Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
просвещения Российской Федерации
от 15 декабря 2022 г. N Р-303
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 16 декабря 2020 г. N Р-174
(в редакции распоряжения Министерства
просвещения Российской Федерации
от 15 декабря 2022 г. N Р-303)
Концепция
создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
I. Общие положения
Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Концепция ЕФС, ЕФС) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Концепция ЕФС отражает два ключевых этапа организационно-методического сопровождения ЕФС: этап создания ЕФС (2020-2021 годы) и этап развития ЕФС (2022-2024 годы).
Этап развития ЕФС базируется на ключевых достижениях предшествующего периода - этапа институционального и функционального оформления системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на различных уровнях.
Концепция ЕФС отражает преемственность методологических, содержательных и организационных основ формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Концепция ЕФС разработана во исполнение:
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р;
паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16.
Понятия, используемые в Концепции развития ЕФС:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
"научно-методический центр сопровождения педагогических работников" (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - PC HMC) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов PC HMC в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
II. Методологические основания и ключевые итоги создания ЕФС
Актуальность создания ЕФС в 2020-2021 годах была обусловлена комплексом проблем, сложившихся в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
К числу наиболее существенных проблем, зафиксированных на момент формирования ЕФС, отнесены:
отсутствие на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;
невыполнение методическими службами функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования; возложение на них организационных и координационных функций;
отсутствие научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой;
отсутствие принципа персонификации программ ДПО, механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся вызовы и задачи образования на федеральном уровне;
"сопротивление" педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций обновлению методов обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности в сфере образования;
отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров.
Целью создания ЕФС в 2020-2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
Методологической основой создания ЕФС выступили следующие подходы:
системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Принципы создания ЕФС:
соответствие деятельности ЕФС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
Комплексная - методологическая, содержательная и организационная - трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, начатая с момента создания ЕФС, осуществлялась по трем# ключевым направлениям:
формирование механизмов управления федеральной и региональной инфраструктурами научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования;
создание цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования.
Комплекс первоочередных мероприятий в рамках указанных направлений позволил достичь следующих наиболее значимых результатов на этапе институционального и функционального оформления ЕФС:
на территории Российской Федерации формируется единое научно-методическое пространство сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, состоящее из субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации;
на территории Российской Федерации формируется сеть научно-методических центров, осуществляющих на системной и регулярной основах интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику;
на территории субъектов Российской Федерации актами органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, созданы региональные сегменты ЕФС;
на территории субъектов Российской Федерации сформирована сеть ЦНППМ, осуществляющих координацию деятельности и комплексное организационно-методическое сопровождение субъектов PC HMC и взаимодействие с координатором ЕФС;
на территории субъектов Российской Федерации формируется сеть региональных методических активов, осуществляющих адресное методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе - в формате индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства;
сформирован и непрерывно пополняется Федеральный реестр, аккумулирующий программы ДПО, разработанные с учетом единого подхода к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
разработан и реализован (в том числе - в форме стажировок, по каскадной модели реализации программ ДПО т.д.) комплекс адресных программ ДПО для педагогических работников и управленческих кадров (включая управленческие команды) по ведущим тематикам и флагманским направлениям развития государственной образовательной политики, например: проект "Школа Министерства просвещения России", внедрение обновленных ФГОС, развитие функциональной грамотности, цифровизация образования, совершенствование предметных и методических компетенций, актуальные вопросы деятельности классных руководителей, педагогическое наставничество и т.д.;
организована и проводится диагностика предметных и методических компетенций педагогических работников;
создана автоматизированная информационная система ЕФС, аккумулирующая широкий спектр цифровых инструментов, ресурсов и онлайн-курсов и включающая в себя цифровую экосистему ДПО - единую образовательную платформу в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров - и Федеральный реестр.
Таким образом, предшествующий этап формирования ЕФС свидетельствует о создании системы условий, необходимых для эффективного адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.
III. Структура и функциональная нагрузка субъектов ЕФС
В составе ЕФС выделяются субъекты различных уровней.
Субъекты ЕФС федерального уровня:
Координатор ЕФС: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации".
Координатор ЕФС осуществляет общую координацию работы ЕФС, формирует рекомендации по разработке механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации.
Координатор ЕФС обеспечивает взаимодействие с субъектами PC НМС.
Координатор ЕФС осуществляет координацию деятельности сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых координатором ЕФС к реализации в ЦНППМ.
В части создания единого пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров координатор ЕФС разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.
В целях развития ресурсного потенциала управленческих кадров для системы образования координатор ЕФС разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Координатор ЕФС осуществляет организационное сопровождение деятельности региональных методических служб, определяет единые подходы к деятельности региональных методистов, обеспечивает методическим инструментарием деятельность регионального методического актива.
Методический центр создаётся с целью организационно-методического сопровождения деятельности сети региональных методических активов на базе координатора ЕФС.
Основными направлениями деятельности Методического центра являются:
выработка единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров и создание единой системы их адресного научно-методического сопровождения;
разработка типовых документов для организации методической работы;
разработка методических рекомендаций, составление методических кейсов по актуальным вопросам содержания общего образования;
формирование федерального банка успешных педагогических практик и их тиражирование в системе образования Российской Федерации;
проведение мониторингов, подготовка аналитических отчетов, ведение баз данных о методических службах;
разработка и реализация программ ДПО для региональных методистов и руководителей ЦНППМ на безвозмездной основе;
организация семинаров, мастер-классов, тренингов, педагогических мастерских, консультаций для региональных методистов, руководителей ЦНППМ;
разработка критериев и показателей эффективности деятельности региональных методистов;
проведение диагностики методических компетенций региональных методистов.
Научно-методические центры в рамках ЕФС осуществляют деятельность по приведенным ниже направлениям как самостоятельно, так и в формате взаимодействия с другими субъектами ЕФС:
проведение прикладных исследований образовательных систем по направлениям деятельности научно-методических центров;
разработка концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития педагогических работников;
разработка подходов к совершенствованию PC HMC с учетом специфики субъекта Российской Федерации;
разработка вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;
разработка моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
разработка, апробация и внедрение комплексов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
разработка и реализация (в том числе в сетевой форме) программ ДПО по направлениям деятельности научно-методических центров;
планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций;
обеспечение проведения экспертизы программ профессиональной переподготовки для включения в Федеральный реестр;
выявление инновационных педагогических и методических инициатив в теории и практике образования и их адаптация в практическую деятельность педагогических работников.
Субъекты ЕФС регионального уровня:
В состав PC HMC входят орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; расположенные на территории субъекта Российской Федерации организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО (организации дополнительного профессионального образования - институты развития образования, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки 44.00.00. "Образование и педагогические науки", образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00. "Образование и педагогические науки"); региональные учебно-методические объединения, методические советы, региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), а также иные субъекты научно-методической деятельности на региональном уровне (при необходимости).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию PC HMC;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования PC HMC;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования PC HMC.
Организации дополнительного профессионального образования:
обеспечивают разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.
ЦНППМ выступают координаторами PC НМС.
ЦНППМ создаются в качестве структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования - институтов развития образования, институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования либо самостоятельных юридических лиц.
ЦНППМ призваны на региональном уровне обеспечить:
взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координацию деятельности PC НМС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).
Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00. "Образование и педагогические науки", участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
Методические советы участвуют:
в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения (при наличии), муниципальные организации дополнительного профессионального образования (при наличии), муниципальные методические службы (при наличии) включаются в ЕФС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и организацией(-ями), на базе которой(-ых) создан(-ы) и функционирует(-ют) ЦНППМ.
На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
IV. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития ЕФС
Анализ результатов функционирования ЕФС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития ЕФС в перспективе до 2024 года:
- вызовы в области управления ЕФС:
недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления PC HMC с учетом региональных условий;
отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования PC HMC в рамках ЕФС с учетом региональных условий;
недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов ЕФС различного уровня; рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов ЕФС;
отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональных систем дополнительного профессионального образования;
- вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:
несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;
недостаточность информации о профессиональных - предметных, методических и иных - дефицитах педагогических и управленческих компетенций;
- вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:
недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);
несформированность системы адресного сопровождения PC HMC, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;
несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые 3 года работы;
несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик:
управления PC HMC, в том числе организации методической работы на региональном уровне;
наставнических практик (в том числе для педагогических работников до 35 лет в первые три года работы);
проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;
организации и проведения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;
организации сетевого взаимодействия субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности.
Целью развития ЕФС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
Стратегические задачи развития ЕФС:
- в области управления ЕФС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности ЕФС и PC HMC;
развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов ЕФС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
- в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
Системные эффекты развития ЕФС:
- для педагогических работников и управленческих кадров:
снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
- для системы дополнительного профессионального образования:
повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;
- для системы образования в целом:
системный подход к управлению качеством образования на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации;
повышение качества образования на различных уровнях.
V. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития ЕФС
Взаимодействие субъектов ЕФС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках ЕФС;
координацию взаимодействия субъектов ЕФС федерального и регионального уровней;
координацию взаимодействия субъектов PC HMC, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности ЕФС и PC HMC, отдельных субъектов ЕФС.
Механизмами взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 1 являются:
концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
на федеральном уровне:
разработка и внедрение организационно-методической документации, сопровождающей функционирование ЕФС (концепции, стратегии, комплексы мер "дорожные карты" и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования ЕФС, отдельных субъектов ЕФС, региональных методистов;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования ЕФС, отдельных субъектов ЕФС, региональных методистов;
на региональном уровне:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование PC HMC (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования PC HMC, отдельных субъектов PC HMC;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования PC HMC, отдельных субъектов PC HMC;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Механизмами взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на федеральном уровне:
разработка единых принципов организации и планирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров во всех субъектах Российской Федерации;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников и управленческих кадров по программам ДПО из Федерального реестра;
сопровождение единого федерального портала дополнительного профессионального образования;
обеспечение формирования Федерального реестра, в том числе организация проведения профессионально-общественной экспертизы программ ДПО для включения в Федеральный реестр;
системная подготовка тьюторов для их дальнейшей работы в ЦНППМ;
проведение диагностики методических компетенций региональных методистов;
на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
Механизмом взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 3 являются:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов ЕФС;
- аннотированный каталог научно-методических разработок;
- инновационные проекты (площадки);
- научно-практические конференции, форумы и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на федеральном уровне:
формирование и ведение федерального банка успешных педагогических практик для их активного тиражирования в системе образования Российской Федерации;
проектирование, апробация и внедрение нового содержания непрерывного профессионального (педагогического) образования;
разработка методических рекомендаций по внедрению нового содержания образования и технологий обучения в образовательную практику;
разработка типовых организационно-методических документов по организации деятельности отдельных субъектов ЕФС, методической службы;
организация исследовательской и инновационной деятельности в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
подготовка и проведение международных научно-практических конференций, форумов, съездов в целях продвижения достижений и ценностей российского образования;
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
VI. Показатели эффективности создания и развития ЕФС
- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию PC HMC на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);
разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности PC HMC (ежегодно, начиная с 2023 года).
- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации).
- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15 декабря 2022 г. N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.