Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пермского края, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики рисков
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пермского края.
Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее - Инспекция) в соответствии с Положением об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24 мая 2017 г. N 364-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор на территории Пермского края (далее - государственный строительный надзор).
При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 2161), постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2021 N 1114-п "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Пермского края" (далее - постановление Правительства Пермского края N 1114-п):
1) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании поступивших в Инспекцию:
а) извещения от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц Инспекции), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Инспекции), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий также является:
а) программа проверок, разрабатываемая Инспекцией;
б) истечение срока исполнения выданного Инспекцией предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие распоряжения Инспекции о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ.
Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
- деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
- объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
Контролируемыми лицами при осуществлении Инспекцией государственного строительного надзора являются:
- застройщик (физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 ГрК РФ);
- технический заказчик (юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ);
- лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
По состоянию на 30 сентября 2022 г. количество контролируемых лиц составило 1029 единиц.
Объекты капитального строительства, поставленные под государственный строительный надзор Пермского края по категориям риска:
А) высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
Б) значительный риск - производственные здания;
В) низкий риск - объекты капитального строительства, не указанные в пунктах А и Б.
По состоянию на 30 сентября 2022 г. количество объектов капитального строительства, поставленных под государственный строительный надзор Пермского края составило 612 единиц, из них:
высокий риск - 406;
значительный риск - 4;
низкий риск - 3.
В 2022 году Инспекцией проведено 85 обязательных профилактических визитов, а также 45 профилактических визитов по запросу контролируемых лиц.
На 2023 год Инспекцией запланировано проведение профилактических визитов:
на основании части 7 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства для лиц, приступающих к осуществлению такой деятельности;
на основании пункта 4.7.2 постановления Правительства Пермского края N 1114-п в течение 3 месяцев со дня поступления в Инспекцию извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
на основании части 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ в течение 2023 года предусматривается проведение обязательных профилактических визитов в отношении объектов капитального строительства, отнесенных к категориям высокого риска - 2 профилактических визита, значительного риска - 1 профилактический визит. Периоды проведения указанных профилактических визитов указаны в Плане-графике проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Пермского края на 2023 год.
1.2. Текущий уровень развития профилактической деятельности Инспекции.
Инспекцией в 2022 году реализованы все мероприятия по утвержденной приказом Инспекции от 20 декабря 2021 г. N СЭД-56-01-04-65 Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении регионального государственного строительного надзора, а именно:
проведение устных и письменных консультаций с контролируемыми лицами, а также их информирование в ходе проведения проверок;
размещение на официальном сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Инспекции) актуализированного перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному строительному надзору, а также материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведение разъяснительной работы относительно порядка осуществления регионального государственного строительного надзора;
проведение публичных обсуждений правоприменительной практики;
направление в установленных законом случаях застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиками или заказчиками, предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
проведение обзора и анализа правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора;
внесение информации о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятиях", на официальный сайт Инспекции в сроки, установленные нормативными правовыми актами;
проведение профилактических бесед посредством проведения совещаний с застройщиками, техническими заказчиками и лицами, осуществляющими строительство на основании договора с застройщиками или заказчиками, о необходимости соблюдения требований законодательства в области регионального государственного строительного надзора.
На официальном сайте Инспекции размещены:
- Программа профилактики рисков и доклады об итогах профилактической работы;
- Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- планы-графики проведения публичных обсуждений и информация об их итогах.
Данные
о проведенных в 2022 году мероприятиях по государственному строительному надзору и их результатах (по состоянию на 30 сентября 2022 г.):
Наименование показателя |
Количество (единиц) |
Количество проведенных проверок деятельности контролируемых лиц |
2428 |
Количество проведенных профилактических визитов |
137 |
Количество выявленных нарушений |
389 |
Выдано исполнительных документов, всего: В том числе: |
3294 |
- предписаний об устранении выявленных нарушений |
369 |
- протоколов об административных правонарушениях |
23 |
- актов контрольных (надзорных) мероприятий |
2817 |
- предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
85 |
Количество выданных заключений о соответствии |
122 |
Количество решений об отказе в выдаче такого заключения |
6 |
Вынесено постановлений (решений) о привлечении контролируемых лиц к административной ответственности |
29 |
Основные виды нарушений, допускаемых контролируемыми лицами:
- нарушение обязательных требований в области строительства;
- неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации;
- нарушение технических регламентов и проектной документации;
- отсутствие разрешения на строительство или ведение строительно-монтажных работ после окончания срока разрешения на строительство;
- отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации на строительство объекта капитального строительства;
- эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В результате проведенных мероприятий по государственному строительному надзору фактов причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не выявлено.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики рисков.
К проблемным вопросам, на решение которых следует направить Программу профилактики рисков, относятся:
- формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующих сферах у всех участников контрольной (надзорной) и профилактической деятельности;
- низкий профессиональный уровень лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию), обусловленный недостаточной мотивацией к его повышению;
- отсутствие заинтересованности в соблюдении требований безопасности при производстве работ на уровне сознания работника, повсеместного порицания и неприятия методов и способов выполнения безопасности технологических процессов с нарушением установленных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.