г. Краснодар |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А32-26340/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Западном внутригородском округе г. Краснодара (ИНН 2308081038, ОГРН 1022301195322), заинтересованного лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназия N 25 (ИНН 2308034260, ОГРН 1022301207686), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на официальном сайте арбитражного суда в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Западном внутригородском округе г. Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2014 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-26340/2013, установил следующее.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Западном внутригородском округе города Краснодара (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназия N 25 (далее - учреждение) недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 176 838 рублей 10 копеек, из них:
- 95 962 рубля 93 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии;
- 10 179 рублей 12 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии;
- 14 939 рублей 39 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 5 952 рубля недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- 18 664 рублей 56 копеек пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;
- 1 932 рубля 80 копеек пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;
- 2 308 рублей 28 копеек пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 1 492 рубля 33 копейки пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- 19 192 рубля 58 копеек штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;
- 2 035 рублей 83 копейки штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- 2 987 рублей 88 копеек штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 1 190 рублей 40 копеек штрафа, за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 20.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2014, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы недоказанностью фондом наличия оснований для начисления и взыскания указанной суммы недоимок, пеней и штрафов, поскольку страховые взносы на сумму произведенных работникам выплат на компенсацию удорожания стоимости питания не подлежат начислению. Указанные выплаты предусмотрены законодательными актами субъекта Российской Федерации и решениями представительного органа местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, к объекту обложения страховыми вносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя. Пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, ежемесячная денежная выплата, как мера социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников, в названном законе не поименована.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 15.02.2013 по 22.03.2013 фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов учреждением за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Проверкой установлено, что учреждение не начислило страховые взносы на суммы компенсаций стоимости питания сверх норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогическим работникам образовательных учреждений, начисленные работникам в 2010 - 2012 годах.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 22.05.2013 N 033/013/875/107-2013 и принято решение от 18.06.2013 N 033/013/875/31-2013 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 25 406 рублей 69 копеек. Учреждению начислена пеня в размере 24 397 рублей 97 копеек и предложено уплатить недоимку в размере 127 033 рублей 40 копеек.
Основанием для обращения фонда в арбитражный суд послужило неисполнение учреждением требования от 11.07.2013 N 12 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Отказывая фонду в удовлетворении требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ этот закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных части 1 статьи 7 названного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного закона.
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Суды установили, что учреждение организовало ежедневное льготное питание преподавателей из расчета 23 рубля в день на одного работника, из которых 11 рублей 50 копеек за счет средств краевого бюджета, 11 рублей 50 копеек за счет средств местного бюджета.
Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2009-2010 годы"" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы"" установлена частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 3 рубля 50 копеек в день на одного обучающегося и педагогических работников указанных учреждений из расчета 11 рублей 50 копеек в день на одного педагогического работника.
Согласно решению городской Думы Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы" установлена мера социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в виде компенсации стоимости питания из расчета 11 рублей 50 копеек рубля в день на одного работника. Расходы производятся за счет средств, предусмотренных в местном бюджете.
Исследовав данные правовые нормы, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что рассматриваемая компенсация является государственным пособием и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам и у фонда отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также для начисления пеней и штрафа.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Суды установили, что выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А32-26340/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.