Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Ространснадзора
от 20.12.2022 N ВБ-583фс
Программа профилактики
рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта" (далее - Положение).
Объектами федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.
По состоянию на 1 сентября 2022 года со стороны Госморречнадзора подлежит контролю деятельность более шести тысяч шестисот организаций и индивидуальных предпринимателей.
При осуществлении федерального контроля применяется система оценки и управления рисками.
Федеральный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами Госморречнадзора проведено 64 контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами (за аналогичный период 2021 года - 717 мероприятий). В ходе их проведения выявлено 57 нарушений обязательных требований, 13 фактов невыполнения предписаний контрольного органа.
За 8 месяцев 2022 года в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами Госморречнадзором было проведено 950 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 391 выездное обследование. В результате проведения этих мероприятий выявлено 1 057 нарушений.
В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований инспекторами Госморречнадзора проведено 527 постоянных рейдов в результате которых выявлено 332 нарушения.
Всего с начала года по состоянию на 01.09.2022 по результатам всех видов проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 1 446 нарушений, что на 39% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (2 383 нарушения).
Доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил, на 01.09.2021 составила 104%.
По состоянию на 01.09.2022 по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий привлечено к административной ответственности 1 333 юридических, должностных, физических лица и индивидуальных предпринимателя (за аналогичный период 2021 года - 1 667). Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 15 776 тыс. рублей (за аналогичный период 2021 года - 23 499,6 тыс. руб.).
Инспекторами Госморречнадзора чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов) - 240 случаев; 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) - 130 случаев; 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания) - 124 случая. Число таких нарушений составило 65% от общего числа выявленных. Еще 27% составили нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).
По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами государственного морского и речного надзора было предоставлено 323 лицензии на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте и морском транспорте (за аналогичный период 2021 года - 173), внесено изменений в реестр по 555 лицензиям (за аналогичный период 2021 года - 289). Проведено 795 оценок соискателей лицензии и лицензиатов (за аналогичный период 2021 года - 432). В 75 случаях (за 8 месяцев 2021 г. - в 23 случаях) были выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении лицензии или во внесении изменений в реестр лицензий было отказано.
По состоянию на 01.09.2022 центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 34 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 18, отказано в утверждении 16 деклараций. Выдано 18 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Количество судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном техническом состоянии, по состоянию на 01.09.2022 осталось без изменений (1), опасном уровне безопасности уменьшилось по сравнению с аналогичном периодом 2021 года с 2 до 1. Увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих работоспособное техническое состояние, до 158 (аналогичный период 2021 года - 146).
По-прежнему выявляются нарушения в части невыполнения мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и технического состояния судоходных гидротехнических сооружений.
По состоянию на 01.09.2022 на водном транспорте произошло 23 аварии (на 2 больше, чем за аналогичный период 2021 года).
Показатели гибели и травматизма на водном транспорте по состоянию на 01.09.2022 аналогичны данным за тот же период 2021 года: погибло 2 человека, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения.
Госморречнадзором проведено 177 расследований аварийных случаев на водном транспорте. По итогам расследования установлены основные причины аварийности:
- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 67%;
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 14%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в узкостях - 9%.
Таким образом, следует отметить снижение со стороны Госморречнадзора административной нагрузки на бизнес, а также уменьшение количества нарушений, допускаемых контролируемыми лицами.
Вместе с тем продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере внутреннего водного и морского транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления событий (аварий, транспортных происшествий), следствием которых могут являться гибель или причинение вреда здоровью людей, загрязнение окружающей среды, причинение материального ущерба.
Описание текущего развития профилактической деятельности
Виды профилактических мероприятий при осуществлении федерального контроля определены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта и проводятся в соответствии с планом, утвержденным приказом Ространснадзора от 09.12.2021 N ВБ-1031фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год".
При осуществлении федерального контроля проводятся следующие профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит, самообследование.
В рамках информирования на сайте Ространснадзора размещены и поддерживаются в актуальном состоянии установленные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) сведения по вопросам соблюдения обязательных требований: перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, обобщение правоприменительной практики, руководства по соблюдению обязательных требований, перечень индикаторов риска, списки контрольных вопросов и прочее. Также Госморречнадзором размещаются сведения о состоянии аварийности на водном транспорте и ежегодные сборники характерных аварийных случаев на море и внутренних водных путях.
В 2022 году значительно (в пять раз по отношению к аналогичному периоду 2021 года) увеличилось количество проведенных Госморречнадзором профилактических мероприятий.
По состоянию на 01.09.2022 объявлено 1 325 предостережений о недопущении нарушения обязательных требований. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2021 года.
За 8 месяцев 2022 года должностными лицами Госморречнадзора 2 331 раз осуществлялось консультирование контролируемых лиц по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Инспекторами Госморречнадзора проведено 250 профилактических визитов.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В связи с сохраняющимися со стороны подконтрольных субъектов рисками нарушений обязательных требований в области безопасной эксплуатации судов, портовых гидротехнических сооружений, при осуществлении лицензируемых видов деятельности Госморречнадзор продолжит уделять особое внимание проведению профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта.
Количество выявляемых Госморречнадзором административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательных требований судоводителями и отсутствии должного контроля со стороны судовладельцев.
При эксплуатации портовых гидротехнических сооружений нарушение требований технических регламентов собственниками (эксплуатирующими организациями) зачастую обусловлено незнанием либо неисполнением положений регламентов об обеспечении безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.
Нарушения требований законодательства в области осуществления лицензируемых видов деятельности, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств и объектов инфраструктуры, допускаются лицензиатами в целях экономии средств при ведении хозяйственной деятельности.
II. Цели и задачи программы профилактики нарушений
Основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере морского и внутреннего водного транспорта являются:
1) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) создание условий для доведения до контролируемых лиц перечня обязательных требований, повышение информированности о способах их соблюдения;
3) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами.
Программой профилактики предусматривается решение следующих основных задач:
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
III. Перечень профилактических мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность (сроки) проведения |
Ответственный |
1. |
Информирование. Размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация: а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля; б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; г) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска; ж) перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; з) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; л) сведения о применении мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; м) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; н) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; о) доклады о федеральном контроле; п) информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами. |
Подготовка и размещение информации на официальном сайте Ространснадзора, официальных сайтах территориальных органов в сети "Интернет" |
Не реже одного раза в год. При наличии изменений - в течение месяца после официального опубликования |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора и начальники территориальных органов |
2. |
Обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта |
Подготовка материалов и размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" |
Один раз в год, не позднее 21.02.2023 |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора |
3. |
Объявление предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований |
Объявление предостережения |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Начальники территориальных органов |
4. |
Консультирование. Осуществляется по вопросам: - осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального контроля; - исполнения обязательных требований, являющихся предметом федерального контроля; - по вопросам проведения профилактических мероприятий; - режима работы территориальных органов контрольного (надзорного) органа. |
Способы проведения: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. По 3-м и более однотипным обращениям консультирование осуществляется по мере их поступления посредством размещения на официальном сайте в сети "Интернет" письменного разъяснения по вопросам, изложенным в таких обращениях |
По мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий |
Начальники территориальных органов |
5. |
Профилактический визит в отношении: а) объектов федерального контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска; б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, подлежащей федеральному контролю. |
Визит по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи |
Лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, предлагается проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности. Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день. Обязательные профилактические визиты проводятся ежеквартально, в соответствии с планом, утверждаемым начальниками территориальных управлений. |
Начальники территориальных органов |
6. |
Самообследование |
Проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет". |
Регистрация и размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" декларации соблюдения обязательных требований осуществляется по мере поступления деклараций |
Начальники территориальных органов |
7. |
Меры стимулирования добросовестности |
Оценка добросовестности контролируемого лица осуществляется при рассмотрении контрольным (надзорным) органом копий документов, подтверждающих выполнение критериев добросовестности контролируемого лица. Территориальный орган Госморречнадзора принимает мотивированное решение о соответствии либо несоответствии контролируемого лица критериям добросовестности. В случае соответствия контролируемого лица критериям добросовестности присвоенная категория риска понижается на одну категорию. |
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора и начальники территориальных органов |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2023 году являются:
1. Снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма посредством повышения эффективности осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
Значения показателя установлены утвержденным паспортом Ведомственного проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта".
2. Увеличение доли охвата подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов по сравнению с 2018 годом. Базовый уровень (2018 года) - 12%.
В 2023 году доля охвата подконтрольных субъектов должна составлять не менее 25%.
Показатель определяется по формуле: , где - доля охвата подконтрольных субъектов, - количество субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия, - количество подконтрольных субъектов (по данным формы 1-Контроль на 1 января календарного года, следующего за отчетным).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.