Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Ространснадзора
от 20.12.2022 N ВБ-583фс
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - постановление Правительства РФ N 990).
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" и направлена на предупреждение нарушений соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта, требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и погрузки-разгрузки грузов, в том числе опасных грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта являются соблюдение:
- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;
обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;
обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;
соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- требований, установленных статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), статьей 9 Раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);
- обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
- деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- результаты деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению (оказанию) вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Общее количество контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта, составляет 12 105. В Реестр объектов контроля внесена информация о 32 402 объектах контроля контролируемых лиц.
Госжелдорнадзор формирует ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год исключительно из числа объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, которых в Реестре объектов контроля - 96.
Ространснадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов Ространснадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная разделом II пункта 7 Положения о виде контроля.
На 2022 год Госжелдорнадзором было запланировано 843 контрольных (надзорных) мероприятия (650 проверок и 193 инспекционных визита).
В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) все контрольные (надзорные) мероприятия до конца 2022 года были исключены.
Ограничения также коснулись проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения, которых сильно ужесточились.
Вместе с тем, Федеральным законом о государственном контроле предусмотрены мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, проведение которых не затронули ограничения Постановления N 336 - наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
За первое полугодие 2022 года территориальными органами Госжелдорнадзора проведено 133 контрольных (надзорных) мероприятия (далее - КНМ) (что в 5,5 раз меньше, чем за аналогичный период 2021 года - 737), из низ плановых - 102, что в 5,9 раз меньше аналогичного периода 2021 года (599 проверок), внеплановых - 31, что в 4,5 раз меньше аналогичного периода 2021 года (138 проверок).
Кроме того, за первое полугодие 2022 года проведено 1689 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - 767 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 922 выездных обследования, проведение которых за аналогичный период 2021 года не было предусмотрено действующим законодательством.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 35 885 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, из которых 1 728 по плановым и внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям и 34 157 по контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом (в 2021 году плановым и внеплановым КНМ - 5 612), из них - 274 нарушения, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте (в 2021 году - 2 719), которые требуют применения запретных мер. Выдано 107 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 4,4 раза меньше аналогичного периода 2021 года (466), 2 445 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что в 9,5 раз больше аналогичного периода 2021 года (256).
Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%) выполнен на 100% и составил 98,1%.
Текущее развитие профилактической деятельности
В течение первого полугодия 2022 года, согласно требованиям Федерального закона о государственном контроле, а также постановления Правительства РФ N 990 при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзор и его территориальные органы проводили следующие виды профилактических мероприятий:
1) Информирование:
На официальном сайте Ространснадзора и сайтах территориальных органов в сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска;
- перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклады о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта;
- информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.
2) Обобщение правоприменительной практики:
- обеспечивается проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики территориальными органами Госжелдорнадзора;
- один раз в год обеспечивается обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Ространснадзора и готовится доклад о правоприменительной практике, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контролирующего органа не позднее 31 марта каждого года и размещается на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 3-дневный срок со дня его утверждения.
3) Объявление предостережения.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о государственном контроле, объявляется и направляется контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4) Консультирование.
Должностные лица Госжелдорнадзора и его территориальных органов предоставляют контролируемым лицам консультирование по следующим вопросам:
- организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора);
- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
- соблюдение обязательных требований;
- вопросы, содержащиеся в проверочных листах;
- проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия.
Консультирование предоставляется:
- при личном обращении;
- при получении письменного запроса;
- в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей за консультированием, осуществляется письменное разъяснение, посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет".
5) Самообследование.
Самообследование проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контролирующий орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
6) Профилактический визит.
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи, в соответствии с утвержденными территориальными органами Ространснадзора планами проведения обязательных профилактических визитов.
В ходе профилактического визита контролируемому лицу разъясняются обязательные требования, предъявляемые к деятельности и объектам контролируемого лица, критерии присвоения категории риска и возможные способы её снижения.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований, все разъяснения носят рекомендательный характер.
За 6 месяцев 2022 года Госжелдорнадзором и его территориальными органами, в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- выдано 2 445 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- проведено 4 318 консультирований;
- проведено 560 профилактических визитов;
- проведено 279 совещаний с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования;
- проведено 14 публичных обсуждений правоприменительной практики согласно Плану-графику публичных обсуждений правоприменительной практики Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2022 год. В проведённых мероприятиях приняло участие 747 человек представителей 434 организаций, заполнено 260 анкет;
- опубликовано на сайте Ространснадзора 346 писем информационного характера;
- размещена в СМИ 31 публикация профилактического характера;
- информированы поднадзорные субъекты о фактах транспортных происшествий и их причинах, посредством рассылки 69 электронных писем крупнейшим операторам и владельцам подвижного состава, перевозчикам, владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцам путей необщего пользования, ремонтным и обслуживающим предприятиям.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы, является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который приводит к возникновению причинения вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта будут направлены на минимизацию рисков нарушений обязательных требований со стороны контролируемых лиц путем доведения до них в понятной и доступной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей контролируемых лиц к их соблюдению.
Активное применение всех видов профилактических мероприятий позволяет охватить наибольшее число контролируемых лиц и достигнуть значительных улучшений показателей индекса административного давления, снизив контрольную (надзорную) и административную нагрузку на бизнес.
II. Цели и задачи программы профилактики нарушений
Программа направлена на достижение следующих целей:
Стратегической целью профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактической работы: Госжелдорнадзора и контролируемых лиц.
Основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- снижение количества людей, травмированных и погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
- предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации железнодорожного транспорта посредством правовой информированности;
- минимизация рисков возникновения транспортных происшествий и их последствий;
- снижение административной нагрузки на контролируемые лица;
- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- повышение эффективности осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях и способах их соблюдения;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами.
Программой профилактики предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении мероприятий федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта (информирование контролируемых лиц о возможности использования "Личного кабинета проверяемого лица" на сайте Ространснадзора);
- формирование одинакового понимания обязательных требований у контролируемых лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, посредством представления информации об обязательных требованиях в простой, понятной и исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований);
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства, определение способов устранения или снижения рисков в вопросах обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в территориальных органах Госжелдорнадзора Ространснадзора, осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, вовлеченности и полноты охвата ими максимального количества объектов контроля;
- создание условий обеспечения нематериального стимулирования, в целях изменения отношения контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований, формированию позитивной ответственности за ведение своей деятельности, повышение мотивации для соблюдения критериев добросовестности, а также принятия декларации.
III. Перечень профилактических мероприятий
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2023 году являются:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями к общему количеству контролируемых лиц, %.
В 2023 году доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, должна быть не менее уровня 2022 года.
Показатель рассчитывается как отношение количества контролируемых лиц, в отношении которых проводились профилактические мероприятия к общему количеству контролируемых лиц на конец отчетного периода, выраженный в процентах.
2. Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в отчетном периоде, %.
В 2023 году показатель должен увеличиться на 5% к уровню 2022 года.
Показатель рассчитывается как соотношение количества проведенных профилактических мероприятий к общему количеству проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, выраженный в процентах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.