Определение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 310-ЭС22-24512 по делу N А83-5484/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноСервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.12.2021, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.10.2022 по делу N А83-5484/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТехноСервис" (далее - ООО "ТехноСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым (далее - ГУ МЧС РК, Управление) с требованием о признании недействительным конкурса, проведенного ГУ МЧС РК 19.03.2020 и договоров, заключенных по итогам конкурса 19.03.2020 ГУ МЧС РК с Крымским республиканским отделением общества с ограниченной ответственностью "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ИНН 9102011375), обществом с ограниченной ответственностью "Доминант" (ИНН 6162052204), обществом с ограниченной ответственностью "Фаэтон Техно" (ИНН 9103015189), обществом с ограниченной ответственностью "РОС-7" (ИНН 5042018150), индивидуальным предпринимателем Богачук А.Л. (ИНН 911001276413), обществом с ограниченной ответственностью "Спец ППР" (ИНН 9102037479) о передаче оборудования в безвозмездное пользование.
К участию в деле в качестве соответчиков судом были привлечены крымское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", общество с ограниченной ответственностью "Доминант", общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон Техно", общество с ограниченной ответственностью "РОС-7", общество с ограниченной ответственностью "Спец ППР", индивидуальный предприниматель Богачук А.Л.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Нис Юго-Запад Мониторинг" (ИНН 4632174961), общество с ограниченной ответственностью "Маяк безопасности" (ИНН 9103008569), общество с ограниченной ответственностью "Стройпожкомплекс" (ИНН 9102030226), общество с ограниченной ответственностью "Югспецстрой" (ИНН 0105058551), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.10.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ГУ МЧС России по Республике Крым является территориальным органом федерального органа исполнительной власти-МЧС России.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России является расходным обязательством Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в соответствии с Указом Президента от 11.07.2004 N 868, которым утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (далее - Положение о МСЧ России N 868).
Оборудование и технические средства, предназначенные для решения оперативно-служебных задач, служебно-боевых задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах приобретается для ФПС централизованно в рамках государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, утвержденных Министром МСЧ России.
Согласно приказу МЧС России от 01.10.2020 N 737 к компетенции территориальных органов (учреждений) МЧС России относится только организация планирования, определение потребности в МТС, разработка плана МТО территориального органа (учреждение) и его представление в филиал центральной базы в соответствующем федеральном округе.
Следовательно, территориальные органы МСЧ России не наделены полномочиями определять:
- технические средства, подлежащие использованию для государственных нужд;
- порядок приобретения технических средств для государственных нужд;
- порядок принятия в эксплуатацию технических средств для государственных нужд;
- порядок эксплуатации технических средств для государственных нужд.
ГУ МЧС России по Республике Крым не вправе вступать в договорные отношения по приобретению оборудования по договорам безвозмездного пользования "...в целях организации приема сигналов от объектов хозорганов о чрезвычайных ситуациях, подключенных к пульту подразделения пожарной охраны".
Суды в обжалуемых актах не указали:
- какое действующее законодательство в области обеспечения пожарной безопасности и какие разработанные в соответствии с ним ведомственные нормативные акты предусматривают права государственного органа приобретать оборудование для государственных нужд вне процедуры государственных закупок, но по договорам безвозмездного пользования;
- на основании какого "действующего законодательства в области обеспечения пожарной безопасности" и каких разработанных с ним ведомственных нормативных актов" определение порядка заключения договоров безвозмездного пользования на территории Республики Крым находится в прямой компетенции ГУ МЧС РК".
Как указано в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, государственные органы могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Государственные и муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств. Договоры, при заключении и которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными силу части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 13.12.1994 N 50-ФЗ "О поставках продукции для государственных нужд" (далее - Закон N 60-ФЗ) поставка продукции для федеральных, государственных нужд осуществляется, в том числе, в целях поддержки необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечения иных федеральных государственных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 13.12.1994 "О поставках продукции для государственных нужд" следует читать как "N 60-ФЗ"
МЧС России и входящие в его систему органы являются органами обеспечения безопасности государства. Действующим законодательством не предусмотрено выполнение органами МЧС России иных функций, не связанных с обеспечением безопасности.
ГУ МЧС России по Республике Крым не вправе собственным приказом утверждать технические условия к пультовому оборудованию для принятия извещения о пожаре.
Установление ГУ МСЧ России по Республике Крым на территории Республики Крым порядка дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделении пожарной охраны, отличного от порядка, установленного федеральным законодательством, ведет к различным подходам в этой сфере, различным требованиям и алгоритмам действия систем пожарной безопасности на объекте, и как следствие, делает невозможным осуществление лицензируемой в области пожарной безопасности деятельности истца, поскольку такая деятельность не будет отвечать требованиям безопасности.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, между ООО "ТехноСервис" и федеральными государственными казенными учреждениями пожарно-спасательные отряды федеральной противопожарной службы по Республике Крым (Пользователь) были заключены договоры безвозмездного пользования оборудованием:
- с ФГКУ "1 ПСО ФПС по Республике Крым" от 09.01.2018 года N б/н;
- с ФГКУ "2 ПСО ФПС по Республике Крым" от 09.10.2017 года N 8/20;
- с ФГКУ "4 ПСО ФПС по Республике Крым" от 11.10.2017 года N 4/1;
- с ФГКУ "4 ПСО ФПС по Республике Крым" от 05.03.2018 года N 4/2;
- с ФГКУ "5 ПСО ФПС по Республике Крым" от 10.01.2018 года N б/н;
- с ФГКУ "5 ПСО ФПС по Республике Крым" от 10.01.2018 года N б/н;
- с ФГКУ "6 ПСО ФПС по Республике Крым" от 20.10.2017 года N б/н;
- с ФГКУ "7 ПСО ФПС по Республике Крым" от 08.11.2017 года N б/н (далее - Договоры).
В соответствии с условиями Договоров, общество передало в рамках благотворительной деятельности, руководствуясь Федеральным законом от 11.08.1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности", в безвозмездное временное пользование программно-аппаратные комплексы системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных знаниях с условным наименованием программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" в целях организации приема сигналов о пожаре от объектов защиты, подключенных к указанному оборудованию.
В связи с проведением процедуры ликвидации федеральных государственных казенных учреждений пожарно-спасательные отряды федеральной противопожарной службы по Республике Крым, в связи с изданием МЧС России Приказа от 26.09.2019 года N 519 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Южном федеральном округе", Договоры были расторгнуты ввиду истечения срока действия, на которые они были заключены, и отказом Пользователей от их продления.
Указанные обстоятельства были также установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А83-21030/2020, в рамках которого было отказано в удовлетворении требований ООО "ТехноСервис" о замене стороны в Договорах - Федерального государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Крым" на - ГУ МЧС РК.
26.12.2019 ГУ МЧС РК издан Приказ N 718 "О порядке подключения системы противопожарной защиты объекта" (далее - Приказ N 718), Приложением N 1 к которому утверждена инструкция о порядке подключения системы противопожарной защиты объекта и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров на территории Республики Крым. Приложением N 3 к указанному приказу утвержден типовой договор безвозмездного пользования.
Письмом от 26.12.2019 исх. N 11368-1-7-4 ГУ МЧС РК сообщило обществу о необходимости перезаключения договоров безвозмездного пользования оборудованием.
Письмом от 06.02.2020 исх. N 749-1-8-4 Управление сообщило ООО "ТехноСервис" о невозможности перезаключения договора безвозмездного пользования в связи с непредставлением обществом сведений о создании круглосуточной диспетчерской службы на предприятии.
Письмом от 06.03.2020 ГУ МЧС РК сообщило ООО "ТехноСервис" о необходимости предоставления документов в соответствии с Приказом N 718.
05.03.2020 ООО "ТехноСервис" передало часть документации Управлению в целях заключения договоров безвозмездного пользования оборудованием.
19.03.2020 состоялось совещание комиссии (рабочей группы) под руководством заместителя начальника (по государственной противопожарной службе) ГУ МЧС РК, на котором были рассмотрены заявки и документы организаций, претендующих на заключение договоров безвозмездного пользования оборудованием для создания системы пожарного мониторинга.
Согласно пункту 2 Протокола от 19.03.2020 комиссией проведена оценка заявок участников на предмет их соответствия требованиям с итоговым присвоением ООО "ТехноСервис" 22-х баллов. Начальнику ГУ МЧС РК комиссией рекомендовано рассмотреть возможность заключения с ООО "ТехноСервис" договора безвозмездного пользования оборудования во 2, 3, 5, 6 ПСО ФПС ГУ МЧС России по РК (пункт 3 Протокола).
Письмом от 31.03.2020 исх. N 2683-1-8-16 ГУ МЧС РК сообщило ООО "ТехноСервис", что в случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования, обществу необходимо направить в адрес Управления проект договора.
Письмом от 02.04.2020 ООО "ТехноСервис" направило в адрес Управления проект договора безвозмездного пользования оборудованием.
В связи с отсутствием документов, предусмотренных Приказом N 718, договор безвозмездного пользования оборудованием с ООО "ТехноСервис" заключен не был.
Вместе с тем, соответствующие договоры были заключены между ГУ МЧС РК и Крымским республиканским отделением общества с ограниченной ответственностью "Всероссийское добровольное пожарное общество", обществом с ограниченной ответственностью "Доминант", обществом с ограниченной ответственностью "Фаэтон Техно", обществом с ограниченной ответственностью "РОС-7", индивидуальным предпринимателем Богачук А.Л., обществом с ограниченной ответственностью "Спец ППР".
Полагая свои права нарушенными, ООО "ТехноСервис" обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из того, что конкурсная процедура, которую оспаривает ООО "ТехноСервис", является процедурой рассмотрения заявок для заключения договора безвозмездного пользования. Заключение договора безвозмездного пользования оборудованием не предусматривает предоставления и использования бюджетных средств или иного имущества, в связи с чем на указанные правоотношение не распространяются положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приказа N 718 не предусмотрено проведение конкурентных процедур, а проведенный ГУ МЧС РК конкурсный отбор представляет собой рассмотрение заявок на заключение договора безвозмездного пользования, который может быть заключен с любым обратившимся в Управление лицом, при условии соблюдения требований, предъявляемых Приказом N 718.
Судами отмечено, что заявка общества признана соответствующей, начальнику ГУ МЧС РК рекомендовано рассмотреть возможность заключения с ООО "ТехноСервис" договора безвозмездного пользования оборудованием, в связи с чем отсутствуют основания считать нарушенными права общества состоявшимся решением комиссии, оформленным протоколом от 19.03.2020.
По результатам конкурсного отбора ГУ МЧС РК обществу было предложено предоставить необходимые для возобновления деятельности документы, согласно Приказа N 718, однако обществом таковые не предоставлены
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТехноСервис" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 310-ЭС22-24512 по делу N А83-5484/2021
Опубликование:
-