Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение N 4
к Алгоритму внедрения
в медицинских организациях
Чеченской Республики
системы внутреннего контроля
качества и безопасности
медицинской деятельности,
утвержденному приказом Минздрава ЧР
от "23" 12.2022 г. N 579
Примерная форма
Положения о порядке организации проведении
внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГБУ _______
________________________
(Ф.И.О.)
"__" _________ 20__ года
Положение
о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности
в ГБУ ____________________________________________
I. Общие положения
1. Положение о порядке организации и проведения внутреннего
контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУ
______________________ (далее - Положение) регулирует организацию и
проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской
деятельности (далее - внутренний контроль) в ГБУ _______________________.
2. Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля
является главный врач.
Уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской
деятельности является руководитель службы качества (отдела качества) ГБУ
__________________ (далее - уполномоченное лицо), который контролирует
порядок осуществления внутреннего контроля.
3. Функций по проведению внутреннего контроля возлагаются на
уполномоченное лицо и снимаются с него приказом главного врача ГБУ
___________________.
4. В рамках организации и проведения внутреннего контроля
уполномоченное лицо взаимодействует:
с главным врачом ГБУ ___________________ по вопросам организации
внутреннего контроля, в соответствии с настоящим положением.
с врачебной комиссией медицинской организации - по вопросам
входящим в компетенцию врачебной комиссии, в соответствии с Порядком
создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации и
Положением о врачебной комиссии ГБУ ___________________.
с иными сотрудниками ГБУ ___________________, для достижения целей
и задач внутреннего контроля, в соответствии с настоящим положением.
5. Функции и порядок взаимодействия.
Приказом главного врача назначаются уполномоченные компетентные
лица для проведения внутреннего контроля качества (далее - ВКК) в
структурных подразделениях ГБУ ___________________.
Проведение ВКК осуществляется посредством внутренних аудитов на
основании годового плана (ГП) "Внутренние аудиты". По итогам ВКК при
выявлении несоответствий руководителями отделений, подразделений
разрабатывается план корректирующих действий и передается руководителю
отдела качества для мониторинга.
В случае несвоевременного проведения корректирующих действий
руководитель отдела качества доводит информацию до главного врача для
принятия управленческого решения.
6. По решению главного врача разрабатываются иные локальные акты в
рамках внутреннего контроля (стандартные операционные процедуры,
алгоритмы действий работников организации) в соответствии с нормативными
правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской
деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, а также
с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций.
II. Организация проведения мероприятий, осуществляемых в рамках
внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
1. Внутренний контроль включает следующие мероприятия:
1.1. Оценку качества и безопасности медицинской деятельности
медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения
плановых и целевых (внеплановых) проверок (аудитов);
1.2. Сбор статистических данных, характеризующих качество и
безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их
анализ не реже 1 раза в квартал.
Ответственный - заместитель главного врача по
организационно-методической работе (зав. кабинетом ОМО) и руководитель
отдела качества;
1.3. Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской
деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или
повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских
работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской
помощи) при появлении нежелательного события.
Ответственный - заведующий отделом и заведующие структурными
подразделениями;
1.4. Мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских
изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций не
реже 1 раза в квартал.
Ответственный - заместитель главного врача по медицинской части;
1.5. Сбор информации (при возникновении случая) и анализ информации
о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных
реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении
лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии
эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и
обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при
применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах
обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией
в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, не реже 1 раза
в квартал.
Ответственный - заместитель главного врача по медицинской части;
1.6. Анализ информации обо всех случаях выявления побочных
действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по
эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его
применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между
собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью
граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации
медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в Федеральную
службу по надзору в сфере здравоохранения, не реже 1 раза в квартал.
Ответственный - заместитель главного врача по медицинской части.
1.7. Мониторинг наличия у медицинских работников документов об
образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации
специалиста.
Ответственный - заместитель главного врача по организационно-
методической работе и руководитель отдела качества.
2. Плановые внутренние проверки (аудиты) проводятся в соответствии
с ежегодным планом проверок, утверждаемым руководителем медицинской
организации, не реже одного раза в квартал.
3. Целевые (внеплановые) внутренние проверки проводятся:
при наличии отрицательной динамики статистических данных,
характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности
медицинской организации;
по поручению главного врача ГБУ ___________________________________;
при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности
медицинской помощи, а также жалоб по иным вопросам осуществления
медицинской деятельности в медицинской организации, содержащим
информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и
здоровью граждан;
при летальных исходах;
при внутрибольничных инфицировании и осложнении, вызванных
медицинским вмешательством (ВКК не заменяет необходимость разбора
вышеуказанных случаев на заседаниях врачебной комиссии).
4. При проведении плановых и целевых (внеплановых) проверок
руководитель отдела качества, специалисты отдела качества и
уполномоченные лица имеют право:
осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности
структурных подразделений подведомственной организации;
знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и
предметом внутреннего контроля, в том числе с медицинской документацией,
снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых
случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
знакомиться с результатами анкетирования и устных опросов пациентов
и (или) их законных представителей, членов семьи пациента, работников
медицинской организации, а также результатами анализа жалоб и обращений
граждан;
доступа в структурные подразделения медицинской организации, а
также в здания, строения, сооружения, помещения, к используемому
оборудованию и транспортным средствам;
организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз,
анализов и оценок;
выносить для обсуждения на врачебную комиссию, выявленные
несоответствия в рамках внутреннего контроля качества и безопасности
медицинской деятельности.
5. Плановые и целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в
рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской
деятельности, в зависимости от вида медицинской организации, видов,
условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг),
указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности,
предусматривают оценку следующих показателей:
1) наличие в медицинской организации нормативных правовых актов (в
том числе изданных федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления), регламентирующих вопросы организации
медицинской деятельности, включая: преемственность оказания медицинской
помощи на всех этапах;
оказание медицинской помощи, в том числе в условиях чрезвычайных
ситуаций;
маршрутизацию пациентов, включая организацию консультаций,
дополнительных методов обследования в иных медицинских организациях;
перевод пациента в другие медицинские организации, включая перечень
медицинских показаний и медицинские организации для перевода;
2) обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской
организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,
правилами проведения лабораторных, инструментальных,
патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований,
положениями об организации оказания медицинской помощи по видам
медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и
санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских
экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских
осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов
медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций;
3) обеспечение взаимодействия медицинской организации с
медицинскими организациями, оказывающими скорую, в том числе скорую
специализированную, медицинскую помощь, центрами медицины катастроф, в
том числе:
передача информации из медицинских организаций, оказывающих скорую,
в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, центров
медицины катастроф;
ведение медицинской документации медицинскими работниками скорой, в
том числе скорой специализированной, медицинской помощи, центров
медицины катастроф и медицинскими работниками медицинской организации, в
которую осуществляется медицинская эвакуация пациента, включая журналы
поступления (в электронной форме при наличии);
4) соблюдение безопасных условий при транспортировке пациента (в
пределах медицинской организации и (или) переводе в другую медицинскую
организацию);
5) обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех
этапах (в том числе при переводе пациента, выписке из медицинской
организации, передаче дежурства и иных обстоятельствах) с соблюдением
требований к ведению медицинской документации;
6) обеспечение получения информированного добровольного согласия
гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство
на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме
полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи,
связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства,
о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания
медицинской помощи11;
7) наличие локальных нормативных актов, регламентирующих работу
приемного отделения медицинской организации, в том числе при оказании
медицинской помощи в экстренной форме (с учетом особенностей
деятельности структурных подразделений);
8) осуществление сортировки пациентов при поступлении и (или)
обращении в зависимости от тяжести состояния и перечня необходимых
медицинских вмешательств;
9) обеспечение своевременного оказания медицинской помощи при
поступлении и (или) обращении пациента, а также на всех этапах ее
оказания;
10) обеспечение экстренного оповещения и (или) сбора медицинских
работников, не находящихся на дежурстве (при необходимости);
11) обеспечение возможности вызова медицинских работников к
пациентам, в том числе в палаты;
12) обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной
форме, включая проведение регулярного обучения (тренингов), наличие в
медицинской организации лекарственных препаратов и медицинских изделий
для оказания медицинской помощи в экстренной форме;
13) обеспечение возможности круглосуточного проведения лабораторных
и инструментальных исследований в медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь в стационарных условиях (в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных,
инструментальных, и иных видов диагностических исследований);
14) организация безопасной деятельности клинико-диагностической
лаборатории (отделения), наличие системы идентификации образцов и
прослеживаемости результатов;
15) обеспечение соблюдения врачебной тайны, в том числе
конфиденциальности персональных данных, используемых в медицинских
информационных системах медицинских организаций, при осуществлении
медицинской деятельности;
16) соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи, в
том числе, обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в
медицинских организациях, включая организацию мест ожидания для
пациентов, законных представителей и членов семей пациентов;
17) осуществление мероприятий по организации безопасного применения
лекарственных препаратов, в том числе:
обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов;
обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов,
требующих особых условий хранения;
хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных
помещениях и (или) зонах для хранения;
соблюдение требований к назначению лекарственных препаратов, а
также учет рисков при применении лекарственных препаратов (в том числе
аллергологического анамнеза, особенностей взаимодействия и совместимости
лекарственных препаратов) с внесением соответствующих сведений в
медицинскую документацию);
осуществление контроля качества письменных назначений лекарственных
препаратов, в том числе использование унифицированных листов назначения;
организация лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан,
в том числе предоставление сведений о таких гражданах в Федеральный
регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, Федеральный
регистр лиц, больных туберкулезом, Федеральный регистр лиц, страдающих
жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными)
заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан
или их инвалидности, Федеральный регистр лиц, больных гемофилией,
муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными
новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским
артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов,
апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II
(фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после
трансплантации органов и (или) тканей;
18) осуществление мероприятий по обеспечению эпидемиологической
безопасности, в том числе:
профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (в
том числе внутрибольничных инфекций);
проведение микробиологических исследований (включая случаи
подозрения и (или) возникновения внутрибольничных инфекций);
организация дезинфекции и стерилизации медицинских изделий;
обеспечение эпидемиологической безопасности среды (включая расчет
потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах, контроль их
наличия в медицинской организации; рациональный выбор дезинфицирующих
средств и тактики дезинфекции; обращение с отходами);
соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;
обеспечение условий оказания медицинской помощи пациентам,
требующим изоляции (с инфекциями, передающимися воздушно-капельным
путем, особо опасными инфекциями), в соответствии с порядками оказания
медицинской помощи, санитарно-гигиеническими требованиями;
соблюдение правил гигиены медицинскими работниками, наличие
оборудованных мест для мытья и обработки рук;
профилактика инфекций, связанных с осуществлением медицинской
деятельности, у медицинских работников (включая использование
индивидуальных средств защиты);
рациональное использование антибактериальных лекарственных
препаратов для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний;
проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении
случая инфекции;
19) проведение мониторинга длительности пребывания пациента в
медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных
условиях;
20) подтверждение соответствия на всех этапах оказания медицинской
помощи (включая применение лекарственных препаратов и медицинских
изделий) личности пациента его персональным данным, содержащимся в том
числе в документах, удостоверяющих личность (фамилия, имя, отчество (при
наличии), пол, возраст), и в медицинской документации;
21) осуществление мероприятий по безопасному применению медицинских
изделий в том числе:
применение медицинских изделий согласно технической и (или)
эксплуатационной документации, в соответствии с которой осуществляются
производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка,
применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также
ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия; обучение
работников медицинской организации применению, эксплуатации медицинских
изделий;
22) осуществление мероприятий при хирургических вмешательствах
(подготовка пациента к оперативному вмешательству, ведение пациента в
периоперационном периоде, в палате пробуждения и послеоперационном
периоде, при проведении перевязок) и профилактика рисков, связанных с
ними, в том числе на основе клинических рекомендаций;
23) контроль за трахеостомическими и эндотрахеальными трубками;
24) осуществление мероприятий по облегчению боли, связанной с
заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и
лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными
препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
25) осуществление мероприятий по обращению донорской крови и (или)
ее компонентов в медицинской организации, в том числе:
анализ случаев реакций и осложнений, возникших в связи с
трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов;
предупреждение развития реакций и осложнений, возникающих в связи
трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов;
осуществление мероприятий по организации безопасной среды для
пациентов и работников медицинской организации, в том числе:
создание рациональной планировки структурных подразделений
медицинской организации (включая их размещение друг относительно друга,
планировку помещений входной группы и приемного отделения, планировку
внутри структурных подразделений);
проведение мероприятий по снижению риска травматизма и
профессиональных заболеваний;
обеспечение защиты от травмирования элементами медицинских изделий;
оснащение медицинской организации оборудованием для оказания
медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями здоровья;
наличие и исправность систем жизнеобеспечения (включая резервное
электроснабжение);
соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации;
обеспечение охраны и безопасности в медицинской организации (включая
организацию доступа в медицинскую организацию и ее структурные
подразделения, предотвращение и принятие мер в случаях нападения на
медицинских работников, угрозах со стороны пациентов или посетителей, в
случаях суицида);
соблюдение мероприятий по обеспечению безопасности при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение беспрепятственного подъезда транспорта для медицинской
эвакуации на территорию медицинской организации;
сбор и анализ информации обо всех случаях нарушения безопасности
среды (включая падения пациентов) в медицинской организации;
27) осуществление мероприятий по обеспечению ухода при оказании
медицинской помощи, в том числе:
оценка риска возникновения пролежней;
проведение мероприятий по профилактике и лечению пролежней;
анализ информации о случаях пролежней;
осуществление ухода за дренажами и стомами;
кормление пациентов, включая зондовое питание;
28) организация мероприятий по профилактике неинфекционных
заболеваний и формированию здорового образа жизни соответствующими
структурными подразделениями медицинской организации (отделением
(кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья, центром
медицинской профилактики), в том числе информирование пациентов о
методах профилактики неинфекционных заболеваний, основах здорового
образа жизни;
29) организация мероприятий по раннему выявлению онкологических
заболеваний, в том числе:
создание условий для раннего выявления онкологических заболеваний;
проведение обучения медицинских работников по вопросам раннего
выявления онкологических заболеваний;
мониторинг своевременности установления диагноза онкологического
заболевания, анализ эффективности деятельности по раннему выявлению,
лечению онкологических заболеваний, диспансерному наблюдению за
пациентами с онкологическими заболеваниями;
информирование пациентов по вопросам раннего выявления
онкологических заболеваний и диспансерного наблюдения;
30) организация работы регистратуры, включая:
деятельность структурных подразделений регистратуры, в том числе
"стойки информации", "фронт-офиса", "картохранилища", контакт-центра,
"саll-центра";
оформление листков временной нетрудоспособности, их учет и
регистрация;
предварительную запись пациентов на прием к врачу; прием и
регистрацию вызовов на дом;
соблюдение порядка выбора гражданином медицинской организации при
оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
систематизацию хранения медицинской документации и ее доставки в
кабинеты приема врачей-специалистов;
обеспечение навигационной информации для пациентов с учетом
характера расположения помещений;
взаимодействие регистратуры со структурными подразделениями
поликлиники, детской поликлиники;
коммуникацию работников регистратуры с пациентами, в том числе
наличие "речевых модулей" на разные типы взаимодействия, порядка
действия в случае жалоб пациентов и конфликтных ситуаций;
31) организация управления потоками пациентов, в том числе при
первичном обращении:
распределение потоков пациентов, требующих оказания медицинской
помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
направление пациентов в другие медицинские организации;
маршрутизация пациентов в особых случаях: в период эпидемий гриппа, иных
острых респираторных вирусных инфекций и других инфекционных заболеваний;
порядок записи и отмены записи пациентов на прием при
непосредственном обращении в медицинскую организацию, по телефону с
использованием медицинской информационной системы;
порядок уведомления пациента об отмене приема по инициативе
организации;
32) обеспечение функционирования медицинской информационной системы
медицинской организации, включая информационное взаимодействие с
государственными информационными системами в сфере здравоохранения
субъектов Российской Федерации и единой государственной информационной
системой в сфере здравоохранения, размещение в них сведений в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
33) проведение информирования граждан в доступной форме, в том
числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской
деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об
уровне их образования и об их квалификации;
34) организация проведения профилактических медицинских осмотров,
диспансеризации, диспансерного наблюдения, в том числе за женщинами в
период беременности;
35) организация проведения вакцинации населения в соответствии с
национальным календарем профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
36) осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских
работников в соответствии с трудовым законодательством Российской
Федерации;
37) обеспечение доступа работников медицинской организации к
информации, содержащей клинические рекомендации, порядки оказания
медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, а также осуществление
мероприятий по информированию работников медицинской организации об
опубликовании новых клинических рекомендаций, порядков оказания
медицинской помощи и их пересмотре.
III. Оформление результатов проведения мероприятий внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности
1. По итогам проведенных мероприятий внутреннего контроля
осуществляются:
оформление протокола проверки на сновании разработанных чек-листов
(приложение);
доведение информации о выявленных несоответствиях до руководителей
отделений под подпись;
разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в
процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация руководителями
структурных подразделений (отделений);
анализ результатов внутреннего контроля для совершенствования
подходов к осуществлению медицинской деятельности (ответственный -
руководитель отдела качества);
обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля
(ответственные - главный врач, заместитель главного врача, руководители
отделений);
формирование системы оценки деятельности медицинских работников.
2. Руководителем отдела качества ежемесячно формируется отчет о
проделанной работе, сводные отчеты формируются не реже одного раза в
квартал, а также по итогам полугодия и года, содержащий информацию о
состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской
организации, на основании которого руководителем медицинской организации
при необходимости утверждается перечень корректирующих мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.