г. Краснодар |
|
22 августа 2014 г. |
Дело N А25-1408/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Квест-А" (ИНН 0901041813, ОГРН 1020900514128) - Камова Р.Э. (доверенность от 01.09.2013) и Тамбиева Р.У. (доверенность от 12.05.2014), в отсутствие заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722) и Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000677, ОГРН 1040900966930), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направивших ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квест-А" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.10.2013 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А25-1408/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Квест-А" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) от 06.06.2013 N 932 об отказе в возмещении НДС и обязании инспекции возвратить 4 169 162 рубля НДС (уточенные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (дело N А25-1408/2013).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции и Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 06.06.2013 N 902 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (дело N А25-1409/2013).
В соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 26.08.2013 дела N А25-1408/2013 и А25-1409/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А25-1408/2013.
Решением суда от 29.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2014, в удовлетворении требований отказано на том основании, что общество не подтвердило право на вычет по НДС по выставленным контрагентом общества (КФХ ООО "Домбай") счетам-фактурам с выделенной в них более высокой ставкой налога, чем предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Данные счета-фактуры не отвечают требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса и не могут быть приняты в обоснование вычета по НДС.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, первичные документы, представленные в обоснование правомерности заявленного вычета по НДС, соответствуют налоговому законодательству. Общество полагает, что не должно нести ответственность за недобросовестные действия своего контрагента. В оспариваемом решении инспекции отсутствуют сведения, обстоятельства и документы, из которых усматривалось бы наличие вины общества в совершении налогового правонарушения.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за IV квартал 2012 года, составила акт от 13.05.2013 N 24721 и приняла решения от 06.06.2013 N 932 - об отказе в возмещении 4 169 162 рублей НДС и 902 - о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислила 8 630 955 рублей НДС, 233 183 рубля 80 копеек пени и 1 276 078 рублей 78 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике от 25.07.2013 N 37 решения инспекции от 06.06.2013 N 902 и 932 оставлены без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало ненормативные акты инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований.
Суды установили, что в налоговых декларациях по НДС за IV квартал 2012 года общество заявило к возмещению 4 169 162 рубля НДС по операциям приобретения шерсти немытой у поставщика - КФХ ООО "Домбай", которое, в свою очередь, приобрело шерсть у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. При исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, КФХ ООО "Домбай" определяло в своих налоговых декларациях налоговую базу и уплачивало в бюджет налог в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как при продаже этой продукции обществу исчисляло НДС по правилам пункта 1 статьи 154 Кодекса и отражало его в выставленных обществу счетах-фактурах.
Суды установили, что в соответствии с договором от 03.01.2012 и дополнительным соглашением к нему от 02.05.2012 N 1, заключенными КФХ ООО "Домбай" (поставщик) и обществом (покупатель), цена приобретаемой обществом шерсти является договорной, в общую стоимость товара включается НДС по ставке 18% (пункт 2 договора). При продаже шерсти КФХ ООО "Домбай" выставляло обществу счета-фактуры, в которых стоимость товара указана с учетом НДС по ставке 18%. Общество уплатило за приобретенный товар полную стоимость с учетом сумм налога, указанных в счетах-фактурах поставщика, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Суды установили, что КФХ ООО "Домбай" выставило обществу счета-фактуры с включением в стоимость товара НДС по полной ставке от договорной цены, а в своих налоговых декларациях по НДС рассчитало налог исходя из межценовой разницы по расчетной ставке согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды сделали обоснованный вывод о том, что данное обстоятельство влечет для общества определенные налоговые последствия в виде отсутствия у него права на вычет НДС, уплаченного поставщику при приобретении товара в размере, исчисленном по ставке 18%.
При этом суды правильно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
Таким образом, условием применения порядка определения налоговой базы согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации является закупка сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Положения пункта 1 статьи 154 Кодекса подлежат применению, если нет условий для применения пункта 4 статьи 154 Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), в который включена сельскохозяйственная продукция в т. ч. шерсть немытая.
На основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Согласно статье 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (пункт 1). Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 статьи 168 Кодекса цен (тарифов) (пункт 2).
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383, в выставляемых поставщиком счетах-фактурах должна быть указана реальная сумма НДС, исчисленная исходя из налоговой базы, определенной по правилам пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. Если НДС, предъявленный продавцом к оплате, не соответствует действительному размеру, который подлежал указанию продавцом согласно требованиям Кодекса, то сумма налога, уплаченная покупателем сверх этого размера, является исполнением, произведенным при отсутствии к тому законных оснований, и подлежит возврату покупателю.
Установив, что КФХ ООО "Домбай" при реализации обществу шерсти немытой, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), в счетах-фактурах предъявляло НДС с полной стоимости реализуемой сельскохозяйственной продукции по налоговой ставке 18% в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, суды правомерно указали, что неосновательное обогащение, полученное КФХ ООО "Домбай" в виде уплаченного НДС общество вправе истребовать у контрагента в порядке гражданско-правовых отношений.
Указав, что положения пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса, а счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса и в силу пункта 2 статьи 169 Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению, суды обоснованно отклонили довод общества о соответствии статье 169 Кодекса счетов-фактур КФХ ООО "Домбай", предъявленных обществом в обоснование заявленного им налогового вычета.
Суды обоснованно поддержали довод налоговых органов о неподтверждении обществом права на применение вычета по НДС по операциям с КФХ ООО "Домбай", установив, что в данном случае налогообложение КФХ ООО "Домбай" операций по реализации обществу шерсти немытой по налоговой ставке 18% не соответствует налоговому законодательству.
Доводы общества об отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения и нарушении инспекцией процедуры привлечения общества к налоговой ответственности суды исследовали по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результаты оценки отразили в судебных актах в соответствии с требованиями статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.10.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А25-1408/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.