г. Краснодар |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А32-1434/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М. (в связи с отпуском судьи Калашниковой М.Г. в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой С.В. (ИНН 366217910732 ОГРНИП 405366210100584), заинтересованного лица - Администрации города Сочи, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации города Сочи и индивидуального предпринимателя Комаровой С.В. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-1434/2014 (судьи Гречко О.А., Данько М.М., Левченко О.С.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова С.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующими:
1) пунктов 2.4.2, 2.5.1 и пункта 2.5.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205;
2) пункта 2.5.1 Административного регламента города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205, в полном объеме как противоречащего статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливающего не предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги;
3) приложения N 1 и пунктов 2.4, 3.1, 3.2 приложения N 2 к постановлению администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180 в части обязанности заявителя представлять для получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанные ниже документы и права администрации города Сочи отказывать в предоставлении этой схемы при их непредоставлении (приостанавливать предоставление схемы):
- нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов;
- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии;
- справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове;
- расчет минимальной площади земельного участка;
- технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов;
- справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи;
- кадастровый план соответствующей территории;
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления (далее также - схема).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил требования, дополнив их требованием о признании Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205, недействующим в целом.
Требования основаны на том, что оспариваемое постановление не соответствует статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации, не предусматривающему такой самостоятельной муниципальной услуги как утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 признан недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" пункт 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в части обязанности получателя муниципальной услуги приложить к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, как не соответствующий статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Признан недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" пункт 3.2.1 приложения N 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180, как не соответствующий статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В остальной части в удовлетворении требований отказано, вышеуказанные акты в остальной части признаны соответствующими статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Земельному кодексу Российской Федерации.
В кассационной жалобе и дополнении к ней администрация просит судебный акт отменить в части удовлетворенных требований, в данной части в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оспариваемый нормативный акт полностью соответствует федеральному законодательству. Судом не рассмотрено ходатайство о пропуске срока на подачу заявления.
Предприниматель в кассационной жалобе просит судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявления, заявленные требования удовлетворить полностью. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу администрации предприниматель просит в удовлетворении кассационной жалобы администрации отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Административного регламента получатель муниципальной услуги прилагает к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления.
Учитывая, что согласно пунктам 2.5.1 и 2.5.2 Административного регламента отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.4.2, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги либо для приостановления ее предоставления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Административным регламентом в пункте 2.4.2 предусмотрена обязанность получателя муниципальной услуги представлять вышеперечисленные документы при обращении за получением муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Предприниматель, полагая, что оспариваемые пункты Административного регламента нарушают его права и охраняемые законом интересы, поскольку на основании указанного акта на него возлагаются не предусмотренные законом обязанности по предоставлению документов, обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что суд проверяет нормативный акт на соответствие закону с учетом оспариваемых заявителем положений. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено наличием нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Поскольку правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, администрация имеет возможность получить в порядке информационного взаимодействия от иных органов местного самоуправления и иных государственных органов, возложение такой обязанности на получателя муниципальной услуги не соответствует статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Данный вывод суда не опровергнут.
Суд сделал вывод о том, что оспариваемый пункт Административного регламента в той мере, в которой он возлагает на получателя муниципальной услуги обязанность по представлению указанных документов и возможность в случае их непредставления отказать или приостановить оказание услуги, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя. Данный вывод суда документально не опровергнут.
Утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусматривающая в пункте 3.2.1 возможность приостановления выдачи схемы при непредоставлении заявителем документов, указанных в пункте 2.4 Инструкции, в той мере, в которой она возлагает обязанность на заявителя представить указанные в инструкции документы, не соответствует статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в рассматриваемой сфере правоотношений.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции дал правильное толкование оспариваемым положениям Административного регламента и нормам действующего федерального законодательства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении остальной части требований, указав о соответствии оспариваемых пунктов нормативного акта статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации, отсутствии нарушения остальной частью оспариваемого нормативного правового акта прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции установил, что пункты 2.5.1 и 2.5.2 Административного регламента при признании недействующим пункта 2.4.2 Административного регламента исключают возможность истребования от получателя муниципальной услуги не предусмотренных законом документов, исключая тем самым и возможность приостановления или отказа в оказании услуги по основаниям непредставления документов, указанных в пункте 2.4.2 Административного регламента. Остальные основания для отказа в предоставлении услуги либо для ее приостановления не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу.
Суд отклонил довод заявителя о том, что Административный регламент противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, не предусматривающему такой самостоятельный вид услуги, как выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и указал, что Административный регламент не устанавливает основания для выдачи схемы, а лишь определяет порядок оказания данной услуги. То обстоятельство, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается при предоставлении земельных участков по основаниям, установленным различными нормами Земельного кодекса (статьи 30, 31, 34, 36) по смыслу Административного регламента не означает, что им установлена самостоятельная муниципальная услуга по отношению ко всем указанным нормам земельного законодательства. Таким образом, применение Административного регламента ограничивается теми случаями, когда схема выдается на основании заявления гражданина или юридического лица, например, в случае, установленном пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Иного оспариваемый акт не устанавливает.
Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" и приложение N 1 к указанному постановлению не затрагивают прав заявителя, за исключением признанного недействующим пункта 3.2.1, поскольку указанной Инструкцией регулируются вопросы подготовки схемы, ее формы и согласования органами местного самоуправления, какие-либо обязанности на заявителя (получателя услуги) данная Инструкция не возлагает.
Суд достаточно полно и всесторонне исследовал доказательства, доводы сторон.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения судом норм материального права и соблюдением норм процессуального права, основания для его отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-1434/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.