Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2022 г. N 33а-18067/2022
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Гильфанова Б.К., Шарифуллина В.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самигуллиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гильфанова Б.К. административное дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Закирова Виктора Руслановича на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Барыковой Елены Борисовны к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории удовлетворить частично.
Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" недействующим в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В остальной части административного иска отказать.
Решение суда по данном делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru)".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Барыковой Елены Борисовны - Хабибуллину Оксану Валерьевну, высказавшейся против доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Халикову Лейсан Габделкадыровну, полагавшего решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Барыкова Е.Б. обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительному комитету МО города Казани) с требованием о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории.
В обоснование административного иска указано, что Барыкова Е.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>, и находящегося на данном участке жилого дома.
Постановлением Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" в границах указанного земельного участка установлены территории общего пользования (красные линии парка районного значения зоны парков районного значения и скверы). С указанным постановлением Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года, в части установления красных линий в отношении её земельного участка, Барыкова Е.Б. не согласна, полагает, что красные линии установлены без учёта фактического землепользования, пересекают её участок с расположенным на нем объектом недвижимости, что является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки. Кроме того, Барыкова Е.Б. указывает, что земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 4 декабря 2004 года и сформирован до принятия обжалуемого постановления.
На основании изложенного, Барыкова Е.Б., с учётом уточнений заявленных административных исковых требований, просила суд признать постановление Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером.... территорий общего пользования.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель Исполнительного комитета МО города Казани Гафаров Р.Г., Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани".
26 сентября 2022 года Вахитовским районным судом города Казани Республики Татарстан административное исковое заявление Барыковой Е.Б. удовлетворено частично. Решение суда по делу принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительного комитета МО города Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" ставится вопрос об отмене решения суда от 26 сентября 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявители апелляционной жалобы считают, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивают на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. По мнению заявителей жалобы, суд неправильно применил положения градостроительного законодательства и оставил без внимания положения пункта 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселения Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30.
В жалобе также указывается, что в соответствии с постановлением мэра города Казани от 10 октября 2013 года N 511 проведены публичные слушания по проекту планировки территории жилого района "Поселок офицеров". Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 49 (229) от 12 декабря 2013 года. Само постановление об утверждении проекта планировки территории опубликовано 30 января 2014 года. Оспариваемое постановление принято Исполнительным комитетом МО города Казани в пределах полномочий, установленных статьями 45-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Нарушений порядка принятия, оспариваемого нормативного правового акта не установлено. Разработка проекта красных линий изменяемых и вновь образуемых границ территории общего пользования производится в составе проекта планировки территории. Утверждение плана красных линий вне проекта планировки или застройки, равно как и его утверждение в составе иных документов, возможна только на основе проекта планировки территории.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Представитель административного истца Барыковой Е.Б. - Хабибуллина О.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец Барыкова Е.Б. и заинтересованное лицо руководитель Исполнительного комитета МО города Казани Гафаров Р.Г. в суд не явились.
Административный ответчик Исполнительный комитет МО города Казани, заинтересованное лицо МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичному изменению.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года утверждён проект планировки территории "Поселок офицеров" (л.д. 92-146).
Административный истец Барыкова Е.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>, и находящегося на данном участке жилого дома с кадастровым номером...., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 53-58).
Право собственности Барыковой Е.Б. на земельный участок зарегистрировано 21 января 2015 года (л.д. 55-58), на жилой дом - 4 октября 2017 года (л.д. 53-54).
Постановлением Мэра города Казани N 511 от 10 октября 2013 года назначены публичные слушания по проекту планировки территории "Поселок офицеров", определены время, срок и место проведения публичных слушаний, порядок подачи заявок на участие в публичных слушаниях с правом выступления (л.д. 108-109).
Согласно пояснениям административного ответчика Исполнительного комитета МО города Казани 17 октября 2013 года указанное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 41(221) в установленном законом порядке, что в свою очередь сторонами по делу не оспаривалось.
1 ноября 2013 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории "Поселок офицеров", по итогам проведения публичных слушаний составлен протокол от 1 ноября 2013 года, в котором учтены мнения участников публичного слушания (л.д. 117-146).
Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 49 (229) от 12 декабря 2013 года, что в свою очередь сторонами по делу не оспаривалось.
Вышеуказанное постановление Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru), а также опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани 30 января 2014 года N 3 (234).
Согласно Ответу МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 5 марта 2022 года N 15/03-ИСХ-ОГ/2150, Барыковой Е.Б. отказано в изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером...., в том числе, в связи расположением основной части земельного участка в красных линиях границах зоны благоустроенных территорий общего пользования (объекты муниципального значения) категории озеленения (скверы), утверждённых постановлением Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" (л.д. 6-7).
29 апреля 2022 года уведомлением МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО города Казани" N ИЖС1/0/4127 Барыковой Е.Б. также отказано в согласовании планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес> по аналогичным основаниям (л.д. 8).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что утвержденные оспариваемым в части постановлением Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" красные линии нанесены по земельному участку, на котором расположен объект недвижимости административного истца и в нарушение положений статьи 62 КАС РФ обоснование необходимости установления красной линии по земельному участку Барыковой Е.Б. не представлено. Суд указал, что сведения о резервировании или изъятии спорного земельного участка для последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд, о наличии обременений в отношении спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют, и, отметив, что установление красных линий без учета фактического землепользования является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки и противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, принял решение о признании постановления Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" в оспариваемой части недействующим.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для признания указанного постановления в оспариваемой части недействующим в данном случае имелись.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации)).
Согласно части 2 статьи 1 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 17 декабря 2005 года N 3-5, муниципальное образование город Казань (далее - Устав) наделено статусом городского округа.
Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан (часть 1 статьи 38 Устава).
Статьей 2.2 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан" установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, каковым является исполнительный комитет муниципального образования г. Казани", определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, в том числе относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство и иное (пункт 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 26 статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный акт принят Исполнительным комитетом МО г. Казани в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле в ходе судебного разбирательства не оспаривались и не оспариваются.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 3 статьи 42 ГрК Российской Федерации, основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии, положение о характеристиках планируемого развития территории, положения об очередности планируемого развития территории.
В силу части 1 статьи 41.1 ГрК Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вышеназванные Инструкции применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в том числе линий, обозначающих планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи.
Соответственно действующее градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований о необходимости учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
Красные линии в Проекте планировки территории установлены на основании Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, что подтверждается приобщенными к материалам дела чертежами Проекта планировки с указанием красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов капитального строительства и Проекта планировки с указанием красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (л.д. 81-83, 106-107).
Наложение красных линий в Проекте планировки территории на границы принадлежащего административному истцу Барыковой Е.Б. земельного участка с кадастровым номером...., нахождение его в зоне красных линий не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30, в пределах предоставленных Исполнительному комитету МО города Казани полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий в целях баланса публичных и частных интересов.
При этом, согласно положениям части 12.6 статьи 45 ГрК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 августа 2019 года и на момент принятия оспариваемого постановления Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров") проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ответу Исполнительного комитета МО города Казани на запрос за N 15/02-05-10-9886 от 2 января 2022 года, запрашиваемый земельный участок административного истца Барыковой Е.Б. с кадастровым номером...., действительно расположен в границах утвержденного постановления Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" и согласно данному проекту основная часть участка расположена в красных линиях зоны благоустроенных территорий общего пользования (объекты муниципального значения), категория озеленения, а оставшаяся незначительная часть участка находится в зоне существующего и планируемого размещения индивидуальной и жилой застройки.
Из материалов дела усматривается, что доказательств принятия в течение трех лет со дня утверждения оспариваемого проекта планировки территории решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... для муниципальных нужд не имеется.
Данное обстоятельство также не оспаривалось в суде представителем Исполнительного комитета МО города Казани и представителем административного истца Барыковой Е.Б. - Хабибуллиной О.В.
В этой связи с учетом указанных положений части 12.6 ГрК Российской Федерации, планировки территории в части определения границ зон размещения объектов местного значения в части земельного участка с кадастровым номером.... подлежит признанию недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Соответственно основания для признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером.... в данном случае имелись, а потому решение суда в указанной части в силу части 5 статьи 310 КАС РФ не подлежит отмене, так как по существу является правильным.
При этом, поскольку установленный законом срок для принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... для муниципальных нужд истек (в 2017 году), суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого постановления недействующим в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления как территория общего пользования.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение (пункт 2 статьи 309 КАС РФ).
С учетом изложенного решение суда, в части признания оспариваемого постановления Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" недействующим в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, подлежит изменению путем принятия в указанной части нового решения о признании проекта планировки территории "Поселок офицеров" недействующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу в части определения границ зон размещения объектов местного значения на земельном участке с кадастровым номером.....
Решение суда в части указания на необходимость его опубликования в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru) соответствует положениям пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ является законным и обоснованным и отмене в указанной части также не подлежит.
Таким образом, в остальной части решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком соблюден установленный законом порядок принятия постановления Исполнительного комитета МО города Казани N 296 от 21 января 2014 года "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров", с учетом вышеприведенных положений части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обстоятельство наличия оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим в части не отменяет и отмену решения суда не влечет.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года по данному административному делу изменить и принять по делу новое решение.
Признать недействующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21 января 2014 года N 296 "Об утверждении проекта планировки территории "Поселок офицеров" в части определения границ зон планируемого размещения объекта местного значения на земельном участке с кадастровым номером...., расположенном по адресу: <адрес>
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2022 г. N 33а-18067/2022
Текст определения опубликован не был