Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления муниципального жилищного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального жилищного контроля.
Организация и осуществление муниципального жилищного контроля регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Подконтрольные субъекты - юридические лица (управляющие организации, ТСЖ, ТСН, ЖСК), индивидуальные предприниматели и граждане.
Муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Брянск осуществляется Брянской городской администрацией в лице уполномоченного органа - Управления муниципального контроля Брянской городской администрации (далее - орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Муниципальный контроль осуществляется путём:
- организации и проведения проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области жилищных отношений;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;
- организации и проведения мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В 2022 году (по состоянию на 01.10.2022 г.) по обращениям граждан назначено 38 внеплановых контрольных мероприятий, из них завершены 24 внеплановые проверки, по фактам выявленных нарушений выдано 15 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере жилищных отношений.
В связи с введением Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены запреты и ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок в 2022 году при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства N 336) ограничений, 11.03.2022 г. органом муниципального жилищного контроля приняты решения о завершении без выдачи предписаний (в соответствии с пунктами 6, 7 Постановления Правительства N 336) - 2 (двух) внеплановых проверок, об отмене (в соответствии с требованиями п. 5 Постановления Правительства N 336) - 11 (одиннадцати) внеплановых проверок.
|
2021 |
2022 |
Количество проведенных проверок |
166 |
38 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
23 |
14 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения |
92 |
15 |
Выявлено нарушений |
140 |
17 |
Количественный показатель проверок, проведенных в 2022 году, ниже по сравнению с 2021 годом ввиду принятия Правительством Российской Федерации Постановления N 336, ограничивающего реализацию полномочий контрольно-надзорных органов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
За истекший период 2022 года (по состоянию на 01.10.2022) в рамках исполнения Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории города Брянска на 2022 год, утв. постановлением Брянской городской администрации от 17.12.2021 N 3987-п (далее - Программа профилактики) управлением муниципального контроля Брянской городской администрации выдано 450 (по состоянию на 12.12.2022 г.) предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории города Брянска.
|
2021 |
2022 |
Количество выданных предостережений |
62 |
450 |
Количество субъектов, которым выданы предостережения |
22 |
108 |
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами, приходятся на следующие обязательные требования:
- ненадлежащее содержание кровель многоквартирных домов (несвоевременное устранение протечек кровель, приводящих к залитию жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах, не проведение очистки кровель от снежно-ледяных образований): нарушение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункт 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пункты 4.6.1.1, 4.6.1.28, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- ненадлежащее состояние стен, фасадов многоквартирных домов (нарушение теплоизоляционных свойств, разгерметизация стыков стеновых панелей, образование трещин, разрушение балконных плит, разрушение цоколя и отмостки многоквартирных домов): нарушение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.5., 4.2.1.12, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.10.2.1, 4.10.2.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- ненадлежащее содержание мест общего пользования многоквартирных домов (внутренней отделки, ступеней в подъездах, освещения подъездов, чердаков, подвалов, входов в подъезды, целостности оконных заполнений, не проведение влажной и сухой уборки): нарушение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктов 8, 11, 13, 20, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пунктов 3.2, 3.4, 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- ненадлежащее содержание общедомовых инженерных коммуникаций - систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения (недостаточная теплоизоляция внутренних трубопроводов, стояков и запорной арматуры, наличие протечек, засоров и негерметичность стыковых соединений в системах канализации): нарушение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктов 18, 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пунктов 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;
- нарушение требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (отсутствие общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ), не проведение работ по ремонту и вводу в эксплуатацию ОДПУ, несвоевременная поверка ОДПУ): нарушение требований ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п.п. 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- несвоевременная подготовка многоквартирных домов и инженерного оборудования к эксплуатации в отопительный период (несвоевременное предоставление управляющими организациями, ТСЖ, ТСН (отсутствие) актов о готовности к зиме, актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления: нарушение требований ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170);
- предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (нарушение предоставления коммунальной услуги по отоплению, горячему водоснабжению, нарушение температурного режима горячего водоснабжения, отопления): нарушение пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Приложения N 1 к Правилам N 354.
Информирование субъектов профилактики по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, осуществлялось посредством размещения на официальном портале администрации города Брянска в сети Интернет (на странице "Муниципальный контроль" в разделе "Муниципальный жилищный контроль") руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области жилищных отношений; информационных статей об изменениях жилищного законодательства.
В соответствии с утвержденным графиком проведения профилактического визита в 2022 году запланировано проведение профилактических визитов в отношении 11 контролируемых лиц, отнесенных органом муниципального контроля к категории высокого риска.
Консультирование контролируемых лиц осуществлялось по мере поступления обращений устно (по телефону), а также в ходе проведения профилактических мероприятий.
Мероприятия, включенные в Программу профилактики в 2022 году, реализованы в полном объеме.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности.
В целях профилактики нарушений рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области муниципального жилищного контроля на территории города Брянска на официальном сайте администрации города Брянска в сети Интернет в разделе "Муниципальный жилищный контроль" размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом муниципального жилищного контроля.
По всем поступающим от подконтрольных субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольных мероприятий должностными лицами органа муниципального жилищного контроля даются компетентные разъяснения и консультации.
1.3. К проблемам, на решение которых направлена настоящая Программа профилактики, относятся случаи ненадлежащего соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами следующих обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда:
- требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
- требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.
Наиболее распространенными причинами перечисленных нарушений являются отсутствие у подконтрольных субъектов стремления к систематическому проведению мероприятий, направленных на создание комфортных условий проживания; различное толкование юридическими лицами действующего жилищного законодательства и позиция контролируемых лиц о необязательности соблюдения этих требований.
Наиболее значимым риском является причинение вреда объектам жилищного фонда, вследствие нарушения жилищного законодательства контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом.
Мероприятия настоящей Программы профилактики будут способствовать частичному решению обозначенных проблем в связи с повышением информированности подконтрольных субъектов относительно последствий нарушения обязательных требований и способов устранения нарушений предусмотренными законодательством способами.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований жилищного законодательства, на побуждение контролируемых лиц к добросовестности, будет способствовать повышению их ответственности, а также снижению количества совершаемых нарушений.
При реализации мероприятий Программы профилактики повышенное внимание должно быть уделено объектам муниципального жилищного контроля, отнесенным к категориям высокого и среднего рисков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.