Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития образования в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития образования в Сладковском муниципальном районе на 2023 - 2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами Сладковского муниципального района, в том числе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Уставом Сладковского муниципального района Тюменской области;
- Постановлением администрации Сладковского района от 15.06.2021 N 482 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сладковского муниципального района";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 03.10.2022 N 182 "О разработке муниципальных программ".
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития сферы образования Сладковского района
По состоянию на 01.11.2022 года на территории Сладковского района функционирует пять средних, четыре основных, одна начальная общеобразовательная организация, одно учреждение дополнительного образования и одно муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение. Структура сети учреждений образования соответствует запросам населения.
Общие итоги работы отражены в краткой характеристике состояния подсистем сферы образования - дошкольное, общее образование, дополнительное образование (таблица 1).
Структура сети образовательных учреждений
Таблица 1
Уровни образования |
Количество учреждений, ед. |
Дошкольное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дошкольного образования - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение; Кроме того: 2 филиала при общеобразовательных учреждениях; 7 отделений дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях; |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
Дополнительное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дополнительного образования детей - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр "Прометей", кроме того услуги дополнительного образования детей в рамках муниципального задания оказывает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательное школа. |
За последние три года сеть учреждений продолжала изменяться (таблица 2). Это связано в большей степени сокращением контингента обучающихся. В настоящее время существующая сеть образовательных учреждений близка к оптимальной и соответствует запросам населения района.
Оптимизация сети учреждений
Таблица 2
Уровни образования |
Количество учреждений |
Динамика (по отношению к 2021 году) |
||
2020 |
2021 |
2022 |
||
Дошкольное образование |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7 |
МАДОУ - 0; филиалы ОУ - 0; отделения дошкольного образования - 0 |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 8 филиалов общеобразовательных учреждений |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений |
Учреждения, оказывающие услуги общего образования - 0; филиалы общеобразовательных учреждений -0 |
Дополнительное образование детей |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
0 |
1.2.1. Дошкольное образование
В течение 2021 - 2022 учебного года отделом образования, педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений района решались основные задачи:
- повышение качества муниципальных услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
- обеспечение реализации основных общеобразовательных программ дошкольных образовательных организаций в соответствии с ФГОС ДО;
- оказание помощи родителям в воспитании детей (организация работы консультативных пунктов для родителей детей раннего возраста, не посещающих детские сады).
Данные направления реализовались в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Развития образования в Сладковском районе, а также в рамках реализации национального проекта "Демография" и федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".
По состоянию на 01.10.2022 году в районе насчитывается 593 ребенка дошкольного возраста, из них 563 человека посещает дошкольные образовательные организации, что составляет 95% от общей численности детей, проживающих на территории Сладковского района.
В целом за последние три года в районе наблюдается тенденция к снижению численности детей в возрасте от 0 до 7 лет. Таким образом, происходит снижение численности воспитанников (таблица 3).
Численность воспитанников
Таблица 3
Показатели/ годы |
Численность воспитанников (чел.) |
||
2020 |
2021 |
2022 |
|
Численность детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих на территории района чел. - всего |
690 |
621 |
593 |
Численность воспитанников возрасте от 0 до 7 лет в ДОУ, чел. - всего |
650 |
591 |
563 |
в том числе: |
|
|
|
- муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение |
279 |
260 |
260 |
- структурные подразделения общеобразовательных школ |
137 |
135 |
114 |
- отделения дошкольного образования в здании школ |
234 |
196 |
189 |
На 01.11.2022 услугу дошкольного образования в режиме полного дня получают 440 человек (78%), вариативными формами дошкольного образования охвачено 123 ребенка, что составляет 22% от общего числа детей, получающих услуги дошкольного образования.
Отделом образования, образовательными организациями проводится целенаправленная работа по охвату детского населения услугами дошкольного образования через развитие альтернативных форм дошкольного образования, что в целом позволяет полностью удовлетворить потребности в предоставлении мест в детские сады и обеспечить охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере 100% и 85,8% - детей раннего возраста до 3 лет.
Все дошкольные образовательные организации района ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ДОУ разработаны и успешно реализуются основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями стандартов. В 5 дошкольных образовательных учреждениях реализуется основная общеобразовательная программа на основе примерной региональной образовательной программы дошкольного учреждения "Мозаика", в 5 - на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы".
1.2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
В системе образования Сладковского муниципального района особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. Проводится серьезное обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, программ и методов работы школы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование ключевых компетенцией школьников, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его способностям и жизненным планам.
Закрепление территорий за конкретными школами района регламентировано ежегодными распоряжением администрации Сладковского муниципального района "О закреплении территорий за муниципальными автономными общеобразовательными учреждениями".
Приём детей в первый класс осуществляется в соответствии нормативными документами различного уровня. Главным направлением деятельности образовательных учреждений было и остаётся предоставление качественного образования, недопущение отчисления учащихся, подготовка к осознанному выбору профессии. Проводится планомерная работа по реализации пунктов дорожной карты по повышению качества образования по всем предметам.
По состоянию на 01.11.2022 г. в школах Сладковского района обучается 1457 человек. Основными составляющими качества школьного образования являются успешность обучения и качество знаний. По итогам годовых оценок за прошедший учебный год общая успеваемость составила 100%. В динамике данный показатель представлен в таблице 4.
Общая успеваемость обучающихся
Таблица 4
2019 - 2020 г.г. |
2020 - 2021 г.г. |
2021 - 2022 |
100% |
100% |
100% |
Качественная успеваемость на протяжении трех последних лет остается практически стабильной в предела 50-52%. Динамика представлена в таблице 5.
Качественная успеваемость обучающихся
Таблица 5
2019 - 2020 г.г.(%) |
2020 - 2021 г.г.(%) |
2021 - 2022 г. (%) |
51,8 |
49,8 |
52% |
Внешняя оценка образовательного процесса, условий и результатов образования регламентирована Положением о муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО). В связи с чем, на уровне района разработана муниципальная модель оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Сладковского муниципального района.
Целью муниципальной системы оценки качества образования является обеспечение объективной информацией о качестве образования для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления образованием, поддержка устойчивого развития систему образования, а также повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг.
В рамках мероприятий муниципальной системы оценки качества образования во всех школах района ежегодно проводятся различные процедуры оценки качества подготовки обучающихся: национальные исследования качества образования (далее - НИКО); всероссийские проверочные работы (далее - ВПР); международные мониторинговые исследования; государственная итоговая аттестация (далее - ЕГЭ/ОГЭ); участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ), репетиционные (пробные) экзамены и апробации (далее - РОКО), промежуточная аттестация обучающихся образовательных организаций и по результатам принимаются соответствующие решения.
Основной целью развития данной системы является получение объективных сведений об уровне образования школьников на всех уровнях обучения, своевременное выявление и ликвидация пробелов в освоении образовательных программ, формирование индивидуальных и групповых траекторий обучения.
Результаты оценочных процедур повышают статус процедуры промежуточной аттестации, положительно влияет на рост мотивации обучения школьников, позволяет эффективно и системно готовиться к государственной аттестации в выпускных классах.
Единый государственный экзамен в 2022 году сдавали 92 человека.
По итогам сдачи государственного выпускного экзамена общая успеваемость по русскому языку составила 98%, качественная - 55%, по математике - 94,5% и 76% соответственно.
Средний балл ЕГЭ по предметам за два года представлен в таблице 6. В целом наблюдается отрицательная динамика, что позволяет сделать вывод о недостаточном подходе к подготовке к ЕГЭ.
Динамика среднего балла
Таблица 6
Предмет |
средний балл |
Динамика "+", "-" |
|
2021 |
2022 |
||
Информатика и ИКТ |
50 |
33 |
-17 |
Биология |
44 |
31 |
-13 |
Русский язык |
60 |
57 |
-3 |
Математика (профильный уровень) |
40 |
58 |
+18 |
Химия |
45 |
58 |
+13 |
Обществознание |
45 |
50 |
+5 |
Литература |
48 |
51 |
+3 |
Физика |
43 |
45 |
+2 |
История |
47 |
49 |
+2 |
Вместе с тем в текущем году, как и в прошлом году, есть ряд предметов, по которым выпускники получили баллы ниже установленной Рособрнадзором минимальной границы - это биология - 4 человека, 67%, информатика и ИКТ - 2 человека, 67%, обществознание - 10 человек, 22%,история - 2 человека, 10% физика - 1 человек, 9%, математика базового уровня - 5 человек, 5%, русский язык - 2 человека, 2% (таблица 7).
Проведенный анализ указывает на необходимость системной работы со стороны образовательных учреждений для повышения качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
Результативность сдачи единого государственного экзамена
Таблица 7
N |
Предмет |
Кол-во выпускников |
Доля выпускников, сдавших ЕГЭ |
Доля выпускников не набравших мин. балл |
|||
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
||
1 |
Русский язык |
44 |
92 |
100 |
98 |
0 |
2 |
2 |
Информатика и ИКТ |
1 |
3 |
100 |
33 |
0 |
67 |
3 |
Литература |
1 |
3 |
100 |
100 |
0 |
0 |
4 |
История |
4 |
20 |
100 |
90 |
0 |
10 |
5 |
Общество |
38 |
46 |
58 |
78 |
42 |
22 |
6 |
Химия |
2 |
1 |
100 |
100 |
0 |
0 |
7 |
Биология |
5 |
6 |
80 |
33 |
20 |
67 |
8 |
Физика |
7 |
11 |
71 |
91 |
28 |
9 |
9 |
Математика профиль |
10 |
12 |
90 |
100 |
10 |
0 |
10 |
Математика база |
- |
80 |
- |
94 |
- |
6 |
По итогам учебного года две выпускницы из МАОУ Сладковская СОШ награждены медалями "За особые успехи в учении" (в 2021 году - 5). Закончили обучение на "4" и "5" - 51 обучающийся, что составило 55%.
Аттестат об основном общем образовании получили все 130 человек. Из них аттестат об основном общем образовании с отличием у девяти обучающихся из трех школ района МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, Филиал МАОУ Маслянская СОШ "Новоандреевская ООШ им. Героя Советского Союза Н.С. Закоркина". На "4" и "5" закончил 46 выпускников, что составило 34%.
В школах района созданы все необходимые условия для выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей. Обеспечена возможность пользоваться современными оборудованными помещениями (актовые залы, лаборатории, компьютерные кабинеты, библиотеки). На базе МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАОУ Усовская СОШ открыты аудитории с доступом к удаленному электронному читальному залу Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, на базе МАОУ Сладковская СОШ функционирует Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", позволяющий внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности". Также на базе центра развивается творческая, цифровая, проектная деятельность и шахматное образование
На базе МАОУ Маслянская СОШ осуществляет свою деятельность лаборатория естественно-математического направления. Назначен руководитель предметной лаборатории. На 01.10.2022 г. охват "сетевых" обучающихся составил из числа обучающихся 2-4 классов более 20 человек.
Работа с одаренными детьми осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении по целевым программам "Одаренные дети", основные цели которых:
- создание благоприятных условий для развития высокомотивированных учащихся через оптимальную структуру общего и дополнительного образования;
- формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
С целью выявления и поддержки интеллектуально мотивированных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности в образовательных организациях созданы школьные научные общества. Результаты деятельности школьных научных обществ демонстрируются на различных конкурсных мероприятиях разных уровней и составили 97,5% участия. Так, например, на ежегодном форуме молодых исследователей "Шаг в будущее" в 2021 - 2022 учебном году в муниципальном этапе форума молодых исследователей приняли участие в заочном (отборочном туре) 57 обучающихся. В областном (заочном) этапе научного форума участвовали 12 обучающихся. 7 учеников приняли участие в областном очном туре, который проходил в дистанционном формате. По результатам областного этапа - один участник стал призером (2 место).
Одной из ключевых форм работы с высокомотивированными учащимися являются индивидуально-групповые занятия по подготовке к олимпиадам. Педагоги ведут активную методическую работу в целях привлечения учащихся к олимпиадному движению. В предметных школьных олимпиадах принимают участие обучающиеся 2 - 11 классов. Часть школьников одновременно принимают участие в нескольких олимпиадах. Прослеживается положительная динамика увеличения количества участников и победителей, призёров конкурсов.
В 2021 - 2022 учебном году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 647 обучающихся 5-11 классов и 73 обучающихся 4-х классов, количество участий - 4470,(70%) в муниципальном этапе - 250 участников, количество участий - 497, (41%) из них 74 победителя и призера. В региональном этапе приняли участие 9 обучающихся (0,6%), 2 из них стали призерами по физической культуре.
Профориентационная работа в районе осуществляется через реализацию муниципальной программы "Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных учреждений Сладковского района на 2019 - 2024 годы" и сетевой проект "Агропоколение.
Главной целью муниципальной программы является создание системы профориентационной работы с учащимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Сладковском районе и Тюменской области, а также через дополнительную профессиональную подготовку учащихся "Мы выбираем АПК" (функционирование агрокласса на базе МАОУ Сладковская СОШ). Ранее предпрофессиональное самоопределение реализуется в региональном проекте "Успех каждого ребенка", где обучающиеся участвуют во всероссийских открытых онлайн-уроках по профессиональной навигации. На базе Сладковской школы продолжает функционировать профильный класс психолого-педагогической направленности, куда зачислены в 2022 - 2023 учебном году 12 обучающихся.
В МАУ ДО "ДООЦ "Прометей" ежемесячно проводятся тематические смены различной направленности, организуются конкурсы (к примеру, "Класс года", "Волонтерская инициатива", "Зарница", соревнования по робототехнике "Игры искусственного интеллекта: шаг за шагом", "Профи-смена" для старшеклассников и молодых педагогов "Вместе мы сила" и др.).
Дополнительным образованием, организованным в школах в 2022 году охвачено 100% обучающихся (внеурочная деятельность и дополнительное образование). В каждой школе ведется персонифицированный учет занятости детей в системе дополнительного образования (АИС "Электронная школа Тюменской области", АИС "ЭДО"), что позволяет обеспечить контроль занятий детей во внеурочное время.
С целью развития социальной и творческой активности детей и молодежи в образовательных учреждениях активно работают органы ученического самоуправления. В 2021 - 2022 учебном году органы ученического самоуправления представлены в 9 школах (76 обучающихся), 16 волонтерских отрядов насчитывают 307 участников, в 33 тимуровских отрядах - 717 обучающихся. Функционируют 18 детских и молодежных общественных объединений, в состав которых входят 1129 обучающихся. Из них 5 гражданско-правовой направленности (466 человек), 9 объединений патриотической направленности (589 человек), 4 объединения экологической направленности (348 человек). Краеведческой работой 6 паспортизированных школьных музеев и 3 музейные комнаты, в которых за 2021 - 2022 учебный год проведено 254 экскурсии, 2085 человек посетили школьные музеи.
Первичные отделения Российского движения школьников функционируют в девяти образовательных учреждениях района. Еженедельно в формате "Дней единых действий" и в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия "РДШ". Формат мероприятий - разный: от акции до флэш-моба с обязательным использованием атрибутики "РДШ". Вся информация о мероприятиях "Российского движения школьников" размещается в социальных сетях.
Три образовательных учреждения реализуют всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Члены движения в свободное от учёбы время занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. С целью развития движения "Юнармия" в Сладковском районе с 01.09.2021 года в МАОУ Усовская СОШ работает еще один отряд юнармейцев, также в этой школе ведется работа отряда "Юные друзья пограничников".
В рамках муниципального задания по оказанию услуг дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию, реализуемого МАОУ Маслянская СОШ, осуществляется выполнение комплексной программы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи "Русич".
К реализации программы привлечены руководители кружков патриотического направления Маслянской школы, организаторы внеурочной деятельности из числа педагогов, руководители школьных музеев. Общая численность педагогов, привлеченных к реализации программы, - 22 человека. Общее количество обучающихся, охваченных кружковой деятельностью в рамках муниципального задания за текущий учебный год - 250, с учетом массовых ежемесячных мероприятий - 6365 человек.
Муниципальное задание по оказанию услуг в сфере дополнительного образования в МАУ ДО "ДООЦ" Прометей" посетили 650 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет, за первое полугодие 2022 года - 450 человек.
Работа центра осуществлялась посредством реализации оздоровительно-образовательных программ, организации мероприятий творческого, спортивно-оздоровительного, краеведческого, познавательного, нравственно-эстетического характера. За 2021 - 2022 учебный год было проведено 3 краткосрочные смены (заезд выходного дня "Рождественское путешествие", заезд выходного дня для победителей муниципального конкурса "Класс года - 2022", тренинги для организаторов летнего отдыха "Хочу быть вожатым"). Кроме того, были проведены три летние смены. Смены были направлены на экологическое, патриотическое, интеллектуальное, спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое воспитание.
В течение лета 2022 года на базе образовательных учреждений района была организована работа 9 лагерей с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло за летний период 940 детей и подростков в возрасте 6,5 - 16 лет. В лагерях с дневным пребыванием организован сон для 100% детей младше 10 лет, отдыхавших в ЛДП.
С 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование". Первоочередные задачи по реализации мероприятий федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" выполнены. В результате конкурсного отбора "Навигаторы детства" в 2022 году определен советник директора по воспитательной работе в МАОУ Усовской СОШ муниципальный координатор, который приступил к работе в 2022 - 2023 учебном году.
Система мероприятий по развитию воспитательного пространства на территории района позволила достичь положительной динамики по ряду показателей. Приоритетной задачей по-прежнему остается снижение, а далее отсутствие преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися (таблица 8).
Показатели развития воспитательного пространства
Таблица 8
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год (оценка) |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием на базе образовательных учреждений (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля обучающихся - активных членов органов ученического самоуправления, молодежных общественных объединений (%) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
В общеобразовательных организациях района для преодоления в современной подростковой среде таких негативных явлений, как преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, насилие и жестокость, самовольные походы из дома, агрессивный тип поведения реализуются программы (комплекс мероприятий) по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни. Правовому просвещению, воспитанию культуры здоровья, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, способствует проведение межведомственных профилактических акций, Недель профилактики. Профилактическая работа имеет непрерывный характер, поэтому находит отражение в планировании и организации каникулярного отдыха, в том числе летнего.
В образовательных учреждениях района реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
В рамках проекта "Социальная активность" в Сладковской, Маслянской, Усовской СОШ функционируют кабинеты по профилактике ПАВ.
Целью деятельности кабинетов ПАВ является пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью, ответственного поведения, навыков осознанного отказа от принятия наркотических средств и психотропных веществ.
Кураторами и координаторами деятельности в образовательных учреждениях являются педагогические работники (педагог-психолог, учитель, старшая вожатая). В планах работы кабинетов по профилактике употребления ПАВ предусмотрена организация профилактической работы не только в базовых школах, но и в филиалах образовательных округов посредством выездов, дистанционного взаимодействия.
На базе кабинетов ПАВ организована деятельность волонтёрских отрядов. Волонтёры - активные помощники, организаторы профилактических мероприятий, проводимых в форме акций, уроков здоровья, лекций, интерактивных игр, лекториев, психологических тренингов.
С целью системности, планомерности, структурированности профилактической работы на базе кабинетов ПАВ реализуются программы по профилактике асоциальных явлений, здоровьесбережению, программы, регламентирующие деятельность волонтёрских отрядов.
Большое внимание в системе образования уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. За последние годы в образовательные учреждения района было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Полностью оснащены необходимым учебным и технологическим оборудованием базовые школы, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В образовательных учреждениях осваивается направление - образовательная робототехника, которая помогает воспитанникам ДОУ и обучающимся осваивать основы программирования, развивать техническое мышление и на практике закреплять теоретические знания по физике, математике, геометрии.
В рамках программы по повышению компьютерной грамотности населения Тюменской области "Расширяя горизонты" на базе Александровской школы был открыт "РобоЛаб", класс соревновательной робототехники.
Все образовательные организации используют в своей работе электронные ресурсы для взаимодействия с общественностью, используют средства контент - фильтрации доступа к "Интернету", а так же используют в своей деятельности дистанционное, электронное обучение при реализации образовательных программ.
Все общеобразовательные учреждения имеют возможность видеоконференцсвязи и сетевого взаимодействия через систему Lync и TeamSpeak.
В целях обеспечения доступности информации в сети Интернет функционирует Интернет-портал системы образования Сладковского муниципального района, на страницах которого размещены сайты всех образовательных учреждений района. Обратная связь с населением обеспечена за счет "горячих линий", ведения системы интернет-дневников и журналов. Автоматизированные информационные системы "Электронная школа Тюменской области" и "Электронный детский сад" на текущий момент уже не являются новыми и активно используются родителями и педагогами. Ведется работа в региональной информационной системе "Мониторинг цен", позволяющая контролировать финансовые потоки при организации питания дошкольников и школьников, отдавать приоритет продукции местных производителей.
В результате повышения уровня технической обеспеченности школ число персональных компьютеров (включая планшеты и ноутбуки), используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений составило 44. Пропускная способность школьного Интернет-канала для всех общеобразовательных учреждений составила 50 М/бит в секунду.
В МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАДОУ Сладковский детский сад "Сказка" установлены тренажеры, основанные на технологии биологической обратной связи (БОС). Так, в МАОУ Сладковская СОШ установлены тренажеры БОС-дыхание, коррекции опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональной разгрузки. В МАДОУ "Сказка" и МАОУ Маслянская СОШ - БОС - дыхание и логотерапевтический. В МАОУ Сладковской СОШ используется комплект для дистанционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Главными направлениями комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков являются формирование культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, организация питания и медицинского сопровождения, повышение квалификации педагогических работников по вопросам здорового образа жизни, создание безопасных комфортных условий для всех категорий обучающихся.
В соответствии с федеральными требованиями в учреждениях созданы необходимые условия для обеспечения постоянного медицинского сопровождения: медицинские кабинеты МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, МАДОУ "Сказка" оснащены оборудованием, имеют лицензии; остальные общеобразовательные учреждения имеют соглашения с ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 им. В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) на обслуживание специалистами ФАП, медицинское обслуживание осуществляется и в период каникулярного отдыха в МАУДО ДООЦ "Прометей", и при организации соревнований.
Особое внимание уделяется организации питания и информационной работе с родителями, направленной на привитие культуры здорового питания. Школьное питание организовано в соответствии с районным Положением "Об организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях Сладковского района", также реализуется Программа "Совершенствование организации питания обучающихся образовательных организаций Сладковского муниципального района на период 2021 - 2023 гг., включающая обновление оснащённости школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере. С сентября 2020 года обучающиеся начальных классов получают бесплатное горячее питание.
Ежегодно школьники и воспитанники детских садов принимают участие в областном фестивале - конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье", в рамках которого проводится презентация различных проектов, созданных детьми совместно с родителями.
Внедрены новые подходы к организации школьных перемен, ориентированных на доступных и интересных детей всех ступеней обучения формы двигательной активности, в классах ежедневно проводятся утренние зарядки. Кроме того, третий час физической культуры носит развивающий, оздоровительный, реабилитационный характер.
Вместе с тем, требуют дальнейшего решения такие вопросы, как:
- недостаточный уровень двигательной активности детей и подростков;
- наличие вредных привычек (курение) в школьной среде, негативно влияющих на формирование и соблюдение принципов здорового образа жизни;
- несформированность приоритета культуры здоровья среди обучающихся и их родителей, педагогов.
В образовательных организациях района созданы необходимые условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта "Успех каждого ребёнка" получают образовательные услуги с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Группа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях представлена следующими категориями: дети с тяжёлыми нарушениями речи, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, нарушением слуха.
Создание специальных условий для получения образования в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогическое сопровождение, оказание необходимой ситуационной помощи обучающимся и их родителям способствуют получению качественного образования детьми с особенностями в развитии. Общий охват детей данной категории образовательными услугами составляет 100 процентов.
В рамках проекта "Современные родители" продолжает свою деятельность Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов "За руку с семьёй", целью создания которого является формирование психолого - педагогической и социальной компетенции родителей (законных представителей), имеющих детей указанных категорий. На странице психолого-медико-педагогической службы сайта отдела образования размещается информация специалистов службы в помощь родителям. В рамках Федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" реализуется региональный проект "Точка опоры", который предполагает оказание консультативных услуг по основным направлениям: Возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка; организация образовательного процесса; вопросы межличностной коммуникации; вопросы сопровождения развития, обучения и воспитания несовершеннолетних, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Результатом работы явилось:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций по сопровождению детей с отклонениями в развитии (получение дополнительной специализации в рамках профессиональной переподготовки);
- увеличение количества специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов) в образовательных организациях района за счёт получения дополнительной специализации педагогами школ;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми нуждами.
1.2.3. Кадровый потенциал системы образования
Приоритетным вопросом системы образования является обеспечение района квалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, готовности к деятельности в условиях модернизации системы образования района.
В системе образования Сладковского муниципального района работает более 300 человек, из них педагогическую деятельность осуществляют 182 работников (таблица 9).
Кадровый потенциал муниципальной системы образования
Таблица 9
Уровни образования |
Численность работников, чел. |
Дошкольное образование |
Всего работников - 67, из них педагогических работников - 32, в т. ч. воспитателей - 24 |
Начальное, основное, среднее общее образование |
Всего работников - 236, из них педагогических работников - 150, в т. ч. учителей -129 |
Дополнительное образование |
Всего работников - 5 |
В районе принимаются серьезные меры по повышению заработной платы педагогов. Средняя номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений за 9 месяцев 2022 года составляет: учителя - 46,853 руб., педагоги дошкольного образования -36,822 руб., в т.ч. воспитатели - 35,968 руб.
Профессионально-личностное развитие педагогического сообщества района осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование формата аттестации и повышение квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения в том числе с использованием дистанционного обучения;
- организация практических занятий и стажировок, ориентированных на конкретные потребности педагогов и педагогических коллективов с привлечением возможностей руководителей районных методических объединений и сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- формирование активной профессиональной позиции педагогов, в т.ч. через развитие профессиональных, включая сетевые, сообществ;
- увеличение числа педагогов, владеющих современными образовательными технологиями;
- формирование модели непрерывного методического сопровождения инновационных процессов в ОУ.
Качественный состав педагогических кадров представлен в таблице 10.
Качественный состав педагогических кадров
Таблица 10
Показатель |
Значение показателя (район) |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование |
84% |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих квалификационную категорию |
84% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
49% |
- первую квалификационную категорию |
35% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
5,4% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих высшее педагогическое образование |
72% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих квалификационную категорию |
81,3% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
31,2% |
- первую квалификационную категорию |
47% |
- соответствие занимаемой должности |
3,1% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
25% |
Доля педагогических работников ОУ и ДОУ, прошедших курсы повышения квалификации |
95% |
Для повышения профессионального уровня учителей использовались
традиционные формы повышения квалификации:
- курсовая и семинарская подготовка педагогов в ТОГИРРО, на базе Тюменского педагогического колледжа, Академии Минпросвещения;
- активно использовались возможности дистанционного обучения, районных мероприятий методической направленности. В 2022 году 97% педагогов прошли курсовую или семинарскую подготовку.
Вместе с тем необходимо продолжить:
- развитие муниципальной профессиональной диагностики педагогических кадров с целью построения непрерывных траекторий повышения квалификации, актуальных для каждого педагога, в т.ч. с использованием возможностей дополнительного образования федерального уровня, сетевого взаимодействия всех уровней (школьного, муниципального, регионального, федерального)
- реализация технологий адаптации педагогов в течение первых трех лет работы с обязательным раскрытием дальнейших перспектив карьерного роста;
- полноценное развитие педагогической среды как сообщества единомышленников, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, социальных устремлений и нравственных установок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.