Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 3а-5/2022
Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нефедовой Н.В.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" - Погореловой Т.В.,
представителя административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - Смуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" к Агентству по тарифам Приморского края о признании недействующими: Постановление N 69/1 от 25.12.2020 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 г." в части строки 29 в Приложении N 1 Таблицы N 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2021 год"; Постановление N 69/10 от 25.12.2020 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам N 67/9 от 26.12.2019 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 г. по 2024 г.", в части строки 24 в таблице "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (без учета потерь)"; постановление N 69/11 от 25.12.2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края", в части порядковой строки 22 без номера в Приложении к постановлению, в таблице "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с 01.01.2021 по 31.12.2021"
установил:
Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что ООО "ПЭС ПК" является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии.
16.12.2020 г. состоялось заседание правления агентства по тарифам по рассмотрению сметы расходов, с участием представителей ООО "ПЭС ПК", был рассмотрен вопрос о НВВ ООО "ПЭС ПК" на 2021 год по результатам выводов экспертной группы. В этот же день, 16.12.2020 г. по электронной почте ООО "ПЭС ПК" получило приглашение от 15.12.2020 на 25.12.2020 г. о заседании правления агентства по тарифам по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края на 2021 год, и единых стандартизированных тарифных ставок, ставок платы за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края. Уведомление о проведении заседания было направлено с нарушением 10-дневного срока, кроме того, административному истцу не были представлены для ознакомления расчет выпадающих расходов, анализ организационно - технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения за 2019 г., агентство направило в электронном виде только сметы расходов. НВВ было установлено для ООО "ПЭС ПК" без учета его мнения. Истец не был ознакомлен с материалами тарифного дела, и проектом постановления. При расчете условных единиц агентством неправомерно исключено оборудование, предусмотренное для включения в расчет условных единиц, а именно "выключатели нагрузки", "коммутационные аппараты". Также не приняты в расчет затраты на обслуживание имущества по договорам: от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", от ДД.ММ.ГГГГ N с ООО "...". Необоснованно было уменьшено количество сотрудников ООО ПЭС ПК", что повлияло на фонд оплаты труда.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив доводы указанные в административном иске и дополнениях к иску, пояснив, что тарифы рассчитаны с нарушением обязательного порядка, предусмотренного федеральным законодательством в области регулирования тарифов на электрическую энергию, нарушают права и законные интересы общества. Экспертное заключение не отвечает требованиям Методических указаний.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям изложенных в представленных письменных возражениях, а также пояснил, что оспариваемые постановления приняты с соблюдением установленной процедуры, расчеты произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом представленных ООО "ПЭС ПК" обосновывающих документов.
Выслушав объяснения представителя административного истца представителей агентства по тарифам, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению ( заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.2; 2.2.3 Положения об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 30.09.2019 N 628-па (а также в ранее действующей редакции) агентство по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, во исполнение Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Агентством по тарифам Приморского края принято Постановление N 69/1 от 25.12.2020 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 г."; Постановление N 69/10 от 25.12.2020, "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года N 67/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на периоде 2020 по 2024 годы"; Постановление N 69/11 от 25.12.2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края".
Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы в на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2020, в печатном издании "Приморская газета" N 105 (1839), 31.12.2020 и по этим основаниям не обжалуются.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
К таким актам относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, Методические указания по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденные Приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года N 421-э.
Административный истец в 2020-2021 годах являлся сетевой организацией, которая оказывала услуги по передаче электрической энергии.
ООО "ПЭС ПК" в апреле 2020 г. обратилось в агентство по тарифам с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "ПЭС ПК" на 2021 г., представив необходимый пакет документов и расчетных материалов.
Согласно пункту 25 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
Из материалов тарифного дела следует, что письмом от 2 декабря 2020 года за N 27/4048 агентство уведомило ООО "ПЭС ПК" о проведении 16 декабря 2020 года заседания правления агентства по вопросу утверждения необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО "ПЭС ПК" на 2021 год. Также было предложено принять участие в заседании правления посредством подключения к видеоконференцсвязи.
Данное письмо было направлено в этот же день (2.12.2020) ООО "ПЭС ПК" по электронной почте.
14 декабря 2020 в адрес общества по электронной почте также была направлена смета расходов на долгосрочный период регулирования для расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО "ПЭС ПК" на 2021 год, при утверждении сметы расходов проект решения не оформлялся.
Заседание правления состоялось 16 декабря 2020, на котором присутствовал и представитель ООО Промышленные энергосети Приморского края".
16 декабря 2020 при рассмотрении вопроса по утверждению необходимой валовой выручки ООО "ПЭС ПК" на 2021 г., с учетом замечаний представленных обществом, было принято решение о пересмотре статьи "плата за аренду имущества"
15 декабря 2020 года агентство направило в адрес ООО "ПЭС ПК" приглашение на заседание Правления на 25 декабря 2020, по вопросам утверждения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 г., установления единых стандартизированных тарифных ставок платы за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение.
25 декабря 2020 года состоялось заседание Правления, на котором представитель ООО "ПЭС ПК" также присутствовал.
Как указывалось выше, ранее, 14 декабря 2020, в адрес общества по электронной почте направлялась смета расходов.
По итогам заседания Правления были приняты оспариваемые административным истцом постановления.
Постановлением N 69/1 от 25.12.2020 агентства по тарифам установлены и введены в действие единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 г.
Так в приложении N 1 в таблице N 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2021 год", указанного постановления, в строке N 29 для ООО "Промышленные энергосети Приморского края" установлена необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации - 10 872,63 тыс. руб.
Постановлением N 69/10 от 25.12.2020 в таблице "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (без учета потерь)" в строке 24 обществу установлена необходимая валовая выручка на 2020-2024 годы - на 2021-10872,63 тыс. рублей, на 2022-12768,46 тыс. руб.
Постановлением N 69/11 от 25.12.2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" установлены индивидуальные тарифы для общества, так в приложении к постановлению в таблице "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с 01.01.2021 по 31.12.2021" в порядковой строке 22 (без номера ) для ООО "ПЭС ПК" был установлен индивидуальный тариф по расчету с АО "ДРСК".
Приказом ФАС России от 17 августа 2021 N 833/21 постановление агентства по тарифам N 69/11 от 25.12.2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" было отменено ввиду несоблюдения формы решения.
Во исполнение приказа ФАС агентством по тарифам принято постановление N 69/11 от 13 октября 2021 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края", для ООО "ПЭС ПК" установленный ранее принятым постановлением индивидуальный тариф по расчету с АО "ДРСК" не изменился - на первое полугодие установлен двухставочный тариф на содержание электрических сетей - 222341,02 руб/МВт*мес. На второе полугодие - 275782,12 руб/МВт*мес., на оплату технологического расхода (потерь) на 1 полугодие - 10,46 руб/МВт*ч, на второе полугодие - 34,45 руб/МВт*ч., одноставочный тариф на первое полугодие 1,07223 руб./кВт ч, на второе полугодие 1,29424 руб./кВт ч.
Таким образом, оспариваемые положения нормативных правовых актов были применены к административному истцу, административный истец являлся субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Из административного искового заявления и пояснений административного истца следует, что общество было не согласно с произведенным агентством расчетом условных единиц, так агентством исключено оборудование, а именно "выключатели нагрузки", "коммутационные аппараты", не приняты в расчет затраты на обслуживание имущества по договорам: от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", от ДД.ММ.ГГГГ N с ООО "..." в связи с чем снижены затраты на неподконтрольные расходы, уменьшено количество сотрудников ООО "ПЭС ПК", вследствие чего неверно рассчитан размер фонда оплаты труда.
Из пункта 7 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" следует, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе. Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.
Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Порядок определения условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения, используемой при расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определен Приложением N 2 к Методическим указаниям N 20-э/2.
При расчете условных единиц агентством по тарифам применены Методические указания N 20-э/2.
Абзацем 18 пункта 57 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрено, что для расчета тарифов используется расчет условных единиц согласно приложению 2, которым установлен закрытый перечень объектов электросетевого хозяйства и оборудования, в том числе конкретных коммутационных аппаратов, подлежащих учету в числе условных единиц.
Разъединитель и выключатель нагрузки, являются коммутационными электрическими аппаратами.
Применительно к коммутационным аппаратам в таблице перечислены: воздушный выключатель (N п/п 3); масляный выключатель (N п/п 4); выключатель нагрузки (N п/п 6).
В абзаце 5 Примечания к данной Таблице указано, что значение условных единиц п.п. 4 и 6 "Масляные выключатели 1-20 кВ" и "Выключатели нагрузки 1-20 кВ" относятся к коммутационным аппаратам, установленным в распределительных устройствах 1 - 20 кВ подстанций 35 - 1150 кВ, ТП, КТП и РП 1-20 кВ, а также к секционирующим коммутационным аппаратам на линиях 1 - 20 кВ.
Другие виды коммутационных аппаратов в Таблице не перечислены.
В примечании к Приложению N 2 Методических указаний N 20-э/2 указано, что условные единицы по п.п. 2-9 данного приложения учитывают трудозатраты по обслуживанию и ремонту оборудования, не включенного в номенклатуру условных единиц (трансформаторы напряжения, аккумуляторные батареи, сборные шины и т.д.), а также резервного оборудования, по п.п. 3-б учтены дополнительные трудозатраты на обслуживание и ремонт устройств релейной защиты и автоматики, а для воздушных выключателей (п. 3) - дополнительно трудозатраты по обслуживанию и ремонту компрессорных установок. Таким образом трудозатраты по обслуживанию и ремонту оборудования, не включенного в номенклатуру условных единиц, отдельному учету не подлежали поскольку условные единицы уже учитывают трудозатраты по обслуживанию и ремонту названного оборудования.
В связи с чем суд находит правильной позицию административного ответчика согласно которой разъединители не подлежали учету при расчете условных единиц.
Из подпункта 5 пункта 28, пункта 34 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" следует, что расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации.
В состав прочих расходов не включаются затраты, связанные с арендной платой в случае если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 46 Методических указаний N 20-э/2 при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.
Экспертной группой был проведен анализ рыночной стоимости аренды помещений в Приморском крае, установив, что арендная плата нежилых помещений предлагаемая организацией, не превышает рыночную стоимость аренды аналогичных помещений было предложено учесть размер аренды по предложению организации, по договорам: от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного с ООО "..." за аренду нежилого помещения общей площадью 12,9 кв. м. в <адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ N - А заключенного с ООО "..." за аренду нежилых помещения общей площадью 58 кв. м. в <адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ N - А заключенного ЗАО "..." за аренду нежилых помещения общей площадью 740,4 кв. м. в <адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ N - А заключенного с ООО "..." за аренду нежилого помещения общей площадью 23,1 кв. м. в <адрес>.
Экспертной группой был исключен договор с ООО "..." от ДД.ММ.ГГГГ N , так как срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ, однако взамен данного договора был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ ЖИ/12/18-А с ООО "...", затраты по которому и были экспертной группой учтены.
Однако исключено имущество по договорам: от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", и от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", поскольку, согласно представленным обществом однолинейным схемам эл. сетей к договору от ДД.ММ.ГГГГ N - А с ООО "...", единственным потребителем является ООО "...", по договору от 05.06.2019 N - А с ООО "..." единственным конечным потребителем является ООО "...".
Документов, подтверждающих, что арендованное имущество по указанным выше договорам аренды, участвует в передаче электрической энергии и, следовательно, относится к регулируемому виду деятельности не было представлено.
Таким образом, арендная плата по вышеуказанным договорам аренды не могла быть включена с состав НВВ на 2021.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000 года N 68 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных энергетических предприятий.
Расчет численности работников производится исходя из протяженности электрических сетей, количества трансформаторных подстанций, выключателей и прочего оборудования (включая и оборудование подстанции "МЖК").
В соответствии с пунктом 2.2.4 указанного Приказа N 68 численность персонала определена агентством исходя из протяженности электрических сетей, количества трансформаторных подстанций, выключателей и прочего оборудования, включая и оборудование подстанции "МЖК".
Учитывая, что при расчете условных единиц на 2021 год, как указано выше, были исключены объекты сетевого хозяйства по договорам с ООО "...", ООО "...", в связи с чем количество условных единиц было снижено, окончательное снижение нормативной численности персонала организации до 26 человек является правильным.
При расчете фонда оплаты труда агентством по предложению общества применена тарифная ставка рабочего первого разряда, средняя степень оплаты труда - шестая, откорректирован индекс потребительских цен.
Расчет коэффициентов для определения фонда оплаты труда, средней заработной платы был произведен истцом на основании "Дополнительного соглашения к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, применен тарифный коэффициента в размере 2,21, определенного по единой тарифной сетке согласно Рекомендациям о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденным Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 года.
Однако в данные Рекомендации 10 апреля 2008 года были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми по шестой ступени оплаты установлены иные тарифные коэффициенты, связи с чем применение в расчете среднемесячной оплаты труда тарифного коэффициента 2,21 является необоснованным.
Кроме того, из пункта 1.1 Рекомендаций следует, что они предназначены для регулирования оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников организаций, осуществляющих деятельность по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии, трудовые отношения в которых регулируются Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике. Перечень организаций, на которых распространяется действие настоящего Соглашения, приведен в Реестре участников Соглашения, которая является неотъемлемой составляющей Соглашения.
Административный истец не присоединён к Отраслевому соглашению, следовательно, оснований для применения к нему Рекомендаций, в части установления размера тарифного коэффициента у агентства не имелось. В связи с чем фонд заработной платы ООО "ПЭС ПК" был определен с нарушением действующего законодательства.
Данное обстоятельство было установлено Пятым апелляционным судом при пересмотре решения Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N
Так Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции N а-394/2022 от ДД.ММ.ГГГГ решение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, административные исковые требования ООО "Промышленные энергосети Приморского края" удовлетворены частично.
Основанием для частичного удовлетворения административных исковых требований ООО "Промышленные энергосети Приморского края" послужил необоснованный расчет агентством фонда оплаты труда, в связи с отсутствием оснований для применения тарифного коэффициента в расчете среднемесячной оплаты труда, поскольку истец не присоединён к отраслевому тарифному соглашению.
Агентством, во исполнение апелляционного определения Пятого апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, выполнен расчет необходимой валовой выручки на 2020, 2021 годы с учетом перерасчета расходов на оплату труда персонала и отчислений на социальные нужды соответственно.
На 2020 год расходы на оплату труда приняты в размере 10611,64 тыс. руб. исходя из численности 26 человек, признанной судом обоснованной, и средней заработной платы 34011,65 руб.
О чем приняты постановления N 23/5 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края N 67/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы".
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании "Приморская газета", N 41 (1980) от 09.06.2022.
Постановление N 23/6 от 01.06.2022 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края N 67/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2020 год".
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании "Приморская газета", N 41 (1980) от 09.06.2022.
Постановление N 23/7 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края N 69/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 год", в соответствии с которым в таблицу N 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2021 год" приложения N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края, поставляемой прочим потребителям на 2021 год" в строку 29 внесены изменения - для ООО "Промышленные энергосети Приморского края", необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации установлена в размере 9755,74 тыс. руб.
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании "Приморская газета", N 41 (1980) от 09.06.2022.
Агентство, путем принятия заменяющего акта, привело статьи расходов (затрат) в соответствие с действующим законодательством.
Расходы на оплату труда относятся к подконтрольным расходам и входят в базовый уровень подконтрольных расходов,
Подконтрольные расходы (базовый уровень подконтрольных расходов) относятся к долгосрочным параметрам регулирования, которые в соответствии с абзацем 17 пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования.
Агентство при перерасчете исходило из того, что для ООО "ПЭС ПК" долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 г., 2021 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования.
На второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования в соответствии с действующим законодательством корректировка подконтрольных расходов осуществляется путем индексации базового уровня подконтрольных расходов на индекс эффективности подконтрольных расходов, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, по максимально возможной корректировке валовой выручки с учетом достижения установленного уровня надежности и качества, а также на индекс потребительских цен на соответствующий долгосрочный период.
В расчете НВВ и тарифов для ООО "ПЭС ПК" на 2021 год участвует базовый уровень подконтрольных расходов, который агентству надлежало изменить согласно вступившему в силу судебного акта.
На основании апелляционного определения Пятого апелляционного суда агентством выполнен расчет необходимой валовой выручки на 2020, 2021 годы с учетом перерасчета расходов на оплату труда персонала и отчислений на социальные нужды соответственно.
На 2020 год расходы на оплату труда приняты в размере 10611,64 тыс. руб. исходя из численности 26 человек, признанной судом обоснованной, и средней заработной платы 34011,65 руб.
Средняя заработная плата принята с учетом проведенного экспертной группой анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год. Признанная экспертной группой по факту 2018 года средняя заработная плата работников предприятия составила 31 355,53 руб.
В подтверждение фактической заработной платы организацией не были представлены подтверждающие документы, отражающие дополнительные выплаты (отсутствует расшифровка средней заработной платы, коллективный договор, положение о выплате премиальных выплат, штатное расписание по факту за 2018 год). Согласно разъяснениям ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17 законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, не предусмотрена возможность превышения фактической величины операционных подконтрольных расходов над величиной операционных подконтрольных расходов, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем долгосрочном периоде регулирования, указанное превышение следует относить к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности. Расходы в размере указанного превышения подлежат исключению из тарифов.
Учитывая, что организация не присоединена к отраслевым тарифным соглашениям, средняя заработная плата на 2020 год принята на уровне признанного факта за 2018 год с учетом индексов потребительских цен, сообщенных Минэкономразвития РФ на 2019, 2020 годы в сумме - 34 011,65 руб.
В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень операционных расходов на очередной долгосрочный период регулирования устанавливается как сумма доли базового уровня операционных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и доли базового уровня операционных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций.
Таким образом, расходы на оплату труда с учетом метода сравнения аналогов приняты исходя из численности персонала 26 человек и средней заработной платы 31 475,79 руб.
Корректировка подконтрольных расходов осуществляется с учетом индекса эффективности подконтрольных расходов, и коэффициента эластичности подконтрольных расходов, утвержденных постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2019 г. N 67/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы", по количеству активов, по максимально возможной корректировке валовой выручки с учетом достижения установленного уровня надежности и качества, а также индекса потребительских цен на соответствующий долгосрочный период.
На 2021 год расходы на оплату труда приняты в сумме 9 868,76 тыс. руб., средняя заработная плата проиндексирована и составила 31 630,65 руб.
По статье "отчисления на социальные нужды" принята сумма в размере 29 85,42 тыс. руб., что составляет 30,4% от фонда оплаты труда согласно представленному уведомлению "Отчисления на социальные нужды" на 2021 год с учетом откорректированного фонда оплаты труда составили 3 000,10 тыс. руб., что составляет 30,4% от фонда оплаты труда согласно представленному уведомлению (расчеты представлены в таблицах).
С учетом требований п. 7 Основ ценообразования экспертной группой был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2019 год на основании материалов, представленных ООО "ПЭС ПК" и гарантирующим поставщиком ПАО "ДЭК", по итогам которого экспертная группа произвела расчет излишне полученного дохода обществом за 2019 год с учетом плановых затрат на покупку потерь электрической энергии за 2019 год. Фактические затраты на покупку потерь, заплаченные в ПАО "ДЭК" за 2019 год, учитываются отдельной корректировкой с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в соответствии с формулой 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности у организации выявлены излишне полученные денежные средства. Данная корректировка учтена частично на 2021, оставшаяся сумма излишне полученного дохода может быть учтена только при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в последующий год долгосрочного периода.
Доказательств неправильности осуществления тарифным органом корректировки суду не представлено.
Составленное экспертное заключение тарифного органа содержит выводы, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, выводы о принятых и непринятых расходах При установленных обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
Доводы ООО "ПЭС ПК" о том, что агентством были нарушены сроки уведомления о проведении заседания правления, не была предоставлена возможность ознакомления с материалами тарифного дела, с проектом постановления, основанием для удовлетворения заявленных требований являться не могут, сроки направления уведомлений не повлияли на права административного истца, ООО "ПЭС ПК" было заранее извещено о датах заседаний правления, на заседаниях правления административный истец принимал участие, представлял свои возражения, замечания, смета расходов также была направлена в их адрес для ознакомления, кроме того ООО "ПЭС ПК" реализовало свои права путем обращения в суд на оспаривание в судебном порядке соответствующих нормативных правовых актов. В целом, нарушений процедурных правил при принятии нормативных правовых актов, влекущих безусловную отмену оспариваемых актов по данному основанию, по результатам рассмотрения дела не выявлено.
Довод агентства о том, что в настоящее время общество не является регулируемой организацией, в связи с чем права общества оспариваемыми постановлениями не затрагиваются, является несостоятельным, поскольку экономическая деятельность общества осуществлялась на основании определенных агентством тарифов, в Арбитражном суде имеются споры о расчетах с другими организациями за прошедшие периоды. Таким образом нормативные правовые акты, в которые внесены изменения оспариваемыми постановлениями, применялись и применяются в отношении административного истца, как в долгосрочном периоде регулирования его деятельности, так и по его завершении, тем самым затрагивая его права и законные интересы, что является основанием для защиты нарушенных прав в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "ПЭС ПК", суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" к агентству по тарифам Приморского края о признании не действующими в части нормативно правовых актов - отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 3а-5/2022
Опубликование:
-