Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Сценарии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года
Для Калужской области определены три сценария социально-экономического развития до 2040 года (см. таблицу 2).
Таблица 2. Сценарии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года
Сценарий |
Определяющие внешние условия реализации сценария |
Особенность сценария |
Фокус развития региона в рамках сценария |
Эффекты для экономики региона |
Сценарий прогрессивного перехода |
Глобальный вектор на декарбонизацию и цифровизацию, рынки Индустрии 5.0. К 2040 году многие страны и компании поставили себе цели по достижению углеродной нейтральности 14. В Российской Федерации также принята Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. |
Включение региона в новую инвестиционную волну, которая будет разворачиваться в мире в последующие 10-20 лет. |
Два вектора: 1) Вовлечение нового класса инвесторов - такими инвесторами скорее всего выступят крупные российские холдинги, включая госкорпорации, а также иностранные инвесторы - компании, способные работать в условиях санкционных ограничений в отношении России - это компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона) Вектор на технологическое усложнение промышленности, в т.ч. за счет участия в рынках Индустрии 5.0. |
Более интенсивный рост всех показателей (ВРП, обрабатывающие производства, инновационная продукция, численность населения и пр.), усиление экономической самостоятельности. Диверсификация структуры экономики и технологическое усложнение производств. Более сбалансированная система расселения, в т.ч. за счет локализации новых промышленных предприятий. |
Сценарий государственного доминирования |
Сохранение внешней неблагоприятной геополитической обстановки для Российской Федерации в долгосрочной перспективе, что ограничит приток иностранных инвесторов на длительный период. В связи с этим, функция основного инвестора в экономику региона прямо или косвенно будет реализована государством. Это сценарий нового инвестиционного роста, который будет обусловлен развитием благоприятной экономической конъюнктуры на сырьевых рынках и связанным с этим расширением бюджетных возможностей. |
Усиление роли государства как основного инвестора в экономику региона с учетом доступных бюджетных возможностей. Поиск моделей финансирования и направлений развития, при которых государство получит "возврат инвестиций" в обозримой перспективе, а также удержание местной экономики от региональных факторов гиперинфляции за счет развития местного производства (например, поддержки МСП в сельском хозяйстве, инновационном секторе, креативной индустрии и промышленности). |
Несколько направлений 1) Реализация большинства ключевых проектов развития транспортной и дорожной инфраструктуры (развитие метро, иного высокоскоростного транспорта). 2) Модернизация инженерного инфраструктурного комплекса, в т.ч. создание углерод-нейтральной энергетической инфраструктуры и индустриальных парков, реализация проектов умного города; 3) Благоустройство городов, повышение культурного разнообразия в опорных центрах системы расселения; 4) Реализации ряда крупных инвестиционных проектов в научно-технологической и образовательной сферах, включая ИНТЦ Обнинска (в том числе субсидирование создания предприятий в области ядерных технологий на территории ИНТЦ под общей координацией "Росатома"), кампусы и пр. |
Сценарий может привести к созданию зависимости региональной экономики от постоянной бюджетной поддержки. Повышенное участие государства в экономике может привести к рискам дисбаланса на рынке труда (в том числе снижению привлекательности коммерческого сектора для трудоустройства), а также неоправданным затратам и созданию зависимости экономики от постоянной бюджетной поддержки. Бюджетные ограничения федерального центра в текущих условиях и высокая конкуренция за ресурсы приведут к более низкой по сравнению с прогрессивным сценарием динамике развития региона. |
Базовый сценарий (посткризисное восстановление) |
Высокая волатильность мировой экономики будет ограничивать стабильность инвестиционной деятельности государства и частных инвесторов, а также препятствовать выполнению бюджетных обязательств в полной мере из-за возможного сокращения доходов регионального бюджета. |
Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития Калужской области. Базовым процессом в рамках этого сценария станет защита региональной экономики в ответ на нарастающие негативные макроэкономические и геополитические тенденции (в т.ч. от последствий возможного высвобождения кадров на рынок труда). |
Продолжение имеющегося курса социально-экономического развития - совершенствование инфраструктуры, расширение производственных зон, повышение производительности труда в основных секторах экономики, реализация социальных обязательств. Расходы бюджета будут направлены на реализацию социальных обязательств, обеспечивая стабильный рост оплаты труда, модернизацию инфраструктурного комплекса, совершенствование системы государственного управления. |
Инерционное развитие, незначительный рост экономики сопоставимый со страновым в долгой перспективе, риск отрицательной динамики ВРП в 5-ти летнем горизонте. Структура экономики сохранится. Усилятся различия в уровне социального и экономического развития территорий (преимущественно, между Северной агломерацией и остальными районами региона). Произойдет укрупнение муниципалитетов. Сохранится тренд на снижение численности населения при усилении производительности труда на предприятиях региона и росте интеграции региональной экономики в экономику Московской агломерации (особенно тех территорий области, которые до этого были слабо интегрированы). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.