В соответствии с частями 2 и 4 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением об управлении потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 62, пунктом 10 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 08.11.2021 N 470-п приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении управлением потребительского рынка Брянской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год.
2. Признать утратившим силу приказ управления потребительского рынка Брянской области от 17 декабря 2021 года N 539 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 - 2024 годы" (в редакции приказа от 07 апреля 2022 N 85).
3. Обеспечить размещение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении управлением потребительского рынка Брянской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте управления.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления - начальника отдела лицензирования и декларирования - P.M. Ходина.
Начальник управления |
В.И. Пчеленок |
Утверждена
приказом управления
потребительского рынка
Брянской области
от 19.12.2022 N 283
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении управлением потребительского рынка Брянской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей, описание текущего развития профилактической деятельности управления, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Пунктом 3.3 Положения об управлении потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 62, установлено, что Управление является региональным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), постановлением Правительства Брянской области от 08.11.2021 N 470-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 470-п).
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор)) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Система управления рисками причинения вреда
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Управлением разработан и утвержден постановлением N 470-п перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) являются:
N |
Наименование обязательного требования |
НПА и СЕ |
1 |
Наличие у подконтрольного субъекта, осуществляющего розничную пролажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости |
абзац 1 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
2 |
Наличие у подконтрольного субъекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости |
абзац 2 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
3 |
Подключение подконтрольного субъекта к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), наличие программно-аппаратных средств для учета информации об объеме и обороте алкогольной продукции, а также приема и передачи информации об обороте такой продукции в ЕГАИС |
абзац 16 пункта 2 статьи 8, абзац 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
4 |
Соблюдение обязанности по учету объема оборота алкогольной продукции и фиксации информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС (фиксация в ЕГАИС товарно-транспортных накладных, актов списания алкогольной продукции и пр. |
абзацы 1, 12 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ |
5 |
Применение контрольно-кассовой техники при реализации алкогольной продукции |
абзац 12 пункт 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
6 |
Запрещение нахождения торгового объекта и стационарного объекта общественного питания в объектах и границах прилегающих к ним территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции |
пункт 2 статьи 1, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
7 |
Наличие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции |
пункты 1, 2 статьи 10.2, подпункт 12 пункта 2 статьи 16, абзац 8 пункта 1 статьи 26, абзац 23 пункта 1 статьи 26, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
8 |
Соблюдение требований к маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками |
часть 1 статьи 12, подпункт 12 части 2 статьи 16, абзацы 9 и 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
9 |
Соблюдение запрета на розничную продажу алкогольной продукции с 22 часов до 8 часов по местному времени |
пункт 9 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, ст. 6.1 Закона Брянской области N 8-З от 29.02.2012 "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" (далее - Закон Брянской области N 8-З) |
10. |
Соблюдение требований к установленным ценам, не ниже которых должна осуществляться розничная продажа алкогольной продукции |
пункт 5 статьи 11, абзац 30 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
11 |
Доведение до потребителей информации на русском языке, которая содержит сведения о наименовании, цене алкогольной продукции, наименовании производителя (юридический адрес), стране происхождения алкогольной продукции, сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия, государственных стандартах, требованиям которым должна соответствовать алкогольная продукция, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименовании основных ингредиентах, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов, противопоказаниях к ее применению, дате изготовления |
пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ |
12 |
Соблюдение требований к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) |
абзац 3 пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ. ст. 6 Закона Брянской области N 8-3 |
13 |
Соблюдение запрета на розничную продажу алкогольной продукции в следующие дни: День знаний (1 сентября). День молодежи (27 июня) |
ст. 6.1 Закона Брянской области N 8-3 |
14 |
Соблюдение запрета на розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности |
абзац 38 пункта 1 статьи 26 Федерального N 171-ФЗ |
15 |
Соблюдение запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним |
подпункт 11 пункта 2, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
16 |
Соблюдение обязанности по предоставлению покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС |
подпункт 13 пункта 2 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
17 |
Соблюдение запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом |
подпункт 14 пункта 2 статьи 16, абзац 24 пункта 1, пункта 2.1. статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
18 |
Запрет на осуществление продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров |
подпункт 15 пункта 2 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
19 |
Декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания |
абз. 3, 4, 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ |
20 |
Соблюдение запрета на розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии |
подпункт 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ |
21 |
Наличие копии уведомления о начале предоставления услуг общественного питания |
пункт 3.2-2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ |
22 |
Наличие у подконтрольного субъекта (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания, для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных объектов общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости |
абзац 8 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
23 |
Наличие у подконтрольного субъекта (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющего в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности |
абзац 9 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
24 |
Наличие у подконтрольного субъекта (бюджетное учреждение), осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарного объекта общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости |
абзац 10 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
25 |
Наличие у подконтрольного субъекта (бюджетное учреждение), осуществляющего в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности |
абзац 11 пункта 10 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
26 |
Наличие документов, подтверждающих наличие у организации в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права организации оказывать в них услуги общественного питания (при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном и водном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования, вместо места нахождения обособленного подразделения указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств) |
подпункт 4 пункта 3.2.-2 статьи 19, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
27 |
Наличие зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания |
пункт 4 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
28 |
Потребительская упаковка алкогольной продукции должна обеспечивать возможность визуального определения факта ее вскрытия |
пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ |
29 |
Вскрытие потребительской тары (упаковки) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом) при розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания |
абзац 3 пункта 4 статьи 16, абзац 7 пункта 4 статьи 18, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
30 |
Соответствие обособленного подразделения организации объектам общественного питания: ресторан, бар, кафе, буфет |
абзац 2 пункта 4 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, "ГОСТ 30389-2013. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") |
31 |
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, осуществляется только в данном объекте общественного питания |
абзац 1 пункта 7 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
32 |
Осуществление в объекте общественного питания розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания |
пункт 5 статьи 16, абзац 38 пункта 1 статьи 26, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
33 |
Соблюдение установленного срока подачи заявления для переоформления лицензии |
п. 13 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ |
34 |
Наличие зала обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов) |
пункт 4.1 статьи 16, абзац 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ |
35 |
Запрещение нахождения объекта общественного питания в местах нахождения источников повышенной опасности |
подпункт 7 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 N 2219 "О порядке определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания" |
36 |
Соблюдение запрета на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции (запрет не распространяются на стеклоомывающие жидкости, нежидкую непищевую спиртосодержащую продукцию, а также непищевую спиртосодержащую продукцию с использованием укупорочных средств, исключающих ее пер оральное потребление) |
абзац 5 пункта 1 статьи 11 Федерального N 171-ФЗ. пункт 2 постановления Правительства РФ от 10.12.2018 N 1505 "Об ограничении условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции" |
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами (далее - контролируемое лицо, КЛ) требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Управлением сформирован Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) и размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Управления в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подраздел "Перечень обязательных требований".
Управлением периодически проводился мониторинг актуальности Перечня нормативных правовых актов, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Контролируемые лица
Контролируемыми лицами в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
На территории Брянской области по состоянию на 1 ноября 2022 года деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляют 1349 контролируемых лица (юридические лица, индивидуальные предприниматели), из них 496 юридических лиц осуществляют деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Объекты контроля
Объектами государственного регионального контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:
1. Деятельность и действия:
деятельность, действия (бездействие) организаций (далее - лицензиат) по розничной продаже алкогольной продукции, для осуществления которой требуется лицензия на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
деятельность, действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - субъект, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции) по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания;
деятельность, действия (бездействие) организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - субъект, осуществляющий сбор винограда) по сбору винограда для производства винодельческой продукции;
деятельность в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
деятельность по приему деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
2. Результаты деятельности:
алкогольные напитки, в том числе пиво импортируемое;
импортируемые алкогольные напитки;
результаты деятельности контролируемых лиц в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в рамках регионального государственного контроля (надзора).
3. Производственные объекты:
здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, и к которым предъявляются обязательные требования.
Текущее состояние регионального государственного контроля (надзора)
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения должностными лицами управления следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование;
2) взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) контрольная закупка;
б) инспекционный визит;
в) рейдовый осмотр;
г) документарная проверка;
д) выездная проверка.
В марте текущего года в целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В этой связи управлением неукоснительно соблюдаются нормы постановления N 336. Обращения граждан, не содержащие сведений (фактов) о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан перенаправлены в органы полиции для принятия мер в соответствии с компетенцией.
По состоянию на 2 ноября 2022 года должностными лицами Управления проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1. Со взаимодействием с контролируемыми лицами: | |
а) контрольная закупка |
1 (проведена до установленных постановлением N 336 ограничений) |
б) инспекционный визит |
0 (в соответствии с постановлением N 336 принято 2 решения о завершении КНМ) |
2. Без взаимодействия с контролируемым лицом: | |
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований: из них: |
17 |
- в рамках контроля за соблюдением организациями лицензионных требований; требований, установленных 16 статьей 171-ФЗ; требований к фиксации в ЕГАИС; - в рамках контроля по декларированию. |
14 3 |
Меры правового реагирования:
выдано предписаний |
0 |
возбуждено дел об административном правонарушении (с учетом дел, до издания постановления N 336) |
47 |
Случаев воспрепятствования законной деятельности должностных лиц управления по проведению контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом, уклонения от контрольных (надзорных) мероприятий со стороны контролируемых лиц не фиксировалось.
Жалоб по досудебному обжалованию решений (актов) управления, действий (бездействия) должностных лиц управления при осуществлении государственного регионального контроля (надзора) не поступало.
Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и подлежащие отмене в отчетном периоде отсутствовали.
Текущий уровень развития профилактических мероприятий, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере регионального контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденная приказом Управления от 17.12.2021 года N 539 (в редакции от 07.04.2022), в части запланированных на 2022 год мероприятий успешно реализована.
Управлением сформирован перечень нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Перечень нормативных правовых актов). Перечень нормативных правовых актов размещен в открытом доступе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления (www.alco32.ru, раздел "Деятельность" -
"Перечень обязательных требований"). На постоянной основе проводится мониторинг актуальности Перечня нормативных правовых актов, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Также в разделе "Профилактика нарушений требований законодательства" вышеназванного сайта размещено руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции.
По состоянию на 2 ноября 2022 года должностными лицами Управления проведены следующие профилактические мероприятия:
1) информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте управления в сети "Интернет", через личные кабинеты KЛ в государственных информационных системах и (или) путем направления информации на электронную почту KЛ); 2) обобщение правоприменительной практики (на сайте управления); 3) объявлено предостережений: - занижение минимальных цен или нарушение порядка учета - продажа 27 июня или нарушение порядка учета - продажа 1 сентября или нарушение порядка учета - розничная продажа АП без лицензии - продажа АП на вынос в общепите - розничная продажа АП в НТО - продажа несовершеннолетним 4) консультирование; 5) профилактический визит: предложено проведено отказались ожидает проведения |
31
1 132 83 18 21 2 5 2 1
135 95 27 33 35 |
В октябре текущего года проведено публичное мероприятие на тему: "Обобщение практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактических мероприятий в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства от 10.03.2022 N 336".
Часто встречающиеся нарушения или признаки нарушений обязательных требований
- занижение минимальных цен;
- нарушение порядка учета;
- нарушение срока предоставления декларации.
Достижение отчетных показателей
Отчетным показателем программы профилактики на 2022 год является уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, в процентах.
В марте текущего года в целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора).
В этой связи уровень соблюдения обязательных требований в 2022 году составил 97% (отчетный показатель Программы профилактики на 2022 год - не менее 84%).
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере на территории Брянской области;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
2. Проведение Управлением профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет контроля;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемого лица, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение квалификации кадрового состава Управления, принимающего участие в проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий на 2023 год, сроки (периодичность) их проведения
Управление проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Реализация программы осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий (приложение к Программе профилактики).
Информирование
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управление обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и после публичного обсуждения проекта доклада утверждается приказом начальника Управления и размещается на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
Объявление предостережения
Объявление предостережения проводится в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Управление осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
Консультирование
Консультирование проводится в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, в ходе проведения профилактического, контрольного (надзорного) мероприятия.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Должностные лица Управления осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) содержание обязательных требований, предъявляемых к деятельности либо к принадлежащим объектам контроля, принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, недопустимости нарушения обязательных требований и последствия их несоблюдения;
2) планируемых изменений обязательных требований, необходимых организационных (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований;
3) особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора).
В случае поступления в Управление в течение квартала 5 и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Управления.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Управления, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Графики консультирования на личном приеме утверждаются приказом Управления.
Профилактический визит
Профилактический визит проводится в соответствии со ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обязательные профилактические визиты проводятся в первом квартале года, следующего за годом, в котором контролируемое лицо приступило к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе (ст. 45 Федерального закона N 248-ФЗ).
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результаты реализации и оценка эффективности профилактической деятельности отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения программы профилактики.
Оценка эффективности реализации Программы профилактики рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года).
Отчетные показатели программы профилактики
Отчетными показателями программы профилактики являются:
уровень соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований (), в процентах.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где - уровень соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
- количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований;
- общее количество контролируемых лиц.
Проект отчетных показателей программы профилактики на 2023 - 2025 годы
|
2023 |
2024 |
2025 |
По итогам года уровень соблюдения обязательных требований должен составить |
не менее - 90% |
не менее - 93% |
не менее - 95% |
Приложение
к Программе профилактики
План-график
мероприятий Управления, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований и предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области на 2023 год
N |
Форма мероприятия |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Адресаты мероприятий |
Ответственные лица |
1. |
Информирование |
1.1 Актуализация и размещение на официальном сайте Управления Перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
По мере принятия или внесения изменений |
Контролируемые лица |
Алексеев М.В., Горбачева Ю.А. |
1.2 Размещение информационных писем в личных кабинетах контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) |
Не реже 2 раз в год |
Контролируемые лица |
Архипова Г.М., Алексеев М.В., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П., Зенькова Г.В., Немтинова И.А. |
||
1.3 Размещение информации о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" |
В соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 |
Контролируемые лица |
Архипова Г.М., Алексеев М.В., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П., Зенькова Г.В., Немтинова И.А. |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.2 Подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления за 2022 год |
Не позднее 1 марта |
Контролируемые лица |
Ходин P.M., Алексеев МБ., Горбачева Ю.А., Немтинова И.А., Цуканова М.В. |
3. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
3.1 Направление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере |
По мере получения сведений о признаках нарушений |
Контролируемые лица |
Архипова Г.М., Алексеев М.В., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П., Зенькова Г.В., Немтинова И.А. |
4. |
Консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
4.1 Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи либо на личном приеме |
По мере поступления от контролируемых лиц соответствующих обращений, в рамках профилактического визита |
Контролируемые лица |
В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 1 и 3 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Архипова Г.М., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П. В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 2 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Алексеев М.В., Зенькова Г.В., Немтинова И.А. |
5. |
Проведение профилактических визитов |
5.1 Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых пиц, приступающих к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Ежеквартально: предложение о проведении профилактического визита направляется не позднее: 15 рабочих дней после истечения квартала, в котором |
Контролируемые лица, обязанные представить в управление декларацию(ии) об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляющие деятельность на территории региона, а лицензиаты также после получения соответствующей лицензии получения соответствующей лицензии |
В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 1 и 3 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Архипова Г.М., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П. В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 2 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Алексеев М.В, Зенькова Г.В. Немтинова И.А. N 171-ФЗ: Алексеев М.В, Зенькова Г.В. Немтинова И.А. |
Контролируемое лицо приступило к осуществлению деятельности в контролируемой области, а лицензиату не позднее 5 рабочих дней с момента принятия решения о первоначальной выдаче лицензии | |||||
Контролируемые лица, обязанные представить в управление декларацию(ии) об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не осуществляющие деятельность на территории региона |
В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 1 и 3 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Архипова Г.М., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П. |
||||
Контролируемые лица, не являющиеся лицензиатами и не обязанные представлять в управление декларацию(ии) об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, но осуществляющие деятельность на территории региона |
В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно пп. 2 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Алексеев М.В, Зенькова Г.В. Немтинова И.А. |
||||
|
5.2 Проведение необязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, по инициативе контролируемого лица |
Уведомление о проведении профилактического визита направляется не позднее 10 рабочих дней после обращения контролируемого лица в управление (при наличии у управления материальных, финансовых и кадровых ресурсов) |
Контролируемые лица, обратившиеся в управление с просьбой о проведении профилактического визита |
В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 1 и 3 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Архипова Г.М., Горбачева Ю.А., Драманчук С.П. В части соблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) согласно п.п. 2 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ: Алексеев М.В, Зенькова Г.В. Немтинова И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 19 декабря 2022 г. N 283 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год"
Вступает в силу с 19 декабря 2022 г.
Опубликование:
-