Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 27.09.2022 N 796-п
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2013 N 513-п
Государственная программа
Красноярского края "Развитие лесного хозяйства"
1. Паспорт государственной программы Красноярского края
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Развитие лесного хозяйства Красноярского края является одним из приоритетных направлений для Красноярского края, обладающего крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсами (14,5% общероссийского запаса леса, или 6,0% от мировых), который относится к ведущим лесным регионам Российской Федерации.
В настоящее время проводится модернизация основных направлений деятельности в сфере лесного хозяйства, что позволит решить существующие системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
По итогам 2021 года в сфере лесного хозяйства Красноярского края отмечаются:
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 16,4 процента;
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 61,2 процента.
В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов в 2025 году.
В результате реализации государственной программы достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (функционирует, созданная в 2020 году, система дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края), что позволило минимизировать потери и риски возникновения чрезвычайных ситуаций и существенно сократит размеры ущерба лесному фонду и затраты на тушение лесных пожаров, незамедлительное информирование пользователей о выявленных возгораниях посредством содержания 100 видеокамер;
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 102 650,3 гектаров;
обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края, на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 0,09 человека;
обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере до 6,3 процента;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров;
приобретена для лесничеств специализированная лесохозяйственная техника и оборудование для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 14 единиц;
проведено оснащение Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КГАУ "Лесопожарный центр") специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 379 единиц.
Анализ данных за последние десять лет показывает, что площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились на 85,5%.
При этом площади лесовосстановления путем проведения работ по созданию лесных культур увеличились на 37,6%.
Ежегодное искусственное лесовосстановление проводится на площади не менее 10 тыс. га, в том числе сеянцами с открытой корневой системой с лесных питомников Красноярского края более 3,5 тыс. га.
В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,1%, приживаемость культур в первый год учета - 88,20%, в третий год учета - 82,13%, в пятый год учета - 81,03%. При этом площадь списания за последние 5 лет с 1,4 тыс. га уменьшилась до 0,4 тыс. га.
По итогам 2021 года проведено лесовосстановление на площади 104,4 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 15,4 тыс. га). Заготовлено 15,6 тонны лесных семян. Объем выращивания стандартного посадочного материала (сеянцев) по итогам 2021 года составил 27,8 млн штук.
Наиболее значимыми факторами не достижения показателей государственной программы в 2023 году являются:
уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;
расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80 процентов общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением в 2018 году лесного плана Красноярского края (указ Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 N 332-уг) и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной 10-летний период;
лесные пожары на труднодоступных территориях Красноярского края, что значительно осложняло проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности), а также массовое развитие очагов сибирского шелкопряда;
давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем достижения к концу 2025 года объемов лесовосстановления на уровне 156,5 тыс. га в год (в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,2 тыс. га, естественного лесовосстановления - 150,3 тыс. га), объемов уходов за лесными культурами на уровне 24,3 тыс. га и их кратности согласно установленным нормативам.
В дальнейшем для устойчивого развития лесного семеноводства в Красноярском крае необходимо:
увеличение объемов заготовки семян лесных растений;
реализация комплекса мер по развитию питомнических хозяйств;
распространение опыта создания лесопромышленными компаниями тепличных комплексов по выращиванию улучшенного посадочного материала лесных растений с закрытой корневой системой.
В рамках государственной программы министерством и краевым государственным казенным учреждением "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") осуществляется федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края, в пределах полномочий, определенных в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные полномочия реализуются в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с 2018 года министерством проводится целенаправленная работа по привлечению общественных объединений и граждан к осуществлению общественного контроля в области охраны лесов согласно "Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды", утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.07.2017 N 403.
Основным направлением взаимодействия министерства как органа исполнительной власти Красноярского края в области лесных отношений и общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее - общественные инспектора) является осуществление мероприятий по охране лесов. Указанные мероприятия проводятся в форме совместного патрулирования лесов с целью профилактики, выявления и пресечения фактов незаконного лесопользования и иных нарушений лесного законодательства.
Во исполнение в 2021 - 2023 годах мероприятий по реализации "Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы" (далее - Стратегия), утвержденной указам Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 и достижении установленных целевых показателей, министерством осуществляется тесное взаимодействие с Енисейским войсковым казачьим обществом.
Следует отметить, что казачество Красноярского края занимает активную гражданскую позицию в организации общественного лесного контроля в районах Красноярского края с интенсивным использованием лесов.
Численность общественных инспекторов составляет 93 лица, из них 76 - члены Енисейского войскового казачьего общества.
Общественные инспекторы из числа казачества принимают активное участие в выездных мероприятиях, проводимых КГКУ "Лесная охрана", а также самостоятельно патрулируют территорию государственного лесного фонда, при выявлении нарушений лесного законодательства, информация передается в КГКУ "Лесная охрана" для принятия мер реагирования.
За первое полугодие 2022 года казаками Енисейского войскового казачьего общества проведено 157 мероприятий по патрулированию лесов, в которых приняли участие 26 казаков общества, выявлено 62 нарушения лесного законодательства, из них:
45 нарушений правил пожарной безопасности в лесах (нарушение особого противопожарного режима, захламление лесов горючими материалами);
3 нарушения правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов отходами производства и потребления);
5 нарушений правил заготовки древесины (несоблюдение технологии заготовки древесины);
9 незаконных рубок лесных насаждений.
Благодаря активному участию казачества в осуществлении общественного контроля в 2019 - 2022 годах казаками Енисейского войскового казачьего общества в ходе самостоятельного патрулирования лесов выявлено фактов незаконных рубок в объеме более 5 тысяч куб. м. и ущербом свыше 100 млн рублей.
Результаты анализа исполнения полномочий по федеральному государственному лесному контролю (надзору) на землях лесного фонда Красноярского края в 2016 - 2021 годах представлены в таблице.
Таблица
Показатели контрольной деятельности |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Выявлено нарушений |
2 397 |
3 086 |
3 767 |
3 951 |
5 663 |
5194 |
в том числе: незаконных рубок |
371 |
367 |
455 |
606 |
699 |
616 |
Объем незаконных рубок, повреждение лесных насаждений согласно статьи 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ, тыс. кбм |
24,10 |
26,5 |
30,7 |
114,9 |
242,0 |
147,1 |
Ущерб, тыс. руб. (по всем лесонарушениям) |
156 900 |
182 118 |
284 654 |
734 554 |
1 158 274 |
934 708,6 |
передано материалов в следственные органы, шт. |
544 |
531 |
548 |
598 |
834 |
607 |
возбуждено уголовных дел, шт. |
432 |
421 |
463 |
403 |
664 |
402 |
привлечено к уголовной ответственности, чел. |
150 |
114 |
109 |
121 |
125 |
134 |
присуждено взыскание ущерба, тыс. руб. |
82 834 |
34 604 |
83 574,7 |
51 377,9 |
206 112,5 |
300 930,2 |
взыскано в счет причиненного ущерба, тыс. руб. |
35 203,1 |
15 641,5 |
43 642,4 |
29 547,7 |
21 658,7 |
26 727,7 |
Вынесено постановлений об административном правонарушении, в соответствии со статьей 29.10 КоАП (пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП), шт. |
2 199 |
2 352 |
3 390 |
2 908 |
4 154 |
4350 |
Наложено административных штрафов на сумму, тыс. руб. |
41 743,9 |
53 889,1 |
69 300,0 |
70 831,7 |
154 248,4 |
134 667,2 |
Взыскано административных штрафов на сумму, тыс. руб. |
9 961,2 |
21 167,0 |
25 700,0 |
33 157,2 |
59 700 |
49 029,5 |
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края
В основополагающих документах развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации:
отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточный уход на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки древесины;
недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);
недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий;
на эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается недостаточная численность работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и воздушных судов, а также лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций;
низкое качество выполнения работ по защите лесов, которое приводит к высокому социальному напряжению в связи с необоснованным назначением санитарно-оздоровительных мероприятий и несвоевременным проведением мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;
необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о них;
сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;
отсутствие в зоне транспортной доступности значительной части фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов предприятий - потребителей низкокачественной древесины, что во многих случаях приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса;
низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная страновыми и макроэкономическими рисками и высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками строительства (что связано как с объективными климатическими особенностями, так и с избыточным регулированием в сферах капитального строительства, промышленной безопасности и экологии) и дефицитом инфраструктуры;
недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, что достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
Для решения указанных задач на территории Красноярского края разработана государственная программа.
Государственная программа является документом стратегического планирования развития лесного хозяйства Красноярского края, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Красноярского края.
Государственной программой определены задачи, сроки осуществления мероприятий в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий государственной программы.
Государственная программа основана на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в лесной отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей Красноярского края;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
Кроме того, в государственной программе учтены мероприятия из плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 09.06.2020 N 416-п:
повышение результативности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров (эксплуатация и дальнейшее расширение системы видеомониторинга (установка, содержание видеокамер), оснащение лесопожарных формирований специализированной лесопожарной техникой и оборудованием);
повышение результативности функционирования отрасли лесного хозяйства;
реализация Лесной хартии Красноярского края, подписанной 28.05.2019 между министерством и крупнейшими лесопользователями края (оптимизация использования лесов);
сохранение лесов Красноярского края (реализация мероприятий регионального проекта "Сохранение лесов" (федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" (далее - региональный проект) - увеличение к 2025 году площади лесовосстановления до 100% к уровню рубки и гибели насаждений.
Мероприятия государственной программы корреспондированы с государственной Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, и направлены на формирование условий социально-экономического развития Красноярского края в части повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Необходимо развивать различные формы взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.
В целях более точной оценки экономической эффективности использования лесов и создания механизмов экономического стимулирования лесопользования необходимо подготовить и внедрить новый подход к определению ставок платы, который бы отражал экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов.
Цена таких лесных ресурсов, как древесина, пищевые, технические, рекреационные и другие лесные ресурсы, а также другие природные ресурсы, должна определяться не только расходами бюджетной системы на развитие лесного хозяйства, но и рыночной ценой добытых лесных ресурсов, учитывающей издержки по их добыче.
Величину платы за леса можно рассчитать разными методами. Необходимо ориентироваться на формирование остаточной стоимости, образующейся как разность между стоимостью продукции, произведенной из лесных ресурсов, и издержками на производство этой продукции.
Одним из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должно стать доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня, включая приобретение техники (оборудования), спецодежды.
С 2018 года численность лесных инспекторов в Красноярском крае увеличилась на 176 человек (с 2018 года - на 55 человек, с 2020 года - на 121 человека, в том числе за счет средств краевого бюджета - на 100 человек).
За счет средств федерального бюджета в 2019 году приобретено 6 единиц различной высокопроходимой лесопатрульной техники (2 лесопатрульных автомобиля, 2 снегохода, квадроцикл, лодка).
В 2020 году за счет средств федерального бюджета приобретено 29 единиц новой техники (оборудования), в том числе снегоболотоходы, лесопатрульные автомобили, квадроциклы, снегоходы, аэролодка, на общую сумму 18,6 млн рублей.
В 2022 году за счет средств федерального бюджета запланировано приобретение 35 единиц лесопатрульной техники и 526 единиц оборудования на сумму 70,3 млн рублей.
Приобретение разной модификации техники значительно увеличивает кратность и улучшает качество патрулирования лесного фонда, позволяет лесным инспекторам осуществлять контрольные мероприятия на ранее недоступных, удаленных лесных участках.
Эффективности лесоуправления будет способствовать дальнейшее развитие лесоустройства, государственной инвентаризации лесов и системы мониторинга лесов.
Таким образом, реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики для построения эффективной системы управления лесами Красноярского края.
Реализация государственной программы позволит обеспечить в период до 2025 года лесистость на территории Красноярского края на уровне 45,1% (в период до 2030 года обеспечить на уровне 45,1%) за счет повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсного потенциала, повысить эффективность использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления, сократить потери лесного хозяйства от лесных пожаров, сохранить лесной фонд Красноярского края от вредителей и болезней леса.
В ходе реализации государственной программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие лесного хозяйства, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Своевременная и в полном объеме реализация государственной программы к концу 2025 года позволит:
сохранить лесистость территории Красноярского края на уровне 45,1%;
повысить объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 39 рублей;
достигнуть 18,5% доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
достигнуть соотношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100%;
достигнуть соотношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 20,7%.
Реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений:
недостаточную эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкую актуальность сведений о лесных ресурсах;
повышение эффективности борьбы с крупными лесными пожарами;
совершенствование и развитие государственного лесного контроля (надзора).
Кроме того, реализация государственной программы будет способствовать решению вопроса закрепления кадров, в первую очередь молодых специалистов, в лесном хозяйстве (обеспечивается комплексом мер, направленных на увеличение заработной платы в отрасли до уровня не ниже средней заработной платы по Красноярскому краю).
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы представлен в приложении к паспорту государственной программы.
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы
5.1. Одним из ключевых направлений развития Красноярского края является повышение уровня и качества жизни населения, которое может быть обеспечено при условии сохранения природных систем и улучшения состояния лесов.
Лесорастительные особенности Красноярского края, связанные с его значительной протяженностью (158 млн га) и географическим расположением, обуславливают постоянное воздействие на леса негативных природных явлений, таких как лесные пожары, ветровалы, вредители леса.
Охрана и защита лесов являются важнейшими направлениями, обеспечивающими устойчивое экологическое состояние лесов Красноярского края и сохранение их ресурсного потенциала, осуществляемыми с учетом особенностей региона.
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей государственной программы являются:
уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;
расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
слабая заселенность и недостаточно развитая дорожная сеть северных территорий Красноярского края;
лесные пожары на труднодоступных территориях Красноярского края, что значительно осложняет проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности, сильная ветровая нагрузка), почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения), а также массовое развитие очагов сибирского шелкопряда и резкое увеличение численности непарного шелкопряда;
давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов.
Кроме того, актуальной остается проблема недофинансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Красноярскому краю. В течение 10 лет в Красноярском крае сформировался существенный ресурсный дефицит, ограничивающий обеспечение рационального использования лесных ресурсов, их максимальное сохранение и воспроизводство, по следующим наиболее актуальным направлениям развития лесного хозяйства:
тушение лесных пожаров и авиапатрулирование лесного фонда;
проведение лесовосстановительных работ;
проведение противопожарного обустройства на площади лесного фонда, поврежденной сибирским шелкопрядом.
Способом эффективного решения задач государственной программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов по направлениям (подпрограммам "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия").
5.2. Главным направлением в лесовосстановлении Красноярского края остается решение задач, связанных с повышением качества и продуктивности создаваемых лесных культур, обеспечением расширенного воспроизводства лесов и увеличением лесистости земель лесного фонда путем естественного, искусственного и комбинированного восстановления.
В целях обеспечения лесовосстановительных работ высококачественным посадочным материалом необходимо продолжать работу по восстановлению питомников Красноярского края.
Из-за недостаточного финансирования лесного хозяйства Красноярского края эксплуатация и содержание устаревшей техники и оборудования ведет к значительному удорожанию себестоимости лесовосстановительных работ, причем при недостаточном финансировании указанных работ.
Кроме того, с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов на территории Красноярского края проводятся лесопатологические обследования. В результате лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований регистрируются очаги вредителей и болезней леса, выявляются насаждения с разной степенью повреждения, по итогам которых на период действия государственной программы планируются санитарно-оздоровительные мероприятия.
Согласно данным государственного лесопатологического мониторинга по состоянию на 01.07.2022 площадь погибших и поврежденных лесных насаждений на территории Красноярского края превышает 5,4 млн га, что составляет 5,6% от покрытой лесом площади лесного фонда Красноярского края, из них площадь погибших лесных насаждений составляет 188 тыс. га (3,5% от площади поврежденных насаждений). Основными причинами повреждений являются: лесные пожары - 3,6 млн га (66,6%), вредители и болезни леса - 1,7 млн га (31,4%), прочие повреждения (ветровал-бурелом, антропогенные факторы, межвидовая конкуренция) - 46 тыс. га (2%).
Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
Кроме того, модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития лесной отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.
Целью подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" (далее - подпрограмма 1) является обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Реализация подпрограммы 1 направлена на решение следующих задач:
сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
Ожидаемый непосредственный результат от реализации подпрограммы 1 к концу 2025 года:
сохранение на уровне 6,1% доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;
доля площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет составит не более 10%;
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит 87,2%.
Сроки реализации подпрограммы 1: 2020 - 2025 годы.
5.3. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления осуществления системы федерального государственного лесного контроля (надзора).
Кроме этого, остается проблема недофинансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Красноярскому краю, в том числе на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" (далее - подпрограмма 2), организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
Целью подпрограммы 2 является обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Реализация подпрограммы 2 направлена на решение следующих задач:
развитие стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществление мониторинга состояния и развития лесной промышленности;
получение достоверной информации о количественных и качественных характеристиках лесов;
обеспечение эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 2 к концу 2025 года:
достижение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года - 6,5%;
соотношение количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства, совершенных выявленными (установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства в размере 84%;
количество зарегистрированных министерством лесного хозяйства Красноярского края нарушений лесного законодательства в расчете на одно должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный лесной контроль (надзор), в размере 17,0 нарушения.
Сроки реализации подпрограммы 2: 2023 - 2025 годы.
5.4. Подпрограммы 1 и 2 приведены в приложениях N 1, 2 к государственной программе.
5.5. Реализация отдельных мероприятий государственной программой не предусмотрена.
6. Информация об основных мерах правового регулирования в области лесного хозяйства, включая информацию о мерах правового регулирования в части установления порядков предоставления субсидий из краевого бюджета, в том числе бюджетам муниципальных образований Красноярского края
Для достижения целей и (или) ожидаемых результатов государственной программы принятия нормативных правовых актов не требуется.
7. Перечень объектов государственной и муниципальной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению
Строительство, реконструкция, техническое перевооружение или приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края в рамках государственной программы не предусмотрены.
8. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы
Информация о ресурсном обеспечении государственной программы Красноярского края за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, приведена в приложении N 3 к государственной программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов) приведена в приложении N 4 к государственной программе.
9. Информация о мероприятиях регионального проекта, реализуемых в рамках государственной программы
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" является сохранение биологического разнообразия.
Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Между министерством и Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) заключено дополнительное соглашение от 17.12.2021 N 053-2019-GA0026-1/1 к соглашению от 07.02.2019 N 053-2019-GA0026-1 о реализации на территории Красноярского края регионального проекта.
Мероприятия регионального проекта интегрированы в подпрограмму 1.
Финансовое обеспечение реализации регионального проекта осуществляется Рослесхозом в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Общий объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий регионального проекта составляет 1 365,7 млн рублей, в том числе по годам: 2019 г. - 213,5 млн рублей, 2020 г. - 182,0 млн рублей, 2021 г. - 486,4 млн рублей, 2022 г. - 157,2 млн рублей, 2023 г. - 122,0 млн рублей, 2024 г. - 204,6 млн рублей, кроме того на реализацию мероприятия регионального проекта "Увеличение площади лесовосстановления" в 2022 году дополнительно выделены средства краевого бюджета в размере 60,9 млн рублей.
За три года реализации регионального проекта (2019 - 2021 гг.) приобретено 1 932 единицы специализированной лесохозяйственной, лесопожарной техники (оборудования).
Ежегодное искусственное лесовосстановление проводилось на площади не менее 10 тыс. га (на лесных участках не переданных в аренду).
В 2019 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 92,945 тыс. га (на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 13,738 тыс. га);
заготовленный запас семян составляет 12,5 тонны, в том числе 130 кг семян сосны обыкновенной за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета;
приобретена специализированная лесохозяйственная техника (оборудование) для 10 лесничеств в количестве 16 единиц;
КГАУ "Лесопожарный центр" приобретено и поставлено 816 единиц специализированной лесопожарной техники (оборудования).
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2019 года составило 43,1% (104% от установленного региональным проектом показателя на 2019 год).
В 2020 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 99,905 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 10,937 тыс. га);
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 10,7 тонн;
приобретена для 13 лесничеств специализированная лесохозяйственная техника (оборудование) для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 108 единиц;
проведено оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой (оборудованием) для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 599 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2020 года составило 49,8%.
В 2021 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 104,4 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 15,4 тыс. га);
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 15,6 тонны;
приобретена для лесничеств специализированная лесохозяйственная техника и оборудование для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 14 единиц;
проведено оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 379 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2021 года составило 61,2043%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2022 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 101,4 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 10,8 тыс. га);
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 11,2 тонны;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 491 единицы техники и оборудования.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2022 года должно составить 61,5%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2023 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 88,8 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 7,5 тыс. га);
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 11,6 тонн;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 59 единиц техники.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2023 года должно составить 78,4%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2024 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 115,0 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 7,5 тыс. га);
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 24 тонны;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 48 единиц техники.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2024 года должно составить 100%.
Приложение
к паспорту
государственной программы
Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
Перечень
целевых показателей государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства"
N п/п |
Цели, целевые показатели государственной программы Красноярского края |
Единица измерения |
Год, предшествующий реализации государственной программы Красноярского края |
Годы реализации государственной программы Красноярского края |
|||||||||||||
|
|
|
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Годы до конца реализации государственной программы Красноярского края |
|
|
|
|
2013 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2026 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
Цели государственной программы - повышение результативности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия.
|
||||||||||||||||
1.1. |
Лесистость территории Красноярского края |
% |
45,2 |
45,2 |
45,2 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
45,1 |
1.2. |
Объём платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчёте на 1 га земель лесного фонда |
руб/га |
8,2 |
12,5 |
9,6 |
11,3 |
13,4 |
20,98 |
23,74 |
30,43 |
39,3 |
34,5 |
36 |
37,5 |
39 |
40,6 |
47,5 |
1.3. |
Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда |
% |
- |
- |
18,4 |
16,9 |
17,7 |
17,5 |
18,1 |
18,8 |
16,4 |
18,2 |
18,3 |
18,4 |
18,5 |
18,6 |
19 |
1.4. |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
43,1 |
49,8 |
61,2 |
61,5 |
78,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5. |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины |
% |
- |
- |
12,5 |
22 |
28,1 |
27,8 |
21,4 |
21,5 |
23,2 |
20 |
20,3 |
20,5 |
20,7 |
20,8 |
21,6 |
Приложение N 1
к государственной программе
Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
Подпрограмма
"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"
1. Паспорт подпрограммы
2. Мероприятия подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является министерство.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме.
Реализацию мероприятий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1 подпрограммы выполняют краевые государственные бюджетные учреждения - лесничества.
Реализация мероприятия 1.4 подпрограммы осуществляется министерством в соответствии с полномочиями, определенными статьей 60.13 Лесного кодекса Российской Федерации.
Источник финансирования мероприятий 1.1, 1.2, 1.4, 2.1 подпрограммы - федеральный бюджет.
Источник финансирования мероприятия 1.3 подпрограммы - краевой бюджет.
Реализацию мероприятий 3.1, 3.2, 3.3 подпрограммы осуществляет КГАУ "Лесопожарный центр".
Источник финансирования мероприятий 3.1, 3.2 подпрограммы - федеральный бюджет.
Источник финансирования мероприятия 3.3 подпрограммы - средства краевого бюджета.
Для выполнения задачи подпрограммы по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений предусмотрены следующие мероприятия:
мероприятие 1.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями".
В рамках выполнения указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы:
1) отвод лесосек (на площади не менее 32 тыс. га в 2023 - 2024 годах;
2) проведение ухода за лесами (на площади не менее 3,4 тыс. га в 2023 - 2024 годах;
3) создание лесных дорог, предназначенных для использования, защиты и воспроизводства лесов (не менее 59,5 км в 2023 - 2024 годах).
Мероприятие 1.2 "Увеличение площади лесовосстановления". В рамках выполнения указанного мероприятия за период 2023 - 2025 годов будет произведено лесовосстановление на площади 304,9 тыс. га (в 2023 году - на площади 88,8 тыс. га, в 2024 году - на площади 115 тыс. га).
Мероприятие 1.3 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями" предусматривает осуществление мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда на территории Красноярского края краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами (в рамках государственного задания) в 2023 году, за счет средств краевого бюджета.
Также в целях выполнения требований законодательства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой (далее - ЗКС) проводится работа по организации выращивания посадочного материала с ЗКС краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами (строительство 2-х теплиц) и приобретение лесохозяйственной техники и оборудования, не менее 8 единиц.
Обновление материально-технической базы позволит повысить уровень ведения лесного хозяйства в целом по Красноярскому краю, увеличить объемы и расширить ассортимент выращиваемого посадочного материала, обеспечить Красноярский край качественным посадочным материалом в соответствии с потребностями, что позволит увеличить объемы лесовосстановления.
Мероприятие 1.4 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений по проведению мероприятий по радиационному обследованию на землях лесного фонда" осуществляется в соответствии со статьей 60.13 Лесного кодекса Российской Федерации. Данное мероприятие подразумевает проведение мероприятий по радиационному обследованию на землях лесного фонда площадью 4 000 га, в 2023 - 2024 годах.
Для выполнения задачи подпрограммы по улучшению лесопатологической ситуации в лесах, снижению рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами, предусмотрено мероприятие 2.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями".
В рамках выполнения указанного мероприятия будет осуществляться:
1) проведение лесопатологических обследований на площади 103,7 тыс. га в 2023 - 2024 годах;
2) проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на площади не менее 16 тыс. га.
Для выполнения задачи подпрограммы по повышению уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров предусмотрены следующие мероприятия:
мероприятие 3.1 "Осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров". В рамках указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы в 2023 - 2025 годах:
1) предупреждение лесных пожаров (в части противопожарного обустройства лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения);
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на площади 158,7 млн га ежегодно, включающий мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров путем наземного патрулирования лесов и авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами;
3) тушение лесных пожаров.
Мероприятие 3.2 "Оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров".
В рамках указанного мероприятия для КГАУ "Лесопожарный центр" запланировано приобретение в 2023 году - 59 единиц техники, в 2024 году - 48 единиц техники.
Приобретение лесопожарной техники и оборудования позволит повысить оперативность реагирования лесопожарных служб и, как следствие, снизить ущерб от лесных пожаров на 19%.
Мероприятие 3.3 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями". В рамках указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы:
1) по предупреждению лесных пожаров (ежегодно);
2) содержание в 2023 - 2025 годах системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края (за период 2019 - 2021 годов проведен монтаж и подключение всех запланированных 100 камер видеонаблюдения в 17 муниципальных образованиях Красноярского края).
В результате реализации мероприятий подпрограммы значительно сократятся потери лесного хозяйства от лесных пожаров.
Финансирование подпрограммы на 2023 - 2025 годы составляет 5 155 952,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 1 102 791,1 тыс. рублей;
федерального бюджета - 4 053 161,8 тыс. рублей.
2023 год - 2 513 230,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 583 454,9 тыс. рублей;
федерального бюджета 1 929 775,4 тыс. рублей;
2024 год - 2 383 054,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей;
федерального бюджета - 2 123 386,4 тыс. рублей;
2025 год - 259 668,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей;
федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей.
Сроки реализации мероприятий подпрограммы: 2023 - 2025 годы.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме.
3. Механизм реализации подпрограммы
Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется министерством в соответствии с процедурами управления реализацией подпрограммы.
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.1.1-1.1.3, 1.2, 1.3.1, 1.5.1, 1.5.2 приложения к подпрограмме, осуществляется краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.3.2, 1.3.3 приложения к подпрограмме, осуществляется краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами за счет субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Мероприятие, предусмотренное строкой 1.4 приложения к подпрограмме, осуществляется министерством на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 2.1.1-2.1.3, 2.3.1-2.3.2 осуществляется КГАУ "Лесопожарный центр" за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 2.2, 2.3.3 приложения к подпрограмме осуществляется КГАУ "Лесопожарный центр" за счет субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и в рамках регионального проекта.
4. Управление подпрограммой и контроль за ее выполнением
Организацию управления подпрограммой осуществляет министерство путем координации исполнения подпрограммных мероприятий и мониторинга их реализации.
Министерство для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации подпрограммы организует ведение и представление полугодовой и годовой отчетности в соответствии с запросом исполнителю подпрограммы о реализации подпрограммы, реализуемой исполнителем подпрограммы, в сроки и по форме, установленные министерством в запросе.
Исполнитель мероприятий (краевые государственные бюджетные учреждения-лесничества, КГАУ "Лесопожарный центр") в срок не позднее 5 августа отчетного года, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляет в министерство информацию о реализации мероприятий подпрограммы в части исполняемыми мероприятиями.
Министерством представляется сводный отчет о реализации подпрограммы одновременно в министерство экономики и регионального развития Красноярского края, министерство финансов Красноярского края в сроки, установленные постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации".
Контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, осуществляет министерство.
Контроль за использованием бюджетных средств краевого бюджета, в том числе межбюджетных трансфертов, контроль в части соблюдения получателями бюджетных средств условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Приложение
к паспорту подпрограммы
"Обеспечение использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов"
Перечень
и значения показателей результативности подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"
N п/п |
Цель, показатели результативности |
Единица измерения |
Источник информации |
Годы реализации подпрограммы |
|||
|
|
|
|
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель подпрограммы - обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. | |||||||
Задачи подпрограммы - сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений | |||||||
Показатели результативности: | |||||||
1. |
Доля площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет |
% |
отчет о достижении целевых прогнозных показателей |
не более 10 |
не более 10 |
не более 10 |
не более 10 |
Задачи подпрограммы - улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами | |||||||
Показатель результативности: | |||||||
2. |
Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства |
% |
отчет о достижении целевых прогнозных показателей |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
Задача подпрограммы - повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров
| |||||||
Показатель результативности: | |||||||
3. |
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров |
% |
отчет о достижении целевых прогнозных показателей |
85,6 |
86,4 |
87,2 |
87,2 |
Приложение
к подпрограмме
"Обеспечение использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"
Приложение N 2
к государственной программе
Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
Подпрограмма
"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"
1. Паспорт подпрограммы
2. Мероприятия подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является министерство.
На решение задачи по развитию стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечения выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществления мониторинга состояния и развития лесной промышленности направлены следующие мероприятия.
Мероприятие 1.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти" реализуется министерством за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Мероприятие 1.2 "Руководство по управлению в сфере установленных функций органов государственной власти" направлено на обеспечение реализации промышленной политики, проводимой на территории Красноярского края в отношении субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляющих виды экономической деятельности, относящиеся к классификационным группировкам: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения, производство бумаги и бумажных изделий, в соответствии с пунктом 2.6 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, и реализуется за счет средств краевого бюджета.
Мероприятие 1.3 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета" реализуется министерством за счет средств краевого бюджета и направлено на обеспечение эффективного управлениями лесами на территории Красноярского края до 2025 года.
Мероприятие 1.4 "Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации отдельных государственных полномочий по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности (в соответствии с Законом Красноярского края от 8 июля 2021 года N 11-5410 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности")".
Данное мероприятие реализуется за счет средств краевого бюджета путем предоставления субвенции бюджетам муниципальных образований Красноярского края (г. Канск, г. Лесосибирск, Богучанский, Кежемский, Минусинский муниципальные районы) из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по мониторингу состояния и развития лесной промышленности.
Мероприятие 1.5 "Субсидии на возмещение части затрат, связанных с обеспечением населения Красноярского края древесным сырьем для нужд отопления" реализуется за счет средств краевого бюджета путем предоставления субъектам лесной промышленности в Красноярском крае субсидии на возмещение части затрат, связанных с бесплатным обеспечением населения Красноярского края древесным сырьем для нужд отопления.
Для решения задачи по обеспечению эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений необходимо выполнение следующих мероприятий.
Мероприятие 2.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями" направлено на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края и реализуется краевым государственным казенным учреждением "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Мероприятие 2.2 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями" направлено на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края и реализуется КГКУ "Лесная охрана" за счет средств краевого бюджета.
Сроки реализации мероприятий подпрограммы: 2023 - 2025 годы.
Финансирование подпрограммы на 2023 - 2025 годы составляет 1 133 460,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 297 049,8 тыс. рублей;
федерального бюджета - 836 410,6 тыс. рублей.
2023 год - 590 528,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 177 323,0 тыс. рублей;
федерального бюджета - 413 205,3 тыс. рублей;
2024 год - 483 068,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей;
федерального бюджета - 423 205,3 тыс. рублей;
2025 год - 59 863,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей;
федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме.
3. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.1, 1.2, 1.3 приложения к подпрограмме осуществляется министерством в пределах полномочий, определенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с бюджетной сметой.
Мероприятие, предусмотренное строкой 1.4 приложения к подпрограмме, осуществляется министерством за счет средств краевого бюджета в соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 06.10.2021 N 718-п "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края для реализации исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности".
Мероприятие 1.5 подпрограммы осуществляется министерством на основании Закона Красноярского края от 07.07.2022 N 3-928 "О субсидиях на возмещение части затрат, связанных с обеспечением населения края древесным сырьем для нужд отопления" (далее - субсидия) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Красноярского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке министерству.
Порядок и условия предоставления субсидий, сроки представления получателями субсидий отчетности, устанавливаются Правительством Красноярского края.
Мероприятие, предусмотренное строкой 2.1, 2.2 приложения к подпрограмме, осуществляется КГКУ "Лесная охрана".
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края осуществляется КГКУ "Лесная охрана" в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления подпрограммой осуществляет министерство путем координации исполнения подпрограммных мероприятий и мониторинга их реализации.
Контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, осуществляет министерство.
Контроль за использованием бюджетных средств краевого бюджета, в том числе межбюджетных трансфертов, контроль в части соблюдения получателями бюджетных средств условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Приложение
к паспорту подпрограммы
"Обеспечение реализации государственной
программы и прочие мероприятия"
Перечень
и значения показателей результативности подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"
N п/п |
Цель, показатели результативности |
Единица измерения |
Источник информации |
Годы реализации подпрограммы |
|||
|
|
|
|
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель подпрограммы - обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики
| |||||||
Задачи подпрограммы - развитие стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществление мониторинга состояния и развития лесной промышленности, обеспечение эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений | |||||||
Показатель результативности: | |||||||
1. |
Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года |
% |
8-ОИП |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
2. |
Соотношение количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства, совершенных выявленными (установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства |
% |
8-ОИП |
84,0 |
84,0 |
84,0 |
84,0 |
3. |
Количество зарегистрированных министерством лесного хозяйства Красноярского края нарушений лесного законодательства в расчете на одно должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края |
нарушений |
8-ОИП |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
Приложение
к подпрограмме
"Обеспечение реализации государственной программы
и прочие мероприятия"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"
Приложение N 3
к государственной программе
Красноярского края "Развитие лесного хозяйства"
Информация
по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства" за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов
(тыс .рублей)
N п/п |
Статус (государственная программа Красноярского края, подпрограмма) |
Наименование государственной программы Красноярского края, подпрограммы |
Наименование главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС) |
Код бюджетной классификации |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Итого на очередной финансовый год и плановый период |
|||
|
|
|
|
ГРБС |
РзПр |
ЦСР |
ВР |
план |
план |
план |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Государственная программа Красноярского края |
"Развитие лесного хозяйства" |
всего расходные обязательства по государственной программе Красноярского края |
х |
х |
х |
х |
3 103 758,6 |
2 866 123,2 |
319 531,5 |
6 289 413,3 |
|
|
|
в том числе по ГРБС: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
министерство лесного хозяйства Красноярского края |
031 |
х |
х |
х |
3 103 758,6 |
2 866 123,2 |
319 531,5 |
6 289 413,3 |
1.1 |
Подпрограмма 1 |
"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
всего расходные обязательства по подпрограмме государственной программы Красноярского края |
х |
х |
х |
х |
2 513 230,3 |
2 383 054,5 |
259 668,1 |
5 155 952,9 |
|
|
|
в том числе по ГРБС: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
министерство лесного хозяйства Красноярского края |
031 |
х |
х |
х |
2 513 230,3 |
2 383 054,5 |
259 668,1 |
5 155 952,9 |
1.2 |
Подпрограмма 2 |
"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
всего расходные обязательства по подпрограмме государственной программы Красноярского края |
х |
х |
х |
х |
590 528,3 |
483 068,7 |
59 863,4 |
1 133 460,4 |
|
|
|
в том числе по ГРБС: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
министерство лесного хозяйства Красноярского края |
031 |
х |
х |
х |
590 528,3 |
483 068,7 |
59 863,4 |
1 133 460,4 |
Приложение N 4
к государственной программе
Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
Информация
об источниках финансирования подпрограмм государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства" (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов)
(тыс. рублей)
N п/п |
Статус (государственная программа Красноярского края, подпрограмма) |
Наименование государственной программы Красноярского края, подпрограммы |
Уровень бюджетной системы/источники финансирования |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Итого на очередной финансовый год и плановый период |
|
|
|
|
план |
план |
план |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Государственная программа Красноярского края |
"Развитие лесного хозяйства" |
всего |
3 103 758,6 |
2 866 123,2 |
319 531,5 |
6 289 413,3 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
2 342 980,7 |
2 546 591,7 |
0,0 |
4 889 572,4 |
|
|
|
краевой бюджет |
760 777,9 |
319 531,5 |
319 531,5 |
1 399 840,9 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
бюджеты муниципальных образований Красноярского края** |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1. |
Подпрограмма 1 |
"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
всего |
2 513 230,3 |
2 383 054,5 |
259 668,1 |
5 155 952,9 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
1 929 775,4 |
2 123 386,4 |
0,0 |
4 053 161,8 |
|
|
|
краевой бюджет |
583 454,9 |
259 668,1 |
259 668,1 |
1 102 791,1 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
бюджеты муниципальных образований Красноярского края** |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.2. |
Подпрограмма 2 |
"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
всего |
590 528,3 |
483 068,7 |
59 863,4 |
1 133 460,4 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
413 205,3 |
423 205,3 |
0,0 |
836 410,6 |
|
|
|
краевой бюджет |
177 323,0 |
59 863,4 |
59 863,4 |
297 049,8 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
бюджеты муниципальных образований Красноярского края** |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Красноярского края от 27 сентября 2022 г. N 796-п "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.