Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика социально-экономического развития Касимовского муниципального района Рязанской области на долгосрочный период, оценка факторов и ограничений экономического роста
На социально-экономическое развитие Касимовского муниципального района Рязанской области оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы и ограничения.
Экономика Касимовского муниципального района Рязанской области интегрирована в российскую экономическую систему, поэтому на социально-экономическое развитие района в долгосрочном периоде окажут влияние процессы, которые будут проходить в целом по Российской Федерации..
С 2020 года серьезным для экономики России и Рязанской области вызовом стало распространение новой коронавирусной инфекции.
Введение ограничительных мер и дополнительных требований к осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов привело к снижению экономической активности. При этом часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций может носить длительный характер.
Таким образом, в долгосрочной перспективе развитие экономики будет определяться не только макроэкономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Внешними ограничениями также являются рецессия в мировой экономике, связанная с высокой неопределенностью развития, введение иностранными государствами санкционных ограничений, приостановка международной торговли по отдельным направлениям, разрывы кооперационных связей, сокращение инвестиций, а также снижение спроса на продукцию.
На протяжении прогнозного периода сохранится тенденция сокращения численности населения, что во многом обусловлено его возрастной структурой и естественной убылью.
В целом ограничениями экономического роста выступают:
- снижение численности населения Касимовского муниципального района Рязанской области;
- недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры; высокая степень износа основных фондов;
- недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности бизнеса.
Прогноз предусматривает два варианта социально-экономического развития: консервативный вариант и базовый вариант.
Консервативный вариант разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения макроэкономической ситуации.
Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения макроэкономической ситуации.
2. Основные параметры муниципальных программ Касимовского муниципального района Рязанской области
В соответствии с распоряжением администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от 18.02.2022 N 86 "Об утверждении перечня муниципальных программ Касимовского муниципального района Рязанской области" в 2022 году на территории Касимовского района утверждено 19 муниципальных программ, из них реализуются 17 муниципальных программ, в состав которых входит 25 действующих подпрограмм.
Ожидается, что общий объем финансирования государственных программ в 2022 году составит 853,6 млн. рублей. 10 государственных программ софинансируются из федерального и областного бюджета в размере 490,6 млн. рублей.
Наибольшая часть расходов местного бюджета приходится на реализацию мероприятий в социальной сфере - 690,2 млн. рублей (80,9% от всего объема финансирования).
На решение социальных задач направлены следующие муниципальные программы:
- "Комплексное развитие культуры";
- "Развитие физической культуры и спорта в Касимовском районе Рязанской области";
- "Обеспечение жильем молодых семей";
Главными целями указанных программ являются обеспечение условий для эффективного развития образования, развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций, повышение конкурентоспособности туристской инфраструктуры и создание условий для развития сферы внутреннего и въездного туризма Касимовского муниципального района Рязанской области, развитие массовой физической культуры и спорта, создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан.
Инфраструктурный блок с объемом финансирования 34,9 млн. рублей (4,1%) представлен муниципальными программами:
- "Социальное развитие населенных пунктов";
- "Дорожное хозяйство Касимовского муниципального района Рязанской области";
Исполнение мероприятий указанных программ позволит повысить качество и надежность предоставления жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и комфорт городской среды, способствовать улучшению состояния автомобильных дорог, строительству социальной инфраструктуры.
К экономической сфере относятся муниципальные программы:
- "Обеспечение деятельности администрации Касимовского муниципального района Рязанской области";
- "Повышение эффективности управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Касимовского муниципального района Рязанской области".
Основными целями указанных программ являются обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, построение системы финансово-хозяйственной, кадровой и контрольной деятельности в органах муниципальной власти и учреждениях района. Финансирование указанных программ составляет 80,4 млн. рублей (9,4%).
Объем финансирования муниципальных программ, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения, развитие территорий и эффективное управление финансами района, составляет 48,1 млн. рублей (5,6%). Блок представлен муниципальными программами:
- "Повышение безопасности дорожного движения в Касимовском районе";
- "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в Касимовском муниципальном районе".
3. Основные направления и показатели социально-экономического развития Касимовского муниципального района Рязанской области по отдельным видам деятельности
3.1. Население
Демографическая ситуация в Касимовском муниципальном районе Рязанской области в долгосрочной перспективе будет развиваться под воздействием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграционных процессов.
На протяжении прогнозного периода сохранится тенденция сокращения численности населения, что во многом обусловлено возрастной структурой и естественной убылью населения .
На протяжении с 2022 по 2025 год, с 2026 по 2035 год среднегодовые темпы роста населения по базовому варианту прогноза могут составить 97,9 - 95,9%.
В прогнозном периоде смертность все еще будет превышать рождаемость. К концу 2035 года естественная убыль населения по базовому варианту прогноза может составить 11,4 человек на 1000 населения.
Миграционный прирост к 2035 году может составить 0,25 тыс. человек против 0,22 тыс. человек в 2021 году.
Демографическому развитию будут способствовать реализация региональных проектов и программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
3.2. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленному производству в 2035 году достигнет 7338,1 млн. рублей. Среднегодовой темп роста по базовому варианту прогноза составит в 2023 - 2025 годах 102,2%, в 2026 - 2035 годах - 103,4%.
К концу прогнозного периода объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на предприятиях обрабатывающих производств может составить 7047,5 млн. рублей. Развитию будет способствовать создание новых высокотехнологичных производств (ООО "ЭКО-Золопродукт. Инвест") и модернизация действующих предприятий, освоение конкурентоспособной продукции.
В общем объеме промышленного производства доля обрабатывающих производств возрастет с 95,2% в 2021 году до 96,0% в 2035 году.
Производство и распределение электроэнергии, газа и пара будет зависеть от заказов оператора оптового рынка. В 2035 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составит 150,5 млн. рублей. Среднегодовой темп роста по базовому варианту прогноза составит в 2023 - 2025 годах 101,8%, в 2026 - 2035 годах - 102,6%.
К 2035 объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов прогнозируется в сумме 140,1 млн. рублей. Среднегодовой темп роста по базовому варианту прогноза составит в 2021 - 2025 годах 101,4%, в 2026 - 2035 годах - 102,4%.
3.3. Сельское хозяйство
Объем сельскохозяйственной продукции к концу 2035 года с учетом реализации запланированных мероприятий может составить по базовому варианту прогноза 5157,4 млн. рублей.
Развитие сельскохозяйственного производства Касимовского муниципального района Рязанской области будет осуществляться за счет мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, наращивание объемов и диверсификацию сельскохозяйственного производства.
Среднегодовой темп роста производства сельскохозяйственной продукции по базовому варианту прогноза в период с 2023 по 2025 год ориентировочно составит 101,0%, в 2026 - 2035 годах - 102,1%.
Достижение прогнозных значений будет обеспечено за счет:
- увеличения посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами путем ввода в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель;
- применения интенсивных технологий при выращивании сельскохозяйственных культур;
- использования при посеве семян высоких репродукций с заложенным потенциалом по урожайности;
- строгого соблюдения технологий возделывания;
- эффективного использования минеральных удобрений и средств защиты растений;
- увеличения продуктивности всех видов скота и птицы.
Кроме того, на территории Рязанской области реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, направленная на:
- строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов;
- закупку высокопродуктивного скота и птицы;
- укрепление и дальнейшее развитие кормовой базы;
- поддержку и развитие племенного животноводства.
3.4. Строительство
В рамках реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в АО Племзавод "Дмитриево", колхозе им. Ленина и ОАО "Аграрий" строятся благоустроенные квартиры для работников хозяйств.
Ежегодно граждане, проживающие в сельской местности, получают социальные выплаты на улучшение жилищных условий.
Касимовский район занимает 2 место в рейтинговой оценке среди муниципальных районов и городских округов по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя. На одного жителя в 2021 году приходилось 54,3 кв. м жилых помещений.
По прогнозу 2035 года планируется ввести в эксплуатацию 10,5 тыс. м2 по базовому варианту.
Положительной динамике темпов жилищного строительства в прогнозном периоде будут способствовать:
- государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
- меры государственной поддержки в рамках выполнения обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Рязанской области";
- работа по ликвидации аварийного жилищного фонда;
- программа сельской ипотеки, заработавшей с января 2020 года;
- развитие индивидуального жилищного строительства.
3.5. Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли в 2021 году составил 915,7 млн. рублей.
Сдерживающее влияние на рост оборота розничной торговли по-прежнему оказывает переориентирование покупательского спроса на более дешевые товары, снижение потребительской уверенности.
К концу прогнозируемого периода планируется умеренный рост товарооборота.
Среднегодовой темп роста по базовому варианту прогноза составит в 2023 - 2025 годах 102,2%, в 2026 - 2035 годах - 101,9%.
На позитивную динамику оборота розничной торговли в среднесрочной перспективе окажет дальнейшее развитие многоформатной торговли (магазины современных форматов и местного значения, нестационарная торговая сеть, ярмарки, мобильная торговля) и расширение ассортимента продукции.
3.6. Малое и среднее предпринимательство,включая микропредприятия
В 2021 году количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) осталось на уровне 2020 года при среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия (без внешних совместителей) 1399 человек (100,5% к 2020 году). По оценке 2022 года ожидается незначительное снижение количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия, и соответственно среднесписочной численности в связи с переходом в другие формы ведения предпринимательской деятельности (самозанятые).
В Рязанской области поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках региональных проектов:
1. "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами";
2. "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса";
3. "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
В условиях внешнего санкционного давления проводится работа по совершенствованию мер поддержки среднего и малого предпринимательства. Разработан план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Рязанской области, которым предусмотрены отраслевые меры поддержки в промышленности, инновационной сфере, в сфере информационных технологий, агропромышленном комплексе, строительной отрасли, в сфере жилищно- коммунального хозяйства, торговле и туризме. В рамках данного документа продлены сроки уплаты налогов для всех организаций и предпринимателей независимо от размера и сферы деятельности, снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для обрабатывающих предприятий. Реализация данных мероприятий будет способствовать восстановительному росту числа субъектов МСП, численности занятых, что позволит в среднесрочной перспективе обеспечить положительную динамику показателей развития малого и среднего предпринимательства.
На конец 2035 года ожидается стабилизация и незначительное увеличение основных показателей малого и среднего предпринимательства относительно уровня 2021 года. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия по вариантам прогноза составит 500-505 ед. (100,2-101,2% к отчету 2021 года); среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) - 1,5 тыс. человек (107,1% к 2021 году). Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, увеличится до 3120,0-3215 млн. рублей.
3.7. Инвестиции
В 2035 году объем инвестиций в основной капитал достигнет 1791,3 млн. рублей. Среднегодовой темп роста по базовому варианту прогноза составит в 2023 - 2025 годах 106,2%, в 2026 - 2035 годах - 103,5%.
Росту показателя в прогнозном периоде будет способствовать обеспечение работы механизмов государственной поддержки и защиты прав инвесторов, внедрение новых форм поддержки.
В долгосрочной перспективе наибольший объем инвестиций прогнозируется в таких отраслях экономики как обрабатывающие производства, сельское хозяйство.
Вложение инвестиций по обрабатывающей промышленности предполагается для реализации проектов, направленных на модернизацию и расширение действующих предприятий, освоение ими новых видов продукции (АО "Елатомский приборный завод", ООО "ЭКО-Золопродукт. Инвест").
В сельском хозяйстве продолжится строительство и поэтапный ввод в эксплуатацию крупных мега-ферм в Касимовском районе (АО Племенной завод "Дмитриево", ООО "Возрождение").
В плановом периоде основным инвестиционным ресурсом останутся собственные средства, которые составят более 60% в общем объеме источников финансирования.
3.8. Труд и занятость
Рынок труда и занятости населения на период до 2035 года будет формироваться под влиянием демографических ограничений.
В 2035 году прогнозируется увеличение численности занятых в экономике по базовому варианту прогноза на 0,2 тыс. человек (101,8% к уровню 2021 года) до 1,4 тыс. человек.
Показателем стабильности экономического развития района выступает рост заработной платы работников предприятий района. Среднемесячная заработная плата в крупных и средних предприятиях района за 2021 год составила 43802,2 рублей. Согласно рейтинговой оценке среди муниципальных районов и городских округов Касимовский район занимает четвертое место по уровню заработной платы. Среднегодовые темпы роста среднемесячной заработной платы могут составить в 2023 - 2025 годах 108,0%, в 2026 - 2035 годах - 105,8%.
Реализация мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, поддержку занятости, позволит в прогнозном периоде стабилизировать ситуацию на рынке труда.
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, к 2035 году по базовому варианту прогноза может составить 0,08 тыс. человек, что меньше 2021 года.
Обеспечению эффективной занятости населения и предотвращению напряженности на рынке труда будут способствовать мероприятия в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости".
Среднегодовые темпы роста фонда заработной платы могут составить в 2023 - 2025 годах 109,3%, в 2026 - 2035 годах - 106,7%.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от 28 октября 2022 г. N 804 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.