Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 3а-333/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нефедовой Н.В.,
с участием прокурора Прытковой М.В.
представителя административного истца Мунгалова А.В.
представителя Министерства промышленности и торговли Приморского края Лукьянова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Сервис" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация города Владивостока, об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 28 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru), 30 декабря 2021 года в издании "Приморская газета" N 100 (1939).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости - нежилое здание площадью 3003,9 кв.м., с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> включен в вышеназванный Перечень под пунктом 3476.
ООО "Ориент-Сервис" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, площадью 3003,9 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, включение которого в соответствующий Перечень, влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Между тем, указанный объект недвижимости не является торговым объектом, объектом общественного питания и (или) объектом бытового обслуживания, не является административно-деловым центром. Здание фактически используется в соответствии с его назначением - складское помещение, и не содержит в себе помещений, которые используется для размещения торговых объектов, офисных помещений, объектов бытового обслуживания и (или) объектов общественного питания. Спорный объект недвижимости размещен в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 13 194 кв.м., с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации подъездных железнодорожных путей и зданий: одноэтажных, одноэтажного с пристройками, двухэтажных, трёхэтажных, четырехэтажных, битумохранилищ, оздоровительного-бытового корпуса, битумно-кукерсальных мастик, обмоточной, склада запчастей.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Решения об определении вида фактического использования административным ответчиком, до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, не принималось, в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась. Просит признать недействующим пункт 3476 распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями административный ответчик не согласен, указал, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными. Спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год на основании Перечня Торговых объектов, предоставленного Министерством промышленности и торговли Приморского края. Собственник объекта не обращался в Министерство с заявлением о проведении мероприятий по определению вида его фактического использования. При отсутствии указанных заявлений у Министерства отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие объекта, критериям объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости, и инициировать проведение на объекте мероприятия по определению вида его фактического использования, поскольку порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный перечень. (отзыв прилагается).
Представитель Министерства торговли и промышленности Приморского края, в судебном заседании пояснил, что Минпромторг уполномочен формировать и направлять ежегодно в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов. Письмом Администрации г. Владивостока от 01.10.2021 N 5551д/4 объект недвижимости с кадастровым номером N предоставлен в Минпромторг для включения в Перечень торговых объектов на 2022 год. Письмом Минпромторга от 21.10.2021 N 30/5821 спорный объект предоставлен в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год". (отзыв прилагается).
Представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока в судебное заседание не явился, согласно представленного письменного отзыва возражал против удовлетворения административного иска, указав, что в соответствии со справочной информацией, размещенной на общедоступном ресурсе публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru), по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание, (кадастровый номер N), которое объектом муниципальной собственности не являлось, мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания УМС администрации г. Владивостока не проводились. Полагает, что спорный объект включен в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, правомерно. (отзыв прилагается).
Представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно представленного письменного отзыва выразить позицию по существу данного дела не представилось возможным (отзыв прилагается).
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 28 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год пунктом 3476.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Между тем, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании установлено, что нежилое здание, с кадастровым номером N включено в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, на основании представленных органом местного самоуправления сведений, исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта как "нежилое здание".
Из материалов административного дела следует, что принадлежащий ООО "Ориент-Сервис" объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: "нежилое здание". Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Вышеуказанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N площадью 13 194 кв. м., категория земли: "земли населенного пункта", имеющем вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации подъездных железнодорожных путей и зданий: одноэтажных, одноэтажного с пристройками, двухэтажных, трёхэтажных, четырехэтажных, битумохранилищ, оздоровительного-бытового корпуса, битумно-кукерсальных мастик, обмоточной, склада запчастей".
Согласно техническому паспорту, объект недвижимости - здание "производственный корпус", расположенный по адресу: <адрес> имеет помещения: зарядная, складское помещение, кабинет.
Назначение и разрешенное использование помещения поименованного как "кабинет" в техническом паспорте не определено, в связи с чем, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Само по себе наименование здания - "производственный корпус" не свидетельствует о размещении в нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Согласно указанной технической документации, в составе принадлежащего административному истцу объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, до принятия Перечня объектов на 2022 год Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
Сведений из Единого государственного реестра недвижимости о спорном здании и земельном участке, которые бы подтверждали факт использования помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Иные же документы и информация, по смыслу приведенного пункта 5 Порядка, носят характер дополнительной, уточняющей к вышеуказанным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, и рассматриваться как самостоятельные доказательства фактического использования объекта недвижимости не могут.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 5 в названном Порядке отсутствует
Таким доказательством мог бы являться акт обследования объекта недвижимого имущества, составление которого предусмотрено пунктом 6 Порядка (в действующей редакции), однако такой акт до утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не составлялся.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 6 в названном Порядке отсутствует
Расположение спорного нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером N площадью 13 194 кв. м., имеющем вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации подъездных железнодорожных путей и зданий: одноэтажных, одноэтажного с пристройками, двухэтажных, трёхэтажных, четырехэтажных, битумохранилищ, оздоровительного-бытового корпуса, битумно-кукерсальных мастик, обмоточной, склада запчастей", не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что спорное здание, исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, а также исходя из наименования и назначения здания, и вида разрешенного использования соответствующего земельного участка, не могло быть отнесено к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2022 год.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого нежилого здания, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО "Ориент-Сервис" критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 3476 Перечня объектов на 2022 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Разрешая требования административного истца о возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.
По смыслу главы 10 КАС РФ принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Как следует из материалов административного дела, при подаче административного искового заявления административным истцом ООО "Ориент-Сервис" уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, что подтверждаются платежным поручением N ПАО СКБ "Примсоцбанк" от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, понесенные ООО "Ориент-Сервис" расходы в связи с рассмотрением настоящего административного дела, подлежат взысканию с Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, как органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Сервис" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункт 3476 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Сервис" расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 3а-333/2022
Опубликование:
-