Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
промышленной политики
Республики Крым
от 27 декабря 2022 г. N 2033
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении предприятий, подведомственных Министерству промышленной политики Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении предприятий, подведомственных Министерству промышленной политики Республики Крым (далее - Положение, Министерство соответственно) разработано в соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 01.06.2016 N 250-ЗРК/2016 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон N 250).
1.2. Положение определяет цели, принципы, условия, основные направления и устанавливает порядок осуществления Министерством промышленной политики Республики Крым ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных предприятий.
1.3. Мероприятия по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных предприятий (далее - ведомственный контроль), осуществляются ответственным лицом, назначенным приказом Министра промышленной политики Республики Крым (далее - Министр).
1.4. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок соблюдения подведомственными предприятиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
ведомственный контроль - деятельность Министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных предприятиях, осуществляемая посредством организации и проведения проверок;
подведомственное предприятия - государственные унитарные предприятия Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство;
уполномоченный орган - исполнительный орган Республики Крым, осуществляющий ведомственный контроль;
проверка - совокупность мероприятий по контролю, проводимых уполномоченным органом в отношении подведомственных предприятий для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.6. Осуществление ведомственного контроля основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности.
1.7. Основная цель ведомственного контроля - выявление нарушений работодателями и работниками подведомственных предприятий требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.8. К основным задачам ведомственного контроля относятся:
1) выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) предупреждение нарушений прав и законных интересов работников подведомственных предприятий;
3) принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных предприятий;
4) контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда, а также работы по улучшению условий труда;
5) определения необходимости обучения специалистов предприятий на курсах повышения квалификации, семинарах, посвященных вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.9. Предметом ведомственного контроля является соблюдение предприятиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.10. Субъектами ведомственного контроля являются предприятия, подведомственные Министерству.
1.11. В своей деятельности должностные лица, осуществляющие ведомственный контроль (далее - уполномоченные должностные лица), руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом N 250, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства.
2. Организация ведомственного контроля
2.1. При осуществлении ведомственного контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
2.2. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым Министром.
2.3. Ежегодный план проверок утверждается приказом Министерства в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. Внесение изменений в ежегодный план проверок допускается не позднее, чем за месяц до начала проведения плановой проверки, в отношении которого вносятся такие изменения.
2.4. Ежегодный план проверок на следующий календарный год размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
2.5. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
2.6. Проект ежегодного плана проверок на очередной год разрабатывается ответственным лицом по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению в срок до 01 декабря года, предшествующего году проведения проверок, включенных в план.
2.7. Включение в ежегодный план проверок субъектов ведомственного контроля осуществляется на основании приказа Министра, а также предложений структурных подразделений Министерства, которые вносятся на основании информации о проведении предыдущих мероприятий ведомственного контроля, результатов анализа представленной отчетности, материалов контрольных и надзорных органов, обращений граждан и организаций, иной информации, представленных в управление правовой, кадровой работы и делопроизводства в срок до 01 октября текущего года.
2.8. В случае если в отношении подведомственного предприятия была проведена плановая проверка в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, плановая проверка уполномоченным органом подлежит переносу в соответствии с установленной настоящим Положением периодичностью.
2.9. Предметом внеплановой проверки является соблюдение подведомственными предприятиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранение нарушений, выявленных ранее проведенной проверкой.
2.10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) поступление в Министерство жалобы или иного обращения о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) непредставление руководителем подведомственного предприятия отчета об устранении ранее выявленных нарушений в установленный срок, в случае если руководителем подведомственного предприятия не заявлено мотивированное ходатайство о продлении указанного срока.
2.11. Срок проведения проверки не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен Министром, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
2.12. Министр принимает решение о проведении внеплановой проверки в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации, указанной в подпункте 1 пункта 2.10. настоящего Положения, в течение десяти рабочих дней со дня истечения указанного в акте ранее проведенной проверки срока для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.13. Ведомственный контроль осуществляется в формах документарных и (или) выездных проверок.
Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого подведомственного предприятия, устанавливающие его организационно-правовую форму, права и обязанности, локальные нормативные акты и документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В процессе документарной проверки запрашиваемые документы учреждение предоставляет в виде оригиналов либо копий, заверенных печатью и подписью руководителя проверяемого предприятия, в соответствии с перечнем, указанным в приказе Министерства о проведении плановой (внеплановой) проверки.
Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственного предприятия.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах подведомственного предприятия;
- оценить соответствие деятельности проверяемого подведомственного предприятия требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
3. Порядок проведения проверок
3.1. Проверка проводится на основании приказа Министерства уполномоченными должностными лицами, указанными в данном приказе.
3.2. В приказе о проведении плановой или внеплановой проверки указываются:
1) номер и дата приказа о проведении проверки;
2) наименование уполномоченного органа;
3) фамилия, имя, отчество и должность (должности) должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
4) наименование подведомственного предприятия, в отношении которой проводится проверка, место его нахождения;
5) проверяемый период;
6) цели, предмет проверки, вид и форма ее проведения;
7) правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
8) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей проверки;
9) перечень документов объекта контроля, необходимых для проведения проверки;
10) дата начала и окончания проведения проверки.
3.3. О проведении плановой проверки Министерство уведомляет подведомственное предприятие не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем вручения копии приказа о проведении проверки, посредством направления заверенной копии приказа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки подведомственное предприятие уведомляется Министерством не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронной почты.
3.4. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (теми должностными лицами), которое указано (которые указаны) в приказе Министерства о проведении проверки.
3.5. При проведении проверки должностные лица уполномоченного органа вправе посещать объекты (территории и помещения) подведомственных предприятий, получать от должностных лиц подведомственных предприятий документы и объяснения, необходимые для проведения проверки.
3.6. При проведении проверки должностное(ые) лицо(а) уполномоченных органов обязано (ы):
соблюдать законодательство Российской Федерации, Республики Крым, права и законные интересы граждан;
не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий в соответствии с действующим законодательством;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении копии приказа Министерства о проведении проверки и в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
соблюдать установленные сроки проведения проверки.
3.7. При проведении проверки должностное(ые) лицо(а) уполномоченных органов не вправе:
осуществлять проверки в отсутствии должностных лиц проверяемых подведомственных предприятий;
требовать представления документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по ведомственному контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
3.8. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственного предприятия проведению проверки уполномоченное должностное лицо обязано составить акт об отказе в проведении проверки, либо о непредоставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения проверки.
На основании указанного акта Министр вправе принять решение о применении к руководителю подведомственного предприятия дисциплинарного взыскания либо даче рекомендаций о применении руководителем подведомственного предприятия дисциплинарной ответственности в отношении виновных должностных лиц подведомственного предприятия.
4. Основные направления ведомственного контроля
4.1. Проведение ведомственного контроля осуществляется по следующим направлениям:
- социальное партнерство в сфере труда;
- трудовой договор;
- рабочее время;
- время отдыха;
- оплата и нормирование труда;
- гарантии и компенсации;
- трудовой распорядок, дисциплина труда;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- защита трудовых прав и свобод, рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- охрана труда, в том числе:
1) обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты;
2) специальная оценка условий труда;
3) организация обучения по охране труда;
4) расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
5) обязательные медицинские осмотры и профилактика несчастных случаев;
6) обеспечение пожарной безопасности;
7) организация работ по обеспечению электробезопасности.
4.2. Финансовая составляющая вопросов, касающихся начисления оплаты труда, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера также рассматриваются (проверяются) в рамках аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
4.3. При проведении внеплановой проверки, основанием которой является жалоба работника, проверке подлежат исключительно факты и доводы жалобы.
5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля
5.1. При проведении проверки должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, имеют право на:
1) беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания проверяемого предприятия (при необходимости на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа Министерства о проведении проверки;
2) истребование необходимых для проведения проверки документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
3) получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимой проверки.
5.2. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, при осуществлении ведомственного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, законные права и интересы проверяемого субъекта ведомственного контроля;
2) проводить мероприятия ведомственного контроля на основании приказа Министерства и в рамках своей компетенции;
3) соблюдать установленные сроки проведения мероприятия ведомственного контроля;
4) не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную должностными лицами при проведении проверки, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
5) осуществлять ведомственный контроль в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым и настоящим Положением.
6. Права и обязанности субъектов ведомственного контроля, в отношении которых осуществляются мероприятия ведомственного контроля
6.1. Субъекты ведомственного контроля, в отношении которых проводится проверка, имеют право:
1) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке проведения проверки;
2) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету мероприятия ведомственного контроля;
3) получать от должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, информацию, которая относится к предмету мероприятия ведомственного контроля;
4) знакомиться с результатами проверки, указывать в акте проверки, составляемом по результатам осуществления мероприятия ведомственного контроля, о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, совершенными в рамках осуществления мероприятия ведомственного контроля.
6.2. Субъекты ведомственного контроля, в отношении которых проводится проверка, обязаны:
1) предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, по требованию в установленный срок для осуществления мероприятий ведомственного контроля документы, информацию соответственно в письменной или устной форме;
2) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля организовать для должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания объекта ведомственного контроля и обеспечить им предоставление помещения для работы, средств связи и иных необходимых материальных средств и оборудования для проведения проверки.
7. Оформление результатов проверки
7.1. По результатам проведения плановой или внеплановой проверки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа, проводившим (проводивших) проверку, составляется акт проверки, в котором указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование уполномоченного органа;
3) дата и номер приказа руководителя уполномоченного органа о проведении проверки;
4) фамилия, имя, отчество и должность (должности) лица (лиц) уполномоченного органа, проводившего (проводивших) проверку;
5) наименование проверяемой подведомственного предприятия, фамилия, имя, отчество и должность ее руководителя;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) перечень проведенных мероприятий по контролю;
8) сведения о результатах проведения проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, со ссылкой на конкретные нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которыми руководствовались должностные лица при составлении акта проверки; о характере нарушений и о должностных лицах подведомственного предприятия, допустивших указанные нарушения;
9) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственного предприятия, присутствовавшего при проведении проверки (подпись или сведения об отказе от подписи);
10) срок устранения нарушений;
11) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
7.2. К акту проверки прилагаются полученные в результате проверки документы или их копии, письменные объяснения должностных лиц подведомственного предприятия.
7.3. Акт проверки оформляется в течение трех рабочих дней после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого подведомственного предприятия, о чем делается соответствующая запись в акте.
В случае отсутствия указанного лица, а также в случае их отказа поставить подпись в получении акта проверки либо об отказе в получении акта проверки, акт проверки направляется предприятию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении предприятию акта проверки приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле у уполномоченного органа.
В случае несогласия с актом проверки, в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения акта проверки руководитель предприятия вправе представить руководителю уполномоченного органа в письменной форме свои замечания (возражения, пояснения) по акту проверки, приложив к таким замечаниям (возражениям, пояснениям) документы, подтверждающие обоснованность таких замечаний (возражений, пояснений), или их заверенные копии. Руководитель уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня получения замечаний (возражений, пояснений) по акту проверки организует их рассмотрение. О времени и месте рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) руководитель предприятия извещается не позднее чем за три рабочих дня до дня их рассмотрения.
7.4. Управлением правовой, кадровой работы и делопроизводства при наличии достаточных правовых оснований разрабатывается проект приказа и передается Министру для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
7.5. Решение Министра, принятое по результатам проверки, направляется руководителю подведомственного предприятия не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия для исполнения.
7.6. Руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственного предприятия обязан устранить нарушения, выявленные при проверке, в срок, указанный в решении, и представить в Министерство отчет об устранении нарушений. К отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающие устранение нарушений.
8. Отчетность о проведении ведомственного контроля
8.1. Уполномоченный орган ведет учет проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении предприятий, находящихся в ведении Министерство, согласно приложению 2.
Журнал учета проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении предприятий, находящихся в ведении Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - журнал проверок) должен отражать:
наименование подведомственного предприятия;
вид проверки и сроки ее проведения;
дату и номер приказа о ее проведении;
дату составления и номер акта проверки;
фамилию, имя, отчество и должность должностного лица (фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку, и их подпись.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью уполномоченного органа.
Материалы проверок хранятся уполномоченным органом пять лет, по истечению срока хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
8.2. Подведомственные предприятия самостоятельно ведут учет проводимых в отношении них проверок.
В случае отсутствия в подведомственном предприятии журнала учета проверок должностным лицом, проводившим проверку, в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
8.3. Министерство ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет информацию о проведении проверок в уполномоченный орган Республики Крым в сфере труда с указанием количества проведенных проверок, наименований проверенных подведомственных предприятий, допущенных нарушений, а также сведений о лицах, привлеченных к ответственности в результате проведения проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.