Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
с участием прокурора Матузовой А.Е.,
при секретаре Курдюмовой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа от 29 июля 2021 года N 149/52 "О корректировке на 2022 год тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 29 июля 2021 года N 149/52 "О корректировке тарифов на 2022 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Приказ N 149/52) принято решение изложить в новой редакции Приложение N 2 к приказу РЭК Омской области от 10 декабря 2020 года N 429/84 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство".
Так, тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" для потребителей, установленный на второе полугодие 2022 года (с 1 июля по 31 декабря 2022 года), в результате проведенной корректировки был сокращен <...> до <...>
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 августа 2021 года (л.д. 91).
МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующим с момента принятия Приказа N 149/52, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей (л.д. 2-4, 98).
В обоснование заявленных требований указано, что РЭК Омской области при установлении для МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" тарифа на второе полугодие 2022 года, ненадлежащим образом оценены расходы истца и имеющиеся объективные данные. Так, стоимость угля при подаче заявки была предложена в размере <...>., принята РЭК в размере <...> Указанная стоимость не соответствует реальной стоимости и влечет возникновение убытков у истца, что нарушает его права. Полагают необоснованным отказ РЭК Омской области от 3 ноября 2021 года на обращение организации о пересмотре тарифа на уровне <...> исходя из поступивших в адрес административного истца коммерческих предложений и сравнительного анализа аналогичных закупок в соседних муниципальных образованиях Омской области.
В судебном заседании представитель МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" Кунакбаев А.Х. заявленные требования поддержал.
Представитель РЭК Омской области Яжемчук Л.В. против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов. Пояснила, что на момент корректировки тарифа на территории Саргатского муниципального района Омской области не было проведено аукционов на закупку угля конкурентными способами, в связи с чем цена на уголь в размере <...> за тонну была принята на основании аналогичной закупки угля в Большереченском муниципальном районе Омской области на 2021 год (письменный отзыв - л.д. 76-78).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, тарифного дела 06-03/234, заслушав заключение прокурора Матузовой А.Е., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в пункте 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-П "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на установление тарифов в сфере теплоснабжения (подпункт 1 пункта 10 указанного Положения).
Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
На основании пункта 17 указанного Положения и в соответствии с разделами 5, 7 Регламента РЭК Омской области, утвержденного приказом РЭК Омской области от 8 июля 2008 года N 56/29, оспариваемый приказ принят на заседании правления РЭК Омской области при наличии необходимого кворума (л.д. 80-81).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Судом установлено, что МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" осуществляет деятельность по оказанию услуг по реализации тепловой энергии для потребителей. При этом имущество, используемое для осуществления регулируемой деятельности, находится в хозяйственном ведении предприятия, в соответствии с Уставом МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство", утвержденным Главой Саргатского муниципального района Омской области 23 апреля 2020 года (л.д. 19-25), постановлениями Администрации Саргатского муниципального района Омской области от 1 июня 2020 года NN 158-п, 157-п "О закреплении на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Саргатского муниципального района Омской области за МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство".
Приказом от 10 декабря 2020 года N 429/84 установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2021 - 2023 годы для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство", с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1 к настоящему приказу (пункт 1). Согласно пункту 2 приказа тарифы на тепловую энергию для потребителей установлены согласно приложению N 2. В силу пункта 3 приказа долгосрочные параметры регулирования, установленные в пункте 1 и тарифы, установленные в пункте 2 приказа, действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года (л.д. 13, 79).
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (пункт 51 Основ ценообразования).
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
На основании заявления МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" от 29 апреля 2021 года о корректировке утвержденных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей предприятия с учетом метода индексации, 29 июля 2021 года, по результатам проведения специалистами РЭК Омской области экспертизы, на заседании правления принят оспариваемый приказ "О корректировке тарифов на 2022 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" (л.д. 80-81).
Так, согласно приложению N 2 к приказу тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" для потребителей одноставочный на 2022 год составляет <...> (л.д. 14).
Корректировка на 2022 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" проведена в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования. Из протокола заседания правления РЭК Омской области от 29 июля 2021 года N 52 следует, что при корректировке операционных (подконтрольных) расходов на 2022 года использованы следующие параметры: индекс эффективности операционных расходов составляет - 1; коэффициент эластичности затрат по росту активов - 0,75; индекс изменения количества активов - 0. В качестве оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в том числе указано:
Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя:
- расходы на топливо - 515,44 тыс. руб., в связи с корректировкой цены на уголь, принятой на основании аналогичной закупки угля в Большереченском районе, извещение о проведении аукциона N 32110291828 (пункт 34 Основ) (л.д.80-81).
Как следует из Приложения N 1 к протоколу заседания правления от 29 июля 2021 года N 52 цена топлива (угля), принятая РЭК на 2021 год составила <...> Организацией на 2022 год было предложено <...> принято РЭК 3 <...> Цена на уголь принята на основании аналогичной закупки угля в Большереченском районе на 2021 год, извещение о проведении аукциона N 32110291828. Таким образом, отклонение от предложения организации составило <...> (л.д. 82-83).
Указанное выше также следует из экспертного заключения по рассмотрению РЭК Омской области дела N 06-03/234 по корректировке тарифов на тепловую энергию на 2022 год от 28 июля 2021 года (л.д. 84-90).
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Пунктом 49 Методических указаний N 760-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле, указанной в настоящем пункте, предусматривающей, в том числе скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний.
При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 50 названных Методических указаний).
В силу пункта 37 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам "а", "б", "в" которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику. В связи с отсутствием государственного регулирования цен на уголь, подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования в данном случае не применяется.
При отсутствии на момент проведения корректировки на 2022 год на тепловую энергию МУП "Баженовское ЖКХ" сведений о заключении предприятием договора поставки угля, а также о наличии на территории Саргатского муниципального района Омской области проведенных аукционов на закупку угля конкурентными способами, принятие РЭК Омской области цены на уголь в размере <...>. на основании аналогичной закупки в Большереченском муниципальном районе Омской области, суд находит обоснованным.
Согласно информационной карточке закупки N 32110291828 от 19 мая 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) исполнение договора N 55510010012210000090000 завершено 29 марта 2022 года.
Таким образом, довод административного истца о том, что информация о заключении указанного контракта и его исполнении отсутствует, в связи с чем использование итогов названного электронного аукциона является некорректным, подтверждения не нашел. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в дальнейшем, в ходе рассмотрения дела, представитель административного истца указал, что на дату принятия приказа у РЭК отсутствовала какая-либо иная (кроме указанной закупки) информация о цене на уголь.
Доводы административного истца о необоснованном отказе РЭК Омской области от 03 ноября 2021 года в пересмотре оспариваемого тарифа, и отсутствии ограничений по количеству корректировок тарифа, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 7 октября 2021 года МУП Саргатского муниципального района "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в РЭК Омской области с письмом о внесении изменений в Смету расходов по производству и передаче тепловой энергии путем пересмотра цены топлива (угля) (л.д. 10). В качестве оснований для пересмотра цены на уголь, организацией были представлены результаты закупки угля конкурентными способами на территории Саргатского муниципального района 20 августа 2021 года, а также коммерческие предложения, содержащие информацию о цене на уголь на дату, предшествующую обращению в РЭК. Из указанных источников следовало, что цена за одну тонну угля составляет <...> за тонну.
На указанное обращение РЭК Омской области письмом от 3 ноября 2021 года сообщила, что тарифы на тепловую энергию на 2022 год для потребителей МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" утверждены приказом РЭК Омской области от 29 июля 2021 года N 149/52 и указанное решение не имеет обратной силы, а также разъяснено, что законодательством не предусмотрен пересмотр тарифа в связи с изменением фактических цен на энергоресурсы в течении текущего периода (л.д. 11-12).
Как указано выше, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа.
Пунктом 13 Правил регулирования N 1075 предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Судом установлено, что по заявлению МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" от 29 апреля 2021 года такая корректировка была произведена.
В связи с изложенным, довод административного истца о возможности РЭК Омской области осуществлять корректировку в течение одного текущего периода неоднократно, основан на ошибочном толковании пункта 52 Основ ценообразования.
Кроме того, законодательством не предусмотрен пересмотр тарифов в связи с изменением фактических цен на энергоресурсы в течение текущего периода. Как указано выше, обратившись в РЭК Омской области 07 октября 2021 года, административный истец предоставил информацию о ценах на уголь, актуальную на дату обращения. В ходе рассмотрения дела административный истец также предоставил информацию о заключении в декабре 2021 года и феврале 2022 года договоров на поставку угля по цене за одну тонну 5 600 рублей. В то время как РЭК Омской области при корректировке обоснованно принята информация о ценах, имевшая место на дату принятия оспариваемого приказа.
Проанализировав изложенное, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Таким образом, Основами ценообразования предусмотрен баланс интересов участников регулируемых отношений посредством учета понесенных экономически обоснованных расходов и (или) недополученных доходов, а также исключения экономически необоснованных расходов и (или) избыточных доходов из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последующих периодах регулирования.
С учетом изложенного, разница в цене топлива по итогам 2022 года будет возмещена МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское ЖКХ" при формировании тарифов на последующие периоды регулирования.
Также судом установлено, что между Администрацией Саргатского муниципального района Омской области (главный распорядитель средств районного бюджета) и МУП "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" (получатель) заключено Соглашение N 7 от 20 июля 2022 года, предметом которого является предоставление из районного бюджета в 2022 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг направленных на подготовку и прохождение отопительного сезона, обеспечение бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории Саргатского муниципального района Омской области (пункт 1.1). Согласно пункту 2.1 Соглашения определен размер субсидии на указанные цели в сумме <...>
К указанному выше Соглашению приложен перечень товаров (работ, услуг), на возмещение затрат (недополученных доходов), связанных с производством (реализацией) (выполнением, оказанием) которых предоставляется субсидия из районного бюджета, из которого следует, что выделенные денежные средства предоставлены на возмещение разницы между фактической стоимостью приобретенного угля и стоимостью, предусмотренной тарифами, установленными РЭК Омской области в январе, феврале, марте 2022 года в сумме <...>
Из изложенного следует, что возмещение разницы между фактической стоимостью энергоресурсов и стоимостью, принятой при установлении тарифов, производится также путем предоставления субсидий. В связи с чем, административный истец не лишен возможности воспользоваться правом на возмещение понесенных затрат по приведенным основаниям путем предоставления субсидии.
При таком положении суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренных законом порядке и форме, надлежащим образом опубликован. Положения приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа от 29 июля 2021 года N 149/52 "О корректировке на 2022 год тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 12 октября 2022 г. N 3а-592/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.07.2021 N 149/52 "О корректировке на 2022 год тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП Саргатского муниципального района Омской области "Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство"
Текст решения опубликован не был