Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Аналитическая часть
1.1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Осуществление регионального государственного строительного надзора, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - РГСН).
Осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области (далее - контроль за долевым строительством).
1.2. Анализ и оценка текущего состояния подконтрольной сферы
1.2.1. Характеристика обязательных требований
Обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного строительного надзора, а так же при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области (далее - обязательные требования), установлены действующим федеральным законодательством, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти Магаданской области и обязательны для исполнения.
Перечни актов, содержащих обязательные требования, утверждены для РГСН приказом Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области N 27-О от 08.09.2021 г., для контроля за долевым строительством приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 930/пр от 31.12.2020 г. и размещены на официальном сайте Департамента в региональной информационной системе "Открытый регион" (далее - Официальный сайт) по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/control/supervision/.
1.2.2. Характеристика поднадзорных субъектов
Субъекты регионального государственного строительного надзора - физические и юридические лица, являющиеся:
- согласно требований ч. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрадК РФ), застройщиками при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 54 ГрадК РФ;
- согласно требований ч. 3 ст. 52 ГрадК РФ, лицами осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в ч. 1 ст. 54 ГрадК РФ.
По состоянию на 01.10.2022 Департаментом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлено 21 контрольное мероприятие, в виде внеплановых выездных проверок.
Проверочные мероприятия проводились в отношении 12 подконтрольных субъектов по 17 объектам капитального строительства.
В числе проверочных мероприятий проведено:
- 20 проверок по основаниям, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в связи с наступлением события, указанного в программе проверок;
- 1 внеплановая проверка, по основанию, указанному в п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В прокуратуру Магаданской области направлено 1 заявление о согласовании внеплановой проверки, в удовлетворении которого было отказано.
Основной объем гражданского капитального строительства, в отношении которого осуществляется государственный строительный надзор, реализуется в г. Магадане. Однако в целях осуществления надзорных мероприятий специалисты отдела государственного строительного надзора в течение 2022 года направлялись в служебные командировки в городские округа Магаданской области, в том числе в Хасынский, Тенькинский, Ольский, Среднеканский.
По результатам осуществления государственного строительного надзора Департаментом, в истекшем периоде 2022 года, выдано 5 заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Жалоб на действия, бездействия должностных лиц Департамента при осуществлении проверочных мероприятий в рамках государственного строительного надзора не поступало.
Субъектами государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области являются юридические лица - застройщики, осуществляющие строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В 2022 году проверочные мероприятия при осуществлении контроля в области долевого строительства не проводились в ввиду отсутствия оснований.
На Официальном сайте Департамента по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/control/audit/ размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии реестры подконтрольных субъектов и объектов, а также реестры проведенных проверочных мероприятий и их результатов.
1.2.3. Наиболее значимые риски для охраняемых законом ценностей
По результатам проведенных при осуществлении регионального государственного строительного надзора проверок, выявлено 13 правонарушений, в том числе начало строительства и реконструкции без разрешений на строительство - 3, нарушение сроков направления в орган госстройнадзора извещений о начале строительства и о сроках завершения работ, подлежащих проверке - 3, несоответствие выполняемых работ проектной документации и обязательным требованиям технических регламентов - 8.
По фактам выявленных при проведении проверок нарушений, ДАиГ МО было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях. По возбужденным ДАиГ МО делам об административных правонарушениях вынесено 13 постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде предупреждений - 3, в виде штрафов, на общую сумму 220 тыс. руб., из них в отношении должностных лиц 220 тыс. руб., в отношении юридических лиц штрафы не назначались.
Помимо этого, ДАиГ МО было рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях, возбуждённых органами прокуратуры. По результатам рассмотрения вынесено 2 постановления о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях в виде штрафа на общую сумму 40 тыс. руб.
К основным причинам совершения правонарушений в строительной сфере можно отнести недостаточное обеспечение лиц, осуществляющих строительство квалифицированными кадрами, недостаточное обеспечение современной строительной техникой и оборудованием, низкую квалификацию и знание законодательства в области градостроительства должностных лиц строительных организаций и застройщиков, несвоевременное и нерегулярное направление указанных лиц на курсы переобучения и повышения квалификации с целью поддержания знаний, необходимых для осуществления процессов строительства, на должном уровне.
Вопрос должного уровня знания и соблюдения законодательства о градостроительной деятельности является основополагающим, т.к. знание законодательства и обязательных требований нормативных документов необходимо, не только для правильной организации работ, непосредственно связанных с процессом выполнения строительно-монтажных работ, а также для процессов предшествующих этому, в том числе организации инженерных изысканий, подготовки проектной документации, работ по получению разрешительных документов, необходимых согласований и прочие процедуры, в плоть до подготовки земельного участка и строительной площадки для начала строительства.
Для уменьшения количества, допускаемых застройщиками и лицами осуществляющими строительство нарушений, в первую очередь необходимо указанным лицам проводить кадровую работу по наполнению штатов организаций квалифицированными кадрами и постоянному поддержанию их должной квалификации.
В 2022 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области, случаи выявления в действиях застройщиков нарушений обязательных требований отсутствуют.
Для проведения профилактических мероприятий, приказом Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области N 35-О от 22.11.2021 была утверждена программа профилактики правонарушений на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годы.
В рамках указанной программы в 2022 году Департаментом осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
- на Официальном сайте Департамента по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/control/supervision/, для лиц, осуществляющих деятельность в подконтрольной Департаменту сфере, были размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора и руководства по соблюдению указанных требований, на постоянной основе проводится мониторинг и актуализация указанных перечней;
- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования на Официальном сайте Департамента по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/control/supervision/ руководств по соблюдению обязательных требований;
- осуществляется ведение и размещение на Официальном сайте Департамента по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/control/audit/ перечней подконтрольных субъектов и реестров проверочных мероприятий и их результатов;
- на Официальном сайте Департамента по адресу: https://architect.49gov.ru/activities/audit/ не позднее 20.04.2023 будет размещено обобщение практики осуществления регионального государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области в 2022 году;
- в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 45 и ст. 50 Федерального закона N 248-ФЗ, пп. "г" п. 12 и п. 17 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 2161 от 01.12.2021 г. (далее - Общие требования к осуществлению РГСН) и п.п. 9, 13 Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области N 921-пп от 02.12.2021 г. (далее - Положение о РГСН), Департаментом в целях профилактической работы осуществлено 7 консультирований контролируемых лиц по вопросам осуществления РГСН и соблюдения обязательных требований, относящихся к предмету РГСН в письменной форме;
- в соответствие с п. 7 ч. 1 ст. 45 и ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ, пп. "д" п. 12 и п. 19 Общих требований к осуществлению РГСН и п.п. 9, 14 Положения о РГСН, Департаментом в целях профилактической работы осуществлено 9 обязательных профилактических визитов в связи с поступлением от контролируемых лиц извещений о начале работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. Все профилактические визиты осуществлены в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемых лиц;
- в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 45 и ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ, пп. "в" п. 12 и п. 16 Общих требований к осуществлению РГСН и п.п. 9, 12 Положения о РГСН, Департаментом в целях профилактической работы контролируемым лицам объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
- внесение информации о проведенных проверках, профилактических мероприятиях и их результатах в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорный) мероприятий";
- внесение информации о проводимых проверках и их результатах в Единую информационную систему жилищного строительства (АИ СЖС).
1.3. Цели и задачи программы профилактики
1.3.1. Цели программы
Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
1.3.2. Задачи программы
Совершенствование деятельности Департамента по профилактике нарушений обязательных требований, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Повышение информированности граждан и подконтрольных субъектов о нормативно-правовой системе, регулирующей взаимоотношения хозяйствующих субъектов и контролирующих органов в вопросах выполнения законодательства в области строительства объектов капитального строительства и долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Формирование условий для повышения уровня квалификации и подготовки подконтрольных субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.