год - 25,3 ученика, 2022 год - 25,4 ученика.
В штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Инновационная деятельность общеобразовательных организаций отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие школ с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей обучающихся.
В городе развивается система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами независимой оценки качества образования.
Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школ. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения.
Процесс формирования системы общественно-государственного управления образованием имеет положительную динамику развития. Во всех организациях образования созданы управляющие советы.
В настоящее время активно формируется современный корпус педагогов и управленцев системы общего образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В 2013 году в системе школьного образования работало 157 педагогов, в 2022 - 177.
Дальнейшая работа в данном направлении должна обеспечить возможность формирования необходимых компетенций педагогических работников для качественной реализации нового содержания образования, использования адекватных федеральным государственным образовательным стандартам общего образования образовательных технологий, осуществление контрольно-оценочных функций на всех уровнях и этапах образовательной деятельности.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 3359 детей, или 87% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (2012 год - 84%).
С 2008 года дополнительное образование детей активно развивается на базе школ.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей", в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в городе Котовске реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования.
Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем учреждениям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования администрация города руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно утверждает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Котовске.
Кроме того, в городе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного общего и дополнительного образования существуют проблемы, которые требуют решения.
Одной из актуальных проблем в сфере общего образования остается создание в общеобразовательных учреждениях материально-технических условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и предоставление современных условий обучения.
Не сложилась до конца целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В МБОУ "СОШ N 3 с УИОП" созданы места для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для данного контингента детей организовано дистанционное обучение.
Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровьесбережения школьников.
Не завершено формирование системы оценки качества образования. Существующие процедуры и отсутствие методик комплексного анализа их результатов влияют на получение полной и надежной информации о системе образования.
Качество кадрового потенциала остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов).
В рамках реализации государственных полномочий по опеке и попечительству, защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются меры по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проведенной работы уменьшилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все дети, оставшиеся без попечения родителей, переданы на воспитание в замещающие семьи.
Организована деятельность по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители на базе ТОГАОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска". Названная служба также осуществляют социально-психологическое сопровождение замещающих семей. В городе функционирует школа замещающих родителей, которую ежемесячно посещает более 10 семей.
Вместе с тем, в сфере опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается актуальной задача по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Для решения этой задачи необходимо дальнейшее развитие системы профилактики социального сиротства с целью сохранения для ребенка кровной семьи; совершенствование системы профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка, улучшение качества подготовки кандидатов в замещающие родители с целью профилактики возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Более подробно анализ состояния и прогноз развития сферы образования по образовательным подсистемам изложен в соответствующих разделах подпрограмм "Развитие дошкольного образования", "Развитие общего и дополнительного образования", "Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами", "Обеспечение реализации программы и прочие мероприятия в области образования".
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках муниципальной программы города Котовска "Развитие образования".
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере образования на период до 2030 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.05.2017 N 203);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года (утверждена Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З);
Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" (утверждена Постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677);
Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г. (утверждена Постановлением администрации области от 27.11.2007 N 1284);
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р;
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы (утверждена Распоряжением администрации области от 08.06.2010 N 173-р);
План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Тамбовской области и целевых показателей", совместный приказ управления образования и науки, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 22.07.2022 N 1842/115/303;
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (утверждена Постановлением администрации области от 17.04.2009 N 433);
Комплексная программа развития системы дошкольного образования Тамбовской области на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением администрации области от 22.06.2011 N 681);
Комплексная программа "Модернизация общего образования Тамбовской области в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011 - 2015 годы" (утверждена Постановлением администрации области от 28.06.2011 N 748);
Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (утверждена Постановлением администрации области от 05.09.2012 N 1064).
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования города, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
повышение качества результатов образования, использование в этих целях общепризнанных процедур и инструментов контроля качества образования;
создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
создание условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы образовательных учреждений;
обеспечение образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;
создание условий для непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах настоящей программы.
Цель программы - обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
создание условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Программа планируется к реализации в 2014 - 2030 годах в три этапа.
На первом этапе (2014 - 2016 годы) основные мероприятия программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам.
Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и основного общего образования, новые модели управления и оценки качества в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества.
Второй этап (2017 - 2020 годы) программы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности образования. Акцент будет сделан на развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.
На третьем этапе (2021 - 2030 годы) реализация программы будет осуществляться с учетом основных положений и целей национального проекта "Образование".
Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая ведение публичных рейтингов их деятельности.
В центре внимания окажется система дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных учреждений, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Показатель 1: "Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет" является одним из ключевых показателей, используемых для характеристики системы образования.
Показатель 2: "Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.
Показатель 3: "Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.
Показатель 4: "Доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" характеризует темпы снижения уровня социального сиротства.
Показатель 5: "Удовлетворенность населения качеством образования" характеризует рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
охват наиболее значимых результатов программы;
оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Показатель 6: "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств" характеризует степень внедрения механизма персонифицированного учета дополнительного образования детей.
Показатель 7: "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования" характеризует степень внедрения механизма персонифицированного финансирования и доступность дополнительного образования.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за системой образования, а также на базе административной отчетности муниципальных образовательных учреждений города и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий программы.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижении значений показателей (индикаторов), являются:
экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике;
законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации и Тамбовской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных программой мероприятий;
политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере образования;
социальные факторы: изменение социальных установок профессионального сообщества и населения, обусловливающие снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных программой мероприятий.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) программы и подпрограмм, включенных в состав программы, (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к программе.
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
для обучающихся и их семей:
обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование;
повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
рост качества образовательных результатов на всех уровнях образования;
обеспечение доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
предоставление возможности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
включение общественности (в первую очередь родителей) в управление образовательными учреждениями и оценку качества образования;
предоставление гражданам полной и объективной информации об образовательных учреждениях, содержании и качестве их программ (услуг);
для профессионального сообщества:
повышение привлекательности педагогической профессии и за счет роста заработной платы (средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составит не менее 100% от средней заработной платы в общем образовании, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе);
обновление педагогического корпуса дошкольного, общего и дополнительного образования, повышение уровня их подготовки, рост уровня квалификации педагогических кадров;
развитие в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления, расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями;
для общества и работодателей:
повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг дошкольного, общего и дополнительного образования;
обеспечение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования;
снижение уровня социального сиротства в городе;
рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг 90,2%.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы
Мероприятия программы включены в четыре подпрограммы. Две из них соответствуют уровням образования и предусматривают мероприятия, направленные на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании. Третья подпрограмма объединяет мероприятия, обеспечивающие защиту прав детей, государственную поддержку детей-сирот и детей с особыми нуждами. Четвертая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих эффективность управления системой образования в целом.
Подпрограмма "Развитие дошкольного образования" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
создание условий для повышения эффективности и качества системы дошкольного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на расширение доступности дошкольного образования за счет развития вариативных моделей дошкольного образования.
Муниципальные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение городских и участие в областных и Всероссийских мероприятиях для педагогических работников и обучающихся дошкольных образовательных учреждений.
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение доступности общего образования;
повышение качества общего образования;
создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования;
обеспечение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
В рамках мероприятий подпрограммы предусматривается обеспечение муниципальных образовательных учреждений ресурсами на выполнение полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В целях обеспечения предоставления качественных услуг общего образования и дополнительного образования будет продолжен комплекс мер, направленных на создание условий и стимулов для профессионального развития и роста, обеспечено функционирование системы персонифицированного дополнительного образования детей, подразумевающей предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования с возможностью использования в рамках механизмов персонифицированного финансирования.
Также в рамках подпрограммы предполагается:
организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования;
обеспечение школьников общеобразовательных учреждений города горячим питанием.
Инициативы педагогов и образовательных учреждений получат поддержку через конкурсы.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение городских и участие в областных и Всероссийских мероприятиях для обучающихся и педагогических работников школ и учреждений дополнительного образования.
Будет обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.
Подпрограмма предусматривает реализацию организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества образования.
Также подпрограмма включает мероприятия, связанные с финансовым обеспечением оказания услуг муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в соответствии с перечнями услуг.
Подпрограмма "Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами" предусматривает решение следующей задачи:
создание необходимых условий для семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпрограмма включает мероприятия по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках подпрограммы будут реализованы меры по финансовому обеспечению государственных полномочий по опеке и попечительству, защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, текущее обеспечение и дальнейшее развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпрограмма "Обеспечение реализации программы и прочие мероприятия в области образования" (далее - подпрограмма) направлена на решение задачи развития институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Подпрограмма включает мероприятия по экспертно-аналитическому, организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы образования, бухгалтерскому обслуживанию и материально-техническому обеспечению системы образования через обеспечение выполнения муниципальными учреждениями соответствующих услуг и работ.
Подпрограмма предусматривает реализацию новых организационно-управленческих механизмов, направленных на снижение неэффективных расходов в области образования.
Решение задач в рамках программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы
5.1. Муниципальные услуги:
предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям;
предоставление общедоступного и бесплатного начального общего образования;
предоставление общедоступного и бесплатного основного общего образования;
предоставление общедоступного и бесплатного среднего общего образования;
предоставление дополнительного образования детям;
организация отдыха детей в каникулярное время;
обеспечение учреждений образования методической информацией;
организация питания обучающихся образовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений;
централизованное ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений города.
5.2. Муниципальные работы:
работа по проведению конкурсов и организация участия в конкурсах;
организация отдыха детей в каникулярное время;
организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий с детьми.
Прогноз сводных показателей муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Котовска по программе представлен в приложении N 3 к программе.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджета города и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию программы утверждается решением сессии Котовского городского Совета народных депутатов на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 1 153 655,5 тыс. рублей (14,4%), бюджет области 3 919 792,1 тыс. рублей (48,9%), бюджет города 2 329 277,3 тыс. рублей (29%).
Предусмотрено финансирование программы из внебюджетных источников в объеме 620 260,1 тыс. рублей (7,7%). Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые муниципальными бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, за счет прочих безвозмездных поступлений; а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий программы и прогнозной оценке на период до 2030 года за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета города, а также внебюджетных источников, представлена в приложении N 4 к программе.
7. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизмами реализации программы являются:
комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов:
цель программы предполагается к достижению через сеть образовательных учреждений, расположенных на территории города и предоставляющих образовательные услуги. Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
взаимодействие с потребителями образовательных услуг:
важным ресурсом успеха программы должны стать обучающиеся и воспитанники, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поддержки детских объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами образовательных учреждений;
предполагается развитие форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов включения родителей (законных представителей) в управление образовательными учреждениями;
опора на лучшую практику:
ключевым принципом реализации программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогов и руководителей;
финансовые стимулы:
новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие образовательным учреждениям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений;
развитие обратной связи:
широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города Котовска значительно улучшить работу системы образования. Это позволит опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования. В комплексную систему оценки качества образования войдут не только независимые экзамены, но и самооценка муниципального образовательного учреждения, мониторинговые исследования (в том числе исследования трудовых и образовательных траекторий выпускников), инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).
Заместитель главы |
В.В. Пичугина |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации города Котовска Тамбовской области от 9 декабря 2022 г. N 1335 "О внесении изменений в муниципальную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.