Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
образования
Оренбургской области
от 28.12.2022 N 01-21/1953
Положение
об организации языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Оренбургской области
1. Цель и область применения
1.1. Настоящее Положение определяет содержание, порядок организации и механизм организации языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
1.2. Целью Положения является определение общеобязательных норм (правил) в части обеспечения организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех общеобразовательных организаций Оренбургской области.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение разработано согласно требованиям следующих нормативных правовых актов и материалов:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Приказ министерства образования Оренбургской области от 24.06.2022 N 01-21/790 "Об утверждении комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования в Оренбургской области на период до 2025 года".
Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. N Р-93.
Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. N 03-205 "О методических рекомендациях".
2.2. Исполнение требований Положения осуществляется на основании нормативно-правовых актов общеобразовательных организаций, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей иностранных граждан.
2.3. В деятельности по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан образовательные организации используют следующие методические рекомендации:
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 444);
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" (утверждены приказом Федерального агентства по делам национальностей России от 17 ноября 2020 г. N 142);
Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. N 03-205 "О методических рекомендациях");
Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий").
2.4. Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах:
принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности;
принцип права на отличия (предполагает принятие культурной "инаковости" детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде);
принцип трансляции культуры через коммуникацию (эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры);
принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами);
принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан);
принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации;
принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде;
принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур);
принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата).
2.5. Выделяются следующие направления деятельности общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан:
работа с педагогическим коллективом;
индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан;
работа с ученическим сообществом образовательной организации;
работа с родительским сообществом.
3. Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
3.1. Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми иностранных граждан:
создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах;
осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы;
расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций;
издание локальных нормативных актов: приказ об организации деятельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан; приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников; о дневнике сопровождения обучающихся и др.
3.2. Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан:
организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного;
ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы;
разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде;
организация мероприятий для родителей (законных представителей);
проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную адаптацию (акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, а том числе дети иностранных граждан.
Формы и содержание деятельности общеобразовательных организаций могут варьироваться.
3.3. Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан. Работа психолого-педагогического консилиума:
оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан и его формата;
организация психолого-педагогического консилиума (далее - консилиум), одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. N Р-93);
включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе;
анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося;
разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося;
осуществление психолого-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка;
организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план;
ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.
3.4. Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план.
обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан. Построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП);
включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.;
организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества.
3.5. Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан.
повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.;
профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан;
повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации.
4. Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
4.1. Оценка особых образовательных потребностей.
4.2. Реализация мер по индивидуальной поддержке.
4.3. Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка.
4.4. Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике "русский как иностранный".
4.5. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
4.6. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков.
4.7. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации.
4.8. Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений.
4.9. Работа с родителями.
4.10. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
5. Ожидаемые результаты
Языковая и социокультурная адаптация детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.