Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Красноуральск
Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Красноуральск, утвержденным решением Думы городского округа Красноуральск от 09.09.2021 N 319 (в редакции от 24.01.2022 N 362), и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ"
Муниципальный земельный контроль на территории городского округа Красноуральск осуществляет администрация городского округа Красноуральск (далее - орган муниципального земельного контроля).
Муниципальный земельный контроль осуществляют должностные лица администрации городского округа Красноуральск, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией, входит осуществление муниципального земельного контроля, в том числе проведение профилактических и контрольных мероприятий (далее - инспектор по муниципальному земельному контролю).
Предметом муниципального земельного контроля является:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений: земли, земельные участки, части земельных участков, расположенные в границах городского округа Красноуральск.
Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении объектов контроля устанавливаются следующие категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии риска).
К категории среднего риска относятся:
1) земельные участки, предназначенные и используемые для ведения предпринимательской деятельности.
К категории умеренного риска относятся:
1) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального значения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
4) земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
В случае если объект контроля не отнесен органом муниципального земельного контроля к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Ежегодный план проведения плановых проверок на 2022 год не утверждался.
За 11 месяцев 2022 года должностным лицом, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля на территории городского округа Красноуральск проведено:
- 1 внеплановое контрольное мероприятие, по результату которого выдано 1 предписание (до принятия Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336);
- 30 контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами - наблюдений за соблюдением обязательных требований.
По результатам контрольных мероприятий вынесено:
- 6 актов об исполнении ранее выданного предписания;
- 1 акт о невозможности проведения контрольного мероприятия;
- 23 акта о выявлении признаков нарушений обязательных требований земельного законодательства;
- 25 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства.
На регулярной основе предоставлялись консультации в ходе личных приемов, либо посредством телефонной связи.
Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является отсутствие государственной регистрации права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", что соответствует ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений должны приниматься все необходимые меры, а именно:
- надлежаще оформлять права, предусмотренные главами III, IV Земельного кодекса РФ на используемые земельные участки;
- не допускать самовольного занятия земельных участков, то есть использовать земельные участки только при наличии воли правообладателя, выраженной в порядке, установленном действующим законодательством;
- фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю, то есть использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и соответствующим видом разрешенного использования.
Основными проблемами, которые, по своей сути, являются причинами подавляющего большинства выявляемых нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков о предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации требований о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков.
Решением данной проблемы является активная реализация должностными лицами контрольного (надзорного) органа профилактических мероприятий в сфере муниципального земельного контроля, в том числе информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики.
2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.
Решением данных проблем является применение к правообладателем профилактической меры - объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, поскольку данная мера подлежит применению при получении органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Повышению эффективности муниципального земельного контроля будет способствовать:
- систематическое проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
систематическое проведение совместных мероприятий с органами государственного и муниципального земельного контроля с целью обмена опытом и обсуждения возникающих проблем при осуществлении муниципального земельного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.