Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
Томской области
от 22.12.2022 N 840-ра
План
мероприятий ("дорожная карта") "Создание в Томской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2022-2025 годы
1. Общие положения
Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - СДУ) является составной частью мероприятий в рамках реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
СДУ включает поддержку семейного ухода, социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок и патронажа.
Применение СДУ позволит увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет к 2025 году. Для достижения данного результата необходимо внедрение новых технологий и форм ухода, которые позволят максимально улучшить качество жизни с сохранением жизненных потребностей, независимости, автономности, возможности самореализации и активной деятельности пожилых людей и инвалидов.
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание в Томской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на 2022-2025 годы (далее - План мероприятий) направлена на развитие и поддержание функциональных способностей граждан в соответствии с их нуждаемостью и предпочтениями, сохраняя их самостоятельность, независимость, способность участвовать в происходящем, право на самореализацию.
На территории Томской области система социального обслуживания совершеннолетних граждан в 2022 году включает 31 организацию социального обслуживания населения, входящую в реестр поставщиков социальных услуг Томской области:
17 центров социальной поддержки населения;
2 комплексных центра социального обслуживания населения Томской области и ЗАТО Северск;
центр социальной адаптации г. Томска;
муниципальное автономное учреждение "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья";
10 областных государственных организаций стационарного социального обслуживания для совершеннолетних граждан: 7 домов-интернатов общего типа, 3 дома-интерната психоневрологического типа.
Кроме того, в реестр поставщиков социальных услуг Томской области включены:
4 социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО), предоставляющие услуги совершеннолетним гражданам:
Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка";
Томское областное отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест";
Автономная некоммерческая организация здравоохранения "Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)";
Томская областная региональная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов";
индивидуальный предприниматель Недоговоров Станислав Олегович (Агентство домашнего персонала "Берегиня");
акционерное общество "Почта России".
Ежегодно сотрудники организаций социального облуживания#, в том числе социальные работники, проходят обучение и повышение квалификации в сфере социального облуживания# граждан.
В рамках повышения квалификации специалистов стационарных организаций социального обслуживания населения областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Томский базовый медицинский колледж" (далее - ОГБПОУ "Томский базовый медицинский колледж") разработаны образовательные программы по уходу за лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, такие как "Сиделка", "Паллиативная помощь взрослому населению", "Медицинская помощь пациентам пожилого и старческого возраста".
В 2021 году обучился и повысил квалификацию 601 сотрудник 30 организаций социального облуживания#, в том числе 133 социальных работника (что составляет 31% от общей численности сотрудников). В рамках корпоративной учебы обучились 590 сотрудников, в том числе 235 социальных работников. Наиболее популярными темами (программами) обучения были "Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим", "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Система долговременного ухода за пожилыми, инвалидами на дому в учреждениях социальной защиты населения", "Организация работы по предупреждению коррупции".
Социальное обслуживание совершеннолетних граждан на территории Томской области регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Томской области от 8 октября 2014 года N 127-ОЗ "Об организации социального обслуживания граждан в Томской области", приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 31.10.2014 N 27 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг".
В течение 2021 года социальные услуги получили 7 572 гражданина, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Количество граждан, получивших социальные услуги |
Динамика по годам (чел.) |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|
Всего |
8 976 |
7 677 |
7 572 |
в стационарной форме социального обслуживания (дома-интернаты) |
2 111 |
1 981 |
1 874 |
в полустационарной форме социального обслуживания |
1 904 |
755 |
755 |
в форме социального обслуживания на дому |
4 961 |
4 941 |
4 943 |
Кроме того, учреждениями социального обслуживания населения в целях оказания неотложной помощи предоставляются срочные социальные услуги без составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. В 2021 году срочные услуги получили 10 690 граждан.
Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
Приоритетной формой предоставления гражданам социальных услуг в Томской области является социальное обслуживание на дому. Такая форма позволяет максимально продлить пребывание пожилого человека или инвалида в привычной для него домашней обстановке.
Активно развиваются стационарозамещающие технологии социального обслуживания, в их числе:
"Семейная бригада социальных работников" - технология социального обслуживания, которая применяется в области с 2015 года и позволяет обслуживать граждан с учетом их индивидуальных потребностей, оказывать большее количество социальных услуг, одновременно выполнять традиционно женскую работу и работу, требующую значительных физических сил, более подходящую мужчинам. В 2021 году действовали 22 бригады в 14 муниципальных образованиях Томской области, на обслуживании которых находились 469 граждан;
"Мобильная бригада социальных работников" - предназначена для обслуживания граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах области. Мобильные бригады организованы в 19 муниципальных образованиях Томской области. В 2021 году мобильными бригадами обслужено 596 граждан, получивших услуги в форме социального обслуживания на дому;
"Услуги сиделки" - предоставляются для удовлетворения индивидуальных потребностей тяжелобольных граждан в социальных услугах в надомных условиях, а также для оказания активной поддержки семьям, осуществляющим уход за тяжелобольными родственниками. В 2021 году услугами сиделки воспользовались 135 граждан. Указанная технология реализуется в 8 муниципальных образованиях Томской области;
"Школа ухода за пожилыми гражданами и инвалидами" (далее - "Школа ухода") - технология социального обслуживания, позволяющая гражданам получить знания и навыки по уходу за тяжелобольными родственниками. Программа обучения в "Школе ухода" предусматривает изучение навыков общего ухода за тяжелобольными гражданами, профилактики осложнений, приемов первой доврачебной помощи, правильного использования технических средств реабилитации. Получение гражданами данных навыков позволяет создать в семье благоприятную социально-бытовую и психологическую обстановку, способствующую более комфортному проживанию пожилого (тяжелобольного) человека в семье, а также снизить нуждаемость в стационарном обслуживании. В Томской области "Школы ухода" созданы во всех муниципальных образованиях, в течение 2021 года в 28 школах ухода обучение прошли 164 гражданина. 45,7% обученных граждан осуществляют уход за тяжелобольными гражданами;
"Приемная семья для граждан пожилого возраста или инвалидов" (далее - "приемная семья") - форма жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства гражданина, признанного нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, с гражданином, организовавшим приемную семью. Технология реализуется в рамках Закона Томской области от 8 декабря 2020 года N 150-ОЗ "О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Томской области". В 2021 году 24 "приемные семьи" были организованы в 12 муниципальных образованиях Томской области;
"Центр дневного досуга для граждан с психическими расстройствами" (далее - Центр) - действует в областном государственном автономном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области" (далее - ОГАУ "КЦСОН ТО"). В рамках работы Центра предусмотрена организация занятий в кружках, клубах, секциях по декоративно-прикладному, художественному, музыкальному и физическому направлениям ("музыкальная гостиная", "фильмотека", шашки, настольные игры, скандинавская ходьба, арт-терапия, мастер-классы);
"Отделение долговременного ухода на дому" (далее - отделение) - технология, созданная в рамках организации в Томской области СДУ. В отделения зачисляются граждане, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию, нуждающиеся в уходе более 2 часов в день, которым предоставляется полный комплекс социальных услуг, обеспечивающий качество жизни в привычной для них домашней обстановке. Наименование и количество социальных услуг зависит от индивидуальной потребности гражданина. Возможно предоставление социальных услуг в выходные и праздничные дни. В 2021 году отделения действовали в 7 муниципальных образованиях Томской области: Колпашевском, Верхнекетском, Молчановском, Томском, Асиновском районах, городах Томск и Северск. В 2021 году в отделениях обслужено 206 получателей социальных услуг, предоставлено более 233 тыс. социальных услуг;
также на территории Томской области осуществляется сопровождаемое проживание инвалидов (постоянное сопровождение) на базе областного государственного автономного учреждения "Дом социального обслуживания "Забота" (далее - ОГАУ "ДСО "Забота"). Сопровождаемое проживание организовано в отделении "Золотая рыбка", в 2021 году в нем проживали 22 гражданина (3,1% от общего количества граждан, находившихся на обслуживании).
В рамках сопровождаемого проживания предусмотрено:
организация мероприятий, направленных на проведение обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, прием пищи, уборка жилого помещения и прилегающей территории, уход за одеждой, обувью);
обучение навыкам, необходимым для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, использование банковских карточек);
обучение и сохранение навыков пользования техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, информационно-телекоммуникационной сетью интернет).
Сопровождаемое проживание инвалидов осуществляет также некоммерческая организация Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка".
По состоянию на 01.01.2022 в рамках создания СДУ в Томской области реализованы следующие мероприятия:
принят Закон Томской области от 8 декабря 2020 года N 150-ОЗ "О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Томской области";
принято распоряжение Администрации Томской области от 28.06.2022 N 416-ра "О создании межведомственной рабочей группы по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами";
в пилотном режиме открыты отделения долговременного ухода (7 отделений) на дому на базе центров социальной поддержки населения Колпашевского, Молчановского, Верхнекетского, Асиновского районов, комплексных центров социального обслуживания населения Томской области и ЗАТО Северск;
во всех муниципальных образованиях Томской области действуют "Школы ухода";
проведены ремонтные работы и переоборудование помещения для организации учебно-тренировочной квартиры сопровождаемого проживания граждан с психическими расстройствами на базе ОГАУ "ДСО "Забота";
в стационарных организациях социального обслуживания населения введено 30 дополнительных штатных единиц помощников по уходу (сиделок);
из средств областного бюджета стационарным организациям социального обслуживания населения выделено 7,1 млн. руб. на приобретение необходимого оборудования для облегчения ухода за тяжелобольными гражданами;
в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 361а "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области", необходимым оборудованием оснащен пункт проката ТСР ОГАУ "КЦСОН ТО";
организовано взаимодействие с Благотворительным Фондом помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость" в части формирования СДУ в стационарных организациях социального обслуживания населения.
2. Состояние гериатрической службы Томской области
В соответствии с паспортом регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Томская область)", утвержденного протоколом Совета при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27.05.2022N ВМ-Пр-909, в 2019 году был открыт 1 гериатрический кабинет в областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Больница N 2" (далее - ОГАУЗ "Больница N 2"), в 2020 году - 2 гериатрических кабинета в областных государственных учреждениях здравоохранения: ОГАУЗ "Поликлиника N 10" и ОГБУЗ "Асиновская районная больница".
С 2019 года в ОГАУЗ "Больница N 2" функционирует гериатрическое отделение на 30 коек круглосуточного пребывания.
В 2020 году на функциональной основе на базе ОГАУЗ "Больница N 2" был создан Областной гериатрический центр для обеспечения организационно-методической помощи и координации деятельности медицинских организаций по вопросам развития гериатрической службы и организации оказания гериатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста в Томской области. Областным гериатрическим центром совместно с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" осуществляются мероприятия по разработке и распространению информационных материалов по профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни. Планируются выезды в отдаленные районы области, в том числе в составе "плавучей поликлиники". Людям пожилого возраста оказывается медицинская помощь и социальная поддержка.
Налажено межведомственное взаимодействие Департамента здравоохранения Томской области (далее - ДЗ ТО), Департамента социальной защиты населения Томской области (далее - ДСЗН ТО), федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - СибГМУ), ОГБПОУ "Томский базовый медицинский колледж" в части организации оказания гериатрической помощи гражданам.
Первоочередной задачей совершенствования системы специализированной медико-санитарной помощи по профилю "гериатрия" является подготовка врачей-гериатров. За период с 2018 по 2021 год на цикле по профилю "гериатрия" в СибГМУ прошли профессиональную переподготовку 22 врача-специалиста областных государственных учреждений здравоохранения, в которых запланировано открытие гериатрических кабинетов.
Повышение квалификации медицинских сестер по программе "Сестринское дело в гериатрии" проводится в ОГБПОУ "Томский базовый медицинский колледж". В 2021 году обучено 28 медицинских сестер.
Для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи маломобильным гражданам пожилого возраста планируется выездная работа. Мультидисциплинарные медицинские бригады будут формироваться с привлечением специалистов областных медицинских организаций и СибГМУ. В ходе выездов планируются осмотры пациентов, проживающих в социальных организациях, и граждан в возрасте 75 лет и старше, также будет проведена комплексная гериатрическая оценка с оформлением заключения врача-гериатра.
В Томской области гериатрическую помощь также оказывает федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства России" (далее - ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России).
3. Оказание паллиативной медицинской помощи
На территории Томской области сформирована трехуровневая система оказания паллиативной медицинской помощи:
1-й уровень - оказание паллиативной доврачебной и врачебной медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной и специализированной помощи медсестрами и врачами-терапевтами, врачами-педиатрами первичного звена в амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организациях;
2-й уровень - оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, осуществляется выездными патронажными бригадами. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях взрослому населению Томской области осуществляется выездной патронажной службой, организованной на базе областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 1" (далее - ОГБУЗ "МСЧ N 1") с октября 2018 года, также в части противоболевой терапии амбулаторную помощь пациенты получают в кабинете противоболевой терапии областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Томский областной онкологический диспансер".
3-й уровень - специализированная паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях осуществляется в медицинских организациях областной системы здравоохранения на 125 паллиативных койках взрослому населению, кроме того, стационарная паллиативная медицинская помощь оказывается на 149 койках сестринского ухода.
Ведущим областным учреждением паллиативного профиля для оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению является областное государственного бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 1", в структуре которого функционирует отделение паллиативной медицинской помощи на 40 коек и отделение сестринского ухода на 20 коек.
В областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Кривошеинская районная больница" развернуто 6 паллиативных коек, в областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Стрежевская городская больница" - 7, в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Верхнекетская районная больница" - 7, в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Зырянская районная больница" - 13, в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Каргасокская районная больница" - 34.
В организациях здравоохранения, расположенных в районах Томской области, функционируют 129 коек сестринского ухода.
4. Взаимодействие организаций социального обслуживания населения с медицинскими организациями, оказывающими паллиативную медицинскую помощь
Сотрудники организаций социального обслуживания населения обучены методике выявления паллиативных пациентов, нуждающихся в паллиативной медико-социальной помощи, которая основана на рекомендациях, предложенных в качестве методических материалов специалистами благотворительного фонда помощи хосписам "Вера".
Обучающие семинары по выявлению паллиативных пациентов на регулярной основе проводит главный внештатный специалист по паллиативной медицинской помощи ДЗ ТО.
В регионе принято совместное распоряжение ДЗ ТО и ДСЗН ТО от 23.05.2019N 454/234 "О взаимодействии сотрудников учреждений социальной защиты населения и здравоохранения в части оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению на территории Томской области", которое определяет алгоритм взаимодействия сотрудников организаций социальной защиты и здравоохранения на территории Томской области, устанавливает правила взаимодействия организаций, подведомственных ДСЗН ТО и ДЗ ТО, в части улучшения организации оказания паллиативной медицинской помощи и улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан на территории Томской области.
Основными задачами сотрудников организаций социальной защиты населения являются:
выявление граждан, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи;
передача информации о гражданах, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в организации здравоохранения, в адрес ответственных лиц;
оказание содействия в уходе и наблюдении за пациентами, признанными паллиативными, находящимися на социальном обслуживании.
Основными задачами сотрудников организаций здравоохранения являются:
выявление и своевременное направление пациентов паллиативного профиля на врачебную комиссию организации для принятия решения о наличии (отсутствии) показаний к оказанию паллиативной медицинской помощи;
оказание медицинской помощи пациентам, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе противоболевой терапии.
За 2021 год социальными работниками в медицинские организации передана информация о 48 гражданах, находящихся на социальном обслуживании на дому, имеющих признаки хронического заболевания и выраженной старческой немощи. Из них 8 граждан были признаны нуждающимися в оказании паллиативной медицинской помощи.
Организовано взаимодействие областного государственного бюджетного учреждения "Центр социальной адаптации г. Томска" со стационарными отделениями ОГБУЗ "МСЧ N 1" по оказанию паллиативной медицинской помощи и дальнейшему жизнеустройству пациентов, по решению вопросов определения группы инвалидности, восстановлению документов.
Сотрудники ОГАУ "КЦСОН ТО" осуществляют активный патронаж пациентов, получающих паллиативную специализированную стационарную медицинскую помощь в ОГБУЗ "МСЧ N 1".
Заключено соглашение о взаимодействии между областным государственным автономным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск" (далее - ОГАУ "КЦСОН ЗАТО Северск") и Медицинским центром N 1 ФГБУ СибФНКЦ ФМБА (далее - Соглашение). В рамках Соглашения Медицинский центр N 1 ФГБУ СибФНКЦ ФМБА оказывает услуги по обучению населения, родственников, осуществляющих уход, в "Школе ухода", оказывает паллиативную медицинскую помощь получателей социальных услуг на дому в составе межведомственной бригады ОГАУ "КЦСОН ЗАТО Северск", а также стационарно в отделении паллиативной медицинской помощи, осуществляет информирование ОГАУ "КЦСОН ЗАТО Северск" о гражданах, нуждающихся в долговременном уходе на дому.
5. Цель реализации Плана мероприятий
Целью реализации Плана мероприятий является создание к 2025 году в Томской области СДУ, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.
6. Задачи по реализации Плана мероприятий
В задачи по реализации Плана мероприятий входят:
формирование групп получателей социальных услуг в зависимости от способности к самообслуживанию и нуждаемости в посторонней помощи и сопровождении (от кратковременной помощи в быту до стационарного обслуживания на постоянной основе);
совершенствование организации межведомственного взаимодействия (координация взаимодействия органов здравоохранения и социальной защиты);
привлечение негосударственного сектора, добровольцев, волонтеров к предоставлению социальных и медицинских услуг в рамках СДУ;
обеспечение дальнейшего развития и совершенствования гериатрической службы в Томской области;
совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг;
переход от заявительного к выявительному принципу оказания социальных услуг;
актуализация критериев определения граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг;
развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
организация обучения и повышения квалификации специалистов медицинских организаций и специалистов организаций социального обслуживания населения.
7. Ожидаемые результаты реализации Плана мероприятий
В ходе реализации Плана мероприятий планируется:
повысить профессиональный уровень работников организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций, работающих в СДУ;
достичь процент охвата граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках СДУ, в 2022 году не менее 12%, в 2023 году - не менее 12,5%, в 2024 году - не менее 13%, в 2025 году - не менее 13,5%;
организовать межведомственное взаимодействие в рамках организации СДУ;
осуществить совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание СДУ;
обеспечить привлечение негосударственных организаций социального обслуживания населения и СО НКО к предоставлению социальных услуг в рамках СДУ;
улучшить условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
повысить уровень доступности социальных услуг для граждан, проживающих в отдаленной местности, силами мобильных бригад социальных работников;
создать условия для развития и поддержки семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
8. Контрольные показатели реализации Плана мероприятий
N |
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Базовый показатель 2021 года |
Плановый период |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
1. |
Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках СДУ, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и получивших (и получающих) социальные услуги |
процентов |
10,9 |
12 |
12,5 |
13 |
13,5 |
2. |
Количество пилотных организаций социального обслуживания населения, на базе которых внедряется СДУ |
единиц |
7 |
9 |
11 |
13 |
14 |
3. |
Количество граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме, охваченных технологией учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания |
человек |
22 |
22 |
30 |
35 |
40 |
4. |
Количество работников организаций социального обслуживания населения, прошедших обучение в рамках СДУ |
человек |
2 |
0 |
5 |
10 |
15 |
5. |
Количество граждан, прошедших обучение в "Школах ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами", осуществляющих уход за тяжелобольными родственниками |
человек |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
9. Ответственные за реализацию Плана мероприятий
N |
ФИО |
Должность |
1. |
Киняйкина Марина Александровна |
Начальник Департамента социальной защиты населения Томской области |
2. |
Фидаров Роберт Олегович |
Начальник Департамента здравоохранения Томской области |
10. План мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат реализации мероприятия |
Срок |
Финансирование (млн. рублей) и источники |
|||||||||||
начало реализации |
окончания реализации |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||||
1. Формирование организационной структуры по созданию СДУ в Томской области | ||||||||||||||||
1.1. |
Определение организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций, расположенных на территории Томской области, участвующих в организации СДУ (далее - пилотные организации) |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Совместное распоряжение ДСЗН ТО и ДЗ ТО об утверждении перечня пилотных организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций: в 2022 году: 9 организаций социального обслуживания населения; 1 медицинская организация; в 2023 году: 11 организаций социального обслуживания населения; 2 медицинские организации; в 2024 году: 13 организаций социального обслуживания населения; 3 медицинские организации; в 2025 году: 14 организаций социального обслуживания населения; 3 медицинские организации |
2-й квартал 2022 года |
декабрь 2025 года |
не требуется |
||||||||||
1.2. |
Оценка нормативной штатной численности и укомплектованности пилотных организаций |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Определение достаточности кадровых ресурсов. Внесение изменений в нормативную штатную численность пилотных организаций и проведение мероприятий по оптимизации их сети и структуры |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
1.3. |
Совершенствование Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг во всех формах социального обслуживания |
ДСЗН ТО |
Внесение изменений в приказ ДСЗН ТО от 31.10.2014 N 27 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг" |
2-й квартал 2022 года |
4-й квартал 2022 года |
не требуется |
||||||||||
1.4. |
Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание СДУ |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Принятие правовых актов Томской области, обеспечивающих создание СДУ |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
1.5. |
Проведение мониторинга механизмов выявления граждан, утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в предоставлении социальных услуг и медицинской помощи |
ДСЗН ТО |
Определение механизма выявления граждан, нуждающихся в социальной и медицинской помощи |
1-й квартал 2022 года |
2-й квартал 2022 года |
не требуется |
||||||||||
2. Обучение, профессиональная подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций | ||||||||||||||||
2.1. |
Анализ потребности в обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании работников организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций в области долговременного ухода |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО, ОГБПОУ "Томский базовый медицинский колледж" |
Повышение профессионального уровня работников организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
2.2. |
Проведение обучающих семинаров (ежегодно) для руководителей и специалистов пилотных организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Проведение обучающих семинаров о целях, задачах и способах их достижения, необходимых изменениях в текущей работе при внедрении СДУ |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
2.3. |
Обучение специалистов пилотных организаций социального обслуживания населения |
ДСЗН ТО |
Приобретение специалистами пилотных организаций социального обслуживания населения профессиональных омпетенций# по осуществлению процедуры типизации |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
2.4. |
Обучение, повышение квалификации специалистов организаций социального обслуживания населения |
ДСЗН ТО |
Повышение квалификации (профессионального уровня) специалистов организаций социального обслуживания населения |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
2.5. |
Обучение врачей и медицинских сестер первичного звена здравоохранения основам гериатрии, паллиативной помощи и медицинской реабилитации |
ДЗ ТО |
Повышение эффективности ухода за ослабленными пожилыми пациентами |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
3. Проведение типизации граждан, получающих социальные услуги, а также граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг | ||||||||||||||||
3.1. |
Совершенствование критериев оценки индивидуальной нуждаемости граждан в оказании социальной и медицинской помощи, и обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Разработка и внедрение методических рекомендаций, по определению индивидуальной нуждаемости граждан в оказании социальной и медицинской помощи в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) |
3-й квартал 2023 года |
4-й квартал 2023 года |
не требуется |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
не требуется |
||||||||
3.2. |
Организация выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг |
Организации социального обслуживания населения |
Выявление в течение года не менее 300 граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании |
2022 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
3.3. |
Проведение типизации граждан, получающих социальные услуги, а также граждан, информация о нуждаемости (потенциальной нуждаемости) в предоставлении социальных услуг которых передана медицинскими организациями в организации социального обслуживания населения посредством межведомственного взаимодействия |
ДСЗН ТО, организации социального обслуживания населения |
Проведение типизации среди граждан, получающих социальные услуги, а также граждан, информация о нуждаемости (потенциальной нуждаемости) в предоставлении социальных услуг которых получена организациями социального обслуживания населения от медицинских организаций посредством межведомственного взаимодействия |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
3.4. |
Корректировка ИППСУ для граждан, в отношении которых проведена процедура типизации |
ДСЗН ТО, организации социального обслуживания населения |
Пересмотр ИППСУ, прошедших типизацию, в соответствии с индивидуальными потребностями в социальных услугах в разных формах социального обслуживания |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
4. Совершенствование предоставления социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания | ||||||||||||||||
4.1. |
Корректировка ИППСУ получателей, находящихся на социальном обслуживании на дому, в соответствии с их индивидуальными потребностями |
ДСЗН ТО, организации социального обслуживания населения |
Внесение изменений в ИППСУ получателям, находящимся на социальном обслуживании на дому, в соответствии с их индивидуальными потребностями |
2022 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
4.2. |
Организация предоставления социальных услуг на дому получателям социальных услуг в объеме и с кратностью согласно разработанным ИППСУ |
ДСЗН ТО |
Предоставление социальных услуг на дому 100% граждан, для которых разработаны ИППСУ, и в полном объеме |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
4.3. |
Реализация стационарозамещающих технологий социального обслуживания |
ДСЗН ТО, организации социального обслуживания населения |
Организация службы помощников по уходу (сиделок) за гражданами, получающими социальные услуги на дому |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
|||||||||
|
|
|
Открытие школ ухода за пожилыми гражданами (к 2025 году - создание школ во всех муниципальных образованиях Томской области) |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
|
|
|
Создание семейных бригад социальных работников (2022 год - в 13 муниципальных образованиях Томской области; 2023 год - в 14 муниципальных образованиях Томской области; 2024 год - в 15 муниципальных образованиях Томской области); 2025 год - в 15 муниципальных образованиях Томской области) |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
|
|
|
Создание мобильных бригад социальных работников (к 2025 году - создание мобильных бригад в 18 муниципальных образованиях Томской области) |
|
|
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
|
|
|
Оказание социальных услуг в "Центре дневного досуга для граждан с психическими расстройствами" на базе ОГАУ "КЦСОН ТО" |
|
|
в рамках финансирования текущей деятельности учреждения, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
|
|
|
Открытие отделений долговременного ухода на дому на базе организаций социального обслуживания населения (2022 год - на базе 6 организаций; 2023 год - на базе 8 организаций; 2024 год - на базе 9 организаций; 2025 год - на базе 10 организаций) |
|
|
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
|
|
|
Устройство граждан, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании в приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов |
|
|
5,7 (областной бюджет) |
5,7 (областной бюджет) |
5,7 (областной бюджет) |
5,7 (областной бюджет) |
|||||||
4.4. |
Организация работы волонтеров с гражданами, получающими социальные услуги на дому, в рамках СДУ |
ДСЗН ТО, пилотные организации социального обслуживания населения |
Заключение пилотными организациями социального обслуживания населения соглашений с волонтерскими организациями по работе с гражданами, получающими социальные услуги на дому, в рамках СДУ |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
4.5. |
Дооснащение "Отделения дневного пребывания" в ОГАУ "КЦСОН ТО", оборудованием и мебелью, а также расходными материалами, необходимыми для проведения оздоровительных мероприятий |
ДСЗН ТО |
Дооснащение "Отделения дневного пребывания" необходимым оборудованием и техническими средствами реабилитации |
2022 год |
2023 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждения, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
не требуется |
|||||||||
4.6. |
Обеспечение организации культурно-досуговых, оздоровительных и информационно-просветительских мероприятий для граждан пожилого возраста и инвалидов в "Отделении дневного пребывания" |
ДСЗН ТО, ОГАУ "КЦСОН ТО" |
Создание комфортных условий для граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в "Отделении дневного пребывания" |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждения, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
4.7. |
Разработка и апробирование новой стационарозамещающей технологии социального обслуживания граждан "Отделение временного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов" |
ДСЗН ТО, ОГАУ "КЦСОН ТО" |
Организация на базе ОГАУ "КЦСОН ТО" "Отделение временного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов" |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждения, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
4.8. |
Обеспечение возможности кратковременного (срочного) пребывания пациентов в медицинских организациях на круглосуточных койках сестринского ухода при наличии медицинских показаний |
ДЗ ТО |
Временное размещение получателей социальных услуг на дому, имеющих медицинские показания к размещению в медицинских организациях на круглосуточных койках сестринского ухода |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
5. Совершенствование предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания | ||||||||||||||||
5.1. |
Дооснащение стационарных организаций социального обслуживания населения современным медицинским и реабилитационным оборудованием, ТСР для облегчения ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию |
ДСЗН ТО |
Оснащение оборудованием для облегчения ухода за маломобильными гражданами стационарных организаций социального обслуживания населения |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
5.2. |
Обеспечение взаимодействия стационарных организаций социального обслуживания населения с медицинскими организациями |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Проведение диспансеризации и профилактических осмотров граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
5.3. |
Организация работы служб помощников по уходу (сиделок) в стационарных организациях социального обслуживания населения |
ДСЗН ТО |
Организация службы помощников по уходу (сиделок) за гражданами, получающими услуги в стационарных организаций социального обслуживания населения |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
5.4. |
Организация учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания |
ДСЗН ТО, СО НКО, ОГАУ "ДСО "Забота" |
Перевод получателей социальных услуг ОГАУ "ДСО "Забота", проживающих в отделении "Золотая рыбка", в отдельное здание |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждения, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
5.5. |
Организация занятости получателей социальных услуг в психоневрологических интернатах |
ДСЗН ТО |
Организация деятельности швейной, столярной, обувной мастерских на базе ОГАУ "ДСО "Забота" |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений, в том числе с привлечением внебюджетных источников |
||||||||||
Организация занятости получателей социальных услуг на приусадебных участках ОГАУ "ДСО "Забота", областного государственного бюджетного учреждения "Дом социального обслуживания "Милосердие", областного государственного бюджетного учреждения "Дом социального обслуживания "Парус" | ||||||||||||||||
5.6. |
Организация регулярного посещения медицинскими работниками медицинских организаций граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания населения |
ДЗ ТО, ДСЗН ТО |
Проведение регулярных осмотров граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания населения, медицинскими работниками медицинских организаций |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
5.7. |
Организация работы волонтеров с гражданами, получающими социальные услуги в пилотных стационарных организациях социального обслуживания населения |
ДСЗН ТО, ОГАУ "КЦСОН ТО" |
Заключение пилотными стационарными организациями социального обслуживания населения соглашений с волонтерскими организациями по работе с гражданами, получающими социальные услуги в стационарных организациях социального обслуживания населения, в рамках СДУ |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
6. Модернизация и дооснащение медицинских организаций | ||||||||||||||||
6.1. |
Совершенствование гериатрической помощи в Томской области в соответствии с установленными порядками, клиническими рекомендациями и стандартами |
ДЗ ТО |
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю "гериатрия" в гериатрических кабинетах медицинских организаций, открытие 10 гериатрических кабинетов. Оказание специализированной медицинской помощи по профилю "гериатрия" в стационарных условиях на гериатрических койках, функционирующих в медицинских организациях, открытие 40 гериатрических коек, ежегодное число пролеченных - 1024 пациента |
2023 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
6.2. |
Совершенствование паллиативной медицинской помощи пожилым пациентам в области в соответствии с установленными порядками, клиническими рекомендациями, стандартами |
ДЗ ТО |
К 2025 году должны быть созданы: 1. Паллиативные койки для взрослых в: областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть N 1" - 40; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Кривошеинская районная больница" - 6; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Стрежевская городская больница" - 7; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Верхнекетская районная больница" - 6; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Зырянская районная больница" - 13; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Каргасокская районная больница" - 34. 2. Койки сестринского ухода в: областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Александровская районная больница" - 2; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Асиновская районная больница" - 5; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Бакчарская районная больница" - 2; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Кожевниковская районная больница" - 4; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Колпашевская районная больница" - 5; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Кривошеинская районная больница" - 11; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Молчановская районная больница" - 2; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Моряковская участковая больница" - 15; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Парабельская районная больница" - 10; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Первомайская районная больница" - 2; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Томская районная больница" - 27; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Тегульдетская районная больница" - 2; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Светленская районная больница" - 35; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Чаинская районная больница" - 2; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Шегарская районная больница" - 3; областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Стрежевская городская больница" - 2; областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть N 1" - 20 |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
6.3. |
Организационные мероприятия для обеспечения работы кабинетов паллиативной медицинской помощи и выездной патронажной службы: закупка оборудования; обучение персонала; лицензирование медицинской деятельности; маршрутизация пациентов |
ДЗ ТО |
Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи |
2022 год |
2025 год |
в рамках финансирования текущей деятельности учреждений |
||||||||||
7. Межведомственное взаимодействие в рамках реализации СДУ | ||||||||||||||||
7.1. |
Создание межведомственной рабочей группы по реализации пилотного проекта по созданию СДУ (далее - межведомственная рабочая группа) в Томской области под руководством заместителя Губернатора Томской области по социальной политике с участием представителей исполнительных органов государственной власти Томской области в сферах социальной защиты, здравоохранения, финансовой политики и иных сферах, представителей Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации |
ДСЗН ТО |
Принятие распоряжения Администрации Томской области "О создании межведомственной рабочей группы по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" |
1-й квартал 2022 года |
2-й квартал 2022 года |
не требуется |
||||||||||
7.2. |
Анализ и совершенствование существующих механизмов межведомственного взаимодействия организаций социального обслуживания населения и медицинских организаций |
ДСЗН ТО, ДЗ ТО |
Внесение изменений в постановление Администрации Томской области от 30.10.2014 N 415а "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области в связи с реализацией полномочий Томской области в сфере социального обслуживания" |
3-й квартал 2023 года |
4-й квартал 2023 года |
не требуется |
||||||||||
7.3. |
Обеспечение передачи данных о медицинских рекомендациях по уходу по завершении медицинского приема (госпитализации) медицинскими организациями в организации социального обслуживания населения |
ДЗ ТО, ДСЗН ТО |
Использование переданных медицинскими организациями в организации социального обслуживания населения данных о медицинских рекомендациях по уходу за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию |
2023 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
8. Контроль качества предоставляемых услуг по долговременному уходу гражданам пожилого возраста и инвалидам | ||||||||||||||||
8.1. |
Ежегодный анализ реализации мероприятий организациями социального обслуживания населения, участвующими в организации СДУ |
ДСЗН ТО |
Ежегодный отчет руководителей пилотных организаций социального обслуживания населения на заседании комиссии по инновациям ДСЗН ТО |
2022 год |
2025 год |
не требуется |
||||||||||
8.2. |
Ежегодная оценка исполнения настоящего Плана мероприятий |
ДСЗН ТО |
Ежегодный отчет специалистов ДСЗН ТО и ДЗ ТО по реализации настоящего Плана мероприятий |
2022 год |
2025 год |
не требуется |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Томской области от 22 декабря 2022 г. N 840-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.