Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 декабря 2022 г. N 1251-р
В целях развития государственных профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики, реализующих программы среднего профессионального образования:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию трансформации системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 19.12.2022 N 1251-р
Концепция
трансформации системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике
I. Характеристика системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике
Согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия), в условиях модернизации экономики возникает необходимость в создании нового поколения профессионалов, способных адаптироваться к возрастающему уровню автоматизации производственных процессов, повсеместно проникающих в нашу жизнь.
В целом опыт развития успешных регионов Российской Федерации показывает, что динамичность и устойчивость экономики, рост благосостояния населения обеспечиваются переходом к наукоемкой экономике, которая сегодня отличает все развитые регионы. В такой экономике поддерживается высокий уровень производительности труда, а научные знания и высокотехнологичные секторы промышленности играют основополагающую роль в обеспечении экономического роста, активно развивается сектор услуг.
Основу экономики Чувашской Республики составляет промышленность - 32,7% валового регионального продукта (в том числе обрабатывающие производства - 27,9%; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 4%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 0,7%; добыча полезных ископаемых - 0,1%), торговля оптовая и розничная - 10,5%; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 13,0%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 8,3%; деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,2%; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 6,4%; строительство - 6,1%; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 5,7%; транспортировка и хранение - 5,6%; образование - 4,4%.
Сохраняется дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по трудовому, промышленному, инфраструктурному, сельскохозяйственному и инвестиционному потенциалу. Города - центры развития инфраструктуры республики - имеют более перспективные инвестиционные площадки, торговые и коммуникативные центры.
Главный стратегический приоритет Чувашской Республики - повышение благосостояния населения Чувашской Республики на основе формирования конкурентоспособной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом в экологически чистом регионе.
Основными драйверами роста экономики Чувашской Республики станут обрабатывающая промышленность, аграрно-промышленный комплекс (включая хранение и переработку), сфера информационных технологий, сфера услуг и туризм, а также строительная деятельность при реализации инвестиционных проектов и проектов развития инфраструктуры.
Подготовка специалистов в Чувашской Республике по программам среднего профессионального образования осуществляется в 28 организациях, в том числе в 23 профессиональных образовательных организациях и 5 образовательных организациях высшего образования.
В столице Чувашской Республики - городе Чебоксары осуществляют образовательную деятельность 11 учреждений среднего профессионального образования.
Объемы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования в Чувашской Республике распределены следующим образом: "Электроэнергетика и машиностроение" - 23,6%, "Строительство и транспорт" - 22,2%, "Сфера услуг" - 15,2%, "Педагогика" - 9%, "Сельское хозяйство" - 9,1%, "Медицина" - 4,6%, "IT" - 8%, "Техносферная безопасность, нефтегазовое дело" - 3,1%, "Химическая отрасль" - 3,1%, "Экономика и управление" - 2,1%.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практик, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями.
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 4,9 тыс. человек (16,1% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена - 25,6 тыс. человек (83,9% от общей численности обучающихся).
Средний балл аттестата студентов, принятых в профессиональные образовательные организации на обучение по очной форме обучения, составляет 3,87 по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,55 - по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Необходимо отметить, что в последние годы по отдельным специальностям (педагогические, медицинские) проходной балл для поступления превышает 4,30.
Наиболее привлекательными для абитуриентов, поступивших в организации среднего профессионального образования Чувашской Республики в 2020, 2021 годах, были следующие пять направлений подготовки: 38.02.07 "Банковское дело", 20.02.04 "Пожарная безопасность", 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения", 21.02.08 "Прикладная геодезия", 54.01.20 "Графический дизайнер".
II. Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база образовательных организаций Чувашской Республики, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, выглядит следующим образом.
В республике созданы 14 ресурсных центров, 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, учебные и корпоративные центры профессиональных квалификаций. В рамках национального проекта "Образование" федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" (далее - национальный проект) созданы Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии (далее - ЦООП) и 82 современных мастерских, еще 30 мастерских будут созданы в 2023, 2024 годах.
Чувашская Республика активно участвует в конкурсах на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам на обновление материально-технической базы, создание современных мастерских, проводимых в рамках реализации национального проекта, и других конкурсах, объявляемых для организаций среднего профессионального образования.
В рамках национального проекта на базе техникумов и колледжей республики создаются современные мастерские, оснащенные новейшим высокотехнологичным оборудованием по международным стандартам, по направлениям "Искусство, дизайн и сфера услуг", "Строительство", "Информационные и коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Промышленные и инженерные технологии", "Сельское хозяйство", "Социальная сфера" (2019 год - 25 мастерских, 2020 год - 29 мастерских, 2021 год - 16 мастерских, 2022 год - 12 мастерских, 2023 год - 15 мастерских, 2024 год - 15 мастерских).
В 2019 году созданы 25 мастерских по направлениям "Информационные и коммуникационные технологии", "Строительство", "Искусство, дизайн и сфера услуг", "Промышленные и инженерные технологии", "Социальная сфера" на базе пяти техникумов и колледжей республики: МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии, Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ"), Чебоксарский экономико-технологический колледж Минобразования Чувашии, ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии, ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии.
В 2020 году в пяти образовательных организациях среднего профессионального образования Чувашской Республики созданы современные мастерские:
в Новочебоксарском химико-механическом техникуме Минобразования Чувашии по направлениям: "Информационные и коммуникационные технологии" и "Промышленные и инженерные технологии";
в ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии по направлению "Строительство";
в Цивильском аграрно-технологическом техникуме Минобразования Чувашии по направлению "Обслуживание транспорта и логистика";
в МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии по направлению "Промышленные и инженерные технологии";
в Канашском педагогическом колледже Минобразования Чувашии по направлению "Социальная сфера".
В 2021 году четыре образовательные организации среднего профессионального образования Чувашской Республики открыли современные мастерские:
ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии по направлению "Обслуживание транспорта и логистика";
Чебоксарский экономико-технологический колледж Минобразования Чувашии по направлению "Искусство, дизайн и сфера услуг";
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ") по направлению "Промышленные и инженерные технологии";
БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии по направлению "Социальная сфера".
В сентябре 2022 года в республике созданы и открыты еще 12 мастерских на базе шести профессиональных образовательных организаций. До конца 2024 года запланировано создание и открытие еще 30 современных мастерских.
Ведется активная работа по модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных техникумов. На закупку современного оборудования для оснащения техникумов за последние три года направлено более 70 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики (были закуплены 4 современных комбайна, 4 трактора, современное учебно-производственное оборудование для оснащения мастерских), на капитальный ремонт сельскохозяйственных техникумов и колледжей за три года направлено около 40 млн. рублей.
За счет федерального гранта в 2021 году в республике на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии созданы условия для развития инклюзивного образования. С 2017 года успешно проводится и развивается региональный чемпионат "Абилимпикс".
III. Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике
В профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики по состоянию на 1 сентября 2022 г. работают 1350 преподавателей и мастеров производственного обучения. В течение 2021 года повышение квалификации в различных формах, в том числе в форме стажировки, прошли 571 преподаватель (48,1% от общего количества преподавателей) и 98 мастеров производственного обучения (60,1% от общего количества мастеров производственного обучения).
В 2021 году 690 педагогических работников техникумов и колледжей прошли обучение и получили сертификат эксперта, в том числе 593 эксперта - на право проведения демонстрационного экзамена, 97 - на право проведения региональных чемпионатов профессионального мастерства.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях среднего профессионального образования составляет 21%. Средний возраст педагогических работников - 45 лет.
В Чувашии развивается система инклюзивного образования. Ежегодно увеличивается количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которые проходят обучение в профессиональных образовательных организациях.
На базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии создан Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного профессионального образования, под руководством которого ведется методическая работа по созданию адаптированных программ для инклюзивного образования, ведется повышение квалификации преподавателей для работы с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
IV. Цели и задачи реализации Концепции трансформации системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике
Стратегической целью реализации государственной политики в области образования в Чувашской Республике является повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее четкую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников на предприятия и организации в Чувашской Республике. Целевой показатель национального проекта по Российской Федерации на 2021 год был установлен 62,4%. По итогам 2021 года доля трудоустроенных выпускников по Чувашской Республике составила более 78%.
Основными проблемами в сфере среднего профессионального образования являются:
неполная удовлетворенность потребности выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования в дальнейшем профессиональном развитии, приобретении компетенций смежных профессий и специальностей, а также в получении высшего образования в короткие сроки, создании условий для получения квалификации мультиспециалиста и преференции при получении высшего образования в короткие сроки;
нехватка педагогических кадров в системе среднего профессионального образования из числа представителей работодателей;
неполное соответствие квалификации выпускников требованиям современной экономики региона;
недостаточный уровень участия представителей работодателей в разработке основных образовательных программ профессиональных образовательных организаций и реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
На сегодняшний день в республике недостаточно сформированы условия для создания опережающей адаптивной подготовки кадров на базе профессиональных образовательных организаций, минимизирующей кадровый дефицит, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда Чувашии.
Целью реализации Концепции трансформации системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике (далее - Концепция) является обеспечение условий эффективного развития системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике, ориентированной на обеспечение высококвалифицированными кадрами для устойчивого развития экономики региона, развитие системы непрерывного профессионального образования граждан.
Задачи, решение которых предусматривается в рамках Концепции, и основные направления их реализации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задачи |
Основные направления реализации поставленных задач |
1 |
2 |
Обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием современных образовательных технологий |
внедрение новых современных программ среднего и дополнительного профессионального образования |
развитие системы непрерывного профессионального образования (дополнительного профессионального образования, в том числе взрослого населения) путем реализации региональных проектов, разработки новых моделей, в том числе открытых образовательных ресурсов, распространения проектов передового опыта взаимодействия предприятий и образовательных организаций | |
ранняя профориентация путем создания профильных классов в школах; создание УПК - учебно-производственных комплексов | |
создание регионального банка гибких модульных дополнительных профессиональных образовательных программ со сроками обучения до 6 месяцев, модернизируемых с учетом требований работодателей и запросов населения | |
привлечение представителей работодателей к разработке вариативной части основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных (корпоративных) стандартов, программ дополнительного профессионального обучения и основных программ профессионального обучения на основе профессиональных (корпоративных) стандартов | |
внедрение технологии демонстрационного экзамена как инструмента объективной оценки профессиональных компетенций обучающихся в рамках промежуточной и итоговой аттестации | |
обновление методик и технологий общеобразовательной подготовки с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, включения элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, сетевых форм обучения | |
развитие системы независимой оценки качества среднего профессионального образования путем привлечения работодателей к экспертизе и оценке качества образовательных программ | |
нормативное обеспечение и внедрение в практику профессиональных образовательных организаций технологий дуального обучения с участием работодателей | |
развитие системы среднего профессионального образования в части создания условий для инклюзивного образования людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
организация встреч обучающихся выпускных групп с потенциальными работодателями | |
создание гибкой региональной системы профориентации с учетом потребностей экономики региона | |
Формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда |
улучшение инфраструктуры и повышение уровня материально-технической оснащенности профессиональных образовательных организаций на основе создания современных мастерских, в том числе за счет участия в федеральных проектах, направленных на развитие среднего профессионального образования |
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, в том числе за счет создания центров проведения демонстрационного экзамена | |
поддержка и реализация проектов по развитию дополнительного профессионального образования, в том числе обучения взрослого населения | |
поддержка проектов по повышению доступности среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья путем модернизации технологий и инфраструктуры | |
развитие в Чувашской Республике сети базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
внедрение в каждой образовательной организации системы мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников | |
развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями среднего профессионального образования | |
разработка и распространение новых моделей и технологий управления в системе среднего профессионального образования | |
Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке рабочих (служащих) и специалистов среднего звена |
ежегодное утверждение контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований Чувашской Республики в соответствии с потребностями экономики региона |
участие в софинансировании федеральных грантов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования | |
привлечение работодателей для создания лабораторий и мастерских на базе организаций среднего профессионального образования | |
развитие системы профессионального образования на основе реализации коротких программ профессиональной подготовки и переподготовки в рамках внебюджетной деятельности организаций среднего профессионального образования | |
развитие внебюджетной деятельности организаций среднего профессионального образования, в том числе через создание малых предприятий | |
Профессиональное развитие руководящего и преподавательского состава колледжей и техникумов с учетом современных требований к квалификации |
формирование обновленной модели повышения квалификации управленческих кадров системы среднего профессионального образования на основе лучших российских и международных практик |
повышение уровня профессионализма педагогических работников, развитие потребности в совершенствовании мастерства | |
создание базы данных ведущих мастеров производства и высококвалифицированных преподавателей | |
развитие экспертного сообщества преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования Чувашской Республики | |
развитие наставничества как системы поддержки и закрепления молодых и начинающих преподавателей и мастеров в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики | |
Развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности |
обеспечение подготовки и результативности участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства различного уровня |
разработка системы единых региональных показателей для оценки эффективности участия профессиональной образовательной организации в конкурсном движении | |
поддержка и мотивация педагогов к подготовке обучающихся для участия в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства различного уровня |
V. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет проходить в 2 этапа.
1 этап - 2023 год;
2 этап - 2024 - 2025 годы.
VI. Основные мероприятия в рамках реализации Концепции
1 этап, 2023 год:
развитие системы профессионального образования на основе реализации ускоренных программ профессиональной подготовки и переподготовки в рамках внебюджетной деятельности организаций среднего профессионального образования по следующим направлениям: строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство, образование, экономика и управление, сервис и услуги и другие;
участие в проекте "Профессионалитет" МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии во взаимодействии с УК "Концерн "Тракторные заводы" и ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии совместно с АО "Транснефть - Прикамье", АО "Транснефть - Верхняя Волга" (создание новых лабораторий и мастерских);
реорганизация Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии в форме присоединения к нему Новочебоксарского политехнического техникума Минобразования Чувашии;
реорганизация Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ") в форме присоединения к нему ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии;
централизация сельскохозяйственных техникумов Чувашской Республики с учетом введения новых специальностей и профессий;
реорганизация ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии в форме присоединения к нему Канашского педагогического колледжа Минобразования Чувашии;
повышение уровня профессионализма педагогических работников, развитие потребности в совершенствовании мастерства; создание базы данных ведущих мастеров производства и высококвалифицированных преподавателей;
внедрение новых образовательных программ с максимальным охватом профессий и специальностей в агропромышленной сфере.
2 этап, 2024 - 2025 годы:
открытие Центра опережающей профессиональной подготовки на базе ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии.
В рамках реализации Концепции будут организованы и реализованы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы, внедрение новых образовательных программ, повышение уровня профессионализма педагогических работников. Так, количество мастерских будет увеличено до 112 единиц.
VII. Реализация мероприятий Концепции
Одним из механизмов реализации Концепции является развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
В Чувашской Республике созданы 14 профильных ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов; 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций; 7 специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс; ЦОПП; Межрегиональный центр компетенций по специализации "Автоматика, радиотехника и электроника"; Центр ПСР-инжиниринга; 82 мастерские.
В Чувашской Республике более 50% детей выбирают после 9 класса систему среднего профессионального образования. По прогнозу в ближайшие годы количество выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, планирующих сдавать государственную итоговую аттестацию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в форме демонстрационного экзамена, вырастет, а также вырастет количество студентов, обучающихся в системе профессионального образования. В связи с этим необходимо увеличить количество мастерских и мест для проведения демонстрационных экзаменов.
Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, должна составить в 2023 году - 10%, в 2026 году - 25%, в 2030 году - 30% (базовое значение 2021 года - 6%).
На комплексную реструктуризацию системы среднего профессионального образования направлен федеральный проект "Профессионалитет". Чувашская Республика прошла конкурсный отбор на участие в проекте по отраслям "Топливно-энергетический комплекс" и "Машиностроение" в 2023 году. МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии во взаимодействии с УК "Концерн "Тракторные заводы" и ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии совместно с АО "Транснефть - Прикамье", АО "Транснефть - Верхняя Волга" смогут создать новые лаборатории и мастерские на общую сумму 200 млн. рублей. До конца 2024 года запланировано участие восьми профессиональных образовательных организаций в федеральном проекте "Профессионалитет".
В 2022 году запущен масштабный перспективный профориентационный проект "УПК 21 - Учебно-производственные классы" (далее - УПК 21). Первыми участниками стали пять школ города Чебоксары, МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии, ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова" во взаимодействии с АО "ЧЭАЗ". Проект УПК 21 распространен во всех муниципальных и городских округах Чувашской Республики. Сформированы эффективные карты взаимодействия "Школа - Техникум/Вуз - Предприятие" внутри каждого муниципалитета, включающие перечень ведущих предприятий и организаций, перечень базовых школ, перечень ведущих отраслей экономики для данного муниципалитета. В рамках проекта будет создана соответствующая сеть из 315 профильных классов по востребованным для экономики Чувашской Республики направлениям: "Сельское хозяйство", "Педагогика", "Медицина", "Машиностроение", "Электроэнергетика", "IT" и другие.
Результатом совместной работы должна стать подготовка специалистов, отвечающих квалификационным требованиям предприятий и организаций в соответствии с потребностями экономики региона и муниципальных образований.
Несмотря на реорганизацию системы среднего профессионального образования, уменьшение количества организаций, количество контрольных цифр приема увеличивается.
Определен алгоритм формирования контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных средств (далее - КЦП).
КЦП утверждаются в соответствии с Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденными приказом Минобразования Чувашии от 13 апреля 2022 г. N 537 (зарегистрирован в Государственной службе по делам юстиции Чувашской Республики 11 мая 2022 г., регистрационный N 7660).
Конкурс на распределение КЦП осуществляется в соответствии с Порядком проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - Порядок), утвержденным приказом Минобразования Чувашии от 2 октября 2015 г. N 2213 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 15 октября 2015 г., регистрационный N 2630).
Органы исполнительной власти Чувашской Республики определяют объемы КЦП в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, а также создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании с учетом предложений органов исполнительной власти Чувашской Республики, региональных объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, перечни которых утверждаются органами исполнительной власти Чувашской Республики самостоятельно, а также возможностей сети образовательных организаций и спроса населения на образовательные услуги.
Работодатели участвуют в процессе формирования КЦП по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных средств, направляя свои предложения в соответствующие органы исполнительной власти Чувашской Республики.
С учетом потребностей экономики Чувашской Республики в квалифицированных кадрах органы исполнительной власти Чувашской Республики могут внести корректировки в объемы КЦП, утвержденные на соответствующий учебный год (в случае необходимости), в срок до 31 мая года, предшествующего соответствующему учебному году.
В начале 2022 года пересмотрены подходы к формированию государственного заказа на подготовку кадров, а именно сокращены на 1200 бюджетных мест объемы КЦП по направлениям "Экономика и управление", "Юриспруденция", "Сервис и туризм", "Дизайн", "Земельно-имущественные отношения".
При этом значительно увеличены бюджетные места (на 1625 мест) по востребованным для экономики Чувашской Республики направлениям: "Строительство, архитектура, ЖКХ", "Сельское хозяйство", "Электроэнергетика", "IT-отрасль", "Машиностроение", "Педагогика".
Результаты анализа востребованности кадров показывают, что наиболее актуальными являются следующие направления.
"Сельское хозяйство"
Сегодня сельское хозяйство - это динамично развивающаяся отрасль, и совершенствование системы подготовки кадров для села остается актуальным.
По данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, производством сельскохозяйственной продукции занимаются 343 сельскохозяйственных организации, 1415 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 237144 личных подсобных хозяйства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в среднем на одну сельскохозяйственную организацию составляет 1268 га.
Подготовка кадров для организаций агропромышленного комплекса ведется по 11 профессиям и 11 специальностям в пяти техникумах. Подготовку рабочих кадров в сельскохозяйственном направлении осуществляют Батыревский агропромышленный техникум Минобразования Чувашии, Вурнарский сельскохозяйственный техникум Минобразования Чувашии, Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии, Цивильский аграрно-технологический техникум Минобразования Чувашии, Ядринский агротехнический техникум Минобразования Чувашии. Все техникумы взаимодействуют с ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ. За последние годы совместно удалось реализовать ряд образовательных, научных и инновационных проектов.
В техникумах сельскохозяйственной направленности обучается 3255 студентов. Ежегодный выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля составляет более 600 человек.
В таблице 2 указана потребность в рабочих кадрах в сельскохозяйственном направлении для муниципальных образований Чувашской Республики.
Прогноз потребности в кадрах был сформирован на основе данных, представленных Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики, с учетом потребностей организаций агропромышленного комплекса.
Таблица 2
Направление подготовки |
Установлено КЦП на 2022/23 уч. год |
Потребность в кадрах |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ("Мастер сельскохозяйственного производства") |
25 |
75 |
87 |
90 |
35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка |
100 |
150 |
120 |
120 |
35.02.03 Технология деревообработки |
50 |
50 |
30 |
30 |
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции |
25 |
25 |
20 |
27 |
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства |
50 |
75 |
50 |
54 |
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования |
150 |
225 |
200 |
200 |
36.02.01 Ветеринария |
25 |
46 |
38 |
36 |
Наиболее востребованные компетенции - "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства", "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования". Больше всего специалистов требуется именно по этим направлениям. КЦП на указанные специальности с 2022 года увеличены на 350 бюджетных мест.
В соответствии с потребностями сельскохозяйственных предприятий запланировано внедрение новых профессий и специальностей: "Мастер растениеводства", "Агрономия", "Фермер", "Организация тепличного хозяйства", "Хмелеводство", "Агроинженерия".
Внедрению новых профессий будут способствовать привлечение молодых кадров в профессиональные образовательные организации и увеличение КЦП в сельскохозяйственных техникумах.
Совместно с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики планируется актуализация программ развития сельскохозяйственных техникумов с последующим определением ведущего направления для каждого техникума.
В 2023 году планируется начать процесс объединения сельскохозяйственных техникумов Чувашской Республики с учетом введения новых специальностей и профессий, что приведет к созданию ведущей аграрной профессиональной организации, реализующей интегрированные программы различного уровня. Оптимизация ресурсов и достижение необходимого качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям потребителей и заказчиков, станет неотъемлемым условием эффективного сетевого взаимодействия в системе профессионального образования.
Создание единой аграрной профессиональной образовательной организации позволит решить многие вопросы дублирования специальностей и профессий, выстроить единую стратегию подготовки кадров для сельского хозяйства.
К программам развития техникумов сельскохозяйственной направленности готовы подключиться ООО "Агрофирма "Атлашевская", ООО "ЧебоМилк", АО "Чурачикское" и крупные крестьянские (фермерские) хозяйства.
"Электроэнергетика, машиностроение и IT-отрасль"
Данное направление подготовки кадров является востребованным в связи с особенностями экономики Чувашской Республики.
В трех техникумах и колледжах данной направленности обучается 5490 студентов по 15 профессиям и 23 специальностям. Перспективная потребность в кадрах в 2023 - 2025 годах представлена в таблице 3.
Таблица 3
Направление подготовки |
Установлено КЦП на 2022/23 уч. год |
Потребность в кадрах |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
75 |
57 |
90 |
90 |
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) |
25 |
80 |
85 |
90 |
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
100 |
97 |
141 |
141 |
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) |
175 |
145 |
158 |
158 |
15.01.32 Оператор станков с программным управлением |
50 |
86 |
100 |
100 |
15.01.36 Дефектоскопист |
25 |
25 |
25 |
25 |
15.02.08 Технология металлообрабатывающего производства |
50 |
22 |
24 |
24 |
15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) |
25 |
0 |
50 |
50 |
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования |
100 |
76 |
97 |
97 |
15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования |
25 |
96 |
108 |
108 |
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) |
75 |
0 |
100 |
100 |
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения |
25 |
30 |
30 |
30 |
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации |
25 |
30 |
30 |
30 |
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
75 |
90 |
100 |
100 |
09.02.07 Информационные системы и программирование |
200 |
89 |
284 |
284 |
10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем |
25 |
114 |
167 |
167 |
10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем |
25 |
18 |
25 |
25 |
Социальными партнерами в данном направлении являются АО "ЭЛАРА", ООО "НПП "ЭКРА", АО "ЧЭАЗ", ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова" и другие.
С учетом потребностей предприятий запланировано внедрение новых специальностей "Обработка металлов резанием", "Технология машиностроения".
Укреплению материально-технической базы образовательных организаций способствует и участие в проекте "Профессионалитет". Уже в 2023 году 200 млн. рублей будет направлено на модернизацию МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии и ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии.
"Строительство и транспорт"
В Чувашии строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики. Всего в строительной отрасли республики на сегодняшний день насчитывается более 3 тыс. организаций, в которых трудятся более 30 тыс. человек. Отрасль активно развивается, но по мере развития все сильнее ощущается проблема нехватки квалифицированных кадров, причем это касается не только рабочих специальностей, но и специальностей инженерно-технических служб. В число наиболее дефицитных профессий вошли штукатур, каменщик, монтажник, бетонщик, арматурщик, мастер, прораб, геодезист, сметчик.
В настоящее время многие крупные строительные компании в Чувашской Республике испытывают острый дефицит кадров именно по профилю управления и обслуживания дорожной и строительной техники, ремонта и обслуживания автомобилей, проектирования строительных объектов. Тем более этот вопрос актуален в связи с реализацией на территории республики национального проекта "Безопасные качественные автомобильные дороги", со строительством скоростной автомобильной дороги М-12, нового моста через р. Сура.
Подготовка кадров для строительной отрасли ведется в четырех техникумах по 15 профессиям и 22 специальностям. Ежегодный выпуск составляет более 1200 человек.
С целью ликвидации дублирования направлений подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена Канашский строительный техникум Минобразования Чувашии присоединен к ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии.
В 2023 - 2025 годах ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии будет присоединен к Чебоксарскому техникуму строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ").
С учетом потребностей предприятий запланировано внедрение новых специальностей "Архитектура" и "Управление многоквартирным домом в ЖКХ" на базе Чебоксарского техникума строительства городского хозяйства. В рамках дополнительного профессионального образования будут организованы краткосрочные курсы по следующим направлениям: "Арматурщик", "Бетонщик", "Каменщик", "Машинист" и др. и дополнительное профессиональное обучение.
КЦП на строительные специальности в 2023 году увеличены на 425 бюджетных мест.
Примерная ежегодная потребность в квалифицированных кадрах и специалистах среднего звена представлена в таблице 4.
Таблица 4
Направление подготовки |
Установлено КЦП на 2022/23 уч. год |
Потребность в кадрах |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
08.01.07 Мастер общестроительных работ |
200 |
125 |
206 |
206 |
08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ |
50 |
82 |
62 |
62 |
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ |
125 |
96 |
89 |
89 |
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства |
25 |
25 |
50 |
50 |
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
300 |
309 |
404 |
404 |
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции |
50 |
102 |
105 |
105 |
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий |
75 |
79 |
100 |
100 |
08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
25 |
75 |
75 |
90 |
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин |
25 |
75 |
90 |
90 |
23.01.07 Машинист крана (крановщик) |
25 |
80 |
75 |
75 |
23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей |
300 |
250 |
250 |
250 |
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования (по отраслям) |
100 |
125 |
125 |
125 |
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей |
250 |
225 |
200 |
200 |
08.01.07 Мастер общестроительных работ |
200 |
180 |
206 |
206 |
08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ |
50 |
40 |
62 |
62 |
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ |
125 |
96 |
89 |
89 |
"Социальная сфера"
В настоящее время ощущается серьезный кадровый голод в сфере здравоохранения и образования. В текущем учебном году в республике будут построены и введены в эксплуатацию новые образовательные организации, что потребует привлечения в эти образовательные организации около 100 педагогов. Сегодня в школах республики ощущается нехватка учителей информатики, математики, физики, английского языка, физической культуры и начальных классов. В ряде специалистов также нуждаются учреждения здравоохранения.
Подготовка кадров для данной сферы ведется в четырех техникумах и колледжах по 16 специальностям. КЦП в 2022 году увеличены на 275 бюджетных мест.
Таблица 5
Направление подготовки |
Установлено КЦП на 2022/23 уч. год |
Потребность в кадрах |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
44.02.01 Дошкольное образование |
125 |
620 |
495 |
495 |
44.02.02 Преподавание в начальных классах |
100 |
162 |
178 |
178 |
53.02.01 Музыкальное образование |
25 |
5 |
8 |
8 |
54.02.01 Дизайн (по отраслям) |
50 |
35 |
157 |
157 |
54.01.20 Графический дизайнер |
25 |
4 |
30 |
30 |
33.02.01 Фармация |
50 |
42 |
34 |
34 |
31.02.01 Лечебное дело |
100 |
43 |
52 |
52 |
31.02.02 Акушерское дело |
25 |
43 |
52 |
52 |
34.02.01 Сестринское дело |
100 |
43 |
52 |
52 |
31.02.03 Лабораторная диагностика |
25 |
43 |
52 |
52 |
В БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии создана единая система подготовки средних медицинских работников - от профориентации школьников до формирования индивидуальной траектории профессионального развития квалифицированных специалистов здравоохранения. Осуществляется подготовка школьников выпускных классов первой профессии в рамках проекта УПК 21.
Ключевым направлением развития отрасли здравоохранения республики в целях подготовки кадров определено создание профессионально-образовательного кластера, объединяющего и совершенствующего последипломную подготовку и переподготовку специалистов со средним и высшим медицинским образованием с обучением в условиях дополненной реальности и виртуальных клиник, при необходимости - создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные организации и клинические базы.
Критерием результативности создания профессионально-образовательного кластера станет развитие медицинской науки и совершенствование системы обучения медицинских кадров.
Особое место в процессе подготовки кадров для различных отраслей экономики отводится ЦОПП.
ЦОПП имеет цифровую платформу, которая является агрегатором всех образовательных ресурсов. На цифровой платформе ЦОПП возможно размещение программ обучения всех образовательных учреждений республики. ЦОПП готов разработать в короткие сроки образовательные программы в соответствии с потребностями организаций республики.
Именно ЦОПП определяет самые востребованные профессии и осуществляет другие функции в сфере профессионального образования, обеспечивая тесное взаимодействие образовательной организации, работодателя и обучающихся.
В настоящее время ЦОПП разработано более 150 программ по востребованным в регионе профессиям и специальностям, заключено более 150 соглашений о взаимодействии с работодателями. Организовано обучение в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости", с начала 2022 года прошли обучение более 500 человек. Более 6000 школьников охвачено профориентационными мероприятиями, более 100 школьников получили первую профессию. В целом деятельностью ЦОПП охвачено более 10000 человек. Потребность в развитии данного направления работы сохраняется. Благодаря участию в конкурсном отборе Минпросвещения России к концу 2024 года запланировано создание на базе Канашского транспортно-энергетического техникума второго центра опережающей профессиональной подготовки. Отраслевой направленностью центра станут транспорт (включая трубопроводный транспорт) и электроэнергетика.
Открытие второго ЦООП, имеющего современную инфраструктуру, квалифицированный кадровый персонал, условия для координации разработки и внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных образовательных программ, в том числе гибких, коротких, выстроенных по принципу конструктора профессиональных компетенций или по индивидуальным траекториям, для всех категорий населения на территории Чувашской Республики позволит повысить эффективность, гибкость и качество подготовки кадров для региона.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
1. Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики Чувашской Республики. Реализация программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования.
Увеличение доли приема выпускников девятых классов на обучение по программам среднего профессионального образования до 54% от общего количества выпускников девятых классов.
2. Формирование сети профессиональных образовательных организаций, материально-техническая база которых соответствует современным стандартам и передовым технологиям.
Создание на базе профессиональных образовательных организаций современных мастерских, оснащенных средствами обучения, средствами вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивным и презентационным оборудованием, мебелью (2023 год - 15 мастерских, 2024 год - 15 мастерских, к концу 2024 года будут функционировать 112 мастерских).
До конца 2024 года запланировано участие восьми профессиональных образовательных организаций в федеральном проекте "Профессионалитет".
3. Внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ совместно с организациями базовых отраслей экономики и социальной сферы, формирование единых подходов к освоению обучающимися универсальных компетенций, профессиональных компетенций, подготовка и участие в чемпионатах "Молодые профессионалы" (повышение рейтинга Чувашской Республики по результатам национальных чемпионатов: в 2021 году Чувашская Республика занимала 13 место, к 2030 году поставлена задача войти в десятку лучших в рейтинге).
4. Развитие кадрового потенциала, развитие центра опережающей профессиональной подготовки. Создание на базе ГАПОУ "КАНТЭТ" Минобразования Чувашии второго центра опережающей профессиональной подготовки.
Численность граждан, охваченных деятельностью ЦОПП, в 2022 году составила более 13000 человек, в 2023 году составит более 14000 человек, в 2026 году - более 15000 человек, в 2030 году - не менее 18000 человек.
5. Проведение государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена в организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, должна составить в 2023 году 10%, в 2026 году - 25%, в 2030 году - 30%.
6. Создание доступной образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие инклюзивного образования.
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций составит в 2023 году - 73%, в 2026 году - 75%, в 2030 году - 80%.
7. Создание условий для получения непрерывного образования в течение всей жизни различными категориями населения, расширение системы участия граждан в профессиональных конкурсах.
8. Формирование эффективного партнерства с работодателями, в том числе с инновационными предприятиями, сетевое взаимодействие.
Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, в 2023 году составит 60%, в 2025 году - 61%, в 2030 году - 65%.
9. Реализация регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности сквозными рабочими профессиями, на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение системы дуального обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров.
10. Совершенствование механизмов профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере образования. Обеспечение деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
11. Формирование системы непрерывного профессионального роста научно-педагогических работников в партнерстве с организациями реального сектора экономики. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
В ходе реализации мероприятий Концепции будет организован аудит средних профессиональных организаций в целях анализа эффективности использования финансовых средств и имущества каждой образовательной организацией.
В целях совершенствования деятельности профессиональных образовательных организаций будут использованы инструменты аудита через анализ динамики, соответствия целям и планам, целесообразности сметных расходов.
Определены основные критерии оценки эффективности использования бюджетных и внебюджетных финансовых средств:
целесообразность расходов;
степень реализации (выполнения) смет расходов (по плану финансово-хозяйственной деятельности);
доля средств от приносящей доход деятельности в общем объеме средств, поступивших в профессиональную образовательную организацию из всех источников финансирования;
доля средств из всех источников финансирования, направленных профессиональной образовательной организацией на содержание и развитие имущественного комплекса;
уровень качества оказания государственной услуги, финансируемой за счет бюджетных средств;
уровень качества подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования;
оценка наличия государственных ресурсов, степени разработанности механизма и условий для реализации механизма освоения государственных ресурсов, полученных в виде доходов от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, профессиональной образовательной организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 декабря 2022 г. N 1251-р
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 19 декабря 2022 г.
газета "Вести Чувашии" от 23 декабря 2022 г. N 50 (1826)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 г. N 822-р