Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 ноября 2022 г. N 3а-505/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений абзацев первого, второго, четвертого пункта 2 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, отдельных положений Методики расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету - приложение N 1 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161 утвержден Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан (далее - Порядок). Данное постановление опубликовано в газете "Республика Татарстан" N 72 9 апреля 2005 года, в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" N 16, ст. 0357 20 апреля 2005 года.
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что проездной билет и детский проездной билет предоставляют право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения для определенных категорий граждан, перечень которых приведен в пункте 3 Порядка, также предусмотрены исключения, ограничения и условия предоставления этого права отдельным категориям граждан.
В приложении N 1 к Порядку изложена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (далее - Методика).
В постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161 неоднократно вносились изменения. В частности постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 апреля 2012 года N 279, опубликованным в газетах "Республика Татарстан" N 69 10 апреля 2021 года, "Ватаным Татарстан" N 64 от 10 апреля 2021 года, официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" N 34, ст. 1077 4 мая 2021 года, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2018 года N 655, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 августа 2018 года, официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" N 64, ст. 2100 28 августа 2018 года, внесены изменения в пункт 2 Порядка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года N 1074, опубликованным в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" N 4, ст. 0099 17 января 2014 года, Методика изложена в новой редакции.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранс", осуществляющее регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугороднем сообщении, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании абзацев первого, второго, четвертого пункта 2 Порядка как противоречащего Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положений Методики как допускающих неоднозначное толкование.
Как указывает административный истец, оспариваемыми положениями Порядка право проезда на общественном транспорте по единому месячному проездному билету отдельным категориям граждан предоставляется независимо от вида регулярных перевозок (по регулируемым или нерегулируемым тарифам), в то время как в силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут быть предоставлены лишь при условии согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Используемый в оспариваемой Методике показатель "50 и более поездок", по мнению административного истца, может быть применен для определения размера компенсации за перевозки по нерегулируемым тарифам, поскольку в ней отсутствует какое-либо разграничение сферы применения значений в зависимости от вида используемого перевозчиком тарифа.
В судебном заседании представители административного истца общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" Мухаметгалеев С.И., Благовещенский И.В. поддержали административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан Семенова Ю.И., также представляющая интересы заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Нечаева Ю.Н. с административным исковым заявлением не согласилась.
Выслушав представителей административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, входит в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Меры социальной поддержки населения Республики Татарстан определены Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2014 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Согласно части 1 статьи 9 Закона порядок реализации статей 4-8.3, предусматривающих меры социальной поддержки конкретных категорий граждан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно преамбуле постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, Порядок, положения которого оспариваются административным истцом и приложением к которому является оспариваемая Методика, утвержден во исполнение названного Закона Республики Татарстан в целях реализации прав граждан Республики Татарстан на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения.
Таким образом, постановление от 7 апреля 2005 года N 161 принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутым правовым актом полномочий, а также с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Как следует из пункта 1 Порядка для категорий граждан, меры социальной поддержки которых предусмотрены перечисленными в нем актами федерального и регионального законодательства, вводится единый месячный социальный проездной билет (далее - проездной билет) и единый месячный детский социальный проездной билет (далее - детский проездной билет).
Согласно пункту 2 Порядка проездной билет и детский проездной билет предоставляют право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения для категорий граждан, указанных в пункте 3 данного Порядка, за исключением граждан, указанных в подпункте "т" пункта 3 настоящего Порядка (абзац первый).
Проездной билет для граждан, указанных в подпункте "т" пункта 3 Порядка, предоставляет право проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения в пределах муниципального образования (абзац второй).
Проездной билет для граждан, указанных в подпункте "м" пункта 3 Порядка, предоставляет право проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения при условии совместной поездки сопровождающего лица и инвалида I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) или ребенка-инвалида (абзац четвертый).
При этом в тексте пункта 2 Порядка вид регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемому либо регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу), на которые распространяется действие проездного билета и детского проездного билета, не конкретизируется.
Вместе с тем, в пунктах 17 и 18 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны определения видов регулярных перевозок по регулируемым тарифам (регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке) и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком).
Из этого следует, что безусловное право предоставления льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления презюмируется только в отношении регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 20 названного Федерального закона льготы отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться органами государственно власти субъекта Российской Федерации лишь при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Следовательно, для перевозчика предоставление льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, приобретает характер обязанности только при наличии договорных отношений, включающих согласование возмещения перевозчику затрат на перевозку льготных категорий пассажиров, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В силу вышеприведенной нормы федерального законодательства предоставленное оспариваемым пунктом 2 Порядка право проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения по проездному билету, детскому проездному билету не может распространяться на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам при отсутствии такого согласования с соответствующим перевозчиком, однако буквальное толкование оспариваемых норм позволяет применять его к обоим видам регулярных перевозок и, как следствие, возлагать на лиц, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам обязанность по перевозке льготных категорий пассажиров независимо от наличия договорных отношений.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых абзацев первого, второго, четвертого пункта 2 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в которой единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский проездной билет предоставляют право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения при осуществлении перевозчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем), которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, без согласования с последним размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких поездок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении его прав положениями приложенной к Порядку Методики по следующим основаниям.
Законом Республики Татарстан от 19 декабря 2008 года N 123-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по расчету и предоставлению транспортным организациям недополученных доходов, связанных с оказанием услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан, наделены органы местного самоуправления.
Во исполнение названного Закона Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 марта 2020 года N 210 утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан из бюджета Республики Татарстан на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан, пунктом 3 которого регламентирована процедура представления органами местного самоуправления в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан справок-расчетов о размере данных субвенций. При этом справки-расчеты должны составляться в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций недополученных доходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) Республики Татарстан в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан (приложение N 1 к утвержденному названным постановлением Порядку).
Согласно пункту 1 данной Методики она предназначена для определения размера компенсаций недополученных доходов транспортным организациям в муниципальном районе и городском округе Республики Татарстан (далее - муниципальное образование) в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "АвтоТранс" соглашение о предоставлении субсидии от 21 марта 2022 года N 2 заключено с Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района. В силу данного соглашения Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обязуется возместить получателю субсидий расходы, связанные с оказанием транспортных услуг гражданам в рамках бюджетного финансирования в размере недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта от перевозки отдельных категорий граждан по электронным единым именных социальным проездным билетам, за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года. Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан регулярно представляются справки-расчеты, в том числе, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автотранс".
Таким образом, нормативными правовыми актами Республики Татарстан, принятыми позднее утверждения оспариваемой Методики, установлен иной порядок компенсации недополученных доходов, которая осуществляется из бюджета Республики Татарстан опосредованно путем предоставления субвенций местным бюджетам и предоставления муниципальными образованиями соответствующих субсидий транспортным организациям, расчет такой компенсации производится на основании иной методики. Методика, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, в правоотношениях с участием административного истца не применяется. Более того, по сведениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан ко времени судебного разбирательства данным органом государственной власти Республики Татарстан не заключено ни одно соглашение о компенсации из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления в части оспаривания отдельных положений приложения N 1 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан - Методики расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда абзацы первый, второй, четвертый пункта 2 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, в той мере, в которой единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский проездной билет предоставляют право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения при осуществлении перевозчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем), которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, без согласования с последним размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких поездок.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" к Кабинета Министров Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Методики расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету - приложение N 1 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 ноября 2022 г. N 3а-505/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. N 66а-352/2023 настоящее решение отменено в части признания недействующими отдельных положений абзацев первого, второго, четвертого пункта 2 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 г. N 161. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований