Постановление Правительства Самарской области от 20 декабря 2022 г. N 1191
"О государственной информационной системе Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система"
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций" в целях повышения эффективности управления системой здравоохранения в Самарской области с использованием информационных технологий Правительство Самарской области постановляет:
1. Создать государственную информационную систему Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система" (далее - ГИС СО ЕМИАС).
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система".
3. Установить, что министерство здравоохранения Самарской области является заказчиком создания, развития и эксплуатации ГИС СО ЕМИАС.
4. Определить министерство здравоохранения Самарской области органом, уполномоченным на принятие решения о вводе ГИС СО ЕМИАС в эксплуатацию.
5. Определить, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр" является оператором ГИС СО ЕМИАС.
6. Установить, что финансирование работ, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией ГИС СО ЕМИАС, осуществляется за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674, и государственной программы Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 681, финансирование услуг по консультационной поддержке, обучению работников правилам эксплуатации, а также сопровождению технического и программного обеспечения ГИС СО ЕМИАС может осуществляться за счет средств медицинских и фармацевтических организаций, использующих ГИС СО ЕМИАС в качестве медицинской информационной системы и (или) информационной системы фармацевтической организации.
7. Определить, что министерство здравоохранения Самарской области осуществляет организационное и методологическое руководство деятельностью по использованию ГИС СО ЕМИАС.
8. Министерству здравоохранения Самарской области обеспечить ввод ГИС СО ЕМИАС в эксплуатацию.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения Самарской области.
10. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Самарской области
от 20.12.2022 N 1191
Положение
о государственной информационной системе Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о государственной информационной системе Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система" (далее - ГИС СО ЕМИАС) определяет:
задачи ГИС СО ЕМИАС;
структуру и порядок ведения ГИС СО ЕМИАС;
порядок представления информации в ГИС СО ЕМИАС;
участников информационного взаимодействия;
порядок доступа к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС;
требования к программно-техническим средствам ГИС СО ЕМИАС;
порядок защиты информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия, определения и сокращения:
оператор ГИС СО ЕМИАС - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр";
администраторы ГИС СО ЕМИАС - сотрудники оператора ГИС СО ЕМИАС, обеспечивающие функционирование ГИС СО ЕМИАС;
ЕГИСЗ - Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения Российской Федерации;
информационное взаимодействие - совместное использование данных, а также обмен данными между подсистемами ГИС СО ЕМИАС и иными информационными системами, включая ЕГИСЗ, осуществляемый на основании единых протоколов и форматов обмена данными;
пользователи ГИС СО ЕМИАС - работники медицинских организаций, государственные гражданские служащие министерства здравоохранения Самарской области, пациенты медицинских организаций, участвующие в функционировании ГИС СО ЕМИАС или использующие результаты ее функционирования;
поставщики информации ГИС СО ЕМИАС - участники информационного взаимодействия, размещающие информацию в ГИС СО ЕМИАС и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия;
пользователи информации ГИС СО ЕМИАС - участники информационного взаимодействия, нуждающиеся в хранимой и обрабатываемой в ГИС СО ЕМИАС информации;
электронный сервис - элемент функционального компонента информационной системы для выполнения отдельной функции или группы взаимосвязанных функций;
иные понятия и термины в значениях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Задачи ГИС СО ЕМИАС
ГИС СО ЕМИАС предназначена для самостоятельного или совместного с иными информационными системами выполнения следующих задач:
поддержка принятия управленческих решений по вопросам развития здравоохранения в Самарской области;
управление потоками пациентов (электронная регистратура);
управление скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию);
ведение интегрированной электронной медицинской карты;
учет сведений о показателях системы здравоохранения, в том числе медико-демографических показателях здоровья населения;
ведение специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
сбор, хранение и обработка информации об обеспеченности отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, специализированными продуктами Лечебного питания, медицинскими изделиями;
оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров;
организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;
ведение централизованной подсистемы управления лабораторными исследованиями;
ведение централизованной подсистемы хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений);
обеспечение автоматизации процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям и категориям граждан;
учет обращения медицинской документации, организация электронного документооборота в сфере охраны здоровья;
ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения в Самарской области;
обеспечение обратной связи с пациентами по случаям оказания медицинской помощи, ее доступности, полноты и своевременности;
размещение общедоступной информации и предоставление пользователям ГИС СО ЕМИАС сведений, связанных с оказанием медицинской помощи, в соответствии с требованиями правовых актов в сфере здравоохранения;
создание условий цифровой трансформации процессов оказания медицинской помощи.
3. Структура и порядок ведения ГИС СО ЕМИАС
3.1. В структуру ГИС СО ЕМИАС входят следующие подсистемы:
3.1.1. Подсистема "Региональная интегрированная электронная медицинская карта".
Подсистема "Региональная интегрированная электронная медицинская карта" предназначена для сбора, систематизации и обработки структурированных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем), посредством информационного обмена с ЕГИСЗ и иными информационными системами и обеспечивает:
сбор, хранение, систематизацию и обработку сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
обмен структурированной медицинской документацией в форме электронных документов с подсистемами ЕГИСЗ и иными информационными системами;
ведение региональных сегментов федеральных специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
ведение и учет данных по осуществлению иммунопрофилактики инфекционных болезней, в том числе данных медицинских осмотров и данных о возникновении поствакцинальных осложнений, в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, статистической и аналитической отчетности для контроля и анализа охвата иммунизацией населения;
учет использования бланков медицинской документации: листка нетрудоспособности, рецептурного бланка на лекарственный препарат, специального рецептурного бланка на наркотическое средство или психотропное вещество, рецептурного бланка на медицинские изделия, медицинского свидетельства о рождении, медицинского свидетельства о смерти, направления на медико-социальную экспертизу;
формирование счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь и интеграцию с информационными системами территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, автоматическую передачу данных о медицинской помощи, оказанной в рамках обязательного медицинского страхования, в информационные системы территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, а также обеспечение возможности проведения контроля качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими организациями на основе данных электронной медицинской карты пациента;
предоставление информации для автоматизированного формирования форм статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения;
сбор, хранение и обработку информации об обеспеченности отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (включая сведения о назначении, отпуске и наличии лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий в аптечной организации);
персонифицированный учет лекарственных средств и медицинских изделий, применяемых при оказании медицинской помощи в стационарных условиях;
назначение диагностических исследований и формирование направления на диагностические исследования с рабочего места врача, реализованное для всех подразделений медицинской организации, получение результатов диагностических исследований, медицинских заключений и (или) ссылок на изображения в электронной форме из подсистемы "Центральный архив медицинских изображений";
учет временной нетрудоспособности (включая выдачу листка нетрудоспособности на бумажном носителе или в форме электронного документа, логический контроль заполнения данных);
реализацию индивидуальных программ абилитации и реабилитации;
выдачу медицинских заключений, справок, рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в форме электронных документов;
выдачу отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов (их копий) и выписок из них в форме электронных документов.
3.1.2. Подсистема "Управление потоками пациентов (электронная регистратура)".
Подсистема "Управление потоками пациентов (электронная регистратура)" предназначена для мониторинга и управления потоками пациентов посредством информационного обмена с ЕГИСЗ и иными информационными системами и обеспечивает:
формирование расписания для записи на прием к врачу, расписания вызовов врача на дом и запись для прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ведение листов ожидания, анализ обслуживаемых записей с учетом синхронизации с подсистемой ЕГИСЗ "Федеральная электронная регистратура";
планирование потоков пациентов при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, учет и планирование занятости коечного фонда;
информирование населения о предоставляемых медицинскими организациями медицинских услугах;
мониторинг доступности записи на прием к врачу в сроки, установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
администрирование потоков пациентов при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (формирование расписания приема специалистов, учет и планирование занятости коечного фонда);
учет прикрепленного к медицинской организации и медицинскому работнику населения, направление информации о прикреплении пациентов для размещения в информационных системах территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
мониторинг доступности медицинской помощи.
3.1.3. Подсистема "Управление скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию)".
Подсистема "Управление скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию)" предназначена для повышения доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и обеспечения своевременной медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной эвакуации, в Самарской области и обеспечивает:
функционирование единой центральной диспетчерской службы Самарской области для осуществления централизации и автоматизации приема вызовов (обращений) скорой медицинской помощи и своевременной медицинской эвакуации пациентов;
создание единого информационного пространства для согласованного функционирования всех медицинских организаций (и их структурных подразделений), оказывающих скорую медицинскую помощь, а также территориального центра медицины катастроф Самарской области;
автоматизацию приема вызовов (обращений) и передачи их для выполнения выездным бригадам скорой медицинской помощи с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также учет результатов оказания медицинской помощи;
оперативное (диспетчерское) управление вызовами скорой медицинской помощи на основе их картографического распределения, а также работой выездных бригад скорой медицинской помощи на основе информационно-коммуникационной поддержки (передача аудио-, видеоинформации по сетям беспроводной связи);
контроль выполнения вызовов скорой медицинской помощи от момента поступления вызова в единую центральную диспетчерскую службу Самарской области до момента завершения выполнения вызова, включая объективный контроль времени доезда выездной бригады скорой медицинской помощи до места вызова и времени выполнения вызова;
организацию и контроль выполнения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной эвакуации, пациентов в медицинские организации, включая контроль направления медицинской эвакуации в соответствии с утвержденными схемами маршрутизации по профилям заболеваний и состояний согласно требованиям порядков оказания медицинской помощи;
прием и обработку данных систем спутникового позиционирования (ГЛОНАСС/GPS), информационное взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, включая информационное взаимодействие при реагировании на вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
интеграцию с центрами профильного мониторинга системы здравоохранения;
оперативное управление транспортными средствами в режиме реального времени при устранении происшествий и чрезвычайных ситуаций;
преемственность оказания медицинской помощи за счет информационного обмена с другими подсистемами ГИС СО ЕМИАС, в том числе с подсистемой "Региональная интегрированная электронная медицинская карта";
формирование статистических, в том числе оперативных, данных о работе службы скорой медицинской помощи.
3.1.4. Подсистема "Телемедицинские консультации".
Подсистема "Телемедицинские консультации" предназначена для организации дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой и медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями с применением телемедицинских технологий и обеспечивает:
планирование и проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий во всех предусмотренных видах, формах и режимах;
формирование и мониторинг расписания для записи пациентов на консультации с применением телемедицинских технологий с учетом синхронизации с подсистемой ЕГИСЗ "Федеральная электронная регистратура";
дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов;
формирование отчетности по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
3.1.5. Подсистема "Управление льготным лекарственным обеспечением".
Подсистема "Управление льготным лекарственным обеспечением" предназначена для обеспечения сбора, хранения и обработки информации об обеспеченности отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (включая сведения о назначении, отпуске и наличии лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий в аптечной организации) и обеспечивает:
учет обращения рецептов на лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, в том числе сформированных в форме электронных документов;
организацию учета аптечными организациями информации о лекарственных препаратах, специализированных продуктах лечебного питания, медицинских изделиях и их обслуживании;
ведение баз данных лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий;
формирование отчетных форм для анализа информации о потребности в лекарственных препаратах, специализированных продуктах лечебного питания и медицинских изделиях;
организацию обмена информацией с подсистемой ЕГИСЗ "Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации";
учет отпуска лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий;
формирование учетных, отчетных и иных документов, характеризующих деятельность фармацевтической организации по оптовой и (или) розничной торговле лекарственными препаратами, изготовлению, хранению, отпуску лекарственных препаратов.
3.1.6. Подсистема "Лабораторные исследования".
Подсистема "Лабораторные исследования" предназначена для организации контроля работы лабораторной службы региона путем автоматизации процессов сбора, централизованного хранения, обработки данных лабораторных исследований в Самарской области и обеспечивает:
сбор, централизованное хранение и оперативный доступ к имеющимся данным лабораторных исследований с автоматизированных рабочих мест медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности;
анализ обоснованности назначений лабораторных исследований (в том числе повторных);
назначение лабораторных исследований и формирование направления на лабораторные исследования, получение результатов лабораторных исследований из системы хранения результатов лабораторных исследований.
3.1.7. Подсистема "Центральный архив медицинских изображений".
Подсистема "Центральный архив медицинских изображений" предназначена для информационного сопровождения процессов оперативного управления инструментальными диагностическими исследованиями в Самарской области во взаимодействии с другими подсистемами ГИС СО ЕМИАС с целью обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, а также предоставления электронных услуг и сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), связанных с инструментальными диагностическими исследованиями, и обеспечивает:
формирование назначений, направлений для выполнения инструментальных диагностических исследований и получения их результатов, а также другие функции радиологической информационной системы;
централизованное хранение в электронном виде результатов диагностических исследований (медицинских изображений, формируемых в медицинских организациях Самарской области, выполняющих диагностические исследования), а также централизованно-распределённое хранение медицинских изображений с централизованным хранением данных о проведенных исследованиях и обеспечением оперативного доступа к медицинским изображениям;
оперативный доступ к имеющимся результатам диагностических исследований (медицинских изображений) с автоматизированных рабочих мест медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
анализ обоснованности назначений диагностических исследований (в том числе повторных) и контроль качества диагностических исследований;
аналитическую обработку информации и формирование отчетности, включая ведение паспорта службы инструментальной диагностики.
3.1.8. Подсистема "Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)".
Подсистема "Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)" предназначена для обеспечения информационного взаимодействия при организации и выполнении медицинских мероприятий, направленных на профилактику и выявление хронических неинфекционных заболеваний вне обострения в рамках профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения, и обеспечивает:
проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, иных профилактических мероприятий;
формирование списков граждан, которым необходимо пройти диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, автоматизированное выявление случаев, требующих реагирования и контроля предпринятых мер, мониторинг необходимости направления пациента на второй этап диспансеризации;
анализ охвата населения Самарской области диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами с разграничением по полу и возрасту;
информационную поддержку врачей при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров;
организацию мониторинга рисков развития социально значимых заболеваний;
оценку эффективности профилактики заболеваний;
привлечение населения к здоровому образу жизни и охране собственного здоровья путем информирования о необходимости прохождения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров в зависимости от принадлежности к группам риска;
информационное взаимодействие с вертикально интегрированной медицинской информационной системой по профилю "Профилактическая медицина" ЕГИСЗ.
3.1.9. Подсистема "Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (Мониторинг беременных)".
Подсистема "Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (Мониторинг беременных)" предназначена для информационного обеспечения и автоматизации процессов оперативного и стратегического управления оказанием медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология" в Самарской области, предоставления необходимых сервисов медицинским организациям и органам государственной власти Самарской области, осуществления взаимодействия с ЕГИСЗ и другими информационными системами с целью предоставления электронных услуг и сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и обеспечивает:
информационную поддержку и автоматизацию мероприятий по сбору и мониторингу информации о женщинах до и во время беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития плода, неонатального скрининга новорожденных детей на наличие наследственных и врожденных заболеваний, организации аудиологического скрининга новорожденных детей и детей первого года жизни, по регистрации беременных в единой региональной базе данных;
сбор и мониторинг первичной информации о беременных и расчет групп показателей, необходимых для поддержки принятия врачебных решений;
разработку и контроль реализации персонифицированной программы ведения беременности;
информационное взаимодействие медицинских организаций службы родовспоможения Самарской области разного уровня в едином информационном пространстве;
автоматизацию деятельности перинатальных центров;
формирование сигнальной информации при критических случаях и состояниях пациента;
информационное взаимодействие с вертикально интегрированной медицинской информационной системой по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" ЕГИСЗ.
3.1.10. Подсистема "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями".
Подсистема "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" предназначена для информационного обеспечения процессов оперативного и стратегического управления оказанием медицинской помощи по профилю "онкология" в Самарской области, предоставления необходимых сервисов медицинским организациям и органам государственной власти Самарской области, обеспечения взаимодействия с ЕГИСЗ и другими информационными системами с целью предоставления электронных услуг и сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и обеспечивает:
поддержку процессов выявления подозрений, диагностики и лечения больных онкологическими заболеваниями;
поддержку процессов медицинской реабилитации и наблюдения больных онкологическими заболеваниями;
поддержку процесса применения клинических рекомендаций, порядков маршрутизации в Самарской области;
поддержку процессов телемедицинских консультаций и дистанционного взаимодействия с пациентом;
поддержку процессов управления медицинской организацией и контроля результатов оказания медицинской помощи;
информационное взаимодействие с вертикально интегрированной медицинской информационной системой по профилю "Онкология" ЕГИСЗ.
3.1.11. Подсистема "Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями".
Подсистема "Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями" предназначена для информационного обеспечения процессов оперативного и стратегического управления оказанием медицинской помощи по профилю "сердечно-сосудистые заболевания" в Самарской области, предоставления необходимых сервисов медицинским организациям и органам государственной власти Самарской области, обеспечения взаимодействия с ЕГИСЗ и другими информационными системами с целью предоставления электронных услуг и сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и обеспечивает:
сбор, хранение, обработку и предоставление структурированной информации о пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями (далее - ССЗ) с целью обеспечения динамического контроля за состоянием здоровья пациентов;
информационную поддержку создания оптимальной схемы маршрутизации пациентов с ССЗ с дальнейшим мониторингом их диагностики и лечения для принятия управленческих решений;
информационную поддержку мониторинга и контроля исполнения сроков оказания медицинской помощи в соответствии с действующими клиническими рекомендациями и нормативными правовыми документами;
автоматизацию мониторинга и контроля качества оказанной медицинской помощи пациентам с ССЗ по профилям "кардиология", "детская кардиология", "неврология" (в части ведения пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения), "сердечно-сосудистая хирургия", "нейрохирургия", "рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения", "медицинская реабилитация";
информационную поддержку сбора данных и организации анализа эпидемиологических показателей по профилям "кардиология", "детская кардиология", "неврология" (в части ведения пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения), "сердечно-сосудистая хирургия", "нейрохирургия", "рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения", "медицинская реабилитация" в Самарской области;
информационную поддержку анализа эффективности организации медицинской помощи пациентам с ССЗ в Самарской области;
информационную поддержку процессов анализа ресурсного обеспечения оказания медицинской помощи пациентам с ССЗ в Самарской области с целью прогнозирования потребностей в ресурсах;
информационную поддержку принятия врачебных и управленческих решений в части организации медицинской помощи пациентам с ССЗ;
информационную поддержку процессов профильного обучения медицинских специалистов;
информационное взаимодействие с вертикально интегрированной медицинской информационной системой по профилю "Сердечно-сосудистые заболевания" ЕГИСЗ.
3.1.12. Подсистема "Контакт с пациентом".
Подсистема "Контакт с пациентом" предназначена для осуществления информационного взаимодействия медицинских организаций с пациентами и их законными представителями на всех этапах подготовки и непосредственного оказания медицинской помощи и обеспечивает:
ведение личных кабинетов пациентов с размещением персонализированной информации и предоставлением индивидуальных услуг с учетом места жительства или временного пребывания на территории Самарской области, прикрепления к медицинской организации, половозрастных признаков, социального статуса и иных особенностей;
предоставление пациентам и их законным представителям предусмотренной требованиями действующего законодательства дополнительной информации о медицинских организациях, медицинских работниках и порядке оказания медицинской помощи;
получение, регистрацию, обработку сообщений и обращений пациентов и их законных представителей по случаям оказания медицинской помощи, а также автоматизированную подготовку и направление результатов их рассмотрений, в том числе сформированных на основании электронных медицинских документов и структурированных медицинских сведений, размещенных в ГИС СО ЕМИАС или интегрированных с ней иных информационных системах.
3.1.13. Подсистема "Мониторинг здравоохранения".
Подсистема "Мониторинг здравоохранения" предназначена для поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения Самарской области и учета сведений о показателях системы здравоохранения, в том числе медико-демографических показателях здоровья населения, и обеспечивает:
анализ и обработку данных мониторинга показателей здоровья населения, включая оценку заболеваемости, инвалидности и смертности различных половозрастных групп населения по нозологиям, в целях принятия управленческих решений в сфере здравоохранения Самарской области;
сравнительный анализ деятельности медицинских организаций Самарской области, а также анализ обеспеченности основными видами медицинской помощи и потребности в них, включая контроль выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
оценку показателей, характеризующих систему оказания медицинской помощи, и их динамики;
работу системы поддержки деятельности руководителя медицинской организации, включая получение, формирование и представление форм статистического учета и отчетности, аналитической справочной информации в сфере здравоохранения;
учет оснащенности медицинских организаций и их структурных подразделений, в том числе учет состояния коечного фонда, обеспеченности кадровыми ресурсами, оснащенности медицинскими изделиями, и информационное взаимодействие с федеральным регистром медицинских работников и федеральным реестром медицинских организаций ЕГИСЗ;
учет численности и движения населения, анализ рождаемости и смертности населения;
автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения по формам статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения, анализ эффективности использования ресурсов системы здравоохранения.
3.2. Для обеспечения выполнения отдельных функций подсистем ГИС СО ЕМИАС в их структуре выделяются соответствующие профильные компоненты.
3.3. Взаимодействие подсистем и компонентов ГИС СО ЕМИАС осуществляется посредством использования единой базы данных, единой точки доступа к функционалу региональных информационных систем, единой системы аутентификации (в том числе с использованием клиентских сертификатов и электронных подписей).
3.4. ГИС СО ЕМИАС, все ее подсистемы и компоненты реализованы с использованием облачных технологий. Взаимодействие компонентов ГИС СО ЕМИАС осуществляется на базе единых стандартов, форматов данных и технологий, используемых в информационных системах медицинского назначения.
3.5. Информационный обмен между подсистемами и компонентами ГИС СО ЕМИАС и участниками информационного взаимодействия осуществляется в единой телекоммуникационной среде, основанной на ведомственной защищённой сети передачи данных в сфере здравоохранения Самарской области (далее - ВЗСПД), в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 21.07.2022 N 437-р "Об организации работы корпоративной защищенной телемедицинской сети Самарской области" с соблюдением требований защиты информации.
3.6. В ГИС СО ЕМИАС обеспечивается единство используемой нормативно-справочной информации.
3.7. Функционирование подсистем и компонентов ГИС СО ЕМИАС осуществляется в соответствии с требованиями, установленными заказчиком создания, развития и эксплуатации ГИС СО ЕМИАС.
3.8. ГИС СО ЕМИАС обеспечивает организацию взаимодействия с ЕГИСЗ медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения в соответствии с требованиями и регламентом, утверждаемыми заказчиком создания, развития и эксплуатации ГИС СО ЕМИАС.
4. Порядок представления информации в ГИС СО ЕМИАС
4.1. Функционирование подсистем ГИС СО ЕМИАС обеспечивает возможность непосредственного внесения требуемой информации, а также предоставления информации из подключенных (интегрированных) иных информационных систем.
4.2. Регламенты информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций государственной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения утверждаются заказчиком создания, развития и эксплуатации ГИС СО ЕМИАС.
4.3. Подключение (интеграция) иных информационных систем к ГИС СО ЕМИАС осуществляется в соответствии с Правилами взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 447.
4.4. ГИС СО ЕМИАС может использоваться медицинскими организациями в качестве медицинской информационной системы в соответствии с разделом IV "Требования к медицинским информационным системам медицинских организаций" Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н.
4.5. Достоверность сведений, представляемых в ГИС СО ЕМИАС, подтверждается посредством использования:
усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" - для поставщиков информации ГИС СО ЕМИАС, кроме граждан;
усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи с применением федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), а также усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - для граждан.
4.6. При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации пациента или медицинского работника, а также при обновлении информации о них могут использоваться сведения ГИС СО ЕМИАС из иных информационных систем, полученные в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
5. Участники информационного взаимодействия
5.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ГИС СО ЕМИАС являются:
оператор ГИС СО ЕМИАС;
поставщики информации ГИС СО ЕМИАС;
пользователи информации ГИС СО ЕМИАС.
5.2. Оператор ГИС СО ЕМИАС обеспечивает:
функционирование ГИС СО ЕМИАС, включая работоспособность
программных и технических средств ГИС СО ЕМИАС;
эксплуатацию и развитие ГИС СО ЕМИАС, в том числе в части сопровождения технического и программного обеспечения ГИС СО ЕМИАС;
предоставление технической информации, а также заключение соглашений о предоставлении необходимых прав медицинским организациям, использующим ГИС СО ЕМИАС в качестве медицинской информационной системы, в целях обеспечения консультационной поддержкой медицинские организации, обучения работников правилам эксплуатации ГИС СО ЕМИАС, а также сопровождения технического и программного обеспечения ГИС СО ЕМИАС;
прием, хранение и предоставление данных ГИС СО ЕМИАС, а также проверку представляемых в ГИС СО ЕМИАС сведений;
целостность и доступность данных ГИС СО ЕМИАС для участников информационного взаимодействия;
защиту информации, создаваемой и обрабатываемой в рамках функционирования ГИС СО ЕМИАС, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
управление доступом к ГИС СО ЕМИАС участников информационного взаимодействия;
предоставление доступа участникам информационного взаимодействия и (или) подключение информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к ГИС СО ЕМИАС с использованием единой системы идентификации и аутентификации в случаях соблюдения участниками информационного взаимодействия установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации;
обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников, связанных с обработкой персональных данных в информационных системах, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", взаимодействующих с ГИС СО ЕМИАС;
технологическое и иное взаимодействие ГИС СО ЕМИАС с информационными системами;
создание и функционирование сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для оперативного взаимодействия и информирования участников информационного взаимодействия, размещения методических материалов и иных документов по вопросам функционирования ГИС СО ЕМИАС;
методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения ГИС СО ЕМИАС;
формирование и ведение справочников для внесения сведений в ГИС СО ЕМИАС в структурируемом виде.
5.3. Поставщиками информации ГИС СО ЕМИАС являются:
министерство здравоохранения Самарской области;
медицинские организации государственной и частной систем здравоохранения;
фармацевтические организации;
организации, являющиеся операторами информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
организации, являющиеся операторами информационных систем, с которыми оператором ГИС СО ЕМИАС заключено соглашение об информационном взаимодействии в целях решения задач ГИС СО ЕМИАС;
граждане (в части медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем) в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и государственной информационной системы Самарской области "Портал государственных и муниципальных услуг" (далее - Портал государственных и муниципальных услуг Самарской области).
5.4. Поставщики информации ГИС СО ЕМИАС обеспечивают:
представление сведений в ГИС СО ЕМИАС для обеспечения информационного взаимодействия с ЕГИСЗ в порядке и сроки, обеспечивающие выполнение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения";
актуальность и достоверность сведений, представляемых в ГИС СО ЕМИАС;
работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с ГИС СО ЕМИАС;
представление оператору ГИС СО ЕМИАС предложений по развитию ГИС СО ЕМИАС;
выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах.
5.5. Пользователями информации ГИС СО ЕМИАС являются:
министерство здравоохранения Самарской области;
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области и страховые медицинские организации;
медицинские организации государственной и частной систем здравоохранения;
фармацевтические организации;
организации, являющиеся операторами информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
организации, являющиеся операторами информационных систем, с которыми оператором ГИС СО ЕМИАС заключено соглашение об информационном взаимодействии в целях решения задач ГИС СО ЕМИАС;
граждане.
5.6. Пользователи информации ГИС СО ЕМИАС получают информацию из ГИС СО ЕМИАС в соответствии с настоящим Положением посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и Портала государственных и муниципальных услуг Самарской области.
Пользователи информации ГИС СО ЕМИАС обязаны выполнять установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации требования по защите информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС.
5.7. Представление в ГИС СО ЕМИАС сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица или при наличии иных оснований обработки персональных данных, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
6. Порядок доступа к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС
6.1. Доступ к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, получают зарегистрированные пользователи.
6.2. Регистрация пользователей ГИС СО ЕМИАС и информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", прошедших идентификацию и аутентификацию с использованием единой системы идентификации и аутентификации, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными оператором ГИС СО ЕМИАС.
6.3. Доступ к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сотрудниками участников информационного взаимодействия в соответствии с занимаемой должностью и установленными правами доступа. Права доступа сотрудникам участника информационного взаимодействия назначаются его техническими специалистами в соответствии с принятыми им локальными актами.
6.4. Участники информационного взаимодействия, осуществляющие оказание специализированной медицинской помощи, в рамках функционирования ГИС СО ЕМИАС имеют доступ к информации ограниченного доступа по социально значимым заболеваниям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Участники информационного взаимодействия, имеющие доступ к данной информации, обеспечивают дополнительные меры технического и организационного характера для ограничения доступа к соответствующим сведениям.
6.5. Оператор ГИС СО ЕМИАС в целях реализации своих полномочий может вводить дополнительные режимы обеспечения безопасности информации, содержащейся в системе, путем предъявления дополнительных требований к участникам информационного взаимодействия.
6.6. Решения о предоставлении или ограничении доступа участников информационного взаимодействия к информации могут быть приняты оператором ГИС СО ЕМИАС в одностороннем порядке и в сроки, необходимые для обеспечения поддержки установленного уровня и режима информационной безопасности.
7. Требования к программно-техническим средствам ГИС СО ЕМИАС
7.1. Программно-технические средства ГИС СО ЕМИАС должны отвечать следующим требованиям:
располагаться на территории Российской Федерации;
обеспечивать размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
иметь сертификаты соответствия применяемых средств защиты информации требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
обеспечивать автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в ГИС СО ЕМИАС, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках ГИС СО ЕМИАС, осуществивших указанные действия;
обеспечивать доступ пользователей к ГИС СО ЕМИАС, а также бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в ГИС СО ЕМИАС информации от несанкционированного доступа;
обеспечивать возможность информационного взаимодействия ГИС СО ЕМИАС с информационными системами посредством использования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
обеспечивать осуществление идентификации и аутентификации пользователей ГИС СО ЕМИАС, а также информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
обеспечивать возможность получения информации из ГИС СО ЕМИАС в виде файлов и электронных сообщений;
обеспечивать сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
7.2. Функционирование ГИС СО ЕМИАС обеспечивается в ежедневном круглосуточном режиме. Перерывы в функционировании ГИС СО ЕМИАС регламентированы установленными оператором ГИС СО ЕМИАС режимами технических работ.
7.3. Инфраструктурой ГИС СО ЕМИАС обеспечивается работа двух сред функционирования - системной (серверной) и пользовательской (клиентской) среды.
7.4. К инфраструктуре ГИС СО ЕМИАС предъявляются технические требования, позволяющие обеспечить:
бесперебойное функционирование системной (серверной) и пользовательской (клиентской) сред ГИС СО ЕМИАС (в пределах установленной нормы простоя и технического обслуживания);
прогрессивное масштабирование компонентов ГИС СО ЕМИАС (включая функциональную модернизацию государственной информационной системы в течение жизненного цикла);
выполнение требований к совместимости программного и аппаратного обеспечения ГИС СО ЕМИАС;
выполнение требований к совместимости дополнительного (в том числе медицинского) оборудования, интегрируемого в ГИС СО ЕМИАС.
7.5. Оператор ГИС СО ЕМИАС обеспечивает обслуживание и функционирование инфраструктуры, необходимой для функционирования системной (серверной) среды и ВЗСПД.
7.6. В состав пользовательской (клиентской) среды ГИС СО ЕМИАС участника информационного взаимодействия входят автоматизированные рабочие места, периферийное и интегрированное медицинское оборудование, сетевая инфраструктура и средства защиты информации.
7.7. Участники информационного взаимодействия самостоятельно обеспечивают создание и поддержание инфраструктуры для использования пользовательской (клиентской) среды ГИС СО ЕМИАС в соответствии с требованиями, предъявляемыми оператором ГИС СО ЕМИАС, а также обеспечивают функционирование созданных на своей базе сегментов ВЗСПД, клиентских терминалов и дополнительного оборудования (включая медицинское), необходимого для функционирования ГИС СО ЕМИАС на своей стороне.
8. Порядок защиты информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС
8.1. Информация, содержащаяся в ГИС СО ЕМИАС, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
8.2. Защита информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, обеспечивается оператором ГИС СО ЕМИАС посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией ГИС СО ЕМИАС.
8.3. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития ГИС СО ЕМИАС осуществляются:
формирование требований к защите информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС;
функционирование и модернизация (развитие) подсистемы защиты информации;
применение сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю средств защиты информации;
аттестация ГИС СО ЕМИАС в соответствии с требованиями защиты информации;
защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
реализация иных мер защиты информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.4. В целях защиты информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, оператор ГИС СО ЕМИАС в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации обеспечивает:
предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;
незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС;
недопущение несанкционированного воздействия на ГИС ЕМИАС, нарушающего функционирование входящих в её состав технических и программных средств обработки информации;
возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС, вследствие несанкционированного доступа к такой информации и её восстановления;
осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в ГИС СО ЕМИАС;
обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты с целью взаимодействия с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам в рамках государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 20 декабря 2022 г. N 1191 "О государственной информационной системе Самарской области "Единая медицинская информационно-аналитическая система"
Вступает в силу с 21 декабря 2022 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 21 декабря 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 23 декабря 2022 г. N 6300202212230027
газета "Волжская коммуна" от 23 декабря 2022 г. N 205
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2023 г. N 1181
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2023 г.