Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности департамента и учреждения, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Предметом надзора в области регионального экологического надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Брянской области в области охраны окружающей среды.
Осуществление департаментом регионального экологического надзора регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, постановлением Правительства Брянской области от 27 сентября 2021 года N 395 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)", Указа Губернатора Брянской области от 29 марта 2013 года N 283 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 395-п"
Региональный экологический надзор осуществляется департаментом на территории Брянской области в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах.
К объектам надзора регионального экологического надзора (далее - объекты надзора) относятся:
- деятельность (действия (бездействие)) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований;
- поверхностные водные объекты, расположенные на территории Брянской области, в т.ч. водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Учет объектов контроля осуществляется:
а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой департаменту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении регионального экологического надзора, являются требования законодательства в сфере охраны окружающей среды. К перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении департаментом мероприятий по надзору в области охраны окружающей среды, относятся:
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха";
- принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Брянской области. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году плановые и внеплановые проверки по государственному экологическому контролю департаментом не проводились. В рамках действующего законодательства департаментом по состоянию на 1 октября 2022 года проведено 28 выездных обследований. Рассмотрено 540 дел об административных правонарушениях поступивших из органов МВД России по Брянской области и прокуратуры. За нарушение обязательных требований законодательства к административной ответственности в виде штрафов привлечено 215 виновных лиц на сумму 1 496,00 тыс. руб. Кроме того в виде предупреждения привлечено 144 юридических и физических лиц. По итогам деятельности департамента, направленной на охрану окружающей среды, основными и наиболее часто встречающимися нарушениями являются несоблюдение обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления.
На официальном сайте департамента размещен и поддерживается в актуальной редакции перечень правовых актов, содержащий обязательные требования, оценка которых является предметом надзора.
Специалисты департамента и учреждения проводят консультирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований.
При осуществлении регионального экологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). Департамент для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
- категория значительного риска;
- категория среднего риска;
- категория умеренного риска;
- категория низкого риска.
Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска. Объекты надзора относятся к следующим категориям риска:
- к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I категории
- к категории среднего риска - объекты государственного экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";
- к категории умеренного риска - объекты государственного экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
- к категории низкого риска - объекты государственного экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.