Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 9 декабря 2022 г.
на проект федерального закона N 232859-8 "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (о расширении перечня случаев, дающих право иностранным гражданам или лицам без гражданства самостоятельно уведомлять орган миграционного учета о месте своего пребывания) внесен - Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 232859-8 "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу 11 ноября 2022 года.
Законопроект разработан с целью расширения перечня случаев, дающих право иностранным гражданам или лицам без гражданства (далее - иностранный гражданин) самостоятельно уведомлять орган миграционного учета о месте своего пребывания.
В настоящее время в соответствии с частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин может самостоятельно подать уведомление о прибытии в место пребывания (далее - уведомление о прибытии) в орган миграционного учета в случае, когда принимающая его сторона не имеет возможности направить такое уведомление в силу уважительных причин, либо при наличии у такого иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, либо в случае, если жилое помещение принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, или иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
Положениями законопроекта предполагается, что уведомление о прибытии будет представляться иностранным гражданином, имеющим личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) и зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) в орган миграционного учета в электронной форме при условии, что в качестве принимающей стороны данного иностранного гражданина выступает гражданин Российской Федерации - собственник данного жилого помещения, также имеющий личный кабинет на Едином портале и зарегистрированный в ЕСИА.
При этом согласие принимающей стороны на фактическое проживание иностранного гражданина в предоставленном жилом помещении будет фиксироваться и передаваться в орган миграционного учета также с использованием Единого портала: заполненная иностранным гражданином в личном кабинете на Едином портале электронная форма уведомления о прибытии поступит на согласование в личный кабинет принимающей стороны. При согласовании принимающей стороной уведомление о прибытии будет автоматически передано в орган миграционного учета для фиксации необходимых сведений.
Информация о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания будет направляться в адрес иностранного гражданина и принимающей стороны также в электронной форме с использованием Единого портала.
В случае несогласия принимающей стороны или в случае, если уведомление о прибытии будет заполнено с нарушением установленных Федеральным законом N 109-ФЗ требований, оно будет возвращено в личный кабинет иностранного гражданина на Едином портале.
Предлагаемые изменения позволят упростить процедуру предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации, а также станут дополнительным элементом противодействия фиктивной постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания и повысят эффективность осуществления миграционного учета в Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрен особый порядок вступления его в силу - по истечении 180 дней с момента опубликования, что обусловлено необходимостью подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также в приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета на его реализацию не потребуется.
У Правового управления Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают законопроект.
Верховный Суд Российской Федерации предложений и замечаний к законопроекту не имеет.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.