Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 20 декабря 2022 г. N 7/13-с
"Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле"
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьей 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики Собрание депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики решило:
1. Утвердить прилагаемое положение о муниципальном земельном контроле.
2. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов Яльчикского района Чувашской Республики от 12 октября 2021 г. N 11/6-с "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле".
3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов |
В.В. Сядуков |
Утверждено
Решением Собрания
депутатов Яльчикского
муниципального округа
от 20.12.2022 г. N 7/13-с
Положение
о муниципальном земельном контроле
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории Яльчикского муниципального округа (далее - муниципальный земельный контроль).
2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных мероприятий в отношении объектов муниципального земельного контроля (далее - объект контроля, контролируемые лица) применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
3. Предметом муниципального земельного контроля являются:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами местного самоуправления (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в муниципальной собственности.
4. Муниципальный земельный контроль осуществляется отделом экономики, имущественных и земельных отношений администрации Яльчикского муниципального округа (далее - контролирующий орган).
5. Должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, являются:
1) глава администрации Яльчикского муниципального округа;
2) заместитель главы администрации - начальник отдела экономики, имущественных и земельных отношений, в ведении которого находятся вопросы муниципального контроля;
3) другие должностные лица структурных подразделений в соответствии с должностными обязанностями.
Должностные лица, при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий несут обязанности и имеют права, установленной статьей 29 Федерального закона.
6. Принятие решений о проведении контрольных мероприятий осуществляет глава администрации Яльчикского муниципального округа или заместитель главы администрации - начальник отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Яльчикского муниципального округа.
7. Объектами муниципального земельного контроля являются земли, земельные участки, части земельных участков, расположенные в границах Яльчикского муниципального округа.
8. Учет объектов контроля осуществляется в соответствии с настоящим положением посредством:
перечня объектов контроля, размещенном на официальном сайте в сети "Интернет";
иных федеральных или региональных информационных систем, в том числе путем получения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета используется информация, представляемая в соответствии с нормативными правовыми актами, информация, получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Перечень объектов контроля содержит следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;
2) основной государственный регистрационный номер;
3) идентификационный номер налогоплательщика;
4) наименование объекта контроля (последнее - при наличии);
5) место нахождения объекта контроля;
6) дата и номер решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
Размещение информации в перечне и информационных системах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
9. Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения:
1) профилактических мероприятий;
2) контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом;
3) контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля
10. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
III. Критерии отнесения объектов муниципального контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба)
11. С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц, объекты контроля подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска (далее - категории риска).
12. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального земельного контроля (надзора) указаны в приложении к настоящему Положению.
13. Отнесение объекта контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска, осуществляется решением главы администрации Яльчикского муниципального округа или заместителя главы администрации Яльчикского муниципального округа.
14. В случае поступления в контролирующий орган сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска контролирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
15. В случае, если объект контроля не отнесен контролирующим органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
16. Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются настоящим положением соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
17. Контролируемые лица вправе подать в контролирующий орган заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.
18. По запросу контролируемого лица контролирующий орган в установленном порядке предоставляет информацию о присвоенной категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска.
IV. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных мероприятий
19. Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
- для категории среднего риска - один раз в три года;
- для категории умеренного риска - один раз в пять лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
20. Индикаторам риска нарушения обязательных требований, используемого при осуществлении муниципального земельного контроля, является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
21. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
22. Профилактические мероприятия осуществляются на основании Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), утвержденной главой администрации Яльчикского муниципального округа, прошедшей общественное обсуждение, и размещенной на официальном сайте администрации Яльчикского муниципального округа в сети "Интернет".
23. Контролирующий орган в рамках осуществления муниципального земельного контроля проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
24. Информирование осуществляется должностными лицами контролирующего органа посредством размещения предусмотренных статьей 46 Федерального закона сведений на официальном сайте администрации Яльчикского муниципального округа в сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
25. Обобщение правоприменительной практики осуществляется должностными лицами контролирующего органа путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатов, а также поступивших в контролирующий орган обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики контролирующим органом не реже 1 раза в год готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля, который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается постановлением главы администрации Яльчикского муниципального округа и размещается в срок до 1 марта на официальном сайте администрации Яльчикского муниципального округа в сети "Интернет".
26. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу инспектором в случае получения им сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона.
Контролируемое лицо вправе подать возражение на предостережение о недопустимости обязательных требований.
Возражение направляется контролируемым лицом не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения в бумажном виде почтовым отправлением в администрацию Яльчикского муниципального округа, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, для граждан - простой электронной подписью
Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме, при этом должны содержать следующую информацию:
а) наименование контролируемого лица;
б) сведения об объекте государственного надзора;
в) дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
д) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
е) фамилию, имя, отчество направившего возражение;
ж) дату направления возражения.
Возражение рассматривается инспектором, объявившим предостережение, не позднее 30 календарных дней с момента получения такого возражения.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов инспектор аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.
27. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона.
Должностные лица органа муниципального земельного контроля осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
2) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим положением;
3) обязательные требования;
4) требования, содержащиеся в разрешительных документах;
5) требования документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Консультирование осуществляется без взимания платы и не должно превышать 15 минут.
Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Личный прием граждан проводится главой администрации Яльчикского муниципального округа.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
В случае, если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
28. Профилактический визит проводится не менее чем за 30 рабочих дней до начала проведения планового и внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона.
Срок проведения профилактического визита определяется инспектором самостоятельно и не должен превышать 3 рабочих дней.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
VI. Осуществление муниципального земельного контроля
29. Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных мероприятий
1) выездная проверка;
2) выездное обследование;
3) инспекционный визит;
4) рейдовый осмотр.
Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются:
1) документарная проверка;
2) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
30. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается постановление главы администрации Яльчикского муниципального округа, в котором указываются сведения, предусмотренные статьей 64 Федерального закона.
31. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза;
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
32. Выездное обследование проводится должностными лицами органа муниципального земельного контроля по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона.
33. Инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений, инструментального обследования);
34. Рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), инструментального обследования, экспертизы).
35. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
VII. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
36. По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона.
37. Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, за исключением, если составление акта по результатам контрольного мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения отбора проб (образцов), испытания или экспертизы.
38. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
39. Документы, оформляемые контролирующим органом при осуществлении муниципального земельного контроля (надзора), а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
40. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контролирующий орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
VIII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
41. Действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, решения принятые таким органом в ходе осуществления муниципального контроля, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона.
42. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
43. В соответствии с порядком рассмотрения жалоба на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного органа.
IX. Ключевые и индикативные показатели муниципального земельного контроля
44. Оценка результативности и эффективности органов муниципального контроля осуществляется в установленном Федеральным законом порядке на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального земельного контроля.
45. Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления муниципального земельного контроля являются:
- доля устраненных нарушений обязательных требований в общем числе нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных мероприятий в течение года, - 75 процентов;
- доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) и (или) ее должностных лиц при проведении контрольных мероприятий в течение года - 0 процентов.
46. Индикативными показателями осуществления муниципального земельного контроля являются:
1) количество обращений граждан и организаций о нарушении обязательных требований, поступивших в орган муниципального земельного контроля (единица);
2) количество проведенных органом муниципального земельного контроля внеплановых контрольных мероприятий (единица);
3) количество принятых органами прокуратуры решений о согласовании проведения органом муниципального земельного контроля внепланового контрольного мероприятия (единица);
4) количество выявленных органом муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований (единица);
5) количество устраненных нарушений обязательных требований (единица);
6) количество поступивших возражений в отношении акта контрольного мероприятия (единица);
7) количество выданных органом муниципального земельного контроля предписаний об устранении нарушений обязательных требований (единица).
47. Орган муниципального земельного контроля ежегодно осуществляет подготовку доклада о муниципальном земельном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях муниципального земельного контроля.
Приложение
к Положению о муниципальном
земельном контроле (надзоре)
Критерии
отнесения объектов муниципального земельного контроля
1. К категории среднего риска относятся:
а) длительное не освоение земельного участка при условии, что с момента предоставления земельного участка прошло более двух лет, либо истек срок освоения земельного участка, указанный в договоре аренды земельного участка, а на земельном участке не наблюдаются характерные изменения;
б) на земельных участках не проводятся мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почвы, не выполняются установленные земельным законодательством требования по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В целях защиты земель не производятся следующие обязательные мероприятия (фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агротехнические (обработка почвы: дискование, вспашка, культивация, боронование, сев), мелиоративные (проведение работ по улучшению химических, физических свойств почв);
в) несоответствие фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям по его использованию, установленными правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
Критериями отнесения объектов контроля к категории умеренного риска являются обращения граждан, организаций, сообщения средств массовой информации, другие обращения, не отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, высокого и среднего рисков. При отнесении объектов контроля к категории умеренного риска проводятся профилактические мероприятия.
Объекты контроля, отнесенные к категории умеренного риска, включаются в план профилактических мероприятий.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 20 декабря 2022 г. N 7/13-с "Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле"
Вступает в силу с 26 декабря 2022 г.
Опубликование:
Вестник Яльчикского района от 25 декабря 2022 г. N 39
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 22 августа 2024 г. N 6/3-с
Изменения вступают в силу с 29 августа 2024 г.
Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 24 июля 2024 г. N 5/6-с
Изменения вступают в силу с 1 августа 2024 г.
Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 5 декабря 2023 г. N 9/2-с
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2023 г.
Решение Собрания депутатов Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 11 мая 2023 г. N 3/12-с
Изменения вступают в силу с 12 мая 2023 г.