г. Краснодар |
|
04 июля 2014 г. |
Дело N А32-38735/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества (ИНН 2352027576, ОГРН 1022304746595) - Кислякова В.В. (доверенность от 02.06.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2013 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 (судьи Сулименко Н.В., Стрекачев А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-38735/2012, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Солвалюб Шиппинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 456 в части.
Решением суда от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2014, признано недействительным решение инспекции от 28.09.2012 N 456 в части установления неполной уплаты 1 543 176 рублей налога на добавленную стоимость за 2011 год (необоснованного применения налоговой ставки НДС 0 процентов при реализации услуг на сумму 8 573 198 рублей), привлечения общества к налоговой ответственности в виде уплаты 188 639 рублей штрафа и уплаты 125 490 рублей пеней (по состоянию на 28.09.2012). С инспекции в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции признали обоснованными доводы налогоплательщика, приведенные в обоснование правомерности применения ставки 0 процентов к реализации транспортно-экспедиционных услуг в размере 8 573 198 рублей. У налоговой инспекции не было правовых оснований для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по НДС по оказанным обществом услугам по договорам транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Общество оказало услуги в рамках договора транспортной экспедиции, связанные с международной перевозкой, и представило необходимые документы, подтверждающие характер и степень его участия в организации международных перевозок. Налоговая инспекция неправомерно начислила обществу НДС, пени и штраф.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.11.2013 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2014, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, основан на ошибочном толковании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налогоплательщик не является экспедитором, так как не осуществляет организацию перевозки, соответственно право на применение ставки 0 процентов в отношении реализованных услуг у налогоплательщика отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
По результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 30.06.2012, по единому социальному налогу и страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 инспекция составила акт выездной налоговой проверки от 04.09.2012 N 408.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 28.09.2012 N 408, налоговый орган вынес решение от 28.09.2012 N 456 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата обществом 1 543 176 рублей НДС за 2011 год ввиду необоснованного применения ЗАО налоговой ставки НДС 0 процентов при реализации услуг на сумму 8 573 198 рублей, общество привлечено к налоговой ответственности в виде уплаты 188 639 рублей штрафа, ему начислено 125 490 рублей пеней по состоянию на 28.09.2012.
Основанием для начисления 1 543 176 рублей налога на добавленную стоимость за 2011 год, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о том, что общество необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг в 2011 году на сумму 8 573 198 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 20.11.2012 N 20-12-1192 решение налогового органа утверждено и вступило в законную силу.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности), классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, где указано, что к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Следовательно, правильными являются выводы судов о том, что договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме этого, в пункте 2 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798). В соответствии с указанной статьей перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абзац 2 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, во взаимосвязи с вышеуказанными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы: в пункте 1 статьи 164 Кодекса законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0 процентов закрытый перечень работ (услуг), ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; в отношении ТЭУ налогоплательщик вправе применить ставку 0 процентов при оказании таких услуг, если они оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором.
Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Судебные инстанции исследовали договоры транспортно-экспедиционного обслуживания: с ОАО "ТНК-ВР Холдинг" от 03.12.2008 N ТВХ-1048/08 (в редакции дополнительного соглашения N 4), договор от 23.12.2011 N 1029/11, с компанией SVL Activ Trading Ltd (Джерси) договор от 01.12.2008 N 211 (в редакции от 20.12.2010), с компанией SVL Commodities Ltd (Джерси) договор от 01.11.2011 N 345, предметом которых являлось выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки на экспорт грузов, предъявляемых заказчиками, а также подтверждающие оказание услуг документы: акты выполненных работ, счета-фактуры, коносаменты, грузовые манифесты с отметками Краснодарской таможни "Выпуск разрешен" и "Вывоз разрешен", поручения на погрузку с отметками таможенного поста "Морской порт "Кавказ" Краснодарской таможни "Погрузка разрешена".
Из условий договоров, заключенных заявителем с заказчиками, и предоставленных в материалы дела документов, следует, что общество оказало услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию, относящиеся к услугам, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.9 Национального стандарта России ГОСТ Р 52298-2004:
- участвовало в процедуре инспектирования судовых емкостей (танков) с целью определения их чистоты и готовности к приему грузов "Заказчика", - подпункт 7 пункта 3.1.4. ГОСТа (проверка состояния тары);
- контролировало выполнение хода погрузочных работ на судно в соответствии с согласованным планом - подпункт 7 пункта 3.1.4. ГОСТа (приемка товара);
- участвовало в замерах груза, погруженного на судно: оформляло совместно с независимым сюрвейером и подписало у капитана судна акт замеров пустот в грузовых танках, отражающий количество погруженного груза, грузоотправителя, грузополучателя, порт выгрузки, номер коносамента, номер поручения на погрузку - подпункт 7 пункта 3.1.4. ГОСТа (проверка веса, внешнего вида груза);
- осуществляло оперативную связь с фрахтователями, судовладельцами, капитанами судов, иными представителями грузоотправителя и грузополучателя, в частности, в оперативном порядке предоставляло указанным лицам необходимую информацию о подходе судна, обстановке на морском терминале, перспективах швартовки и погрузки судна, по техническим характеристикам судов (дедвейт, осадка и т. п.), погоде, уведомляло о погрузке груза на борт судна и пересечении грузом государственной границы - пункт 3.1.5 ГОСТа (информационные услуги);
- оказало услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов (пункт 3.1.2 ГОСТа (оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов)), оказало услуги и/или организовало оказание услуг по таможенному оформлению грузов (пункт 3.1.9 ГОСТа (оформление сопутствующих таможенных документов на отправляемый груз)).
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что общество, выступая в качестве экспедитора, оказало услуги, которые не могли быть фактически оказаны вне рамок международной перевозки.
Суды правомерно сочли, что данные услуги относятся к транспортно-экспедиционным, вывод судов о наличии у общества права на применение ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов является обоснованным.
В соответствии со статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отвергли приведенные инспекцией в обоснование своих возражений доводы.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций о надлежащем документальном подтверждении права на применение ставки 0 процентов.
Нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А32-38735/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.