г. Краснодар |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А32-24688/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 7703019417, ОГРН 1027739491669) - Попова А.В. (доверенность от 27.11.2012), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Пченушай И.В. (доверенность от 26.12.2013), в отсутствие третьего лица - автономной некоммерческой организации "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А32-24688/2013 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.), установил следующее.
ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в проведении государственной регистрации права оперативного управления учреждения в лице Сочинского филиала на нежилые помещения (офис N 2) площадью 65,1 кв. м с условным номером 23-23-50/037/2007-283, расположенные на втором этаже тринадцатиэтажного жилого дома, находящегося по адресу: г. Сочи, ул. Севастопольская, 27б, и офис N 3 площадью 84,8 кв. м с условным номером 23-23-50/037/2007-284, расположенный по тому же адресу;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на офисы N 2 и 3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 05.03.2014 решение от 05.11.2013 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. Передача в оперативное управление бюджетному учреждению недвижимого имущества по договору пожертвования подменяет предусмотренный законом порядок первичной государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность постановления.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению" (далее - агентство) является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Севастопольская, 27б (офисы N 2 и 3), это подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2009 и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 27.08.2013.
На основании приказа агентства от 07.11.2011 N 53 во исполнение приказа Росгидромета от 27.07.2010 N 243 принято решение о прекращении деятельности организации через филиалы с 01.12.2011. Согласно протоколу от 14.03.2013 N 7 заседания правления агентства принято решение передать безвозмездно (по договорам пожертвования) учреждению недвижимое имущество по прилагаемому перечню.
30 апреля 2013 года агентство (жертвователь) и учреждение заключили договор пожертвования N 30/2013, по условиям которого жертвователь обязуется безвозмездно передать одаряемому нежилые помещения (офисы N 2 и 3), расположенные на втором этаже тринадцатиэтажного здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Севастопольская, 27б. Помещения передаются одаряемому для размещения сотрудников Сочинского филиала учреждения в целях организации и выполнения работ по подготовке и предоставлению организациям гражданской авиации, органам обслуживания воздушного движения метеорологической информации и услуг (пункты 1 и 3 договора).
Помещения переданы одаряемому по акту приема-передачи (приложение N 1 к договору).
13 июня 2013 года АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению" и учреждение обратились к управлению за государственной регистрацией права оперативного управления на офисы N 2 и 3 на основании договора пожертвования.
Государственная регистрация прав на имущество была приостановлена уведомлениями от 21.06.2013 в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о регистрации права государственной собственности на указанные офисы.
Из сообщений управления от 22.07.2013 N 50/168/2013-149 и 50/168/2013-150 следует, что учреждению отказано в государственной регистрации права оперативного управления на спорные объекты на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Отказы мотивированы тем, что согласно записям в ЕГРП на спорные объекты право государственной собственности не зарегистрировано.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства или не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В порядке пункта 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (пункт 2 данной статьи).
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 названного Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах; бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
На основании пункта 1.1 устава учреждения оно является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребности государства, юридических и физически лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения. Учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, добровольные имущественные взносы и пожертвования. Положения данной статьи применяются в отношении казенных и бюджетных учреждений с учетом особенностей, установленных названным Законом для данных типов.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что некоммерческая организация, созданная в форме бюджетного учреждения, отнесена к числу организаций, имеющих право на получение пожертвований, является верным.
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в частности, право оперативного управления.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (абзац 1 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Учреждение в силу статей 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не может обладать данным имуществом на праве собственности (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Агентство и учреждение подписали договор пожертвования, по условиям которого агентство обязалось безвозмездно передать учреждению нежилые помещения. Таким образом, в договоре указано, что одаряемым является учреждение, которое и подписало договор от своего имени. При названных обстоятельствах, имущество, приобретенное федеральным бюджетным учреждением, поступает в федеральную собственность в силу закона.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ управления в государственной регистрации права оперативного управления является незаконным и обоснованно обязал управление совершить соответствующие действия.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N A32-24688/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (абзац 1 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Учреждение в силу статей 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не может обладать данным имуществом на праве собственности (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2014 г. N Ф08-4041/14 по делу N А32-24688/2013