Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Варианты организации внутренней инфраструктуры ДОО
Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т.д., где проживает семья ребенка дошкольного возраста.
Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль - это группа функционально связанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста могут быть решены с учетом возможностей имеющегося пространства.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:
- "игровой";
- "физкультурно-оздоровительный";
- "музыкальный";
- "художественно-творческий";
- "поисково-исследовательский";
- "релаксации";
- "логопедический";
- "психологического сопровождения";
- "дефектологический";
- "административный";
- "территории и архитектуры ДОО".
Общая характеристика функциональных модулей.
1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы:
- группа для детей младенческого возраста (до года);
- группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет);
- I младшая группа (2-3 года);
- II младшая группа (3-4 года);
- средняя группа (4-5 лет);
- старшая группа (5-6 лет);
- подготовительная группа (6-7 лет).
2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО.
4. Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества, исходя из типовой численности группы детей.
5. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.
6. Позиции перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации РППС родителями дошкольников в домашних условиях.
7. Перечни функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких, как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие информационные технологии, могут коррелировать с перечнями, предложенными в настоящих рекомендациях.
8. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества и возраста детей по усмотрению ДОО.
Критерии оценки РППС:
Открытость среды для преобразований:
- элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
- отсутствие жестко закрепленных центров активности.
Современность среды:
- современные и традиционные игрушки и пособия;
- оборудование, соответствующее реалиям времени;
- мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированность на повышение физической активности:
- специальное оборудование для физкультурного центра;
- пространство для осуществления физической активности.
Приспособленность для познавательной деятельности:
- дидактические игры и материалы;
- книжный центр с набором разнообразных книг;
- обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);
- материалы для экспериментальной деятельности и др.
Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированность на творческое развитие:
- игры и материалы для организации творческой активности детей;
- пространство для организации творческой активности детей.
Элементы природы в среде:
- специально оборудованный центр природы;
- растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;
- прочие элементы природы в среде.
Комфортность среды:
- мягкая, комфортная мебель;
- уголок психологической разгрузки (уединения);
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие "кричащих", "кислотных" тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
Безопасность среды:
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);
- соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.
Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей;
- эстетика оформления;
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и "Физическое развитие").
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие".
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие").
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленной на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Кроме того, возможны следующие варианты группирования средств обучения и воспитания по категориям:
1. Раннее развитие;
2. Конструирование и строительные наборы;
3. Сюжетные игры и игрушки;
4. Развивающие игры и оборудование;
5. Спорт и подвижные игры;
6. Творчество и медиа;
7. Дидактические игры и материалы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.