В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе", утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 23.12.2021 N 686-ПП, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор города Севастополя |
М.В. Развожаев |
26.12.2022
N 696-ПП
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 26 декабря 2022 г. N 696-ПП
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Севастополя
от 23.12.2022 N 686-ПП
(в редакции постановления
Правительства Севастополя
от 26 декабря 2022 г. N 696-ПП)
Государственная программа города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе"
Паспорт государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" (далее - Программа)
1. Ответственный исполнитель Программы: Департамент экономического развития города Севастополя (далее - Департамент).
2. Соисполнители Программы отсутствуют.
3. Участник Программы: некоммерческая организация "Севастопольский фонд поддержки предпринимательства".
4. Подпрограммы Программы отсутствуют.
5. Цель Программы - создание благоприятных условий для устойчивого развития межрегионального и международного сотрудничества и поддержки экспортной деятельности в городе Севастополе.
6. Задачи Программы:
- создание условий для развития и расширения межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей города Севастополя в торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и социальной сферах;
- продвижение имиджа города Севастополя на территории Российской Федерации и за рубежом;
- создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности в городе Севастополе;
- реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя";
- реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе".
7. Целевые показатели (индикаторы) Программы:
- количество деловых площадок (конференций, форумов, конгрессно-выставочных, ярмарочных и презентационных мероприятий, организованных визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч, реверсных бизнес-миссий), в рамках которых был представлен потенциал города Севастополя;
- количество действующих соглашений о сотрудничестве, планов реализации к соглашениям о сотрудничестве, меморандумов, протоколов и других документов, регламентирующих взаимовыгодное международное и межрегиональное сотрудничество (нарастающим итогом);
- количество хозяйствующих субъектов города Севастополя, осуществляющих экспортную деятельность, в том числе представителей малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом);
- количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0;
- объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции.
8. Этапы и сроки реализации Программы: 2022 - 2030 годы.
Этапы реализации Программы не выделяются.
9. Объем финансирования Программы, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. рублей):
Таблица N 1. Объем финансирования Программы по годам
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
Бюджет города Севастополя |
Бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
Внебюджетные средства |
итого |
2022 |
0,0 |
2 515,0 |
0,0 |
0,0 |
2 515,0 |
2023 |
0,0 |
2 765,1 |
0,0 |
0,0 |
2 765,1 |
2024 |
0,0 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
2 762,9 |
2025 |
0,0 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
2 762,9 |
2026-2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего |
0,0 |
10 805,9 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
10. Ожидаемые результаты реализации Программы:
- развитие межрегионального сотрудничества города Севастополя с другими субъектами Российской Федерации;
- расширение международных и внешнеэкономических связей города Севастополя;
- сформированный положительный имидж города Севастополя в России и за рубежом;
- внедрение стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0);
- увеличение объема экспорта промышленной продукции.
1. Характеристика фактического состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
1.1. Развитие межрегиональных связей
Одним из важнейших направлений региональной политики государства является вопрос развития межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей.
Российская региональная политика в области международных и внешнеэкономических связей региона направлена на обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене.
В свою очередь, вопрос межрегионального сотрудничества (взаимодействия) основан на принципах взаимной выгоды и достижения максимально возможного социально-экономического эффекта для каждого субъекта отношений. Оптимизация и диверсификация межсубъектовых отношений ориентированы на качественный рост благосостояния населения, укрепление целостности территорий и их экономической безопасности.
Так, по состоянию на 01.01.2023 в рамках межрегионального сотрудничества городом Севастополем заключено 44 Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации (далее - Соглашение о сотрудничестве), из них 35 субъектовых и девять городских:
- среди субъектовых Соглашений о сотрудничестве заключено: три - с Камчатским, Ставропольским, Пермским краем; 21 - с областями (Владимирская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская, Волгоградская); семь - с республиками (Ингушетия, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чувашская); два - с автономными округами (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий); два - городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург);
- среди городских Соглашений о сотрудничестве заключено девять с городами Российской Федерации: Архангельск, Белгород, Бологое, Владивосток, Волгоград, Вологда, Новосибирск, Северодвинск, Якутск.
В целях реализации вышеуказанных Соглашений о сотрудничестве заключены планы по их осуществлению, поданы декларации о намерениях, составлены протоколы совещаний и программы сотрудничества со следующими субъектами: Кемеровская область, Чувашская Республика, Ярославская область.
В том числе внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя заключено порядка 14 Соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.
Кроме этого, межрегиональное взаимодействие осуществляется точечно по определенным направлениям развития учреждениями, организациями, предприятиями, высшими учебными заведениями, деловыми ассоциациями города Севастополя.
Так, в сфере образования и науки заключено 53 Соглашения о сотрудничестве, библиотечного дела - 13, здравоохранения - два, сельского хозяйства - два, туризма - 23, реализации инвестиционных и приоритетных проектов - 14, создания благоприятных условий ведения бизнеса - 29.
Соответственно, город Севастополь в большей части осуществляет межрегиональное взаимодействие со следующими регионами России: Республика Крым, Приморский край, Республика Татарстан, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Томская область, Свердловская область, Москва, Тульская область, Ярославская область, Краснодарский край, Ростовская область.
Укрепление межрегиональных связей является важным фактором развития экономики региона и служит инструментом привлечения на свою территорию инвестиционных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения роста экономики и, как следствие, доходов от работы всего хозяйственного комплекса. Соответственно, большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции.
Межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики.
Межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для развития региональной экономики, так как связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального развития экономики - кластеров. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций.
Таким образом, в рамках развития межрегиональных связей стоит рассмотреть вопрос взаимодействия города Севастополя с субъектами России, имеющими схожие приоритетные направления развития, географические характеристики и выходы на внешний рынок. Так, можно выделить следующие федеральные округа: Южный, Северо-Западный и Дальневосточный.
1.2. Развитие международных связей
Вместе с тем, развитие международного сотрудничества для города Севастополя становится все более важной составляющей межгосударственных отношений и соответственно оказывает влияние на решение внутрирегиональных проблем и развитие всей Российской Федерации.
В последнее время в городе Севастополе существенно возросла динамика международных и внешнеэкономических связей с дружественными странами и странами СНГ, что, безусловно, положительно сказывается на развитии субъекта.
В рамках международного сотрудничества Правительством Севастополя заключены:
- Соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с провинцией Тартус (Сирийская Арабская Республика);
- Протокол о создании Совместной рабочей группы по вопросу организации и функционирования "торгового коридора" со странами Ближнего Востока;
- Протокол о намерениях с городом Массауа (Государство Эритрея);
- Меморандум о сотрудничестве с городом Коринфа (Греческая Республика);
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Администрацией Старобельского района Луганской Народной Республики;
- Соглашение о сотрудничестве с Луганской Народной Республикой;
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Военно-гражданской администрацией Мелитопольского района Запорожской области;
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Военно-гражданской администрацией г. Мелитополя;
- Соглашение о сотрудничестве с Минским городским исполнительным комитетом (Республика Беларусь).
Кроме того, международное взаимодействие ведется в том числе высшими образовательными учреждениями и деловыми ассоциациями города Севастополя. Так, университетами региона заключено порядка 21 Соглашения о сотрудничестве в сфере науки и образования, сообществами заключено три Соглашения о сотрудничестве.
Согласно действующему сотрудничеству, в том числе в сфере науки и образования, со странами зарубежья можно выделить следующих иностранных партнеров: Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Сирийская Арабская Республика, Китайская Народная Республика, Греческая Республика, Иорданское Хашимитское Королевство, Социалистическая Республика Вьетнам, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Узбекистан, Республика Абхазия.
Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества является одним из приоритетных направлений города Севастополя и в целях расширения географии внешнеэкономических связей региона, в первую очередь необходимо предусмотреть укрепление связей с дружественными странами и государствами-участниками СНГ, ЕАЭС, БРИКС.
Также, при рассмотрении вопроса международного взаимодействия стоит обратить внимание на осуществление приграничного сотрудничества на условиях равноправия. В рамках действия приграничного сотрудничества в Российской Федерации реализуются проекты, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов, обустройство государственной границы, улучшение экологии, развитие транспортной инфраструктуры и др.
В связи с этим стоит выделить следующие иностранные государства, с которыми город Севастополь развивает взаимовыгодное сотрудничество: Казахстан, Сирийская Арабская Республика, Республика Беларусь, Кыргызстан.
1.3. Развитие конгрессно-выставочной деятельности
Основными средствами политики формирования положительного имиджа и поддержания благоприятной инвестиционной репутации города Севастополя являются коммуникационные мероприятия, позволяющие продемонстрировать открытость региона и убедиться в существенности его конкурентных преимуществ. Актуальным инструментом позиционирования региона является активное участие в выставочно-конгрессных, ярмарочных и презентационных мероприятиях, проводимых как на территории России, так и за рубежом.
Ежегодно город Севастополь принимает участие в масштабных международных и межрегиональных форумах и выставках, где активно представляет потенциал региона, обсуждает с представителями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и иностранными экспертами вопросы формирования точек притяжения инвестиций для развития города.
Основными площадками для презентации потенциала региона являются Ялтинский международный экономический форум, Петербургский международный экономический форум, Международный военно-технический форум "Армия", Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа, Международная туристическая выставка "Интурмаркет", Международный форум-выставка по туризму "ОТДЫХ", Российская агропромышленная выставка "Золотая осень", Международный инвестиционный форум по недвижимости PROESTATE, Международный муниципальный форум стран БРИКС, Форум "Сильные идеи для нового времени", Международный промышленный форум "Интеллект машин и механизмов", Международное байк-шоу мотоклуба "Ночные Волки", Ежегодный форум для представителей ИТ-отрасли "IT PARK FEST", праздник сбора урожая.
Также, в целях предметной презентации потенциала приоритетных направлений развития региона на территории города Севастополя ежегодно проводятся следующие мероприятия: Международный фестиваль оперы и балета "Херсонес", Международное байк-шоу, Крымский военно-исторический фестиваль, Международный Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал и другие мероприятия инвестиционной, туристической, культурной, образовательной сфер.
В целях укрепления позитивного делового имиджа города Севастополя на межрегиональных и международных площадках необходимы:
- разработка и ведение на постоянной основе Календаря мероприятий, проводимых на территории города Севастополя;
- разработка и ведение на постоянной основе Плана межрегиональных и международных мероприятий;
- проведение в городе Севастополе крупных международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий;
- привлечение к участию в мероприятиях иностранных ассоциаций, союзов, предприятий и организаций, что является серьезным стимулом для развития деловых связей;
- применение различных коммуникаций для продвижения бренда города Севастополя, что будет способствовать повышению узнаваемости и спроса на продукцию предприятий;
- продвижение предприятий города Севастополя на внешних рынках путем организации стендов региона в рамках выставочных мероприятий;
- проведение презентаций экономического и инвестиционного потенциала на зарубежных и российских мероприятиях;
- активное позиционирование и продвижение города Севастополя на внутрироссийском и международном туристских рынках, участие в крупнейших международных туристических и иных выставках;
- распространение рекламно-информационной печатной и иной продукции на главных зарубежных и внутрироссийских рынках, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- организация информационных туров для зарубежных и отечественных средств массовой информации, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Вместе с тем, конгрессно-выставочная деятельность в силу своей особенности интегрировать региональные и внешние связи играет ключевую роль в развитии нашего региона. Активизация данной деятельности служит катализатором развития приоритетных отраслей региона, а также источником дополнительных прямых и косвенных доходов в местный бюджет. Основным градостроительным элементом конгрессно-выставочной деятельности является Экспоцентр.
На сегодняшний день город Севастополь располагает инфраструктурными возможностями для организации здесь масштабных конгрессно-выставочных мероприятий. Ввиду этого в целях полноценной реализации концепции конгрессно-выставочной деятельности в городе Севастополе и для дальнейшей децентрализации экономики и укрепления региональных и межрегиональных связей необходимо разработать и реализовать строительство конгрессно-выставочного центра. Территория данного центра должна включать в свой состав помещения для конгрессов и выставок, парковую и культурно-развлекательную зоны, предприятия общественного питания, гостиницу, представляющих собой экономически обоснованный функциональный и объемно-планировочный симбиоз конгресса с прилегающими зонами.
1.4. Развитие экспортной деятельности
В реализации экономической политики особая роль отводится внешнеэкономической деятельности, в частности развитию экспортного потенциала.
В настоящее время развитие экспортного потенциала города Севастополя затруднено в силу политических факторов, оказывающих влияние на международную торговлю региона. Из-за санкционных ограничений по отношению к городу Севастополю и Республике Крым наблюдается динамика снижения объемов международного товарооборота и сужения географии присутствия субъектов предпринимательской деятельности на внешних рынках.
Таблица 2. Основные показатели внешнеторгового оборота
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Объем внешнеторгового оборота, млн долл. США |
20,1 |
14,2 |
12,7 |
9,9 |
10,4 |
Экспорт товаров, млн долл. США |
5,2 |
4,6 |
6,4 |
4,8 |
5,4 |
Импорт товаров, млн долл. США |
14,9 |
9,6 |
6,3 |
5,1 |
5,0 |
Основными барьерами развития экспортной деятельности являются: - потеря внешних рынков. Организации региона вынуждены осуществлять экспортную деятельность через посредников из других регионов Российской Федерации либо самим регистрировать свою деятельность в соответствующих регионах с менее жестким санкционным режимом. Следствие - увеличение затрат, а также отсутствие возможности прямого маркетинга;
- отсутствие в регионе крупных системных банков, обеспечивающих ведение внешнеэкономической деятельности. Отсутствует возможность сопровождения международных торговых контрактов, получения банковских гарантий для участия в международных тендерах, а также прямых расчетов с партнером. Следствием недостатка предложений банковского кредитования является высокие ставки по кредитам для производителей;
- снижение объема экспорта промышленной продукции (высокотехнологичной продукции, оборудование повышенной опасности) связанно с запретом на обращение продукции, произведенной крымскими и севастопольскими производителями (на санкционной территории), и необходимостью указания адреса происхождения товара в гарантийных документах, сертификате соответствия;
- низкая ценовая конкурентоспособность отдельных видов продукции региона;
- недостаточная обеспеченность собственными финансовыми ресурсами;
- нестабильность валютных курсов.
Учитывая специфику морского региона, специализирующегося на судоремонте и портовой деятельности, значительное снижение заходов иностранных судов/грузов, негативно отразилось на объеме экспорта данных услуг.
Одновременно со снижением экспортных операций усложнилась поставка критических компонентов и материалов для производства электроники (импорт). Высокие затраты на покупку и доставку необходимых комплектующих. Ограничение поставок продукции, произведенной на территории города Севастополя и Республики Крым, на рынки Европы, США, Канады, Австралии. Следствие - рост себестоимости, уменьшение доли прибыли в цене конечного изделия, снижение конкурентоспособности.
Недостаток знаний и опыта представителей бизнес-сообщества в части осуществления экспортных операций, незрелость инфраструктуры поддержки экспортеров и налаженных каналов международного взаимодействия, нестабильность рынков сбыта в условиях динамично меняющихся международных отношений также являются сдерживающими факторами для развития экспорта.
Учитывая географическое положение региона, его потенциал в сфере промышленности и агропромышленного комплекса, развитие внешнеэкономической деятельности и увеличение объемов ("темпа роста") может иметь место в следующих приоритетных отраслях реального сектора экономики:
- в сфере промышленности, высокотехнологичного производства машин и оборудования, производства металлических изделий, а также в сфере легкой промышленности;
- в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь виноделие, рыболовство, марикультура, а также поставка продовольственных товаров и сырья для их производства (преимущественно зерновых культур).
Таблица 3. Отраслевая структура экспорта
Наименование отрасли |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Промышленность, млн долл. |
3,8 |
3,0 |
4,7 |
2,7 |
2,4 |
Машиностроение (машины, оборудование и транспортные средства), млн долл. США |
2,9 |
1,8 |
2,9 |
1,2 |
1,1 |
Химическая промышленность, млн долл. США |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
од |
0,0 |
Металлургия и драгметаллы, млн долл. США |
0,4 |
0,4 |
0,9 |
0,6 |
0,6 |
Легкая промышленность |
0,3 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Прочая промышленность |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Агропромышленный комплекс (АПК), млн долл. США |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
3,0 |
Зерновые, млн долл. США |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
Рыба и морепродукты, млн долл. США |
1,1 |
0,7 |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
Пищевая и перерабатывающая промышленность, млн долл. США |
0,2 |
0,6 |
1,4 |
1,6 |
2,0 |
Прочие отрасли АПК |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
Регион реализует интересы России в зоне Азово-Черноморского и Средиземноморского экономического сотрудничества. Развитие Севастопольского морского порта окажет стимулирующее воздействие на рост экономики города в целом, а также поспособствует притоку инвестиций и квалифицированных кадров, развитию инновационных технологий. Определенный приоритет здесь имеют логистические возможности города в прямом сотрудничестве с Турцией и странами Ближнего Востока (в том числе Сирийская Арабская Республика). Близкая расположенность позволяет значительно сократить сроки транзита, обработки грузов и стоимость перевозок. В режиме действия международных санкций Севастопольский морской порт является удобным пунктом для перевалки каботажных грузов с отечественными портами и внешнеторговых грузов с Турцией, Сирией, Африки.
Перспективными направлениями торгово-экономического сотрудничества города Севастополя на внешних рынках в ближайшие годы являются страны: Казахстан, Сирийская Арабская Республика, Республика Беларусь, Кыргызстан и другие дружественные страны, официально не присоединившиеся к санкциям. В этих странах целесообразно обеспечить интересы города Севастополя.
Таблица 4. Основные показатели экспорта по типам стран
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Экспорт товаров, всего, млн долл. США |
5,5 |
4,6 |
6,4 |
4,8 |
5,4 |
Государства-участники СНГ, млн долл. США |
3,0 |
2,7 |
3,1 |
3,6 |
4,3 |
Страны дальнего зарубежья, млн долл. США |
2,5 |
1,9 |
3,3 |
1,2 |
1,1 |
Приоритетной продукцией в товарной структуре экспорта города Севастополя являются:
1) продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного);
2) машины, оборудование и транспортные средства;
3) текстиль, текстильные изделия и обувь;
4) металлы и изделия из них.
Таблица 5. Аналитика по приоритетным отраслям развития экспортного потенциала города Севастополя, млн долл. США
|
Показатель |
Приоритетная отрасль |
|||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), млн долл. США |
Машины, оборудование и транспортные средства, млн долл. США |
Текстиль, текстильные изделия и обувь, млн долл. США |
Металлы и изделия из них, млн долл. США |
||
1. |
Базовый показатель развития отрасли, 2020 год |
2,10 |
1,12 |
0,62 |
0,67 |
2. |
Базовый вклад крупных предприятий в развитие отрасли, 2020 год |
1,64 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Базовый вклад МСП в развитие отрасли, 2020 год |
0,46 |
0,76 |
0,00 |
0,63 |
4. |
Целевой показатель развития отрасли, 2024 год |
2,64 |
1,92 |
0,77 |
0,95 |
5. |
Целевой вклад крупных предприятий в развитие отрасли, 2024 год |
2,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Целевой вклад МСП в развитие отрасли, 2024 год |
0,62 |
1,92 |
0,77 |
0,95 |
Профилирующие товарные группы экспорта:
- алкогольные и безалкогольные напитки;
- рыба и ракообразные;
- готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала;
- электрические машины и оборудование;
- оборудование и механические устройства;
- черные металлы;
- сети, веревки и канаты для рыболовного промысла;
- обувь.
Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте города Севастополя являются: Республика Беларусь, Новая Зеландия, Республика Казахстан, Израиль, Бангладеш, Кыргызстан.
Целями поддержки экспорта в городе Севастополе являются вывод субъектов предпринимательства на международные рынки и увеличение объема экспорта (в том числе несырьевого неэнергетического экспорта) продукции/товаров/услуг севастопольских производителей к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Таблица 6. Экспорт по отраслям (несырьевой неэнергетический экспорт)
Наименование отрасли |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Несырьевой неэнергетический экспорт, млн долл. США |
5,2 |
4,6 |
6,4 |
4,8 |
5,4 |
Промышленность, млн долл. США |
3,8 |
3,0 |
4,7 |
2,7 |
2,4 |
Агропромышленный комплекс, млн долл. США |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
3,0 |
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" на территории города Севастополя реализуются региональные проекты "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя", "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе" и "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (реализуется Департаментом сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя).
В рамках реализации регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя" предусмотрено внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0, утвержденного протоколом проектного комитета от 02.09.2022 N 5 по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт".
Главная цель Регионального экспортного стандарта 2.0 - закрепление комплекса мер, при внедрении которых региональные власти смогут стимулировать экспортную деятельность региональных компаний, а также формировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта.
Данный стандарт основывается на унифицированных подходах по комплексному развитию системы поддержки экспорта на территории Российской Федерации и предусматривает реализацию 15 инструментов по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в городе Севастополе.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) вовлечение предприятий региона в экспортную деятельность посредством расширения деятельности инфраструктуры поддержки экспортеров.
В рамках развития внешнеэкономических связей и экспортного потенциала региона, в том числе рассмотрения вариантов международного сотрудничества и поиска бизнес-партнеров за рубежом для экспортно-ориентированных субъектов хозяйствования, в городе Севастополе в целях реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы" в 2020 году создан Центр поддержки экспорта города Севастополя (далее - ЦПЭ) на базе НКО "Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства".
ЦПЭ является ключевым звеном в инфраструктуре поддержки экспортеров, реализующим меры государственной поддержки. ЦПЭ оказывает хозяйствующим субъектам, ориентированным на экспорт, следующие услуги и меры поддержки:
- консультирование по вопросам экспортной деятельности;
- проведение маркетинговых исследований;
- содействие в создании сайта на иностранном языке;
- организация бизнес-миссий, в том числе реверсных бизнес-миссий;
- осуществление экспертизы экспортного контракта;
- осуществление анализа зарубежных рынков;
- содействие в размещении на электронных площадках;
- содействие в участии в конкурсе "Экспортер года";
- обеспечение взаимодействия с органами власти;
- продвижение информации о компании за рубежом;
- содействие в получении финансовой поддержки;
- адаптация коммерческого предложения и упаковки;
- проверка надежности партнера.
В том числе ЦПЭ регулярно проводит мероприятия, направленные на продвижение информации о преимуществах электронной торговли, распространение среди бизнес-сообщества историй успеха экспортеров, вышедших на внешние рынки посредством электронной торговли через СМИ, социальные сети и через другие источники, а также оказывает содействие участию компаний города Севастополя в федеральных проектах, направленных на развитие экспорта по каналам электронной торговли, в том числе участию в национальных павильонах на крупнейших электронных площадках и других специальных проектах.
В городе Севастополе проводится работа по вовлечению компаний региона в экспортную деятельность за счет проведения обучающих мероприятий по вопросам экспортной деятельности, включая информацию о существующих мерах государственной поддержки.
Также, на базе ЦПЭ в городе Севастополе создана образовательная площадка для начинающих экспортеров, в рамках которой экспортно-ориентированные субъекты МСП города Севастополя смогут принять участие в экспортных семинарах и получить базовые знания по следующим темам:
- основы экспортной деятельности;
- маркетинг как часть экспортного проекта;
- эффективная деловая коммуникация для экспортеров;
- правовые аспекты экспорта;
- финансовые инструменты экспорта;
- документационное сопровождение экспорта;
- таможенное регулирование экспорта;
- логистика для экспортеров;
- возможности онлайн-экспорта;
- налоги в экспортной деятельности.
Вместе с тем в целях обеспечения наиболее полного участия экспортно-ориентированных предприятий в получении мер поддержки как регионального, так и федерального уровня, требуется активизация и развитие взаимодействия ЦПЭ с торговыми представительствами для выстраивания комплексной системы сотрудничества по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Показатель "Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции" является основным в региональном проекте "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе".
С целью поддержки роста промышленного производства и, как следствие, увеличения объема экспорта промышленной продукции в городе Севастополе создана некоммерческая организация - фонд "Государственный фонд развития промышленности Севастополя" (далее - Фонд развития промышленности Севастополя), главной целью которого является развитие промышленного сектора города Севастополя путем выдачи займов производственным предприятиям города.
Фонд развития промышленности Севастополя осуществляет финансирование проектов, направленных на технологическое перевооружение, модернизацию или создание промышленного производства, разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, производство комплектующих, повышение производительности труда.
Основным общественно значимый результатом регионального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" является создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса.
Вышеуказанный региональный проект ориентирован на продукцию пищевой перерабатывающей промышленности (винодельческая продукция), а также на рыбную продукцию и морепродукты.
На сегодняшний день меры государственной поддержки субъектов экспортной деятельности включают в том числе:
- снижение затрат организаций на сертификацию продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК) на внешних рынках;
- поддержка российских организаций промышленности гражданского назначения (покрытие до 80% фактических понесенных затрат
производителей, а также их аффилированных и уполномоченных лиц при транспортировке своей продукции на внешние рынки);
- поддержка производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а именно компенсация фактически понесенных затрат производителей при транспортировке своей продукции железнодорожным транспортом (или автомобильным, но в сочетании с железнодорожным) на внешние рынки;
- финансирование размещения продукции компании в дегустационно-демонстрационном павильоне, направленное на продвижение продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки, за исключением выставочно-ярмарочной деятельности;
- осуществление акционерным обществом "Российский экспортный центр" функции агента Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной поддержки российским производителям, связанным с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1368 "О государственной поддержке российских производителей в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности";
- обеспечение участия компании в специализированной бизнес-миссии, направленной на продвижение своей продукции и прямые В2В переговоры с потенциальными торговыми партнерами;
- поддержка экспортеров при сертификации продукции на внешних рынках, в том числе продукции фармацевтической и медицинской промышленности;
- возмещение части затрат, понесенных экспортером в связи с участием в международном выставочно-ярмарочном мероприятии, проводимом за пределами Российской Федерации с участием иностранных юридических и физических лиц, на котором были организованы индивидуальные выставочные стенды российских компаний без организации национальной коллективной экспозиции;
- поддержка российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанной с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков;
- поддержка российских организаций на компенсацию части затрат, связанных с созданием и обеспечением функционирования системы послепродажного обслуживания продукции в иностранных государствах;
2) расширение географии взаимодействия и обеспечения присутствия региона на внешних рынках, продвижение продукции на международные рынки за счет организации и участия в бизнес-миссиях, выставочно-ярмарочных мероприятиях, рабочих встречах как на деловых площадках Российской Федерации, так и за рубежом;
С целью продвижения предприятий на международные рынки в городе Севастополе осуществляется:
- проведение обучения и повышение квалификаций сотрудников предприятий города Севастополя по направлению внешнеэкономической деятельности;
- организация и проведение бизнес-миссий (не менее двух в год), в том числе реверсных, в приоритетных странах с участием представителей исполнительных органов города Севастополя, экспортно-ориентированных предприятий и иных заинтересованных организаций;
- организация совместных встреч при посещении города Севастополя делегаций из других субъектов Российской Федерации и стран зарубежья в целях презентации возможностей предприятий, обмена опытом, определения путей по возможному взаимодействию;
- разработка и ведение единого каталога экспортного потенциала региона, включая перечень предприятий города Севастополя с номенклатурой товаров.
Для стимулирования спроса на продукцию предприятий города Севастополя, а также для привлечения и популяризации экспортной деятельности региона, в том числе на выставочно-ярмарочных мероприятиях, прорабатывается вопрос создания логотипов по отраслевым направлениям (туристическому, рыбопромышленному, агропромышленному, инвестиционному), что позволит объединить интересы предпринимательского сообщества, органов государственной власти и населения региона;
3) обеспечение кадрового потенциала развития экспорта в городе Севастополе.
Современная внешнеэкономическая деятельность - это весьма сложная организационно-управленческая и оперативная работа, для достижения успеха в которой необходимы глубокие профессиональные знания. С целью повышения уровня обеспечения региона квалифицированными кадрами в сфере внешнеэкономической деятельности требуется:
- стимулирование развития качества кадрового состава объектов инфраструктуры поддержки экспорта;
- стимулирование образовательных организаций региона в части. разработки и внедрения программ развития кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
В целях привлечения большего числа экспортно-ориентированных предприятий и организаций Правительством Севастополя разрабатываются инвестиционные кейсы (проектные предложения) в сферах сельского хозяйства и промышленного производства, которые размещены на инвестиционном портале Севастополя (investsevastopol.ru) и на постоянной основе обновляются.
Источником ресурсного обеспечения реализации экспортного потенциала города Севастополя является бюджет города Севастополя.
В городе Севастополе создаются и реализуются механизмы, которые формируют эффективную инфраструктурную поддержку субъектам экспортной деятельности региона, что в свою очередь, способствует расширению возможностей продвижения экспортной продукции и увеличению объема экспорта в целом.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы), ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации Программы
Система приоритетов, целей и задач Программы, принципы ее формирования и реализации вытекают из положений:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";
- Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
- постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 91 "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств";
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- паспорта национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16;
- Устава города Севастополя;
- Закона города Севастополя от 15.05.2015 N 138-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе";
- Закона города Севастополя от 21.07.2017 N 357-3C "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года" (далее - Стратегия);
- постановления Правительства Севастополя от 24.11.2015 N 1084-1111 "Об утверждении Регламента Правительства Севастополя";
- постановления Правительства Севастополя от 07.12.2017 N 920-ПП "Об утверждении Порядка организации приема и работы с иностранными делегациями, иностранными гражданами в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя, выезда в служебные командировки за пределы Российской Федерации должностных лиц и официальных делегаций Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя";
- постановления Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя".
2.1. Приоритеты в сфере развития межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе
Приоритетами в сфере развития межрегиональных и международных связей и поддержки экспортной деятельности являются:
- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и социальных сферах;
- продвижение имиджа города Севастополя на территории Российской Федерации и за рубежом;
- развитие и популяризация экспортной деятельности в городе Севастополе;
- реализация на территории города Севастополя национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
2.2. Описание цели (целей), задач Программы
Основной целью и стратегическим приоритетом Программы определено создание благоприятных условий для устойчивого развития межрегионального и международного сотрудничества и поддержки экспортной деятельности в городе Севастополе.
Задачи Программы:
- создание условий для развития и расширения межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и социальных сферах;
- продвижение имиджа города Севастополя на территории Российской Федерации и за рубежом;
- создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности в городе Севастополе;
- реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя";
- реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе".
2.3. Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации
Целевые показатели (индикаторы) Программы:
- количество деловых площадок (конференций, форумов, конгрессно-выставочных, ярмарочных и презентационных мероприятий, организованных визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч, реверсных бизнес-миссий), в рамках которых был представлен потенциал города Севастополя.
Показатель рассчитывается Департаментом за период с начала по конец отчетного года на основании отчетных документов;
- количество действующих Соглашений о сотрудничестве, планов реализации к Соглашениям о сотрудничестве, меморандумов, протоколов и других документов, регламентирующих взаимовыгодное международное и межрегиональное сотрудничество (нарастающим итогом).
Показатель рассчитывается Департаментом за период с начала по конец отчетного года на основании отчетных документов;
- количество хозяйствующих субъектов города Севастополя, осуществляющих экспортную деятельность, в том числе представителей МСП (нарастающим итогом).
Показатель рассчитывается Департаментом на основании данных, предоставляемых Федеральной таможенной службой;
- количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0.
Показатель рассчитывается на основании данных системы онлайн-мониторинга внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 акционерного общества "Российский экспортный центр".
В соответствии с паспортом регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя" достижение показателя "Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0" предусмотрено 31.12.2023;
- объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции (нарастающим итогом).
Показатель рассчитывается Департаментом на основании данных, предоставляемых Федеральной таможенной службой.
Целевые показатели (индикаторы) Программы обеспечивают возможность проверки и подтверждения достижения цели и решения задач, поставленных в Программе.
Таблица 7. Целевые показатели
N п/п |
Показатели (индикаторы) |
Задачи |
1. |
Количество деловых площадок (конференций, форумов, конгрессно-выставочных, ярмарочных и презентационных мероприятий, организованных визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч, реверсных бизнес-миссий), в рамках которых был представлен потенциал города Севастополя |
Создание условий для развития и расширения межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и социальной сферах |
2. |
Количество действующих Соглашений о сотрудничестве, планов реализации к Соглашениям о сотрудничестве, меморандумов, протоколов и других документов, регламентирующих взаимовыгодное международное и межрегиональное сотрудничество (нарастающим итогом) |
Продвижение имиджа города Севастополя на территории Российской Федерации и за рубежом |
3. |
Количество хозяйствующих субъектов города Севастополя, осуществляющих экспортную деятельность, в том числе представители МСП (нарастающим итогом) |
Создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности в городе Севастополе |
4. |
Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции |
Реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе" |
5. |
Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0 |
Реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя" |
Сведения о целевых показателях (индикаторах) приведены в приложении N 1 к Программе.
2.4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей является одним из важнейших направлений региональной политики государства.
Укрепление межрегиональных связей является важным фактором развития экономики региона и служит инструментом привлечения на свою
территорию инвестиционных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения роста экономики и, как следствие, доходов от работы всего хозяйственного комплекса. Соответственно, большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции.
Положительная динамика развития международных и внешнеэкономических связей со странами зарубежья и расширение географии международных контактов в свою очередь наилучшим образом сказываются на развитии субъекта.
Развитие экспортного потенциала занимает особую роль в экономической политике региона. Реализация на территории города Севастополя национального проекта "Международная кооперация и экспорт" позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной экспортной политики.
Путем реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
- развитие межрегионального сотрудничества города Севастополя с другими субъектами Российской Федерации;
- расширение международных и внешнеэкономических связей города Севастополя;
- формирование положительного имиджа города Севастополя в России и за рубежом;
- внедрение стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0);
- увеличение объема экспорта промышленной продукции.
Результатом реализации Программы является достижение плановых значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
2.5. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы: с 2022 по 2030 год.
Программа реализуется в один этап.
3. Характеристика мероприятий Программы
3.1. Соответствие задачам мероприятий Программы
В рамках выполнения задач "Создание условий для развития и расширения межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и социальных сферах" и "Продвижение имиджа города Севастополя на территории Российской Федерации и за рубежом" будет реализовано основное мероприятие 1 "Продвижение потенциала города Севастополя на российских и зарубежных деловых площадках".
В рамках выполнения задач "Создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности в городе Севастополе", "Реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя" и "Реализация на территории города Севастополя регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе" будет реализовано основное мероприятие 2 "Поддержка и развитие экспортной деятельности в городе Севастополе".
3.2. Характеристика основных мероприятий Программы
Основное мероприятие 1 "Продвижение потенциала города Севастополя на российских и зарубежных деловых площадках".
Основное мероприятие включает следующие мероприятия:
- организация визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч в город Севастополь федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иностранных государств, межрегиональных и международных организаций, направленных на развитие внешнеэкономических связей региона, в том числе ежегодные членские взносы;
- организация участия города Севастополя в мероприятиях, проводимых на деловых площадках Российской Федерации и иностранных государств (конференции, выставки, форумы, ярмарки и т. п.);
- изготовление информационных материалов (в том числе сувенирной продукции) для обеспечения участия города Севастополя в мероприятиях, проводимых на деловых площадках Российской Федерации и иностранных государств.
Основное мероприятие 2 "Поддержка и развитие экспортной деятельности в городе Севастополе".
Основное мероприятие включает следующие мероприятия:
- реализация регионального проекта "Системные меры международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя";
- реализация регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе".
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к Программе.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием внешнеэкономической деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации внешнеэкономической политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров межрегионального сотрудничества и внешнеэкономического развития города Севастополя.
Во исполнение Стратегии реализуется последовательная политика, нацеленная на развитие межрегионального и международного сотрудничества региона посредством осуществления комплекса мер, направленных на повышение привлекательности региона, прозрачности системы поддержки предпринимателей, подготовку необходимой экспортной инфраструктуры, внедрение механизмов взаимодействия с действующими и потенциальными экспортерами.
Все меры поддержки экспортной деятельности в городе Севастополе осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели Программы, предусматривают разработку и принятие ряда нормативных правовых актов.
Перечень мер правового регулирования Программы приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Расходы на реализацию Программы осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства города Севастополя, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя, порядками и методиками распределения и предоставления средств субсидий.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на реализацию ее мероприятий.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета города Севастополя ежегодно уточняется в соответствии с законом города Севастополя о бюджете на соответствующий финансовый год.
Таблица 8. Объемы финансирования Программы по источникам финансирования
Годы |
Всего, тыс. руб. |
В т. ч. по источникам финансирования, тыс. руб.: |
|||
федеральный бюджет |
бюджет города Севастополя |
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
внебюджетные средства |
||
Всего |
10 805,9 |
0,0 |
10 805,9 |
0,0 |
0,0 |
2022 |
2 515,0 |
0,0 |
2 515,0 |
0,0 |
0,0 |
2023 |
2 765,1 |
0,0 |
2 765,1 |
0,0 |
0,0 |
2024 |
2 762,9 |
0,0 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
2025 |
2 762,9 |
0,0 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
2026-2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Указанное распределение носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней исходя из имеющихся возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Объемы и формы государственной поддержки будут ежегодно определяться законом о бюджете города Севастополя.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию цели Программы по источникам финансирования приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
6. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Программы, оценка масштабов и последствий рисков, а также формирование системы мер по их предотвращению.
SWOT-анализ возможностей развития межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе дает возможность сделать следующие выводы о данном субъекте Российской Федерации:
сильные стороны:
- благоприятные природно-климатические условия, большая территория, наличие в городской черте земель сельскохозяйственного назначения, протяженная береговая линия с большим числом удобных бухт;
- наличие опыта и материально-технической основы для базирования флота и воинских соединений;
- наличие сформированной системы городского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- наличие сформированной транспортной системы (дорожная сеть, порт, аэропорт, железная дорога);
- высокая привлекательность города для проживания, работы и отдыха;
- благоприятная социокультурная среда для подготовки новых поколений;
- наличие сформированной системы начального, среднего, высшего образования и здравоохранения;
- наличие истории, традиций и комплексов культурно-исторического значения мирового уровня;
слабые стороны:
- экономические санкции в отношении Республики Крым и города Севастополя резко ограничивают перечень возможных стран для прямого экспорта;
- отсутствие надежных внешнеторговых посредников и устойчивых коммерческих связей с зарубежными покупателями;
- недостаток собственных финансовых ресурсов на развитие, усложненный доступ к внешним источникам (крупные российские банки не работают в городе Севастополе);
- несбалансированность структуры выпуска кадров образовательной системой и потребность в специалистах;
- низкая заинтересованность субъектов МСП в развитии экспортной деятельности;
возможности:
- усиление внешнеэкономических, научно-технических связей в рамках трансграничного сотрудничества;
- повышение уровня занятости благодаря налаживанию сотрудничества, созданию совместных предприятий, повышение мощности промышленных предприятий, ориентированных на экспорт;
- наличие финансовой поддержки из федерального бюджета;
- существенное расширение масштабов внешнеэкономической деятельности, в частности внешней торговли;
- опережающий рост внутреннего туризма в стране;
- возможность полного/частичного снятия санкций;
угрозы:
- недофинансирование и отставание в реализации утвержденных федеральных и региональных программ и проектов;
- недофинансирование мероприятий Программы и, как следствие, недостижение заявленных результатов;
- усиление экономических санкций.
При реализации мероприятий Программы имеются определенные категории рисков, например политические и макроэкономические, вероятность возникновения и уровень влияния которых мало изменяются в зависимости от стадии выполнения мероприятий.
Такие риски являются неуправляемыми, однако их необходимо учитывать, поскольку они могут оказывать существенное влияние на развитие отдельных направлений экономики города Севастополя.
Для большинства прочих рисков вероятность их возникновения и степень влияния дифференцированы в течение всего времени реализации мероприятий Программы.
Эти риски можно разделить на:
1. Рыночные риски, обусловленные снижением спроса на продукт, повышением операционных издержек (цен на рынках сырья, материалов и комплектующих, стоимости рабочей силы, цен (тарифов) на услуги ресурсоснабжающих организаций и др.), усилением конкуренции с предприятиями аналогичной отраслевой направленности, находящимися как на полуострове, так и на материковой части Российской Федерации.
К данным рискам можно отнести и неопределенность логистики между городом Севастополем и материковой частью России: изменение стоимости продукта в связи с изменениями стоимости транспортных перевозок (как грузовых, так и пассажирских) и нестабильностью таких перевозок (что влечет за собой также возможные штрафы и пени за нарушения сроков поставки продукции).
2. Коммерческие риски, проявляющиеся в недобросовестности или неплатежеспособности покупателя.
3. Правовые риски, которые связаны с изменением законодательства, длительным формированием нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации мероприятий Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
4. Финансовые риски, которые связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, а также отсутствием устойчивого источника финансирования, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение реализации программных мероприятий.
К рискам можно также отнести недостаточную готовность региональных экспортеров к ведению бизнеса за рубежом по причине низкого уровня информированности и отсутствия необходимых компетенций в области осуществления экспортной деятельности, что может привести к сокращению потенциального количества компаний-экспортеров и, соответственно, объемов экспорта.
Способами ограничения рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- мониторинг изменений в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя в сфере межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;
- поддержка экспортеров на всех этапах жизненного цикла экспорта;
- повышение информированности и уровня знаний предприятий по вопросу ведения экспортной деятельности;
- выстраивание системы взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации и акционерным обществом "Российский экспортный центр" за рубежом, а также с зарубежными торгово-промышленными палатами, ассоциациями производителей и т. п.
7. Механизм реализации Программы
Управление и контроль за реализацией Программы, подготовка годовой отчетности и докладов о ходе реализации, проведение мониторинга реализации, оценка эффективности ее реализации осуществляются Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя".
Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Департамент является ответственным за подготовку и реализацию Программы, осуществляет управленческие и контрольные функции, в установленном порядке обеспечивает целевое эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы за счет всех источников финансирования, ежегодно составляет бюджетную заявку с обоснованием объемов финансирования Программы по статьям расходов на очередной финансовый год.
Приложение N 1
к государственной программе
города Севастополя "Развитие
межрегионального сотрудничества,
международных и внешнеэкономических
связей в городе Севастополе"
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" и их значениях
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Ед. изм. |
Значения показателей |
||||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
Государственная программа города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" | |||||||||||||
Основное мероприятие 1 "Продвижение потенциала города Севастополя на российских и зарубежных деловых площадках" | |||||||||||||
1.1 |
Количество деловых площадок (конференций, форумов, конгрессно-выставочных, ярмарочных и презентационных мероприятий, организованных визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч, реверсных бизнес-миссий), в рамках которых был представлен потенциал города Севастополя |
ед. |
13 |
16 |
19 |
19 |
21 |
23 |
25 |
27 |
30 |
||
1.2 |
Количество действующих Соглашений о сотрудничестве, планов реализации к Соглашениям о сотрудничестве, меморандумов, протоколов и других документов, регламентирующих взаимовыгодное международное и межрегиональное сотрудничество (нарастающим итогом) |
ед. |
53 |
55 |
57 |
59 |
61 |
63 |
65 |
67 |
70 |
||
Основное мероприятие 2 "Поддержка и развитие экспортной деятельности в городе Севастополе" | |||||||||||||
2.1 |
Количество хозяйствующих субъектов города Севастополя, осуществляющих экспортную деятельность, в том числе представителей малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом) |
ед. |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
50 |
||
2.2 |
Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0 |
ед. |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2.3 |
Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции (нарастающим итогом) |
млн долл. США |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение N 2
к государственной программе
города Севастополя "Развитие
межрегионального сотрудничества,
международных и внешнеэкономических
связей в городе Севастополе"
Перечень основных мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе"
N п/п |
Код целевой статьи расходов (КЦСР) |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Срок реализации |
Ожидаемый результат (краткое описание) |
Последствия нереализации мероприятий |
|
начало |
окончание |
||||||
1 |
2200100000 |
Основное мероприятие 1. Продвижение потенциала города Севастополя на российских и зарубежных деловых площадках |
Департамент экономического развития города Севастополя |
2022 |
2030 |
1. Развитие межрегионального сотрудничества города Севастополя с другими субъектами Российской Федерации. 2. Расширение международных и внешнеэкономических связей города Севастополя. 3. Формирование положительного имиджа города Севастополя в России и за рубежом |
Отсутствие целенаправленных, скоординированных и системных действий по формированию положительного имиджа города Севастополя в России и за рубежом |
2 |
2200200000 |
Основное мероприятие 2. Поддержка и развитие экспортной деятельности в городе Севастополе |
Департамент экономического развития города Севастополя |
2022 |
2024 |
1. Увеличение объема экспорта промышленной продукции. 2. Внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0 |
Недостижение целей и задач, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" |
Приложение N 3
к государственной программе
города Севастополя "Развитие
межрегионального сотрудничества,
международных и внешнеэкономических
связей в городе Севастополе"
Перечень мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе"
N |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Государственная программа города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" | ||||
1. |
Закон города Севастополя |
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года |
Департамент экономического развития города Севастополя |
2022 |
2. |
Распоряжение Губернатора города Севастополя |
О создании Экспортного совета при Губернаторе города Севастополя |
Департамент экономического развития города Севастополя |
2022 |
3. |
Распоряжение Губернатора города Севастополя |
О создании управленческой команды города Севастополя по развитию экспорта |
Департамент экономического развития города Севастополя |
2022 |
Приложение N 4
к государственной программе
города Севастополя "Развитие
межрегионального сотрудничества,
международных и внешнеэкономических
связей в городе Севастополе"
Финансовое обеспечение реализации государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" по источникам финансирования
Наименование государственной программы, подпрограммы, основных мероприятий, мероприятий |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Источник финансирования |
План финансирования Программы (тыс. рублей) |
|||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Государственная программа "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Основное мероприятие 1. |
Департамент экономического |
всего, в том числе: |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
Продвижение потенциала города Севастополя на российских и зарубежных деловых площадках |
развития города Севастополя |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет города Севастополя |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 1.1. Организация визитов делегаций (представителей), торговых миссий и деловых встреч в город Севастополь федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иностранных государств, межрегиональных и международных организаций, направленных на развитие внешнеэкономических связей региона, в том числе ежегодные членские взносы |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 1.2. Организация участия города Севастополя в мероприятиях, проводимых на деловых площадках Российской Федерации и иностранных государств (конференции, выставки, форумы, ярмарки и т.п.) |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 1.3. Изготовление информационных материалов (в том числе сувенирной продукции) для обеспечения организации участия города Севастополя в мероприятиях, проводимых на деловых площадках Российской Федерации и иностранных государств |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
2 515,0 |
2 765,1 |
2 762,9 |
2 762,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 805,9 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Основное мероприятие 2. Поддержка и развитие экспортной деятельности в городе Севастополе |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 2.1. Реализация регионального проекта "Системные меры международной кооперации и экспорта на территории города федерального значения Севастополя" |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 2.2. Реализация регионального проекта "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе" |
Департамент экономического развития города Севастополя |
всего, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджет города Севастополя |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты других субъектов Российской Федерации (с указанием наименования субъекта) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 26 декабря 2022 г. N 696-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 23.12.2021 N 686-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе"
Вступает в силу с 27 декабря 2022 г.
Текст постановления опубликован на портале Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 27 декабря 2022 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г. N 9200202212290043