Решение
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Семейкиной С.А.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
при секретаре Лебединской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-43/2022 по административному исковому заявлению представителя административного истца ООО "НадымРемСтрой" о признании недействующим Решения Думы Надымского района от 22 декабря 2021 года N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов"
Установил:
Петросянц С.П. в интересах ООО "НадымРемСтрой" (далее Общество) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения Думы Надымского района от 22 декабря 2021 года N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды за земельные участки: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - деловое управление в размере 2,7 (п. 69 таблицы 1.4 приложения к решению).
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что 31 января 2022 года между Администрацией Надымский район и ООО "Надымремстрой" был заключен договор аренды земельного участка N 2021/183, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2 101 кв. м., из категории земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером N , вид разрешенного использования - Деловое управление (код 4.1, таблица 1.4 приложения к решению Собрания депутатов муниципального образования г, Надым N 284). В приложении N 2 к договору указан размер арендной платы, исходя из коэффициента аренды 2,7.
Установление указанного коэффициента в размере 2,7 является экономически необоснованным, противоречит постановлению Правительства ЯНАО от 18.10.2015 года N 953-П "Об утверждении порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" и нормам Земельного кодекса РФ.
В связи с этим просит признать в данной части нормативный правовой акт недействующим.
В отзывах на административное исковое заявление представитель Администрации МО Надымский район и Думы Надымского района Галимский В.В. заявленные требования стороны административного истца не признал, указал, что в соответствии со ст. 6 Устава муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа Дума Надымского района является представительным органом местного самоуправления. 22.12.2021 года Думой Надымского района принято Решение N 297 Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды за земельные участки: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - деловое управление в размере 2,7 (п. 69 таблицы 1.4 приложения к решению).
Проект Решения N 297 был подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказа Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2020 г N 10-0 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отдельных категорий".
Экономическое обоснование решения являлось приложением к проекту нормативного правового акта и было составлено на основании отчета ООО "ОМЭКС" N 09/21 от 01.03.2021 г по экономическому обоснованию размеров коэффициентов, применяемых для расчета годового размера арендной платы за земельные участки. В указанном отчете в строке 4 таблицы 2 соотнесение видов разрешенного использования земельных участков вид разрешенного управления - деловое управление (код 4.1) отнесен к сегменту рынка недвижимости "предпринимательство". В строке 4 "предпринимательство" таблица 10 "величина коэффициентов аренды земли" коэффициент аренды (Ка) "предпринимательство" определен в размере 2,7.
Требования административного истца о признании недействующим оспариваемого Решения N 297 просит оставить без удовлетворения.
Представитель административного истца Киселев М.С. считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Думы Надымского района и администрации МО Надымский район Кузнецов А.К., принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, полагал административные исковые требований ООО "НадымРемСтрой" не подлежащими удовлетворению. Указал, что оспариваемый коэффициент установлен на основании отчета ООО N 09/21 "ОМЭКС" от 01.03.2021 г по экономическому обоснованию размеров коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся муниципальной собственности и земельный участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, расположенные на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Давыдова Л.А. полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ суд автономного округа рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Согласно договору аренды земельного участка от 31 января 2022 года N Н 2021/183 (л.д. 11-13), земельный участок с кадастровым N , расположенный в <адрес>, общей площадью 2 101 кв. м, с видом разрешенного использования - Деловое управление, передан в аренду ООО "НадымРемСтрой" с 13 июля 2021 года по 12 июля 2070 года, коэффициент аренды составляет 2,7.
На указанном земельном участке расположено административное здание, арендодателем выступает Администрация Надымского района.
Таким образом, ООО "НадымРемСтрой" является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Согласно Решению Думы Надымского района от 22.12.2021 N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов" - для кода 4.1 (деловое управление) установлен коэффициент 2,7.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 5, 22 Устава муниципального образования город Надым Дума Надымского района является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования.
Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов, является средство массовой информации - газета "Рабочий Надыма" (ст. 44 Устава).
Оспариваемое решение Решения Думы Надымского района от 22.12.2021 N 297 было официально опубликовано в печатном издании "Рабочий Надыма" от 23 декабря 2021 года, спецвыпуск N 471 (5341) (т. 1 л.д. 109), также размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования г. Надым - htt://nadymregion.ru/nadym-radio/nadym/, вступили в законную силу с момента опубликования.
Согласно п. 1, 2 ст. 23 Устава в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования г. Надым находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Из названных законоположений и требований Устава следует, что указанный орган местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование в данной сфере, влекущее установление арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и установление размера коэффициента аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которое не должно противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 22 декабря 2021 года N 297 принято компетентным представительным органом муниципального образования.
Процедура принятия оспариваемого решения, форма, вид, порядок опубликования и вступления в силу, предусмотренные ч. 3 ст. 43, ст. 46, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 23, 44 Устава муниципального образования город Надым, соблюдены и сторонами не оспариваются.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ в Постановлении от 16 июля 2009 года N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление N 582).
Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года N 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление N 953-П).
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации принципы, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года N 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление N 953-П).
Пунктом 2 Постановления N 953-П рекомендовано представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе до 30 декабря 2015 года обеспечить утверждение коэффициентов аренды (Ка) в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.
В пункте 2.3 Порядка указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, размер коэффициента аренды (Ка) определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется представительным органом городского поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.
Одним из принципов определения арендной платы согласно Постановления Правительства РФ N 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается размере, соответствующим доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельной участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории с генеральным планом поселения, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29 февраля 2019 года N 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Из материалов дела следует, что принятию оспариваемого в части нормативного правового акта предшествовало выполнение работ по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых для расчета годового размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального округа Надымский район. Основанием для выполнения указанных работ являлся муниципальный контракт на оказание услуг по экономическому обоснованию N 104/4-20 от 30.12.2020 г, заказчик работ - департамент муниципального имущества Администрации Надымского района, исполнитель работ ООО "ОМЭКС".
Результаты выполнения работ изложены в отчете ООО "ОМЭКСN N 09/21 от 01.03.2021; итоговая величина коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за земельные участки по виду разрешенного использования - деловое управление в размере 2,7.
Из отчета следует, что установленный коэффициент является экономически обоснованным, при этом в отчете проведен многофакторный анализ при принятии оспариваемого решения. При определении оспариваемого коэффициента ООО "ОМЭКС" использовано два метода: метод, основанный на расчете коэффициентов аренды на основании действующих договоров аренды земельных участков на территории Надымского района; метод, основанный на методе капитализации по расчетным моделям. Одновременно оценщиком произведен анализ согласования результатов расчета.
В ходе выполнения работ проведено изучение объектов исследования, исследованы характеристики и статистические показатели по объектам кадастрового учета и операциям аренды на рынке земли, проведен анализ различных сегментов рынка земли и недвижимости.
Соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности в данном случае доказано путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственного подтверждающих проведение расчета величины установленного коэффициента.
Директор ООО "ОМЭКС" Репин М.А. в судебном заседании дал подробные пояснения относительно примененных при определении величины оспариваемого коэффициента методик и расчета итогового значения.
Отчет ООО "ОМЭКС" принимается судом в качестве доказательства экономического обоснования коэффициента арендной платы. Оценщик Репин М.А. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией. Выводы оценщика основаны на согласованном применении описанных выше методов, заключающих в себе различные подходы к определению искомого коэффициента, итоговое суждение о величине коэффициента не является производным.
Соответственно при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли проведен анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Таким образом, довод административного истца о том, что при установлении оспариваемого коэффициента 2,7 не был соблюден принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, противоречит приведенным выше доказательствам.
При этом суд принимает во внимание, что на федеральном уровне единая методика расчета арендной платы не установлена.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решение Думы Надымского района от 22.12.2021 N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов" соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Постановлению Правительства от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В силу ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления генерального директора ООО "НадымРемСтрой" Петросянц Саркиса Павловича о признании недействующим Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 22 декабря 2021 года N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды за земельные участки: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Деловое управление (код 4.1) в размере 2,7 - отказать.
Возложить на Думу Надымского района обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 июля 2022 года.
Судья /подпись/ |
С.А. Семейкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2022 г. N 3а-43/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим решения Думы Надымского района от 22.12.2021 N 297 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемых в аренду без торгов"
Текст решения опубликован в газете "Рабочий Надыма" от 29 декабря 2022 г. спецвыпуск N 323 (5693),на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)