Во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2023 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности А.В. Солоновича.
Врио руководителя |
B.E. Фролов |
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Роспатента
от 20.12.22 N 192
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2023 год
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - Требования) в целях предупреждения нарушений обязательных требований государственными органами, федеральными казенными учреждениями, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", размещающими заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, и организациями - исполнителями государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - подконтрольные субъекты) при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Роспатента (далее - обязательные требования), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
II. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Роспатентом
Указом Президента Российской Федерации от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" на Роспатент возложена функция по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
В рамках реализации государственной функции Роспатентом осуществляются следующие виды государственного контроля:
контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 10000021602;
контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 314183511.
III. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности осуществления Роспатентом государственного контроля (надзора) в сфере правовой охраны и использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
Основными задачами проведения профилактических мероприятий являются:
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований, формирование единого понимания обязательных требований у всех подконтрольных субъектов;
выявление и анализ причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований подконтрольными субъектами, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление и анализ типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
методическая работа с подконтрольными субъектами в части разъяснения обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - профилактические мероприятия) планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров соблюдения обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и правовых последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
обязательности - обеспечение проведения профилактических мероприятий на регулярной и системной основе.
IV. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
При осуществлении Роспатентом государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий предусмотрено в отношении следующих подконтрольных субъектов:
государственные заказчики, размещающие заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР): на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий (далее - государственные заказчики);
организации - исполнители государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение НИОКТР (далее - организации-исполнители).
Государственные заказчики: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба войск национальной гвардии; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральное медико-биологическое агентство; Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и др.
Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов. Так, по сравнению с 2019 годом увеличилось количество организаций-исполнителей, выполнявших НИОКТР (в 2019 году - 4051, в 2021 - 4175 по данным Федеральной службы государственной статистики за 2022).
Практика осуществления Роспатентом контроля позволяет выделить из всей совокупности нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности, допускаемых государственными заказчиками и организациями-исполнителями, типовые, характерные для многих из них.
Одним из частых нарушений, выявляемых в рамках контрольно-надзорных мероприятий, является неуведомление исполнителями работ государственных заказчиков о создании результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка их использования и предложениями по их правовой охране.
Невыполнение требования по направлению данного уведомления влечет за собой неправомерное закрепление прав и незаконное использование созданных за счет бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности, либо их неиспользование (неэффективное использование), что, в свою очередь, наносит ущерб интересам Российской Федерации.
Выявляются факты ненаправления государственными заказчиками в адрес организаций-исполнителей решений о правовой охране полученных результатов интеллектуальной деятельности.
Указанное нарушение влечет утрату исключительного права Российской Федерации на созданные за счет бюджетных средств результаты интеллектуальной деятельности.
Нередки случаи невыполнения организациями-исполнителями обязанности по проведению патентных исследований и (или) направлению в адрес государственных заказчиков отчетов о них.
В результате данного нарушения:
не обеспечивается (не контролируется со стороны государственного заказчика) мировая новизна создаваемых и используемых в дальнейшем технических решений, в том числе не уточняются направления исследований и разработок в целях достижения научно-технического уровня заказываемых работ, соответствующего мировому (превосходящего мировой);
создаются предпосылки для дублирования исследований и разработок;
созданные в рамках выполнения НИОКТР по государственным контрактам охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности не выявляются и не обеспечиваются правовой охраной, что создает, в том числе, предпосылки для неправомерного закрепления прав на них за третьими лицами.
V. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды
На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие дальнейшее увеличение количества подконтрольных субъектов за счет увеличения числа организаций-исполнителей, выполняющих НИОКТР, а также увеличение количества проводимых НИОКТР, в том числе связанных с импортозамещением.
Кроме того, на состояние подконтрольной среды оказали воздействие изменения законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Так, Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации" введен в действие новый вид результатов интеллектуальной деятельности - результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, исключительное право на которые закрепляется за Российской Федерацией.
С целью установления порядка распоряжения государством исключительным правом на такие результаты и обеспечения их государственного учета изданы подзаконные акты, вступившие в силу с 01.01.2022.
Сохранение значительного количества правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами, свидетельствует о необходимости уделять большее внимание эффективности профилактических мероприятий.
В соответствии с пунктами 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Роспатентом исключены из Плана проведения плановых проверок на 2022 год Федеральной службы по интеллектуальной собственности юридические лица, проверки которых были запланированы до конца 2022 года.
Принимая во внимание особенности проведения контрольных мероприятий в 2022 году, проведение Роспатентом сравнительного анализа с аналогичным периодом 2021 года представляется нецелесообразным.
VI. Описание текущего уровня развития профилактических мероприятий
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2022 году Роспатентом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год:
на постоянной основе проводилась оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Роспатентом при проведении мероприятий по контролю;
сотрудник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента принял участие в проведении занятий по теме "Контрольно-надзорная деятельность Роспатента в сфере интеллектуальной собственности в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса", организованных Федеральным центром мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в целях повышения квалификации руководящего состава оборонных предприятий в области интеллектуальной собственности;
сотрудник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента принял участие в семинаре "Соблюдение требований, указанных в решении заказчика о форме правовой охраны результата интеллектуальной деятельности", организованном Госкорпорацией "Росатом";
в декабре 2022 года проведено совещание в формате видео-конференц-связи с организациями - исполнителями государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, включенными в план проведения проверок на 2023 год с целью информирования подконтрольных субъектов о нормативных правовых актах и их отдельных положениях, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
Изданы приказы Роспатента:
12.08.2022 N 129 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и разрешительной деятельности Федеральной службой по интеллектуальной собственности";
09.12.2022 N 183 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и разрешительной деятельности Федеральной службой по интеллектуальной собственности".
Кроме того, осуществлялся личный прием руководством Роспатента представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер.
Информация о планируемых проверках, с которой могут ознакомиться подконтрольные субъекты, размещена в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
VII. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и исполнение Программы профилактики, являются:
Кусь Анжела Анатольевна, начальник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства;
Симукова Елена Владимировна, заместитель начальника Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства;
Сербиненко Юрий Сергеевич, начальник отдела контроля РИД гражданского назначения Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства;
Лучанинов Сергей Сергеевич, начальник отдела контроля РИД военного, специального и двойного назначения Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства.
VIII. Ссылка на официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности в сети "Интернет", на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа
https://rospatent.gov.ru/ru/activities/control-and-supervision-in-the-sphere-of-legal-protection
IX. План-график профилактических мероприятий, предусмотренных Программой профилактики на 2023 год
N |
Наименование (вид, форма) профилактического мероприятия |
Периодичность проведения (срок исполнения) |
Адресат профилактического мероприятия |
Ожидаемые результаты |
1 |
Поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Роспатента, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля |
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие |
Подконтрольные субъекты |
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований |
2 |
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований |
Не реже 1 раза в полугодие |
Подконтрольные субъекты |
Обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
3 |
Проведение конференций, семинаров с участием подконтрольных субъектов с целью выработки эффективных мер по профилактике нарушений в сфере интеллектуальной собственности |
В течение года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение информированности подконтрольных субъектов |
4 |
Размещение сведений о результатах проверок с указанием типовых нарушений |
В течение года |
Подконтрольные субъекты |
Снижение количества нарушений обязательных требований |
5 |
Доработка и публикация контрольного списка вопросов (проверочных листов), подлежащих рассмотрению в ходе проверок |
Первое полугодие 2023 года |
Подконтрольные субъекты |
Снижение количества нарушений обязательных требований |
6 |
Публикация статистики проведенных проверок, включая количество привлеченных к административной ответственности лиц за допущенные нарушения, а также перечня выявленных нарушений обязательных требований |
В течение года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение информированности, снижения количества нарушений обязательных требований |
7 |
Подготовка ежегодного доклада об итогах профилактической работы |
до 20.01.2024 |
Подконтрольные субъекты |
Повышение информированности подконтрольных субъектов |
X. Показатели качества и результативности мероприятий настоящей Программы профилактики
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель |
Срок выполнения |
Примечание |
1 |
Выполнение плана проведения плановых проверок на 2023 год |
процент |
100 |
в сроки, установленные Планом проведения плановых проверок на 2023 год Федеральной службы по интеллектуальной собственности |
|
2 |
Актуализация перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Роспатентом при проведении мероприятий по контролю |
процент |
100 |
постоянно |
|
3 |
Публикация контрольного списка вопросов (проверочных листов), подлежащих рассмотрению в ходе проверок |
единица |
1 |
в течение года |
|
4 |
Подготовка информационных и/или статистических материалов о проведенных Роспатентом мероприятиях по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности их результатах и принятых мерах |
единица |
2 |
раз в полугодие |
|
5 |
Проведение конференций, семинаров для подконтрольных субъектов по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности |
единица |
2 |
в течение года |
|
6 |
Рассмотрение обращений юридических лиц в установленный законодательством срок по вопросам соблюдения обязательных требований |
процент |
100 |
в течение года |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роспатент утвердил на 2023 г. программу профилактики нарушения требований, соблюдение которых оценивается в рамках контроля в сфере правовой охраны и использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджета.
Приведен план-график мероприятий. Определены показатели качества и результативности.
Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20 декабря 2022 г. N 192 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2023 год"
Опубликование:
-