В связи с изданием Министерством финансов РФ Письма "О договорах перестрахования" от 15 апреля 2002 года N 24-00/КП-52, которым доведено # до сведения страховых организаций особенности учета и отражения в бухгалтерской отчетности операций по договорам перестрахования, прошу дать разъяснения о порядке учета и отражения в бухгалтерском учете операций по договорам перестрахования, заключенным с организациями - нерезидентами Российской Федерации не имеющими лицензий на осуществление страховой и перестраховочной деятельности.
В соответствии с Письмом от 15 апреля 2002 года N 24-00/КП-52 договоры перестрахования, заключенные с организациями - нерезидентами Российской Федерации не имеющими лицензии на осуществление страховой и перестраховочной деятельности, не должны учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности страховой организации, как перестраховочные операции, а договоры перестрахования, заключенные с зарубежными организациями, не являющимися страховщиками, не относятся к договорам перестрахования.
Между тем в ряде стран страховая и перестраховочная деятельность не относятся к разряду лицензируемых видов деятельности, а условием осуществления страховой деятельности является наличие юридического заключения (legal opinion), а также иных документов, подтверждающих их специальную правоспособность по осуществлению страховой и перестраховочной деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, прошу разъяснить:
1. Возможен ли учет и отражение в бухгалтерской отчетности операций по договорам перестрахования со страховыми организациями - нерезидентами Российской Федерации, как перестраховочных согласно положениям главы 25 НК РФ с учетом того, что в соответствии с требованиями местного законодательства иностранного контрагента выдача лицензий на страховую и перестраховочную деятельность на предусмотрена.
2. Возможен ли учет и отражение в бухгалтерской отчетности операций по договорам перестрахования со страховыми организациями - нерезидентами Российской Федерации, как перестраховочных согласно положениям главы 25 НК РФ с учетом того, что в соответствии с требованиями местного законодательства иностранного контрагента для осуществления страховой и перестраховочной деятельности необходимо наличие юридического заключения (legal opinion).
Заранее благодарны и признательны за сотрудничество.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 16 августа 2002 г. N 04-02-06/1/115
В связи с вашим запросом от 18 июня 2002 г. Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. В настоящее время это Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, который помимо прочего определяет и правила ведения бухгалтерского учета страховщиками.
Учитывая изложенное, решение вопроса о том являются ли операции страховыми или перестраховочными, а также отражение этих операций в бухгалтерском учете, относится к компетенции Департамента страхового надзора.
Что касается применения положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации касающихся вопросов налогообложения страховых организаций, то сообщаем следующее.
Страховые организации имеют некоторые особенности в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, им разрешается исключить из налоговой базы страховые резервы. Однако, если отдельные страховщики заключают договоры перестрахования с организациями - нерезидентами Российской Федерации, которые страховщиками не являются, о чем свидетельствуют сообщения зарубежных органов страхового надзора, а также # случае, когда договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, у которых лицензия отозвана, то и для целей налогообложения такие операции не могут, по нашему мнению, рассматриваться в качестве перестраховочных операций.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.