Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419 "Об организации выпуска образовательных сертификатов в целях участия граждан в программах повышения квалификации и переподготовки" (с последующими изменениями).
Премьер-министр |
А.Г. Назаров |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 12 декабря 2022 года N 770
Изменения,
вносимые в постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419 "Об организации выпуска образовательных сертификатов в целях участия граждан в программах повышения квалификации и переподготовки"
1) наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об организации выпуска образовательных социальных сертификатов в целях участия населения в программах повышения квалификации и переподготовки";
2) пункты 1-3 изложить в следующей редакции:
"1. Реализовать дополнительное мероприятие в области содействия занятости населения - организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, граждан - участников специальной военной операции (далее - СВО) с использованием государственных персонифицированных образовательных социальных сертификатов.
2. Организовать выпуск государственных персонифицированных образовательных социальных сертификатов в целях участия граждан, граждан - участников СВО в программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
3. Утвердить прилагаемые:
Положение о государственном персонифицированном образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям дополнительного профессионального образования на возмещение затрат по исполнению государственного социального заказа на оказание услуги "Организация выпуска образовательных социальных сертификатов в целях участия населения в программах повышения квалификации и переподготовки".";
3) Положение о государственном персонифицированном образовательном сертификате на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Положение
о государственном персонифицированном образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок предоставления государственного персонифицированного образовательного социального сертификата на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, граждан - участников специальной военной операции (далее соответственно - образовательный сертификат; СВО) в целях содействия им в трудоустройстве и занятости, повышения их конкурентоспособности на рынке труда Республики Башкортостан, а также содействия работодателям в подготовке кадров необходимой квалификации под имеющиеся (создаваемые) рабочие места.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
а) граждане - незанятые граждане, проживающие на территории Республики Башкортостан и состоящие в центрах занятости на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, граждане, зарегистрированные в центрах занятости в качестве безработных, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
б) образовательный сертификат - именной документ, предоставляемый гражданам, гражданам - участникам СВО и подтверждающий их право на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования (далее - обучение) с использованием образовательного сертификата в порядке и на условиях, определенных настоящим Положением;
в) организации дополнительного профессионального образования - образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) и (или) основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих) (далее - программы обучения);
г) реестр организаций дополнительного профессионального образования - информационная база, содержащая сведения об организациях дополнительного профессионального образования, программах обучения, информацию о материально-техническом и кадровом обеспечении организаций дополнительного профессионального образования, формируемая в целях учета и систематизации сведений об этих организациях;
д) реестр образовательных сертификатов - информационная база, содержащая сведения о выданных образовательных сертификатах;
е) граждане - участники СВО - граждане, проживающие на территории Республики Башкортостан и:
имеющие статус военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и принимающие (принимавшие) участие в СВО;
принимающие (принимавшие) участие в СВО в составе добровольческих отрядов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, Украины;
имеющие специальные звания полиции, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в подразделениях Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан и принимающие (принимавшие) участие в СВО;
призванные на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации";
граждане Российской Федерации, имеющие инвалидность 1 и 2 групп вследствие ранения (контузии, увечья), полученного во время участия в СВО;
ж) центр занятости - государственные казенные учреждения межрайонные центры занятости населения Республики Башкортостан, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы.
1.3. Целями обучения с использованием образовательных сертификатов являются повышение конкурентоспособности на рынке труда, развитие профессиональных навыков (компетенций), изменение профессии (специальности, рода занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся квалификациям, для последующей занятости, трудоустройства, регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
1.4. Получение высшего образования или среднего профессионального образования с использованием образовательных сертификатов не допускается.
1.5. Право на получение образовательного сертификата имеют граждане, граждане - участники СВО.
Право в приоритетном порядке получить образовательный сертификат имеют граждане из числа испытывающих трудности в поиске работы, определенные в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также граждане - участники СВО.
Не допускается повторное прохождение обучения с использованием образовательного сертификата в течение 3 лет с даты использования предыдущего образовательного сертификата, за исключением граждан - участников СВО.
1.6. Продолжительность периода обучения граждан не должна превышать 6 месяцев.
1.7. Максимальные суммы образовательных сертификатов являются следующими:
1) для граждан - не более 10000 рублей за весь период обучения до 31 декабря 2022 года включительно и не более 20000 рублей с 1 января 2023 года;
2) для граждан - участников СВО - не более 50000 рублей за весь период обучения.
Граждане, граждане - участники СВО самостоятельно обеспечивают оплату стоимости обучения сверх максимальной суммы образовательного сертификата организации дополнительного профессионального образования.
1.8. Выбор программы обучения и организации дополнительного профессионального образования для прохождения обучения осуществляется гражданами, гражданами - участниками СВО самостоятельно из реестра организаций дополнительного профессионального образования.
1.9. Обучение граждан, граждан - участников СВО осуществляется по очной, заочной, очно-заочной формам обучения, может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
Реализация программ обучения граждан, граждан - участников СВО возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.10. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации об образовании, по результатам которой выдается документ в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Обучение должно быть завершено до конца текущего финансового года.
1.11. Распределение образовательных сертификатов осуществляется пропорционально прогнозной численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, для соответствующего центра занятости.
1.12. Образовательный сертификат не является ценной бумагой и не подлежит передаче другому лицу. Срок действия образовательного сертификата исчисляется с даты его выдачи до конца финансового года.
Форма образовательного сертификата приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
2. Порядок формирования и ведения реестра организаций дополнительного профессионального образования
2.1. Формирование и ведение реестра организаций дополнительного профессионального образования включают в себя получение Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство семьи и труда РБ) от организаций дополнительного профессионального образования сведений в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения, рассмотрение Экспертным советом по формированию реестра организаций дополнительного профессионального образования, создаваемым Министерством семьи и труда РБ (далее - Экспертный совет), полученных сведений, их хранение и опубликование реестра организаций дополнительного профессионального образования.
Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Экспертном совете согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
2.2. Реестр организаций дополнительного профессионального образования содержит следующие сведения:
а) порядковый номер организации дополнительного профессионального образования;
б) полное и краткое наименования организации дополнительного профессионального образования в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, в соответствии с Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей;
в) ИНН;
г) юридический адрес и место нахождения юридического лица - организации дополнительного профессионального образования, адрес регистрации физического лица (индивидуального предпринимателя);
д) контактные данные организации дополнительного профессионального образования: номер телефона (факса), адрес электронной почты и официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии);
е) сведения о перечне программ обучения:
полное наименование программы обучения;
количество часов;
стоимость обучения (с учетом затрат на организацию производственной практики (практических занятий)).
2.3. Министерство семьи и труда РБ ежегодно информирует организации дополнительного профессионального образования о возможности реализации в соответствующем финансовом году программ обучения посредством размещения информационного сообщения на официальном сайте Министерства семьи и труда РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (mintrud.bashkortostan.ru) (далее соответственно - информационное сообщение; официальный сайт).
2.4. Для включения в реестр организаций дополнительного профессионального образования организация дополнительного профессионального образования должна соответствовать следующим требованиям:
а) должна быть зарегистрирована на территории Республики Башкортостан;
б) должна иметь документ (лицензию), дающий (дающую) право в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление образовательной деятельности и предусматривающий (предусматривающую) реализацию программ обучения;
в) юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
2.5. Для включения в реестр организаций дополнительного профессионального образования они в течение 10 календарных дней с даты опубликования информационного сообщения представляют в Министерство семьи и труда РБ письмо-заявку на участие в отборе организаций дополнительного профессионального образования для реализации программ обучения по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению (далее - письмо-заявка) с приложением следующих документов:
а) согласия на обработку персональных данных лица, уполномоченного организацией дополнительного профессионального образования на взаимодействие с Министерством семьи и труда РБ, в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" (в случае подачи письма-заявки юридическим лицом) или согласия на обработку персональных данных физического лица - индивидуального предпринимателя (в случае подачи им письма-заявки);
б) копии устава, заверенной в установленном порядке (для юридических лиц);
в) копии документа (лицензии), дающего (дающей) право в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление образовательной деятельности и предусматривающего (предусматривающей) реализацию программ обучения, заверенной организацией дополнительного профессионального образования;
г) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученной не ранее чем за 1 месяц до дня подачи письма-заявки, или заверенной в установленном порядке копии такой выписки;
д) копий реализуемых программ обучения, предлагаемых для включения в реестр организаций дополнительного профессионального образования;
е) перечня материально-технических ресурсов, имеющихся в организации дополнительного профессионального образования для реализации программ обучения, заверенного руководителем организации дополнительного профессионального образования (в случае подачи письма-заявки юридическим лицом) или индивидуальным предпринимателем (в случае подачи им письма-заявки);
ж) информации о педагогических кадрах, привлеченных к реализации программ обучения, заверенной руководителем организации дополнительного профессионального образования (в случае подачи письма-заявки юридическим лицом);
з) описи представленных документов.
Документы подаются в Министерство семьи и труда РБ на бумажном носителе лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации дополнительного профессионального образования, либо ее представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по почте, либо в электронной форме по адресу электронной почты Министерства семьи и труда РБ (при наличии технической возможности) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации дополнительного профессионального образования, индивидуального предпринимателя.
2.6. В случае непредставления организацией дополнительного профессионального образования или индивидуальным предпринимателем документов, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 2.5 настоящего Положения, по собственной инициативе Министерство семьи и труда РБ обеспечивает получение их или информации, содержащейся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.7. Организация дополнительного профессионального образования несет ответственность за полноту и достоверность представляемых в Министерство семьи и труда РБ документов и сведений согласно законодательству Российской Федерации.
2.8. Министерство семьи и труда РБ:
1) регистрирует представленные письмо-заявку и прилагаемые к нему документы в день их поступления.
Документы регистрируются в учетном журнале регистрации документов с присвоением порядкового номера в день их поступления в Министерство семьи и труда РБ. Учетный журнал регистрации документов должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью Министерства семьи и труда РБ;
2) проверяет полноту, достоверность и правильность оформления представленных документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения. Срок рассмотрения представляемых организациями дополнительного профессионального образования документов не должен превышать 3 календарных дней с даты их регистрации;
3) после проверки документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, в течение 1 календарного дня передает информацию о них в Экспертный совет для дальнейшего рассмотрения вопроса о включении организаций дополнительного профессионального образования в их реестр.
2.9. В случаях, если организацией дополнительного профессионального образования представлен неполный пакет документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, за исключением документов, указанных в подпунктах "в" и "г", имеются неточности, опечатки, Министерство семьи и труда РБ в течение 1 календарного дня направляет этой организации уведомление о необходимости устранения выявленных замечаний в письменной форме по почтовому адресу, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в форме электронного документа, с указанием замечаний и срока представления организацией дополнительного профессионального образования в Министерство семьи и труда РБ исправленных документов, который составляет не более 3 календарных дней со дня получения организацией дополнительного профессионального образования указанного уведомления.
Министерство семьи и труда РБ рассматривает документы, поступившие от организации дополнительного профессионального образования на повторное рассмотрение, в течение 2 календарных дней.
2.10. Срок рассмотрения Экспертным советом информации о поступивших от организаций дополнительного профессионального образования документах не должен превышать 5 календарных дней с даты поступления указанной информации.
2.11. Решение о включении или об отказе во включении организаций дополнительного профессионального образования в их реестр принимается на заседании Экспертного совета. Принятое решение оформляется протоколом заседания Экспертного совета в срок, указанный в пункте 2.10 настоящего Положения.
2.12. Основаниями для отказа во включении организации дополнительного профессионального образования в реестр организаций дополнительного профессионального образования являются следующие:
а) несоответствие организации дополнительного профессионального образования требованиям, указанным в пункте 2.4 настоящего Положения;
б) представление организацией дополнительного профессионального образования недостоверных сведений и документов;
в) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, за исключением документов, запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
г) подача организацией дополнительного профессионального образования письма-заявки и прилагаемых к нему документов после даты и (или) времени приема документов, которые указаны в информационном сообщении;
д) неустранение организацией дополнительного профессионального образования выявленных замечаний в течение срока, указанного в уведомлении о необходимости устранения выявленных замечаний.
2.13. Решение о включении организации дополнительного профессионального образования в реестр организаций дополнительного профессионального образования Министерство семьи и труда РБ принимает в форме приказа на основании протокола заседания Экспертного совета, указанного в пункте 2.11 настоящего Положения, в течение 2 календарных дней с момента подписания данного протокола.
2.14. Не позднее 2 календарных дней со дня утверждения приказа о включении организаций дополнительного профессионального образования в их реестр, указанного в пункте 2.13 настоящего Положения, Министерство семьи и труда РБ:
1) размещает реестр организаций дополнительного профессионального образования на информационном портале занятости населения Министерства семьи и труда РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.bashzan.ru);
2) уведомляет организации дополнительного профессионального образования о включении или об отказе во включении в их реестр в письменной форме по почтовому адресу, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в форме электронного документа.
2.15. Реестр организаций дополнительного профессионального образования актуализируется Министерством семьи и труда РБ по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Для актуализации сведений, содержащихся в реестре организаций дополнительного профессионального образования, они ежегодно не позднее 15 января направляют в Министерство семьи и труда РБ письмо по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению (далее - письмо) на бумажном носителе лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации дополнительного профессионального образования, либо ее представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по почте, либо в электронной форме по адресу электронной почты Министерства семьи и труда РБ (при наличии технической возможности) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации дополнительного профессионального образования или индивидуального предпринимателя.
2.16. Министерство семьи и труда РБ:
1) регистрирует представленные письма в дни их поступлений в учетном журнале регистрации документов с присвоением порядкового номера;
2) в течение 5 календарных дней после окончания приема писем рассматривает их;
3) в случае, если организацией дополнительного профессионального образования представлено письмо, где имеются неточности, опечатки, в течение 1 календарного дня направляет этой организации уведомление о необходимости устранения выявленных замечаний в письменной форме по почтовому адресу, указанному в письме, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в письме, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в форме электронного документа, с указанием замечаний и срока представления организацией дополнительного профессионального образования в Министерство семьи и труда РБ исправленного письма, который составляет не более 3 календарных дней со дня получения организацией дополнительного профессионального образования указанного уведомления.
Письмо, поступившее от организации дополнительного профессионального образования на повторное рассмотрение, рассматривается в течение 3 календарных дней со дня его поступления;
4) в течение 3 календарных дней после рассмотрения писем передает информацию об организациях дополнительного профессионального образования, представивших и не представивших письма, в Экспертный совет для дальнейшего рассмотрения вопроса об исключении организаций дополнительного профессионального образования, не представивших письма, из реестра организаций дополнительного профессионального образования;
5) в течение 2 календарных дней с момента подписания протокола, указанного в подпункте 2 пункта 2.17 настоящего Положения, издает приказ об исключении организаций дополнительного профессионального образования из их реестра.
2.17. Экспертный совет:
1) рассматривает информацию об организациях дополнительного профессионального образования, представивших и не представивших письма, не позднее 5 календарных дней с даты поступления указанной информации;
2) принимает решение об исключении организаций дополнительного профессионального образования, не представивших письма в установленный срок, из реестра организаций дополнительного профессионального образования, которое оформляется протоколом заседания Экспертного совета в срок, предусмотренный в подпункте 1 настоящего пункта.
2.18. Организация дополнительного профессионального образования уведомляется Министерством семьи и труда РБ об исключении из реестра организаций дополнительного профессионального образования не позднее 3 календарных дней со дня издания приказа, указанного в подпункте 5 пункта 2.16 настоящего Положения, в письменной форме по почтовому адресу, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в письме-заявке, поступившем в Министерство семьи и труда РБ в форме электронного документа.
2.19. В случае изменения сведений об организации дополнительного профессионального образования, подлежащих включению в реестр организаций дополнительного профессионального образования, организация дополнительного профессионального образования в течение 7 рабочих дней со дня изменения сведений представляет в Министерство семьи и труда РБ письмо о внесении изменений в реестр организаций дополнительного профессионального образования по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению с приложением копий документов (выписок из них), подтверждающих достоверность новых сведений, на бумажном носителе лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации дополнительного профессионального образования, либо ее представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по почте, либо в электронной форме по адресу электронной почты Министерства семьи и труда РБ (при наличии технической возможности) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации дополнительного профессионального образования или индивидуального предпринимателя.
2.20. Министерство семьи и труда РБ в течение 3 рабочих дней с даты поступления письма о внесении изменений, указанного в пункте 2.19 настоящего Положения, рассматривает его и не позднее 2 рабочих дней вносит соответствующие изменения в реестр организаций дополнительного профессионального образования.
2.21. Доступ граждан, граждан - участников СВО к реестру организаций дополнительного профессионального образования осуществляется на информационном портале занятости населения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.bashzan.ru).
2.22. Для ведения реестра организаций дополнительного профессионального образования используется платформа межведомственного электронного взаимодействия Республики
Башкортостан, государственная информационная система "Региональный портал государственных услуг Республики Башкортостан" (https://gosuslugi.bashkortostan.ru/) (далее - РПГУ).
До внедрения соответствующего функционала на РПГУ ведение реестра организаций дополнительного профессионального образования осуществляется Министерством семьи и труда РБ с использованием информационной системы и данных реестра организаций дополнительного профессионального образования.
3. Порядок формирования и ведения реестра образовательных сертификатов
3.1. Реестр образовательных сертификатов содержит следующие сведения:
а) номер образовательного сертификата;
б) актуальность образовательного сертификата;
в) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина или гражданина - участника СВО;
г) дату рождения гражданина или гражданина - участника СВО;
д) данные паспорта гражданина или гражданина - участника СВО либо иного документа, удостоверяющего личность гражданина или гражданина - участника СВО;
е) место (адрес) регистрации гражданина или гражданина - участника СВО;
ж) контактную информацию гражданина или гражданина - участника СВО;
з) наименование выбранной гражданином или гражданином - участником СВО организации дополнительного профессионального образования, входящей в реестр организаций дополнительного профессионального образования;
и) сведения о договоре на оказание образовательных услуг;
к) наименование выбранной гражданином или гражданином - участником СВО программы обучения (с указанием количества часов);
л) сведения об общей стоимости обучения;
м) дату начала действия образовательного сертификата (дату выдачи).
3.2. Формирование записи в реестре образовательных сертификатов осуществляется центром занятости в течение 1 рабочего дня с даты выдачи гражданину или гражданину - участнику СВО образовательного сертификата.
3.3. Сведения, указанные в подпунктах "в", "д"-"ж" пункта 3.1 настоящего Положения, изменяются посредством представления гражданином или гражданином - участником СВО в центр занятости в письменной форме или в форме электронного документа заявления об изменении сведений, в котором должны содержаться:
а) перечень сведений, подлежащих изменению;
б) причина(-ы) изменения сведений;
в) новые сведения, которые необходимо внести в реестр образовательных сертификатов.
Заявление об изменении сведений направляется гражданином или гражданином - участником СВО не позднее 10 календарных дней со дня изменения указанных сведений.
К заявлению об изменении сведений о гражданине или гражданине - участнике СВО прикладываются копии документов, подтверждающих достоверность новых сведений, которые необходимо внести в реестр образовательных сертификатов (за исключением сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 3.1 настоящего Положения).
При непредставлении копий документов, подтверждающих достоверность новых сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 3.1 настоящего Положения, внесение изменений в сведения о гражданине, о гражданине - участнике СВО в реестр образовательных сертификатов центр занятости не осуществляет и в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления об изменении сведений уведомляет гражданина или гражданина - участника СВО в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в центр занятости в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в центр занятости в форме электронного документа, о необходимости представления этих документов в срок, не превышающий 2 рабочих дней.
3.4. Заявление об изменении сведений о гражданине или о гражданине - участнике СВО рассматривается центром занятости в течение 3 рабочих дней. По итогам рассмотрения указанного заявления центр занятости в течение 5 рабочих дней вносит изменения в соответствующую запись о гражданине или о гражданине - участнике СВО в реестр образовательных сертификатов.
4. Порядок получения образовательного сертификата и организация обучения граждан, граждан - участников СВО с использованием образовательных сертификатов
4.1. Для получения образовательного сертификата гражданин или гражданин - участник СВО подает в центр занятости на бумажном носителе, либо по почте, либо в электронной форме по адресу электронной почты центра занятости или посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) заявление о предоставлении образовательного сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению с приложением следующих документов:
а) копии паспорта гражданина или гражданина - участника СВО либо иного документа, удостоверяющего личность гражданина или гражданина - участника СВО (с предъявлением оригинала в случае личного обращения в центр занятости);
б) копии(-й) документа(-ов) об образовании и (или) о квалификации либо свидетельства об обучении, если они выданы на территории иностранного государства, военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования или в 1992 - 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации (с предъявлением оригинала(-ов));
в) копий трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности и справки, подтверждающей нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет). В случае непредставления указанных копий центр занятости обеспечивает получение сведений посредством направления межведомственного запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
г) копии свидетельства о рождении ребенка (для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет). Копия документа представляется по инициативе гражданина. В случае непредставления им указанной копии центр занятости обеспечивает получение сведений о рождении ребенка посредством направления межведомственного запроса в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;
д) копии документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости (для незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность). Копия документа представляется по инициативе гражданина. В случае непредставления им указанной копии центр занятости обеспечивает получение сведений, подтверждающих назначение страховой пенсии по старости, посредством направления межведомственного запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
е) индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии инвалидности). При наличии сведений об инвалидности в федеральном реестре инвалидов гражданин или гражданин - участник СВО вправе не представлять указанный документ в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
ж) сведений о лицевом счете, открытом в кредитной организации;
з) документа (сведений), подтверждающего (подтверждающих) участие в СВО (для граждан - участников СВО). При непредставлении указанного (указанных) документа (сведений) центр занятости обеспечивает его (их) получение посредством направления межведомственного запроса в Министерство обороны Российской Федерации (Военный комиссариат Республики Башкортостан).
Граждане и граждане - участники СВО несут ответственность за достоверность сведений, представленных в центры занятости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Центр занятости регистрирует заявление и прилагаемые к нему документы в день их поступления в порядке очередности в журнале регистрации заявлений, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
В случае поступления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронного документа в нерабочее время они регистрируются центром занятости в первый рабочий день, следующий за днем поступления.
4.3. Центр занятости проверяет полноту, достоверность и правильность оформления представленных документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения. Срок рассмотрения документов, представленных гражданином или гражданином - участником СВО, не должен превышать 2 рабочих дней с даты регистрации этих документов.
4.4. Центр занятости по завершении проверки документов в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину или гражданину - участнику СВО образовательного сертификата.
4.5. О принятом решении в течение 2 рабочих дней со дня его принятия центр занятости уведомляет гражданина или гражданина - участника СВО в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в центр занятости в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в центр занятости в форме электронного документа.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении образовательного сертификата в уведомлении указывается основание для этого.
4.6. Основаниями для отказа в предоставлении образовательного сертификата являются следующие:
а) несоответствие заявителя категориям граждан и граждан - участников СВО, указанным в подпунктах "а" и "е" пункта 1.2 настоящего Положения;
б) непредставление либо представление не в полном объеме гражданином или гражданином - участником СВО документов в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения, за исключением документов, предусмотренных в подпунктах "в"-"е", "з";
в) недостоверность информации, представленной гражданином или гражданином - участником СВО;
г) выявление факта повторного получения гражданином образовательного сертификата в течение 3 лет с даты использования предыдущего образовательного сертификата (положение не касается гражданина - участника СВО);
д) превышение лимитов бюджетных обязательств, доведенных центрам занятости на текущий финансовый год на организацию выпуска образовательных сертификатов.
В случае отказа в предоставлении образовательного сертификата по основаниям, установленным в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, гражданин или гражданин - участник СВО вправе повторно представить документы после устранения оснований, послуживших причиной отказа.
4.7. Центр занятости в течение 10 рабочих дней со дня направления гражданину или гражданину - участнику СВО в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Положения уведомления о предоставлении образовательного сертификата заключает с гражданином или гражданином - участником СВО договор о выдаче образовательного сертификата и выдает ему образовательный сертификат.
Договор о выдаче образовательного сертификата должен содержать его номер и дату выдачи, наименования организации дополнительного профессионального образования и программы обучения, количество ее часов, стоимость обучения.
4.8. Гражданин или гражданин - участник СВО, получивший образовательный сертификат, принимает на себя обязательство по прохождению обучения для последующей занятости, трудоустройства, регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
4.9. Гражданин или гражданин - участник СВО в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора о выдаче образовательного сертификата представляет выбранной им организации дополнительного профессионального образования образовательный сертификат. Центр занятости, гражданин или гражданин - участник СВО, организация дополнительного профессионального образования заключают договор на оказание образовательных услуг (далее - договор об обучении).
4.10. Договор об обучении может быть расторгнут по инициативе гражданина или гражданина - участника СВО по соглашению сторон, а также по инициативе организации дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.11. В случае расторжения договора об обучении организация дополнительного профессионального образования в течение 3 рабочих дней с момента его расторжения информирует об этом центр занятости посредством представления соответствующего заявления в письменной форме или в форме электронного документа.
Центр занятости в течение 2 рабочих дней с даты получения указанного заявления вносит сведения о расторжении договора об обучении в соответствующую запись в реестре образовательных сертификатов.
4.12. В случае порчи либо утраты гражданином или гражданином - участником СВО образовательного сертификата ему на основании заявления, представленного в центр занятости в письменной форме или в форме электронного документа, выдается дубликат образовательного сертификата не позднее 10 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления. При этом гражданин или гражданин - участник СВО обязан вернуть в центр занятости образовательный сертификат, пришедший в негодность.
Решение о выдаче дубликата образовательного сертификата принимается центром занятости в течение 3 рабочих дней со дня подачи указанного заявления. Факт выдачи дубликата фиксируется соответствующей записью в реестре образовательных сертификатов. Повторная выдача дубликата образовательного сертификата не допускается.
Центры занятости представляют образовательные сертификаты, пришедшие в негодность в связи с порчей, в Министерство семьи и труда РБ по акту приема-передачи (описи) не позднее 7 рабочих дней с даты выдачи дубликатов образовательных сертификатов.
4.13. Возмещение затрат организации дополнительного профессионального образования на оказание образовательных услуг осуществляется центром занятости в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям дополнительного профессионального образования на возмещение затрат по исполнению государственного социального заказа на оказание услуги "Организация выпуска образовательных социальных сертификатов в целях участия населения в программах повышения квалификации и переподготовки" по образовательному социальному сертификату, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419.
4.14. Организация дополнительного профессионального образования в течение 5 рабочих дней со дня завершения обучения представляет в центр занятости копию приказа (выписки из него) о завершении гражданином или гражданином - участником СВО обучения и подписывает с центром занятости акт выполненных работ.
4.15. Гражданин или гражданин - участник СВО обязан вернуть в центр занятости образовательный сертификат, не использованный до 1 декабря года его выдачи.
4.16. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на финансирование образовательных сертификатов, осуществляется центрами занятости.
4.17. Министерство семьи и труда РБ осуществляет мониторинг реализации мероприятия по организации обучения граждан и граждан - участников СВО с использованием образовательных сертификатов в отчетном году.
Оценка эффективности реализации мероприятия по организации обучения граждан и граждан - участников СВО с использованием образовательных сертификатов осуществляется Министерством семьи и труда РБ на основании представляемых центрами занятости данных об использовании образовательных сертификатов.
Приложение N 1
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
Государственный персонифицированный образовательный социальный сертификат на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование N ___________
Настоящим сертификатом удостоверяется, что
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) (полностью)
владельца сертификата)
имеет право на прохождение профессионального обучения или получение
дополнительного профессионального образования в
_________________________________________________________________________
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
по следующей программе обучения:
_________________________________________________________________________
(наименование программы обучения)
и принимает на себя обязательство по прохождению обучения.
Сумма финансового обеспечения сертификата составляет
_______________ (_______________________________________________) рублей.
(цифрами) (прописью)
Дата выдачи сертификата - "___" _________ 20 ___г.
Министр семьи, труда и социальной
защиты населения
Республики Башкортостан ____________ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П
Приложение N 2
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
Положение
об Экспертном совете по формированию реестра организаций дополнительного профессионального образования
1. Экспертный совет по формированию реестра организаций дополнительного профессионального образования действует на постоянной основе и является коллегиальным органом, осуществляющим координацию и актуализацию сведений об организациях дополнительного профессионального образования и о программах обучения.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
а) информационное сообщение - сообщение, размещенное на официальном сайте Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство семьи и труда РБ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (mintrud.bashkortostan.ru) (далее - официальный сайт) о возможности организациями дополнительного профессионального образования реализации в соответствующем финансовом году программ обучения;
б) организации дополнительного профессионального образования - образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) и (или) основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих) (далее - программы обучения);
в) письмо-заявка - письмо-заявка организации дополнительного профессионального образования об участии в отборе для реализации программ обучения по форме согласно приложению N 3 к Положению о государственном персонифицированном образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419 (далее - Положение о государственном сертификате);
г) реестр организаций дополнительного профессионального образования - информационная база, содержащая сведения об организациях дополнительного профессионального образования, о программах обучения, информацию о материально-техническом и кадровом обеспечении организаций дополнительного профессионального образования, формируемая в целях учета и систематизации сведений об этих организациях (далее - реестр организаций);
д) Экспертный совет - Экспертный совет по формированию реестра организаций дополнительного профессионального образования.
3. Экспертный совет образован в целях:
рассмотрения, анализа и оценки писем-заявок и прилагаемых к ним документов, указанных в пункте 2.5 Положения о государственном сертификате, на предмет их полноты, достоверности, правильности оформления и соответствия организаций дополнительного профессионального образования требованиям, указанным в пункте 2.4 Положения о государственном сертификате;
принятия согласованного решения о включении организаций дополнительного профессионального образования в их реестр;
экспертизы программ обучения;
стимулирования и поддержки деятельности организаций дополнительного профессионального образования в целях актуализации содержания, методов и организационных форм реализации программ обучения.
В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.
4. Задачами Экспертного совета являются следующие:
обеспечение объективности и беспристрастности при рассмотрении
заявлений организаций дополнительного профессионального образования, участвующих в отборе для формирования их реестра;
соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности при проведении отбора организаций дополнительного профессионального образования для формирования их реестра.
5. Экспертный совет вправе запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих уполномоченных органов и организаций информацию, необходимую для уточнения сведений, содержащихся в документах, представленных организациями дополнительного профессионального образования для участия в отборе в целях формирования реестра организаций.
6. Экспертный совет принимает решение об отказе во включении организаций дополнительного профессионального образования в их реестр в следующих случаях:
а) несоответствие организации дополнительного профессионального образования требованиям, указанным в пункте 2.4 Положения о государственном сертификате;
б) представление организацией дополнительного профессионального образования недостоверных сведений и документов;
в) непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов, указанных в пункте 2.5 Положения о государственном сертификате, за исключением документов, запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
г) подача организацией дополнительного профессионального образования письма-заявки после даты и (или) времени приема документов, указанных в информационном сообщении;
д) неустранение организацией дополнительного профессионального образования выявленных замечаний в течение срока, указанного в уведомлении о необходимости устранения выявленных замечаний.
7. Экспертный совет принимает решение об исключении организации дополнительного профессионального образования из реестра организаций в случае непоступления письма о подтверждении участия этой организации в реализации программ обучения согласно приложению N 4 настоящего Положения в срок, предусмотренный абзацем вторым пункта 2.15 Положения о государственном сертификате.
8. В состав Экспертного совета входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Экспертного совета.
Состав Экспертного совета утверждается приказом Министерства семьи и труда РБ.
9. Заседание Экспертного совета проводит его председатель (в случае его отсутствия - заместитель председателя Экспертного совета).
10. Секретарь Экспертного совета осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Экспертного совета, а именно:
формирует повестку дня заседания;
информирует членов Экспертного совета о повестке дня его заседания;
обеспечивает членов Экспертного совета рабочими документами и материалами;
оформляет протоколы заседаний Экспертного совета;
обеспечивает хранение документации, связанной с деятельностью Экспертного совета.
В период отсутствия секретаря Экспертного совета его функции выполняет любой член Экспертного совета, выбранный простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета.
11. Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
12. Заседание Экспертного совета признается правомочным для принятия решений, если на нем присутствует не менее 50 процентов общего числа членов Экспертного совета.
13. Решения по итогам заседания Экспертного совета считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов общего числа членов Экспертного совета. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Экспертного совета.
14. Принятое решение по итогам заседания Экспертного совета оформляется протоколом, который подписывается председателем Экспертного совета (в случае его отсутствия - заместителем председателя Экспертного совета).
15. Актуализация сведений, подлежащих включению в реестр организаций, осуществляется Министерством семьи и труда РБ на основании протокола заседания Экспертного совета по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
16. Организационное и техническое обеспечение деятельности Экспертного совета возлагается на Министерство семьи и труда РБ.
17. Председатель Экспертного совета несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, возложенных на Экспертный совет.
Приложение N 3
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
ПИСЬМО-ЗАЯВКА
на участие в отборе организаций дополнительного профессионального образования для включения в реестр организаций дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
_________________________________________________________________________
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
_________________________________________________________________________
(ИНН, КПП, адрес)
в соответствии с Положением о государственном персонифицированном
образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное образование, утвержденным постановлением
Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419
(далее - Положение), просит рассмотреть представленные документы и
включить организацию дополнительного профессионального образования в
реестр организаций дополнительного профессионального образования.
Опись документов, предусмотренных пунктом 2.5 Положения,
прилагается.
Приложение: на ___ л. в 1 экз.
Руководитель
организации дополнительного
профессионального образования
________________________ __________ _____________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
М.П. "__" ____________ 20 ___ г.
(при наличии)
Приложение N 4
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
ПИСЬМО
о подтверждении участия организации дополнительного профессионального образования в реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
_________________________________________________________________________
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
_________________________________________________________________________
(ИНН, КПП, адрес)
в соответствии с Положением о государственном персонифицированном
образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное образование, утвержденным постановлением
Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419,
подтверждает свое участие в реализации программ профессионального
обучения и дополнительного профессионального образования.
Руководитель
организации дополнительного
профессионального образования
________________________ __________ _____________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
М.П. "__" ____________ 20 ___ г.
(при наличии)
Приложение N 5
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
ПИСЬМО
о внесении изменений в реестр организаций дополнительного профессионального образования
_________________________________________________________________________
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
_________________________________________________________________________
(ИНН, КПП, адрес)
в соответствии с Положением о государственном персонифицированном
образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное образование, утвержденным постановлением
Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419
(далее - Положение), просит рассмотреть представленные документы и
внести изменения в реестр организаций дополнительного профессионального
образования.
Опись документов, предусмотренных пунктом 2.5 Положения,
прилагается.
Приложение: на ___ л. в 1 экз.
Руководитель
организации дополнительного
профессионального образования
________________________ __________ _____________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
М.П. "__" ____________ 20 ___ г.
(при наличии)
Приложение N 6
к Положению о государственном
персонифицированном
образовательном социальном
сертификате на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
ЗАЯВЛЕНИЕ
о предоставлении образовательного сертификата на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования
Я, ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) (полностью))
прошу выдать мне государственный персонифицированный образовательный
социальный сертификат для прохождения профессионального обучения или
получения дополнительного профессионального образования в
_________________________________________________________________________
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
по профессии (специальности, направлению обучения): _____________________
_________________________________________________________________________
(наименование профессии (специальности, направления обучения))
Общая сумма обучения составляет ___________________________________
(цифрами)
(_______________________________) рублей, в том числе за счет собственных
(прописью)
средств (средств потенциального работодателя) - _________________________
(цифрами)
(____________________________________________) рублей, и сумма финансовой
(прописью)
компенсации составляет _____________ (__________________________) рублей.
(цифрами) (прописью)
Подписывая настоящее заявление, я подтверждаю, что ознакомлен с
условиями предоставления государственного персонифицированного
образовательного социального сертификата, даю согласие на обработку
представленных в заявлении персональных данных в порядке, установленном
Федеральным законом "О персональных данных", а также обязуюсь уведомлять
центр занятости, с которым заключен договор о выдаче государственного
персонифицированного образовательного социального сертификата,
посредством личного обращения об изменениях представленных сведений не
позднее чем через 10 календарных дней со дня изменения указанных
сведений.
Приложение: на _____ л. в 1 экз.
__________ ___________________________ _________________ ________________
(подпись) (расшифровка подписи) (номер телефона) (e-mail)
"___" __________ 20 ___ г.";
4) дополнить Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям дополнительного профессионального образования на возмещение затрат по исполнению государственного социального заказа на оказание услуги "Организация выпуска образовательных социальных сертификатов в целях участия населения в программах повышения квалификации и переподготовки" следующего содержания:
"Порядок
предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям дополнительного профессионального образования на возмещение затрат по исполнению государственного социального заказа на оказание услуги "Организация выпуска образовательных социальных сертификатов в целях участия населения в программах повышения квалификации и переподготовки"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) и определяет порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям дополнительного профессионального образования, включенным в реестр организаций дополнительного профессионального образования, оказывающим образовательные услуги гражданам, которым предоставлены государственные персонифицированные образовательные социальные сертификаты на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан (далее соответственно - субсидия; исполнитель образовательных услуг; образовательный сертификат).
1.2. Целью предоставления субсидий является возмещение затрат исполнителям образовательных услуг, оказывающим образовательные услуги гражданам, которым предоставлены образовательные сертификаты в соответствии с Положением о государственном персонифицированном образовательном социальном сертификате на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419 (далее - Положение о государственном сертификате).
1.3. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
1.4. Главным распорядителем как получателем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство семьи и труда РБ).
1.5. Организациями, уполномоченными на предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, являются государственные казенные учреждения межрайонные центры занятости населения Республики Башкортостан, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы (далее - центры занятости).
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Министерству семьи и труда РБ, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до центров занятости как получателей бюджетных средств на цель, указанную в пункте 1.2 настоящего Порядка.
1.6. Субсидии предоставляются исполнителям образовательных услуг, сведения о которых содержатся в реестре организаций дополнительного профессионального образования, порядок формирования которого утвержден Положением о государственном сертификате.
1.7. Субсидии предоставляются исполнителям образовательных услуг на основании расчетов размеров субсидий, произведенных центрами занятости по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - расчет размера субсидии).
Постановка на учет бюджетного обязательства Министерством финансов Республики Башкортостан осуществляется на основании расчета размера субсидии.
1.8. Сведения о субсидиях, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящим Порядком, размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - единый портал) (в разделе единого портала) не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона (решения) о бюджете (закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете).
2. Порядок проведения отбора исполнителей образовательных услуг
2.1. Субсидии предоставляются исполнителям образовательных услуг, соответствующим требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, и представившим документы, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка, на основании представленных исполнителями образовательных услуг в центры занятости заявок на предоставление субсидий по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявка) и их очередности.
2.2. Исполнитель образовательных услуг по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки должен соответствовать следующим требованиям:
1) требованиям, установленным подпунктами 1-9 части 3 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ;
2) состоять в реестре организаций дополнительного профессионального образования.
2.3. Исполнитель образовательных услуг, входящий в реестр организаций дополнительного профессионального образования, представляет в течение 3 рабочих дней со дня оказания образовательных услуг в центр занятости заявку с приложением следующих документов:
1) согласия на обработку персональных данных лица, уполномоченного исполнителем образовательных услуг на взаимодействие с центром занятости по вопросам предоставления субсидии, а также с уполномоченными органами государственного финансового контроля, в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" (в случае подачи заявки юридическим лицом) или согласия на обработку персональных данных физического лица - индивидуального предпринимателя;
2) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
3) справки, подписанной руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом), подтверждающей, что исполнитель образовательных услуг не находится в процессе ликвидации, а исполнитель образовательных услуг - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
4) справки, подписанной руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие решения арбитражного суда о признании исполнителя образовательных услуг - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
5) справки, подписанной руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей, что деятельность исполнителя образовательных услуг не приостановлена в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки;
6) справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у исполнителя образовательных услуг недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов исполнителя образовательных услуг, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, или копии заявления исполнителя образовательных услуг об обжаловании указанных недоимки, задолженности, по которому решение на дату подачи заявки не принято;
7) справки, подписанной исполнителем образовательных услуг (иным уполномоченным лицом) и главным бухгалтером (при наличии), с печатью (при наличии), подтверждающей отсутствие у исполнителя образовательных услуг просроченной задолженности по возврату в бюджет Республики Башкортостан субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Республики Башкортостан, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
8) информации о том, что исполнитель образовательных услуг не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
9) справки о судимости за преступления против личности, предусмотренные статьями 105-128.1, 131-151.2, 153-157 Уголовного кодекса Российской Федерации, за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289-291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
10) справки налогового органа, подтверждающей отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц сведений о физическом лице - исполнителе образовательных услуг либо о руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере юридического лица - исполнителя образовательных услуг, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
11) сведения о неприменении в отношении физического лица - исполнителя образовательных услуг либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - исполнителя образовательных услуг наказания в виде лишения права занимать определенные должности, которые связаны с оказанием государственных услуг в социальной сфере, либо заниматься определенной деятельностью, которая связана с оказанием государственных услуг в социальной сфере или в целях оказания которой осуществляется отбор исполнителей услуги, и административного наказания в виде дисквалификации по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
12) справки об отсутствии привлечения юридического лица - исполнителя образовательных услуг к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение 2 лет до момента подачи заявки по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
13) справки, подписанной руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие между исполнителем образовательных услуг и центром занятости конфликта интересов, под которым понимаются случаи, предусмотренные пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
14) справки, подписанной руководителем юридического лица, (иным уполномоченным лицом), индивидуальным предпринимателем об отсутствии у исполнителя услуги отрицательного опыта реализации государственных услуг в социальной сфере;
15) информации о том, что исполнитель услуги не находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера, по состоянию на дату не ранее 15 рабочих дней до даты подачи заявки;
16) выписки из реестра организаций дополнительного профессионального образования, подтверждающей включение в него исполнителя образовательных услуг;
17) описи представленных документов.
2.4. Исполнитель образовательных услуг вправе не представлять документы, указанные в подпунктах 2, 6, 8-12, 15 и 16 пункта 2.3 настоящего Порядка. В случае непредставления исполнителем образовательных услуг указанных документов по собственной инициативе центр занятости обеспечивает получение их или информации, содержащейся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.5. Документы представляются в центр занятости на бумажном носителе лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо представителем юридического лица (индивидуального предпринимателя), действующим на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по почте, либо в электронной форме (при наличии технической возможности) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя исполнителя образовательных услуг, индивидуального предпринимателя.
Исполнитель образовательных услуг несет ответственность за полноту и достоверность представляемых на рассмотрение центра занятости документов и сведений согласно законодательству Российской Федерации.
2.6. Центр занятости:
1) регистрирует заявку в день поступления в журнале регистрации заявок с указанием даты и времени ее поступления.
Данный журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью центра занятости;
2) в случае непредставления исполнителем образовательных услуг документов, указанных в подпунктах 2, 6, 8-12, 15 и 16 пункта 2.3 настоящего Порядка, запрашивает документы или информацию, содержащуюся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
3) в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки осуществляет рассмотрение документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, на предмет их комплектности, достоверности, правильности оформления и полноты содержащейся в них информации;
4) принимает решение о признании исполнителя образовательных услуг прошедшим отбор или об отклонении заявки. Указанное решение принимается в форме приказа центром занятости не позднее 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения документов.
2.7. В случае принятия решения о прохождении исполнителем образовательных услуг отбора или об отклонении заявки центр занятости в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего приказа направляет исполнителю услуги уведомление в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявке, поступившей в центр занятости в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявке, поступившей в центр занятости в форме электронного документа.
2.8. Основаниями для отклонения заявки являются следующие:
1) несоответствие исполнителя образовательных услуг требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка;
2) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, за исключением документов, запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
3) несоответствие представленных заявки и прилагаемых к ней документов предъявляемым к ним требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящего Порядка;
4) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных исполнителем образовательных услуг.
2.9. Исполнитель образовательных услуг после устранения причин, изложенных в уведомлении об отклонении заявки, в течение 7 рабочих дней со дня его получения вправе повторно представить документы на рассмотрение в центр занятости, который рассматривает представленные документы в порядке и сроки, установленные пунктом 2.6 настоящего Порядка.
2.10. В случае принятия решения о признании исполнителя образовательных услуг прошедшим отбор центр занятости:
1) в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа, указанного в подпункте 4 пункта 2.6 настоящего Порядка, издает приказ о заключении договора о предоставлении субсидии (далее - договор);
2) в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о заключении договора направляет исполнителю образовательных услуг уведомление о заключении договора, а также проект договора в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявке, поступившей в центр занятости в письменной форме, и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявке, поступившей в центр занятости в форме электронного документа, либо передает нарочным лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Исполнитель образовательных услуг представляет подписанный договор в центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня получения его проекта.
3. Условия и порядок предоставления субсидии
3.1. Условием предоставления субсидии является наличие заключенного между центром занятости и исполнителем образовательных услуг договора.
3.2. Договор должен содержать:
1) наименование образовательной услуги;
2) объем субсидии, предоставляемой исполнителю образовательных услуг;
3) цель, условия и порядок предоставления субсидии;
4) права и обязанности сторон договора;
5) категории граждан, которым предоставляется образовательная услуга;
6) содержание образовательной услуги и условия (формы) ее оказания;
7) показатели, характеризующие качество и (или) объем оказания образовательной услуги;
8) основания для расторжения договора;
9) сведения о лицевом счете, открытом в кредитной организации;
10) порядок и сроки представления отчета об исполнении договора по установленной им форме;
11) сроки осуществления оплаты по договору;
12) согласие исполнителя образовательных услуг на проведение центром занятости, Министерством семьи и труда РБ, органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, установленных договором;
13) порядок возврата предоставленной субсидии в случае нарушения исполнителем образовательных услуг условий, определенных договором;
14) запрет на заключение исполнителем образовательных услуг с иными лицами договоров, предметом которых является оказание образовательной услуги;
15) ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по нему;
16) право исполнителя образовательных услуг отказать ее потребителю в оказании образовательной услуги только в случае достижения предельного объема ее оказания, установленного договором;
17) срок действия договора;
18) условие о согласовании новых условий или о расторжении договора при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения центру занятости ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в договоре.
3.3. Внесение изменений в договор возможно путем заключения дополнительного соглашения к договору, в том числе дополнительного соглашения о расторжении договора (при необходимости).
3.4. Расторжение исполнителем образовательных услуг договора в одностороннем внесудебном порядке не допускается.
3.5. Перечисление субсидии осуществляется с лицевого счета центра занятости, открытого в Министерстве финансов Республики Башкортостан, на расчетный счет исполнителя образовательных услуг, открытый в российской кредитной организации, в течение 10 рабочих дней со дня представления получателем субсидии отчета о достижении планового значения результата предоставления субсидии и копий документов (копии приказа о завершении профессионального обучения или о получении дополнительного профессионального образования гражданина (далее - обучение), копии документа об образовании установленного законодательством образца, выданного гражданину, прошедшему обучение, акта выполненных работ, подписанного исполнителем образовательных услуг и гражданином, прошедшим обучение).
Исполнитель образовательных услуг представляет в центр занятости документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в течение 5 рабочих дней со дня завершения обучения гражданина.
3.6. Размер субсидии, предоставляемой исполнителю образовательных услуг (Soб), определяется центром занятости в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных центру занятости на текущий финансовый год, и рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- численность граждан, прошедших обучение;
- стоимость образовательного сертификата.
3.7. Результатом предоставления субсидии является количество граждан, получивших образовательную услугу.
3.8. Министерство семьи и труда РБ ежегодно по итогам отчетного финансового года на основании отчета исполнителя образовательных услуг о достижении планового значения результата предоставления субсидии осуществляет оценку эффективности использования предоставленной субсидии.
3.9. В случае наличия нераспределенных лимитов бюджетных обязательств, доведенных до центра занятости на цель, указанную в пункте 1.2 настоящего Порядка, центр занятости в установленном порядке возвращает указанные средства в бюджет Республики Башкортостан.
4. Требования к отчетности
4.1. Исполнитель образовательных услуг представляет в центр занятости отчет о достижении планового значения результата предоставления субсидии не позднее 5 рабочих дней со дня завершения обучения гражданина по форме, определенной договором, а также копию приказа (или выписки из него) о завершении гражданином обучения и подписывает с центром занятости акт выполненных работ.
4.2. Центр занятости вправе устанавливать в договоре дополнительные формы и сроки представления отчетности исполнителем образовательных услуг.
4.3. Исполнитель образовательных услуг несет ответственность за достоверность и своевременность представления отчетности, предусмотренной пунктами 4.1 и 4.2 настоящего Порядка.
5. Требования к осуществлению контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидии, а также ответственность за их нарушение
5.1. Контроль за целевым и эффективным использованием субсидии, за выполнением условий договоров осуществляют центры занятости путем:
1) проверки достоверности документов, подтверждающих произведенные затраты;
2) проверки соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения планового значения результата предоставления субсидий;
3) проведения проверок с выездом к получателям субсидий.
5.2. Министерство семьи и труда РБ осуществляет проверки соблюдения исполнителем образовательных услуг порядка и условий предоставления субсидии, оказания образовательной услуги, в том числе в части достижения планового значения результата предоставления субсидии, а также уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 26 Федерального закона N 189-ФЗ.
Министерство семьи и труда РБ осуществляет мониторинг реализации мероприятий по обучению граждан с использованием образовательных сертификатов в отчетном году.
5.3. Исполнитель образовательных услуг представляет документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, цели и условий использования субсидии, в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
5.4. Исполнитель образовательных услуг несет ответственность за нецелевое использование средств субсидии согласно законодательству Российской Федерации.
5.5. В случае выявления, в том числе в ходе проверок, проведенных Министерством семьи и труда РБ и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения исполнителем образовательных услуг условий, цели и порядка предоставления субсидии, которые установлены настоящим Порядком и договором, средства подлежат возврату в доход бюджета Республики Башкортостан в полном объеме, если иное не установлено договором, в следующем порядке:
в течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством семьи и труда РБ решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств исполнителю образовательных услуг направляется письменное уведомление о возврате субсидии с указанием основания возврата, суммы средств, подлежащих возврату, реквизитов счета, на который необходимо перечислить бюджетные средства;
исполнитель образовательных услуг в течение 10 рабочих дней со дня получения данного письменного уведомления обязан возвратить указанную в нем сумму средств путем их перечисления на счет, указанный в уведомлении;
при отказе исполнителя образовательных услуг от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
5.6. В случае, если исполнителем образовательных услуг допущено нарушение обязательств по достижению планового значения результата предоставления субсидии и в срок до представления отчета о достижении этого значения указанные нарушения не устранены, субсидия подлежит возврату исполнителем образовательных услуг в течение 30 дней со дня выявления указанных нарушений, но не позднее 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в размере (), который рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- размер субсидии, предоставленной исполнителю образовательных услуг в отчетном финансовом году;
- коэффициент возврата субсидии, который рассчитывается по следующей формуле:
k = 1 - Т / S, где:
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии;
S - плановое значение результата предоставления субсидии, установленное договором.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения планового значения результата предоставления субсидии.
5.7. Не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидии, предоставленной в соответствии с договором (дополнительным соглашением к нему), подлежат возврату.
В случае образования у получателя субсидии неиспользованного остатка субсидии, полученной в отчетном финансовом году, получатель субсидии не позднее 10 декабря отчетного финансового года обязан уведомить об этом центр занятости в письменной форме.
Неиспользованный остаток субсидии подлежит перечислению на лицевой счет центра занятости, открытый в Министерстве финансов Республики Башкортостан, в течение 5 календарных дней со дня получения письменного уведомления центра занятости о необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии.
Приложение
к Порядку предоставления
субсидий из бюджета
Республики Башкортостан
организациям дополнительного
профессионального образования
на возмещение затрат по
исполнению государственного
социального заказа на оказание
услуги "Организация выпуска
образовательных социальных
сертификатов в целях участия
населения в программах
повышения квалификации
и переподготовки"
ЗАЯВКА
на предоставление субсидии из бюджета Республики Башкортостан в году
_______________________________________________________________________ -
(наименование организации дополнительного профессионального образования)
исполнителю государственного социального заказа на оказание услуги
"Организация выпуска образовательных сертификатов в целях участия
граждан в программах повышения квалификации и переподготовки"
1 |
Наименование юридического лица/ индивидуального предпринимателя |
|
2 |
Идентификационный номер налогоплательщика |
|
3 |
Место нахождения и адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя |
|
4 |
Адрес электронной почты |
|
5 |
Номер телефона |
|
6 |
Руководитель юридического лица (должность, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) руководителя юридического лица)/индивидуальный предприниматель |
|
В случае принятия решения о предоставлении субсидии обязуемся
обеспечить:
целевое расходование средств субсидии;
достижение планового значения результата предоставления субсидии.
Достоверность представленной информации подтверждаем.
Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с
законодательством Российской Федерации (для индивидуальных
предпринимателей).
Адрес электронной почты для направления центром занятости
полученных путем сканирования электронных копий документов,
изготовленных на бумажном носителе:
Руководитель организации
дополнительного профессионального
образования/индивидуальный
предприниматель ___________ ____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
(при наличии) "___" ___________ 20 ___ года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2022 г. N 770 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года N 419 "Об организации выпуска образовательных сертификатов в целях участия граждан в программах повышения квалификации и переподготовки"
Вступает в силу с 12 декабря 2022 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 14 декабря 2022 г. N 202212140005
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2022 г. N 0200202212190013
Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан от 2 марта 2023 г. N 7, ст. 446