Полномочные представители Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - Правительство), Союза "Региональное объединение работодателей Чувашской Республики" (далее
- Работодатели), Союза "Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Чувашской Республики "О социальном партнерстве" настоящее Республиканское соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Чувашской Республике.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения предусматривают обеспечение устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики, направленного на повышение качества жизни населения на основе внедрения принципов достойного труда, обеспечения эффективной занятости, улучшения условий труда, роста заработной платы, доходов населения и сокращения доли малоимущих, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, повышения уровня пенсионного обеспечения, укрепления конкурентоспособности региональной экономики и развития социальной сферы при рациональном использовании средств республиканского бюджета Чувашской Республики, повышения эффективности государственного управления, социальной справедливости, ответственности и социального партнерства.
I. В области экономической политики
Стороны вырабатывают общие подходы к реализации государственной социально ориентированной экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения Чувашской Республики, диверсификацию структуры экономики и реализацию инновационного и технологического потенциала, совершенствование и развитие рынка труда, обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики, повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики Чувашской Республики.
Стороны совместно:
осуществляют взаимодействие в рамках системы стратегического планирования, в том числе Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года", определяющего перспективные направления социально-экономического развития Чувашской Республики, участвуя в установленном порядке в рамках своей компетенции в разработке документов стратегического планирования;
вырабатывают общие подходы к развитию инновационных конкурентоспособных, высокопроизводительных, наукоемких секторов промышленности, агропромышленного комплекса, способных удовлетворять потребности развивающихся рынков;
способствуют совершенствованию и поддержке высокотехнологичных рабочих мест для обеспечения инновационного пути социально-экономического развития Чувашской Республики;
содействуют обеспечению роста производительности труда, прежде всего за счет модернизации технологий и технического переоснащения, совершенствования правового регулирования в части создания условий для повышения производительности труда;
содействуют созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики Чувашской Республики, разработке и реализации мер государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
в области бюджетной политики исходят из необходимости формирования эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение уровня социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
организуют экономическое соревнование между муниципальными округами и городскими округами Чувашской Республики, организациями основных отраслей экономики Чувашской Республики, выставки, ярмарки, смотры-конкурсы производимой в Чувашской Республике продукции, конкурсы профессионального мастерства в различных отраслях экономики;
содействуют формированию системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда в организациях, расположенных в Чувашской Республике, ускорению технологического развития Чувашской Республики, увеличению количества организаций, внедряющих технологические инновации;
содействуют повышению общественного статуса и роли объединений работодателей и профсоюзов в развитии экономики Чувашской Республики;
участвуют в рассмотрении основных параметров прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный и среднесрочный периоды с учетом документов стратегического планирования.
Правительство:
1.1. Принимает меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Разрабатывает, утверждает документы стратегического планирования, обеспечивает их согласованность и сбалансированность, обеспечивает выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.
1.3. Обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие Чувашской Республики; разрабатывает и обеспечивает проведение в соответствии с перспективными планами развития Чувашской Республики единой политики в области трудовых отношений, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма, повышения качества жизни граждан.
1.4. Принимает меры по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
1.5. Развивает внешнеэкономические связи Чувашской Республики с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
1.6. Содействует развитию предпринимательства, обеспечивает реализацию государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, разрабатывает дополнительные меры по стимулированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.7. Обеспечивает рост конкурентоспособности экономики региона, развитие отраслей наукоемкой экономики и создание высокотехнологичных производств, формирование инновационных территориальных кластеров.
1.8. Обеспечивает создание благоприятной инновационной и инвестиционной среды, реализацию комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в целях развития промышленного потенциала Чувашской Республики.
1.9. Создает благоприятные условия для запуска новых производств, в том числе защиты инвесторов и содействия реализации долгосрочных проектов путем заключения специальных инвестиционных контрактов.
1.10. Обеспечивает формирование инновационных территориальных кластеров и ускоренное развитие инфраструктуры наукоемкой экономики.
1.11. Обеспечивает финансирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в объемах, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период.
1.12. Способствует формированию эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, улучшению продовольственного обеспечения населения, созданию социально-экономических условий, обеспечивающих повышение качества жизни сельского населения.
1.13. Принимает меры по комплексному пространственному развитию территорий.
1.14. Осуществляет в пределах своей компетенции региональный государственный контроль (надзор) за применением и обоснованностью установления цен (тарифов) на товары (услуги, работы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
1.15. Взаимодействует с Правительством Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой по вопросам регулирования тарифов в установленных сферах деятельности.
1.16. Создает условия для участия Работодателей и Профсоюзов в деятельности экспертных советов и рабочих групп Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для рассмотрения вопросов регулирования тарифов на услуги (продукцию) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
1.17. Осуществляет на территории Чувашской Республики государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), отнесенное к ведению Чувашской
Республики, с соблюдением и достижением баланса экономических интересов производителей и потребителей продукции (услуг) хозяйствующих субъектов, производящих (оказывающих) продукцию (услуги) по государственным регулируемым ценам (тарифам), обеспечением открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов).
Работодатели:
1.18. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильного экономического роста организаций, внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.19. Предоставляют сторонам социального партнерства информацию о предстоящих реорганизации, реформировании или ликвидации организаций.
1.20. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством, соглашениями всех уровней прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий.
1.21. Участвуют в анализе реализации документов стратегического планирования Чувашской Республики и представляют предложения по корректировке и актуализации соответствующих документов, а также достижению стратегических приоритетов социально-экономического развития, установленных отраслевыми документами стратегического планирования.
1.22. Разрабатывают мероприятия, направленные на развитие производства, обновление основных производственных фондов, увеличение эффективности производства, совершенствование системы оплаты труда.
1.23. Принимают меры по созданию и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств с использованием формируемых в Чувашской Республике объектов инновационной инфраструктуры, стимулированию новаторов производств, расширению взаимодействия с организациями в Чувашской Республике в сфере трансфера технологий.
1.24. Обеспечивают техническое перевооружение организаций, повышение эффективности производства, поиск и привлечение инвесторов, повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям стандартов качества, освоение новых рынков сбыта.
1.25. Реализуют меры, направленные на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение.
1.26. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
1.27. Используют налоговые льготы, пониженные тарифы страховых взносов, предоставленные организациям в соответствии с законодательством, кредиты на обеспечение модернизации производства, создание новых рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда.
1.28. Содействуют развитию инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению их взаимодействия с крупными и средними организациями.
1.29. Предоставляют по запросу Правительства и Профсоюзов необходимые сведения об экономическом состоянии организаций.
1.30. Совместно с Профсоюзами разрабатывают и заключают соглашения, коллективные договоры, предусматривая в них мероприятия, направленные на развитие производства, рост заработной платы, обеспечение занятости и переобучения работников, экологической безопасности и охраны здоровья работников, улучшение условий и охраны труда, предоставление дополнительных социальных гарантий работникам, и осуществляют финансирование расходов, необходимых для их реализации.
1.31. Обеспечивают соблюдение установленных трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами трудовых прав и социальных гарантий работников.
Профсоюзы:
1.32. Представляют и защищают социально-трудовые права и интересы работников и их представителей в управлении организацией и производством, способствуют их вовлечению в процессы такого управления.
1.33. Информируют работников о принимаемых мерах по развитию производства и финансово-экономическом положении организаций.
1.34. Содействуют Работодателям в повышении производительности труда, качества производимых товаров (работ, услуг), создании и сохранении благоприятного климата среди работников организации.
1.35. Разрабатывают и направляют на рассмотрение в органы исполнительной власти Чувашской Республики, Работодателям, в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская комиссия) предложения по стимулированию роста производительности труда, качества продукции, установлению гарантий и социальных льгот для работников организаций, населения Чувашской Республики.
1.36. Выступают инициаторами и участвуют в разработке, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений о социальном партнерстве, а также осуществляют профсоюзный контроль за их выполнением.
1.37. Совместно с Работодателями способствуют проведению конкурсов профессионального мастерства. Восстанавливают и совершенствуют традиционные формы чествования лучших работников организаций и внедряют новые.
1.38. Принимают меры по вовлечению работников в первичные профсоюзные организации и созданию новых первичных профсоюзных организаций в организациях в Чувашской Республике.
1.39. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и правовую защиту членов профсоюзов по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам.
1.40. Оказывают бесплатную правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов по вопросам применения трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения, представляют и отстаивают интересы работников в судах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров.
1.41. Участвуют в работе постоянно действующих республиканских комиссий, экспертных и консультативных советов, рассматривающих вопросы социально-трудовой сферы, в том числе задолженности по заработной плате, банкротства организаций.
1.42. Способствуют повышению грамотности населения по вопросам трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
II. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны совместно проводят согласованную политику по созданию экономических условий, способствующих легализации рынка труда и трудовой миграции, созданию новых эффективных рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала, обучению работников, подлежащих увольнению, новым профессиям, смягчению негативных последствий сокращения рабочих мест, предупреждению массовой безработицы. Стороны принимают меры по: формированию конкурентной, в том числе благоприятной инвестиционной, инновационной, социальной, образовательной, среды для создания, удержания и привлечения качественного кадрового потенциала в Чувашскую Республику;
повышению профессионально-квалификационного уровня рабочих кадров, в том числе путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан с ориентацией на перспективные потребности в кадрах на рынке труда;
стимулированию предпринимательского сообщества к созданию новых рабочих мест в сфере приоритетных направлений экономического развития Чувашской Республики;
выявлению барьеров, затрудняющих формирование гибких трудовых отношений, в том числе дистанционной занятости;
проведению последовательных мер по легализации "серого" рынка труда, которые приводят к постепенному сокращению оттока рабочей силы из республики;
реализации превентивных мер содействия занятости граждан, внедрению эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан;
использованию новых информационных возможностей и обеспечению доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
сохранению и созданию новых рабочих мест; сдерживанию и снижению негативных последствий массовых увольнений работников и резкого роста безработицы;
обеспечению равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда;
разработке новых направлений активной политики занятости населения и предложений по их финансовой обеспеченности;
реализации мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики, включая финансирование за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики в необходимых объемах;
совершенствованию механизмов поддержки занятости населения при реструктуризации градообразующих предприятий, модернизации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов;
развитию системы социальной адаптации, профессиональной ориентации, профессиональному обучению молодых граждан, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
обеспечению прав граждан, работавших до призыва на военную службу в организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, на трудоустройство в ту же организацию в течение трех месяцев после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации;
определению потребности организаций в квалифицированных кадрах;
социальной и трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы;
более широкому привлечению несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе не занятых трудовой деятельностью и получением образования, к участию во временных работах в свободное от учебы время;
проведению мероприятий в целях повышения престижа рабочих профессий, в том числе путем размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации и использования современных информационно-коммуникационных технологий;
созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;
разработке предложений по привлечению в Чувашскую Республику иностранной рабочей силы;
созданию условий, стимулирующих межрегиональную трудовую мобильность граждан Российской Федерации;
развитию и популяризации института наставничества.
Правительство:
2.1. Осуществляет надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, за исключением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных.
2.2. Обеспечивает реализацию государственной программы Чувашской Республики "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 декабря 2018 г. N 489.
2.3. Формирует эффективную систему взаимодействия органов службы занятости населения с получателями государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе путем реинжиниринга процессов клиентского обслуживания на основе принципов бережливого производства с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
2.4. Информирует население о положении на рынке труда, наличии вакантных рабочих мест в организациях, расположенных в Чувашской Республике, возможностях трудоустройства, в том числе в другой местности, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
2.5. Реализовывает дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики, в том числе в сфере содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
2.6. Принимает меры по расширению образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда для успешного развития отраслей экономики Чувашской Республики.
2.7. Содействует обеспечению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, соблюдая приоритетность обеспечения занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.
2.8. Осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по регулированию рынка труда иностранных работников.
2.9. В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" организует ведение учета подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики организаций, в которых предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в указанных организациях, и подготовку предложений по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, в которых предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы.
Работодатели:
2.10. Принимают меры по сохранению полной и стабильной занятости, созданию новых эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, в том числе для женщин и молодежи.
2.11. Соблюдают нормы трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, введении режима неполной занятости работников.
2.12. Осуществляют внедрение электронного документооборота на основании локального нормативного акта, который принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
2.13. Принимают меры по созданию условий для внутрипроизводственного прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работниками, в том числе по подготовке кадров по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, на договорной основе в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, уделяя особое внимание молодым гражданам.
2.14. Обеспечивают прохождение производственной практики обучающимися профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2.15. Обеспечивают прием на работу выпускников профессиональных учебных заведений и выпускников, обучавшихся по целевой контрактной подготовке.
2.16. Обеспечивают выполнение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной подготовке кадров, при вынужденном сокращении объемов производства приостанавливают прием новых работников на вакантные места.
2.17. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в отраслях сельского хозяйства, развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных организаций, развитие привлекательных для молодых граждан рабочих мест и самозанятости на селе.
2.18. Принимают участие в соответствии с установленным федеральным законодательством порядком в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и высшего образования, в том числе в корректировке образовательных программ профилирующих дисциплин профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2.19. В соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры по недопущению массового увольнения работников организации (сокращения численности или штата работников организации). В случае массового увольнения (сокращения) работников не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий информируют об этом органы государственной службы занятости населения и профсоюзы.
2.20. Принимают меры по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов, квотируют рабочие места для трудоустройства этой категории граждан.
2.21. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций, признанных по решению суда несостоятельными (банкротами), преимущественное право трудоустройства в образуемых на базе их имущества организациях.
2.22. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения вопросов организации внутрипроизводственного профессионального обучения, мер, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
2.23. Осуществляют использование иностранной рабочей силы на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации.
2.24. Принимают активное участие в республиканских мероприятиях по вопросам занятости населения, проводимых Правительством для формирования эффективной кадровой политики.
2.25. Своевременно и в полном объеме представляют в органы государственной службы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, должностей.
Профсоюзы:
2.26. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в вопросах приема, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставлением льгот и гарантий в процессе сокращения, реорганизации, ликвидации организаций, не допускают подмены увольнения по этим причинам увольнением по собственному желанию либо по соглашению сторон.
2.27. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение числа рабочих мест, развитие внутрипроизводственного профессионального обучения работников, повышение квалификации, опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению, выплату дополнительных компенсаций и предоставление льгот молодым специалистам, высококвалифицированным работникам, и обеспечения их финансирования.
2.28. Участвуют в регулировании привлечения иностранной рабочей силы, включая определение потребности экономики в иностранной рабочей силе, формирование квот, установление допустимой доли иностранных работников.
2.29. Предоставляют бесплатную правовую и консультативную помощь по вопросам занятости населения профсоюзным организациям и членам профсоюзов.
2.30. Осуществляют контроль за необоснованным и массовым применением в организациях срочных трудовых договоров.
2.31. Участвуют в консультациях и разработке предложений по вопросам экономического стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места и (или) модернизирующих действующие рабочие места.
2.32. Содействуют образованию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам.
2.33. Осуществляют профсоюзный контроль за предоставлением гарантий и дополнительных льгот работникам, совмещающим работу с обучением.
III. В области регулирования оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны проводят согласованную политику, направленную на:
повышение реальной заработной платы, снижение дифференциации оплаты труда работников, занятых в различных сферах экономической деятельности, превышение темпов роста доходов населения над инфляцией;
проведение в пределах своей компетенции работы по обеспечению своевременной оплаты труда в организациях всех форм собственности, ликвидации и предотвращению задолженности по выплате заработной платы, легализации теневой заработной платы;
установление в коллективных договорах и соглашениях размеров оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с учетом мнения представительного органа работников. В минимальную заработную плату не включаются компенсационные выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, за работу во вредных условиях труда, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения и поэтапного снижения уровня бедности в Чувашской Республике в два раза к 2030 году.
Правительство:
3.1. Рассматривает при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период параметры повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, и индексации заработной платы других категорий работников бюджетной сферы.
3.2. Обеспечивает своевременность и полноту выделения средств на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики, и их целевое использование.
3.3. В порядке, установленном законодательством, обеспечивает определение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в Чувашской Республике, а также по основным социально-демографическим группам: трудоспособному населению, пенсионерам, детям - и публикует ее в средствах массовой информации.
3.4. Проводит мероприятия по снижению темпов роста потребительских цен и повышению качества оказываемых населению Чувашской Республики услуг.
3.5. Реализовывает меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, государственные гарантии по оплате труда, повышение уровня заработной платы и уровня жизни населения.
3.6. Координирует деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплатам при увольнении и другим выплатам, причитающимся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, заседаниях межведомственных комиссий по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органов.
3.7. Содействует реализации мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.
3.8. Проводит работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы, в том числе обеспечивает индексацию заработной платы работников бюджетной сферы Чувашской Республики.
Работодатели:
3.9. Обеспечивают своевременное начисление и выплату заработной платы работникам не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором сроки, а также своевременное перечисление всех начисленных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае нарушения установленного срока выплачивают денежную компенсацию не ниже размера, предусмотренного статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.10. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Чувашской Республике в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными актами.
3.11. Принимают меры в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период в части повышения заработной платы работников пропорционально повышению производительности труда.
3.12. Устанавливают наименования профессий, тарификаций основных видов работ (трудовых действий), осуществляют присвоение квалификационных разрядов с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих профессиональных стандартов.
3.13. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, вводе, замене и пересмотре норм труда, условий оплаты труда извещают работников не позднее чем за два месяца по согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций.
3.14. Определяют оплату труда работников в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
3.15. Принимают меры по предоставлению в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительных, сверх установленных законодательством Российской Федерации, льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.16. При обращении Сторон предоставляют запрашиваемую информацию, в том числе о размере средней заработной платы, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению задолженности в организациях.
Профсоюзы:
3.17. В целях защиты законных прав и интересов работников, в том числе посредством участия своих представителей в примирительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и др., осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства.
3.18. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров и добиваются установления в коллективных договорах:
условий оплаты труда в соответствии с генеральным, общероссийскими, республиканским, отраслевыми, территориальными соглашениями;
размера минимальной заработной платы в соответствии с размером, установленным Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда";
индексации заработной платы и выплаты компенсаций в установленном порядке;
социальных гарантий и льгот для работников.
3.19. Предусматривают при заключении отраслевых и территориальных соглашений положение, устанавливающее размер минимальной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
3.20. Контролируют выполнение условий коллективных договоров, соглашений по оплате труда, предоставлению льгот и компенсаций за особые условия труда, социальных льгот.
3.21. Совместно с Работодателями регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития, выполнении коллективных договоров, соглашений, иных локальных нормативных актов.
3.22. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, в том числе за полнотой начисления и своевременностью выплаты заработной платы, ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.23. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам применения трудового законодательства в области оплаты труда в досудебном и судебном решении трудовых споров.
IV. В области социальной поддержки населения
Стороны совместно:
осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения, в том числе многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, рекомендуют органам местного самоуправления, органам исполнительной власти Чувашской Республики изыскать возможность сохранения компенсационных выплат на питание обучающихся общеобразовательных организаций;
(Окончание на 214-й стр.)
(Окончание. Начало на 212-й стр.)
защищают интересы застрахованных лиц в системе пенсионного страхования, принимают меры по соблюдению пенсионных прав работающих граждан, проживающих на территории Чувашской Республики;
реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку семей, имеющих детей;
содействуют улучшению положения женщин на рынке труда Чувашской Республики, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
принимают меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы спортивных сооружений, развитию массового спорта и спорта высших достижений, обеспечению подготовки спортсменов к международным соревнованиям;
содействуют повышению доступности и качества социальных услуг, развитию системы социального обслуживания;
совершенствуют механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере, предусматривающие развитие системы независимой оценки качества услуг в социальной сфере, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Правительство:
4.1. Обеспечивает оптимизацию механизмов и доступность мер социальной поддержки социально незащищенных категорий населения, в том числе с применением федеральных государственных информационных систем.
4.2. Способствует сохранению в 2023 - 2025 годах мер социальной поддержки, предусмотренных законами Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", "О ветеранах труда Чувашской Республики", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг".
4.3. Принимает меры по реализации государственной программы Чувашской Республики "Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2018 г. N 405.
4.4. Создает условия для обеспечения граждан доступным жильем в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
4.5. Принимает меры по расширению перечня государственных услуг, предоставляемых отделами социальной защиты населения на основании одного заявления, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
4.6. Содействует повышению доступности и качества социальных услуг, совершенствованию механизмов предоставления государственных услуг, в том числе за счет беззаявительного (проактивного) оказания мер социальной защиты, предоставляемых гражданам в случае возникновения у них прав на их получение, в том числе с учетом принципов "социального казначейства".
4.7. Предусматривает в республиканском бюджете Чувашской Республики средства на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
4.8. В случаях резкого повышения темпов инфляции и снижения в связи с этим уровня реальных доходов населения принимает с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по стабилизации цен на социально значимые товары и услуги.
4.9. Оказывает содействие в строительстве автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.
4.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы, развитию добровольного дополнительного страхования и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
4.11. Совершенствует систему библиотечного обслуживания социально незащищенных категорий населения, в первую очередь инвалидов по зрению, детей и подростков.
4.12. Реализует мероприятия по государственной поддержке семьи, охране материнства и детства.
4.13. Оказывает государственную социальную помощь на основании социального контракта в целях стимулирования активных действий граждан по поиску работы, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства.
4.14. Предоставляет за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики субвенции бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по выплате компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования на территории Чувашской Республики.
4.15. Принимает меры по совершенствованию системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике, в том числе по обеспечению:
устойчивого функционирования медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Чувашской Республики, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, средств добровольного медицинского страхования, средств, поступающих от оказания населению платных медицинских услуг;
доступности медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики, гарантированного государством объема и перечня видов медицинских услуг, а также диспансеризации населения.
4.16. Способствует совершенствованию первичной медико-санитарной помощи на основе дальнейшего развития общеврачебной (семейной) практики и профилактической работы.
4.17. Принимает меры по сохранению и развитию организаций отдыха детей и их оздоровления и способствует их своевременной подготовке к оздоровительному сезону.
4.18. Принимает меры по сохранению и развитию материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления.
4.19. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, обеспечению комплексной безопасности образовательной сферы, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению образовательных организаций современным компьютерным и учебным оборудованием, школьными автобусами.
4.20. Принимает меры по обеспечению выплаты социального пособия обучающимся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения из малоимущих семей, нуждающимся в приобретении проездных билетов для проезда между пунктами проживания и обучения на транспорте городского и пригородного сообщения на территории Чувашской Республики.
4.21. Организует и обеспечивает отдых и оздоровление детей, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Сохраняет на уровне не ниже достигнутого объем средств, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на отдых и оздоровление детей, приобретение путевок в оздоровительные лагеря.
4.22. Содействует вовлечению населения Чувашской Республики в регулярные занятия физической культурой и спортом, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства, организации активного досуга молодежи.
4.23. Обеспечивает охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
4.24. Содействует дальнейшему развитию ипотечного кредитования.
4.25. Принимает меры по сохранению и укреплению здоровья населения Чувашской Республики, увеличению продолжительности жизни.
4.26. Осуществляет мероприятия по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
4.27. Предоставляет в установленном порядке гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом установленных республиканских стандартов.
4.28. Принимает меры по реализации мероприятий государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) по ограничению потребления табака, предупреждению алкоголизма и пьянства, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и иными психоактивными веществами, обеспечению качества и безопасности питьевой воды.
4.29. Принимает меры по созданию условий для инновационного развития системы образования в Чувашской Республике, формированию современной образовательной среды для воспитания детей и молодежи и получения качественного образования.
4.30. Принимает меры по реализации государственной программы Чувашской Республики "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 декабря 2018 г. N 489.
4.31. Содействует развитию системы социального обслуживания, в том числе на основе принципов долговременного ухода.
Работодатели:
4.32. Обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, включая предоставление сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
4.33. Обеспечивают сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, необходимых для подтверждения пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе для целей валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц при исчислении оценки их пенсионных прав, в случае реорганизации или ликвидации организации, своевременную передачу их на хранение в государственные и муниципальные архивы или в другие организации, оформившие учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.34. Представляют в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии документы для назначения пенсий работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях, в том числе с использованием системы электронного информационного взаимодействия.
4.35. Оказывают работникам содействие в участии в программе государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений в целях повышения уровня их пенсионного обеспечения.
4.36. Обеспечивают отчисление профсоюзам денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в трудовых коллективах в порядке и на условиях, установленных статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", коллективными договорами и соглашениями.
4.37. Содействуют включению в коллективные договоры и планы социального развития организаций физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4.38. Предусматривают в коллективных договорах и отраслевых (межотраслевых) соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей работников в каникулярное время, приобретение новогодних подарков для детей работников, санаторно-курортное лечение работников, стимулирование их отказа от табакокурения и иных вредных для здоровья человека привычек, дополнительные денежные выплаты неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и детям, находящимся в социально опасном положении, частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в дошкольных образовательных организациях и др.
4.39. Предусматривают в коллективных договорах возможность выделения денежных средств на строительство или приобретение жилья, льготных кредитов работникам организаций, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4.40. Обеспечивают работникам при прохождении диспансеризации освобождение от работы с сохранением за работником места работы (должности) и среднего заработка один раз в три года.
4.41. Обеспечивают работникам, не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работникам, являющимся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Профсоюзы:
4.42. Принимают паритетное участие в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" через своих представителей в управлении государственными фондами пенсионного и социального страхования, медицинского страхования, формируемыми за счет страховых взносов, и осуществляют профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
4.43. Осуществляют защиту прав застрахованных лиц в системе обязательного страхования путем контроля за выполнением страхователем (работодателем) обязательств по перечислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
4.44. Инициируют включение в коллективные договоры, соглашения положений, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации работникам, отказавшимся от табакокурения и иных вредных для здоровья человека привычек, неработающим пенсионерам, ветеранам труда, работающим гражданам, молодым гражданам, многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в дошкольных образовательных организациях, а также обучения в организациях дополнительного образования и др.
4.45. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по работе с молодежью, защищают ее права и интересы в организациях всех форм собственности.
4.46. Создают совместно с работодателями молодежные комиссии, советы по работе с молодыми специалистами с целью активизации участия молодых граждан в повышении эффективности деятельности организаций.
4.47. С целью активизации участия молодых граждан в повышении эффективности деятельности профсоюзных организаций проводят ежегодный конкурс "Лучший молодой профсоюзный лидер Чувашской Республики".
4.48. Организуют обучение работающей и студенческой молодежи по вопросам трудового законодательства, защиты социально-трудовых прав в рамках проекта "Школа молодого профсоюзного лидера".
4.49. Содействуют решению вопросов обеспечения отдыха, оздоровления детей и подростков, созданию условий для их полноценного отдыха, укрепления здоровья и творческого развития.
4.50. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений, предусматривающих компенсационные выплаты работникам, оплатившим стоимость путевки в загородный детский оздоровительный лагерь.
4.51. Принимают меры по дальнейшему развитию массового спорта, добиваясь включения в коллективные договоры разделов по финансовому обеспечению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
4.52. Оказывают содействие Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в заключении с работодателями соглашений об электронном информационном взаимодействии по представлению документов, необходимых для назначения пенсий работникам, подтверждения статуса лиц предпенсионного возраста, а также по представлению сведений о трудовой деятельности работников.
V. В сфере защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности
Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из важнейших факторов сохранения человеческого капитала и рассматривают его в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда посредством обеспечения повышения эффективности механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения здоровья работающих, стимулирования работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда.
Стороны совместно:
проводят целенаправленную работу по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
осуществляют меры по реализации мероприятий подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Чувашской Республики "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 декабря 2018 г. N 489;
повышают эффективность государственного, производственного и общественного контроля в области охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной и экологической безопасности, содействуют внедрению современных и безопасных технологий производства;
проводят смотры, конкурсы, семинары, совещания, круглые столы в области улучшения условий и охраны труда, повышения социальной эффективности организаций;
взаимодействуют со средствами массовой информации, общественными организациями в области информационного обеспечения по вопросам улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих;
расследуют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, принимают меры, направленные на их профилактику, а также обеспечивают предоставление социальных гарантий пострадавшим работникам и их семьям;
проводят мероприятия по продвижению основных принципов "нулевого" травматизма у работодателей основных видов экономической деятельности в целях совершенствования принципов управления охраной труда.
Правительство:
5.1. Организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики.
5.2. Принимает меры по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, здоровья работающих, реализуемых в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики), за счет средств, поступающих из федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
5.3. Осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу условий труда.
5.4. Координирует проведение в установленном порядке обучения по охране труда.
5.5. Принимает дополнительные меры по стимулированию работодателей в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работников.
5.6. Осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляет федеральный государственный контроль (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Чувашской Республики, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Чувашской Республики.
5.7. Обеспечивает социальную защиту работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принимает меры по повышению экономической заинтересованности страхователей в снижении профессиональных рисков путем установления дифференцированных тарифов и скидок и надбавок к страховым тарифам.
Работодатели:
5.8. Принимают меры по выполнению требований законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области охраны труда, созданию в организациях независимо от организационно-правовой формы службы охраны труда и ее материально-техническому оснащению.
5.9. Принимают меры по установлению в штатных расписаниях предприятий, организаций (учреждений) всех форм собственности численности специалистов по охране труда в соответствии с Рекомендациями по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2022 г. N 37.
5.10. Внедряют современные формы и методы управления охраной труда, оценки профессиональных рисков, основанные на российских и международных стандартах.
5.11. Обеспечивают работников прошедшими обязательную сертификацию или декларирование в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет собственных средств в соответствии с установленными нормами, а также организуют контроль за правильностью применения работниками этих средств.
5.12. Проводят специальную оценку условий труда.
5.13. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставляют работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантии и компенсации дифференцированно в зависимости от класса условий труда.
5.14. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением требований промышленной безопасности. Создают условия для осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов в области труда уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или иных представительных органов работников, обеспечивают нормативно-технической документацией, методической литературой, освобождают от основной работы (не менее двух часов в неделю) для выполнения общественных обязанностей, проводят их обучение и проверку знаний по охране труда с сохранением среднего заработка на период проведения обучения. Совместно с Профсоюзами создают комитеты (комиссии) по охране труда и условия для их эффективной работы.
5.15. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
5.16. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организуют и финансируют проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время их прохождения, а также обучение и сдачу зачетов по санитарному минимуму.
5.17. Обеспечивают расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, рассмотрение причин и обстоятельств микротравм работников и их учет.
5.18. Принимают дополнительные меры по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.19. Осуществляют производственный контроль в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в области охраны окружающей среды.
5.20. Принимают меры по сокращению численности рабочих мест и работников основных видов производств, занятых на работах, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.21. Проводят обучение руководителей, специалистов и работников по охране труда.
5.22. Создают с учетом производственных возможностей рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовые увечья или профессиональные заболевания при выполнении трудовых обязанностей в данной организации и имеющих рекомендации к труду.
Профсоюзы:
5.23. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда, промышленной и экологической безопасности силами технических инспекций по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
5.24. Защищают права и интересы членов профсоюзов, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, в том числе в судебных органах.
5.25. Вносят предложения в органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления по совершенствованию законодательства об охране труда.
5.26. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий по охране труда, охране окружающей среды, обеспечению промышленной и экологической безопасности, осуществляют контроль за их выполнением.
5.27. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений, предусматривающих мероприятия по организации и финансированию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
5.28. Содействуют в обучении уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
5.29. Оказывают бесплатную консультативную помощь членам профсоюзов по вопросам охраны труда и охраны окружающей среды.
5.30. Организуют проведение ежегодного республиканского конкурса "Лучший уполномоченный по охране труда Чувашрессовпрофа".
5.31. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и представляют интересы работников, пострадавших от несчастного случая на производстве или получивших профессиональное заболевание.
VI. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны считают необходимым обеспечение дальнейшего развития социального партнерства, более эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений.
Стороны совместно:
Осуществляют меры по реализации Закона Чувашской Республики "О социальном партнерстве", признают территориальные и отраслевые (межотраслевые) соглашения, коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социальной стабильности на местах.
Обеспечивают безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Республиканской комиссии в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, программ социально-экономического развития, иных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики в сфере труда.
Продолжают работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.
Принимают на себя обязательства по соблюдению всех условий настоящего Соглашения и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
Признают необходимым обеспечить соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", прав профсоюзов и их объединений на бесплатное перечисление на их счета членских взносов, добровольных платежей и взносов работников, не являющихся членами профсоюза, одновременно с выплатой заработной платы работникам организаций.
Способствуют:
заключению и реализации отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров;
образованию и эффективной работе в муниципальных округах и городских округах Чувашской Республики территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению республиканских, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров;
развитию связей Республиканской комиссии с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;
улучшению информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства;
проведению семинаров по проблемам ведения коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и отраслевых соглашений.
Считают необходимым поддержать инициативу общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов.
Социальные инициативы работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах социального партнерства.
Правительство:
6.1. Привлекает Стороны к участию в совещаниях, заседаниях, конференциях, переговорах и встречах, затрагивающих интересы Сторон, включает их представителей в составы соответствующих координационных и совещательных органов.
6.2. Предоставляет Работодателям и Профсоюзам на бесплатной основе текущую информацию о занятости, доходах и уровне жизни населения, охране труда, соблюдении трудового законодательства и другую информацию, необходимую для контроля за выполнением настоящего Соглашения.
6.3. Использует различные формы стимулирования работодателей для участия в системе социального партнерства в сфере труда.
Работодатели:
6.4. Содействуют инициативе работников по созданию первичных профсоюзных организаций.
6.5. Создают объединения работодателей на уровне отраслей, муниципальных образований.
6.6. Обеспечивают ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы работникам организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективными договорами.
6.7. Безвозмездно создают для выборных профсоюзных органов первичных профсоюзных организаций необходимые условия для осуществления их уставной деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и коллективными договорами.
6.8. Работодатели, которые заключили коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзных организаций денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.
Профсоюзы:
6.9. Инициируют заключение коллективных договоров и соглашений.
6.10. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзную организацию.
6.11. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях.
6.12. Организуют проведение ежегодного конкурса "Лучший коллективный договор".
6.13. Стороны предоставляют бесплатно помещения для проведения участниками Соглашения мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и др.) по вопросам социального партнерства и проведения культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
6.14. Решения Республиканской комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий
- мнения ее сторон в отношении направляемых в адрес Республиканской комиссии проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда доводятся до сведения Государственного Совета Чувашской Республики и подлежат обязательному рассмотрению Кабинетом Министров Чувашской Республики.
VII. Действие Соглашения, контроль за его выполнением и ответственность Сторон
7.1. В целях освещения деятельности Республиканской комиссии и хода реализации настоящего Соглашения Стороны обеспечивают:
регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию системы социального партнерства в Чувашской Республике;
членов Республиканской комиссии информационно-аналитической информацией об основных социально-экономических показателях;
в 10-дневный срок после подписания публикацию текста Соглашения в средствах массовой информации.
7.2. В двухмесячный срок после подписания настоящего Соглашения каждая Сторона разрабатывает план мероприятий, необходимых для его реализации, и по итогам года информирует Республиканскую комиссию о ходе его выполнения.
7.3. Стороны договорились, что изменения в настоящее Соглашение вносятся в следующем порядке:
одна из Сторон, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Республиканскую комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных предложений;
после направления указанного предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Республиканской комиссии.
7.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Чувашской Республики "О социальном партнерстве" и Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденным Указом Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. N 86.
7.5. Настоящее Соглашение заключено на 2023 - 2025 годы, вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует по 31 декабря 2025 года.
7.6. Организации профессиональных союзов, объединения работодателей, работодатели, не имеющие своих представителей в составе Республиканской комиссии, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение срока его действия.
7.7. Настоящее Соглашение рассматривается как основа для ведения переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений в отраслях и организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан. В случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
7.8. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике предоставляет Сторонам официальную статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ.
7.9. В течение срока действия Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в сфере социально-трудовых отношений.
7.10. В целях освещения деятельности Республиканской комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Чувашской Республике.
За Кабинет Министров Чувашской |
О. Николаев |
За Союз "Региональное объединение |
И. Кустарин |
За Союз "Чувашское республиканское |
А. Коршунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Союзом "Региональное объединение работодателей Чувашской Республики" и Союзом "Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" на 2023 - 2025 годы (от 15 декабря 2022 г.)
Вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует по 31 декабря 2025 г.
Опубликование:
газета "Вести Чувашии" от 23 декабря 2022 г. N 50