Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2022 г. N 03-07-08/115422
Вопрос: Между нашей фирмой и иностранной организацией (Ирландия) заключено Соглашение о лицензировании цифрового контента от 01.01.2022 г. Услуги оказываются посредством сети Интернет и квалифицируются как электронные услуги (пункт 1 статьи 174.2 НК РФ). Иностранная организация зарегистрирована в налоговом органе РФ как плательщик НДС (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
До недавнего времени иностранная организация самостоятельно перечисляла НДС в бюджет с тех сумм, которые наша организацией перечисляла ей за оказанные услуги.
Однако, в этом году из-за санкций это стало проблематично для многих иностранных организаций.
ФНС и Минфин выпустили письма-рекомендации. ФНС в письме от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@ рекомендовало бизнесу платить НДС за иностранных контрагентов, а потом рассчитываться с ними с учетом уплаченного налога. Такая же рекомендация есть в письме Минфина от 10.06.2022 N 03-07-08/55372.
Также был принят закон N 323-ФЗ от 14.07.2022 г. и эту норму прописали в НК.
Статью 174.2 НК РФ дополнили п. 10.1.
Из этого пункта следует, что российские организации, которым иностранные контрагенты оказывают услуги в электронной форме, с 1.10.2022 должны выступить налоговыми агентами и сами перечислить налог НДС в российский бюджет. Но в самом этом пункте содержится исключение - за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.
Однако, в соответствии с п. 4.6 статьи 83 НК РФ на учет встают именно организации, оказывающие услуги в электронной форме. В ст. 83 НК РФ нет больше упоминаний, как еще должны вставать на учет иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, кроме как по п. 4.6.
Иностранная организация состоит на учете в соответствии с п. 4.6. статьи 83 НК РФ. В связи с санкциями, у иностранной организации нет возможности перечислять НДС в бюджет Российской Федерации.
В текущих реалиях наша организация считает обоснованной необходимость стать налоговым агентом поставщика и уплачивать за него НДС в бюджет. Чтобы налог перечислялся вовремя и не возникала задолженность по налогу.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить следующее:
1. Может ли наша организация выступать налоговым агентом по НДС, если иностранный поставщик стоит на учёте в РФ как плательщик НДС? Если да, то каким образом и в каком порядке?
2. Если выступать налоговым агентом можно, то по какой ставке надо будет исчислять НДС: по ставке 16,67% или 20/120?
3. Надо ли при этом нам самим формировать счета-фактуры?
4. Какую сумму НДС мы сможем принять к вычету, выступив налоговым агентом - по ставке 16,67% или по 20/120, учитывая, что все акты и инвойсы от иностранной организации будут содержать указание на ставку 16,67%?
5. Если иностранная организация выставит акты и инвойеы без НДС и в них нигде не будет ни ставки, ни суммы НДС, а мы в свою очередь начислим НДС сверху по ставке 20%, выступим налоговым агентом, перечислим налог в бюджет, то можем ли мы принять эту сумму НДС к вычету на основании выставленной самим себе счет-фактуры? Не будет ли проблем с таким вычетом?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость российской организацией при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации, состоящей на учете в российских налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании пункта 10.1 статьи 174.2 Кодекса (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ) при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса.
Таким образом, иностранные организации, в том числе состоящие на учете в российских налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, не производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, а налог подлежит исчислению и уплате покупателем в качестве налогового агента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1-3 статьи 161 Кодекса налоговая ставка определяется расчетным методом как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10/110 или 20/120).
В случае, если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, реализующим товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость путем увеличения стоимости услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 168 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 1-3 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса, счета-фактуры составляются в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами, указанными в пункте 2 статьи 161 Кодекса. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранной организации услуги в электронной форме, исчисляет налог на добавленную стоимость с применением расчетной ставки налога 20/120, составляет счет-фактуру, а также имеет право на принятие к вычету исчисленной и уплаченной в бюджет суммы налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация, приобретающая у иностранной компании услуги в электронной форме, исчисляет НДС по расчетной ставке 20/120, составляет счет-фактуру и вправе принять к вычету уплаченный налог.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2022 г. N 03-07-08/115422
Опубликование:
-