Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 03-07-08/120440
Вопрос: На основании статьи 34.2. НК РФ просим дать разъяснения по следующей ситуации:
Между российским производителем/заводом пищевой продукции в РФ (Далее по тексту - Продавец) и китайской организацией, которая не является налоговым резидентом РФ (Далее по тексту - покупатель), заключен Международный договор купли-продажи на экспорт пищевой продукции. В соответствии с данным договором, российский производитель обязуется продать пищевую продукцию в Китай, а Китайская организация - принять и оплатить товар, валюта - рос. рубли. Оплата за товар будет осуществляться Китайским Покупателем через третье лицо - ООО на основании Дополнительного соглашения к Международному договору купли-продажи.
Дополнительно между ООО и китайским Покупателем заключен Договор поручения на осуществление оплаты третьим лицом.
Таким образом, ООО будет выступать агентом китайского Покупателя, участвуя в расчетах Сторон по международному Договору КП, а именно ООО будет принимать от китайского Покупателя денежные средства по оплате товара на свой расчетный счет, причитающиеся российскому Продавцу заводу/изготовителю, с дальнейшим перечислением таких выплат на его (Продавца) расчетный счет, за отдельное вознаграждение.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0%.
При реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 данной статьи, в налоговые органы представляются, в частности, следующие документы:
- договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
- контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации.
В п. 2 ст. 165 НК РФ не содержится прямого указания на то, что экспортером (лицом, осуществляющим фактический вывоз товара с территории РФ/Таможенного союза) должен выступать именно агент/поверенный. Право на применение нулевой ставки имеет именно лицо, выступающее экспортером и реализующее товары в режиме экспорта.
С целью соблюдения налогового законодательства, прошу разъяснить следующие вопросы:
1. Имеет ли право российский производитель/завод (продавец) пищевой продукции, осуществляющий реализацию товара, вывозимого в режиме экспорта за пределы РФ, и оплачиваемого китайским Покупателем через агента/поверенного ООО, применить ставку НДС 0%, если фактический вывоз товара с территории РФ/Таможенного союза осуществляет Продавец (принципал/доверитель) на основании заключенного Международного договора купли-продажи?
2. Какие документы в данном случае для подтверждения ставки НДС 0% должен представить российский производитель/завод (продавец) в налоговые органы?
Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт в Китайскую Народную Республику при условии, что оплата товара будет осуществляться китайским покупателем российской организации через третье лицо, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Так, на основании пункта 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт в налоговые органы представляется контракт (копия контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Евразийского экономического союза и таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации (реестр таможенных деклараций).
Представление в налоговый орган выписки банка, подтверждающей поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика, нормами пункта 1 статьи 165 Кодекса не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При реализации товаров на экспорт применяется нулевая ставка НДС при предоставлении определенных документов. Минфин указал, что направление в налоговый орган выписки банка о поступлении выручки от реализации товара иностранному лицу не предусмотрено.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 03-07-08/120440
Опубликование:
-