Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена постановлением
администрации ГО с ВД
"город Махачкала"
от 21 декабря 2022 г. N 692
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Махачкале на 2023 - 2025 гг."
Паспорт программы
Наименование Программы |
- |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Махачкале на 2023 - 2025 гг." |
Ответственный исполнитель программы |
- |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
Соисполнители программы |
- |
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы" |
Участники программы |
|
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы" |
Цель Программы |
- |
Развитие малого и среднего предпринимательства |
Задачи Программы |
- |
оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; развитие муниципально-частного партнерства. |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
Реализация Программы будет осуществляться в 2023 - 2025 годах. Этапы реализации Программы не предусматриваются. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
|
увеличение количества экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства; рост оборота субъектов малого и среднего предпринимательства к предшествующему году; рост объема налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан; рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; реализация инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку. |
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы |
|
Общий объем финансирования Программы составляет 1 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 500,0 тыс. рублей; 2024 год - 500,0 тыс. рублей; 2025 год - 500,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств местного бюджета - 1 500,0 тыс. рублей, из них: в том числе по годам: 2023 год - 500,0 тыс. рублей; 2024 год -500,0 тыс. рублей; 2025 год -500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
увеличение количества экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях; увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику города. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города.
В связи с усилением экономического кризиса, вызванного санкционным давлением ряда недружественных стран в отношении Российской Федерации, правительства по всей России предпринимают беспрецедентные меры поддержки экономики, деловой активности и сохранения занятости.
В городе Махачкале, по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС РФ, на 1 января 2022 года 9 361 субъектов МСП, а на 1 января 2021 года в городе Махачкале зарегистрировано 6 815 субъектов МСП (137,4%).
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий и организаций на 1 января 2022 года составила 17 966 человек, а на 1 января 2021 года 16 117 человек (111,5%).
Оборот субъектов МСП города на 1 января 2022 года составил 78 037, 954 млн. рублей, а на 1 января 2021 года 60 646, 934 млн. рублей (128,7%);
Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан от деятельности субъектов МСП на 1 января 2022 года составил 3 723 053,0 тыс. рублей, а на 1 января 2021 года 2 735 940,0 тыс. рублей (136,1%);
Качественный рост показателей деятельности субъектов МСП обусловлен: мероприятиями, проводимыми администрацией города Махачкалы по легализации предпринимательской деятельности; мерами поддержки, оказываемыми субъектам МСП на федеральном и региональном уровнях в условиях санкционного давления.
В целях снижения административных, финансовых издержек предпринимателей администрацией города проводится определенная работа:
реализуется механизм оценки регулирующего воздействия, в рамках которого представители предпринимательского сообщества могут принимать участие в публичных консультациях при разработке новых нормативных правовых актов (НПА) и при проведении экспертизы действующих НПА, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность;
сформирован перечень муниципального имущества г. Махачкалы для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;
Для содействия инвесторам, постановлением администрации города Махачкалы от 18 мая 2017 г. N 738 утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории города Махачкалы по принципу "одного окна".
Решением Собрания депутатов от 30 ноября 2010 г. N 2-5 утверждено Положение о поддержке инвестиционной деятельности, в соответствии с которым предпринимателям - инициаторам проектов, получивших статус "приоритетный инвестиционный проект города Махачкалы" предусмотрено предоставление муниципальной поддержки в следующих формах:
- налоговые льготы;
- гарантии по кредитам, привлекаемым инициаторами;
- инвестиций из государственных источников финансирования;
- льготы при аренде объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в собственности города Махачкалы;
- имущественная поддержка.
Для создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства необходимо решение вопросов, связанных с:
- отсутствием в достаточном объеме доступных финансовых ресурсов для создания и развития собственного дела;
- недостаточным уровнем развития механизмов привлечения частных инвестиций для строительства объектов инфраструктуры, включая использование механизмов муниципально-частного партнерства;
- недостаточным участием муниципалитета в выездных имиджевых мероприятиях и продвижении инвестиционных проектов;
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения);
- низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров.
II. Основные цели и задачи Программы
Программой определены мероприятия по развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности на 2023 - 2025 годы, реализация которых направлена на достижение целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина "О национальных целях и задачах Российской Федерации на период до 2030 года", а также Национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Целью Программы является создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в г. Махачкале.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающим предпринимателям;
развитие муниципально-частного партнерства.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства позволит создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в городе Махачкале.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программных мероприятий рассчитана на период с 2023 по 2025 годы включительно. Программа не предусматривает поэтапного выполнения мероприятий. При необходимости возможна корректировка мероприятий программы в зависимости от результатов анализа эффективности их реализации в предыдущем году и постановки новых задач в рамках Программы.
IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей программы
Значения целевых индикаторов и показателей Программы основываются на выборе оптимального способа достижения цели, при заданных ресурсных ограничениях (объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий программы).
Динамика целевых индикаторов определяется с учетом динамики развития отрасли за истекший период и планируемых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан и городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2023 - 2025 годы.
Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми индикаторами и показателями:
увеличение количества экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост оборота субъектов малого и среднего предпринимательства к предшествующему году;
рост объема налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан;
рост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
реализация инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку.
Перечень и значения целевых индикаторов и показателей по годам реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере на местном, высокая экономическая и социальная значимость проблемы.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, рассчитывается с учетом достижения целей и задач Программы.
Общий объем финансирования Программы составляет 1500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2023 год - 500,0 тыс. рублей;
2024 год - 500,0 тыс. рублей;
2025 год -500,0 тыс. рублей,
в том числе:
за счет средств местного бюджета - 1 500,0 тыс. рублей, из них:
в том числе по годам:
2023 год - 500,0 тыс. рублей;
2024 год - 500,0 тыс. рублей;
2025 год - 500,0 тыс. рублей.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий может уточняться, а объемы финансирования корректироваться с учетом разработанных технико-экономических обоснований и возможностей местного и республиканского бюджета Республики Дагестан.
VI. Описание мер государственного регулирования и управления рисками реализации Программы
При реализации Программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение целей Программы, относятся:
1. Законодательные риски. В планируемом периоде возможно внесение изменений в федеральное и республиканское законодательство, что существенно повлияет на достижение поставленных целей Программы.
В целях снижения уровня законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в муниципальные нормативно-правовые акты, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование;
2. Финансовые риски. Наиболее важной экономической составляющей Программы является ее финансирование за счет средств муниципального бюджета. Одним из наиболее важных рисков может стать уменьшение объема муниципального бюджета в связи с оптимизацией расходов.
К финансово-экономическим рискам также относится неэффективное и нерациональное использование ресурсов Программы;
3. Непредвиденные риски. Данные риски связаны с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к увеличению расходов муниципального бюджета и снижению расходов на Программу.
Управление рисками будет осуществляться на основе:
систематического мониторинга реализации Программы, осуществления оперативных мер по предупреждению рисков и снижению негативного воздействия;
подготовки и представления Главы города Махачкалы доклада о ходе реализации Программы, в который будут включаться предложения о ее корректировке.
VII. Перечень программных мероприятий, этапы реализации и источники финансирования
Программа включает мероприятия по следующим основным направлениям деятельности:
компенсация части затрат на создание объектов инженерной инфраструктуры (энергоснабжение) инициаторам реализации инвестиционных проектов на территории города Махачкалы;
консультационная поддержка предпринимателей.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе.
VIII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Мероприятия программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Махачкалы на 2023 - 2025 гг.", представленные в Программе, в целом ориентированы на количественное увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства и качественное совершенствование малого и среднего бизнеса, повышение инвестиционной активности.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Оценка социальной эффективности программы будет осуществляться на основе анализа реализации мероприятий программы.
В соответствии с Порядком разработки, реализации оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным постановлением Главы Администрации г. Махачкалы от 3 июня 2014 г. N 963 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ГО "город Махачкала", Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей готовит доклад о ходе реализации Программы.
Доклад должен содержать:
перечень мероприятий, выполненных в установленные сроки/не выполненных (с указанием причин);
анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
данные о целевом использовании объемах привлеченных бюджетных средств и внебюджетных источников.
IX. Ожидаемые результаты эффективности реализации программы
Эффективность программы будет осуществляться путем сопоставления фактически достигнутых индикативных значений показателей с планируемыми.
Реализация Программы позволит обеспечить:
- увеличение количества экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях;
- увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.