г. Краснодар |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А61-3243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кесаева Артура Казбековича (ИНН 151107618212, ОГРИП 313151108800032), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) и третьих лиц: крестьянского (фермерского) хозяйства "Тага", крестьянского (фермерского) хозяйства "Ирам", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кесаева Артура Казбековича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.01.2014 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Жуков Е.В.) по делу N А61-3243/2013, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кесаев А.К. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении главе хозяйства земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103 (площадью 1 109 943 кв. м), 15:03:0020201:104 (площадью 484 103 кв. м), 15:03:0020201:107 (площадью 1 026 801 кв. м), расположенных в Правобережном районе, западнее (северо-западнее) с. Цалык;
- обязать министерство принять решение о предоставлении главе хозяйства указанных земельных участков в аренду сроком на 49 лет.
Требования мотивированы следующим. По заявлению главы хозяйства о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, министерство решения не приняло, что не соответствует положениям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве).
Определением от 10.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КФХ "Тага" и КФХ "Ирам" (т. 1, л. д. 105).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014, требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие министерства, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению главы хозяйства от 30.07.2013. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Судебные инстанции установили, что после публикации информационного сообщения глава хозяйства обратился (30.07.2013) в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При проверке доводов заявителя о неправомерности бездействия министерства по заявлению от 30.07.2013 суды исходили из того, что глава хозяйства вправе претендовать на получение испрашиваемых земельных участков с соблюдением специального порядка (статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статья 12 Закона о фермерском хозяйстве). Испрашиваемые заявителем участки (с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103, 15:03:0020201:104, 15:03:0020201:107) поставлены на кадастровый учет до публикации объявления об их предоставлении. По обращению главы хозяйства министерством в установленный законом (месячный) срок решение не принято. Письмо от 04.09.2013 направлено заявителю только 23.09.2014. Поскольку бездействие министерства, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению главы хозяйства, не соответствует Земельному кодексу и Закону о фермерском хозяйстве, в указанной части требования заявителя признаны обоснованными и удовлетворены со ссылкой на статьи 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В удовлетворении требования об обязании министерства принять решение о предоставлении главе хозяйства трех земельных участков в аренду (сроком на 49 лет) отказано со ссылкой на положения статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и статьи 34 Земельного кодекса. Суды установили, что на предоставление в аренду участков с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103, 15:03:0020201:104 и 15:03:0020201:107 помимо главы хозяйства претендовали также КФХ "Тага" и КФХ "Ирам", что влечет необходимость проведения торгов. Довод главы хозяйства о допущенном судом первой инстанции процессуальном нарушении (непредоставление возможности ознакомиться с доказательствами) апелляционный суд отклонил. Заявитель участвовал в судебном заседании, состоявшемся 23 января 2014 года, и не лишен был возможности ознакомиться с материалами дела до судебного заседания, либо заявить ходатайство об отложении судебного разбирательства (т. 1, л. д. 134; т. 2, л. д. 34).
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Отказывая в удовлетворении требования об обязании предоставить в аренду земельные участки, суды первой и апелляционной инстанций сослались на заявления КФХ "Тага" и КФХ "Ирам" (о предоставлении в аренду тех же участков). Однако документы, подтверждающие данное обстоятельство, заявителю не направлялись. Возможность ознакомления с материалами дела главе хозяйства (несмотря на его заявления) судом не обеспечена. Следовательно, в данном случае нарушены правила представления доказательств (статьи 64 - 66 Кодекса), а также принцип равноправия и состязательности сторон в арбитражном процессе (статьи 8, 9 Кодекса). Привлекая КФХ "Тага" и КФХ "Ирам" к участию в деле в качестве третьих лиц, суд в определении не указал их адреса. Кроме того, решение вынесено в дату, на которую было назначено судебное заседание после привлечения третьих лиц, в результате чего заявитель был лишен возможности ознакомиться с представленными доказательствами. Оценивая имеющиеся в деле заявления КФХ "Тага" и КФХ "Ирам", суды не применили статью 12 Закона о фермерском хозяйстве в редакции на момент их подачи. Требованиям названной статьи отвечает только заявление главы хозяйства, следовательно, только оно подпадает под правила специального закона. Признавая бездействие министерства незаконным, суды не указали на обязанность министерства устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, что не соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 Кодекса. Министерство допустило незаконное бездействие, в том числе и в ситуации наличия нескольких заявлений о предоставлении земельных участков в аренду (решения о назначении торгов не приняло). При разрешении спора суды не применили постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (далее - постановление N 808), а также Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Приобретение земельных участков на праве аренды из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Республики Северная Осетия - Алания", утвержденный постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.02.2012 N 26 (далее - Административный регламент). Административным регламентом закреплено, что в предусмотренных законом случаях торги организуются в порядке, установленном Земельным кодексом и постановлением N 808. Таким образом, при наличии двух и более заявлений о предоставлении земельных участков министерство обязано было выставить участки на торги. Признав бездействие министерства незаконным, но, при этом, не указав на способ его устранения, суды первой и апелляционной инстанций приняли декларативные и не восстанавливающие права заявителя судебные акты.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости отображены сведения о земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103 (площадью 1 109 943 кв. м), 15:03:0020201:104 (площадью 484 103 кв. м), 15:03:0020201:107 (площадью 1 026 801 кв. м), расположенных в Правобережном районе, западнее (северо-западнее) с. Цалык. Из кадастровых паспортов от 21.08.2013 и от 22.08.2013 следует, что названные участки поставлены на кадастровый учет в феврале 2013 года (т. 1, л. д. 12 - 16).
13 июля 2013 года в газете "Растзинад" министерством опубликовано объявление о предоставлении в аренду для целей сельскохозяйственного производства нескольких земельных участков, в том числе участков с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103, 15:03:0020201:104, 15:03:0020201:107. В объявлении указано, что заявления принимаются в течение месяца с момента опубликования сообщения (т. 1, л. д. 29).
30 июля 2013 года глава хозяйства обратился в министерство лично и направил по почте заявление о предоставлении ему в аренду (сроком на 49 лет) земельных участков площадью 1 109 943 кв. м, 484 103 кв. м и 1 026 801 кв. м. Участки испрашивались главой хозяйства для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлениям приложены обоснование размеров испрашиваемых участков, выписка из ЕГРИП, свидетельство о регистрации хозяйства (т. 1, л. д. 18, 68 - 70).
28 августа 2013 года глава хозяйства направил министерству кадастровые паспорта земельных участков (т. 1, л. д. 9, 10).
Ссылаясь на уклонение министерства от рассмотрения обращения главы хозяйства, заявитель оспорил бездействие министерства в судебном порядке, заявив также требование об обязании министерства принять решение о предоставлении главе хозяйства трех земельных участков в аренду (сроком на 49 лет).
Для удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности и расширения урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что испрашиваемые заявителем земельные участки (с кадастровыми номерами 15:03:0020201:103, 15:03:0020201:104, 15:03:0020201:107) сформированы (поставлены на кадастровый учет) до публикации информационного сообщения об их возможном предоставлении. По обращению главы хозяйства министерство в установленный законом срок решение не приняло. Письмо от 04.09.2013 (т. 1, л. д. 100) направлено заявителю за пределами установленного срока (23.09.2014). Поскольку бездействие министерства, выразившиеся в непринятии (в установленный законом срок) решения по заявлению главы хозяйства, не соответствует Земельному кодексу и Закону о фермерском хозяйстве, в указанной части требования заявителя признаны обоснованными и удовлетворены судами.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Восстановление своих прав глава хозяйства связывает с возложением на министерство обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду (сроком на 49 лет) спорных земельных участков.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что на приобретение в аренду трех земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо главы хозяйства претендовали фермерские хозяйства "Тага" и "Ирам". Заявления поданы ими в установленный в информационном сообщении (месячный) срок (т. 1, л. д. 101, 102).
Порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения в случае, если на него претендуют несколько специальных субъектов (в данном случае - крестьянские (фермерские) хозяйства) Законом о фермерском хозяйстве не урегулирован. Следовательно, в данном случае подлежат применению общие нормы Земельного кодекса и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Пункт 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусматривает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В статье 34 Земельного кодекса закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Рассмотрению подлежат все заявки, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.
По смыслу приведенных норм, если от лиц, имеющих право на получение земельного участка в специальном порядке, поступило несколько заявок о предоставлении одного и того же земельного участка, то право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
Данный вывод следует из системного толкования положений статей 1, 34 и 38 Земельного кодекса, статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. В рассматриваемой ситуации проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно названному принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
С учетом изложенных норм суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства в части обязания министерства принять решение о предоставлении заявителю спорных земельных участков.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы заявителя, касающиеся необоснованного отказа в удовлетворении обязывающей части требований, подлежат отклонению.
Удовлетворение требования в части обязания министерства принять решение о предоставлении спорных земельных участков именно заявителю (при наличии иных претендентов) будет противоречить нормам и принципам земельного законодательства.
Оснований для возложения на министерство обязанности рассмотреть заявление главы хозяйства от 30.07.2013 не имеется. Как установили суды, по обращению заявителя министерством направлено письмо от 04.09.2013, в котором главе хозяйства сообщено о том, что испрашиваемые им земельные участки будут выставлены на торги.
Бездействие министерства по уклонению от организации и проведения торгов по продаже права аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предметом судебной проверки не являлось (соответствующее требование главой хозяйства не заявлялось). Поэтому суд не может в порядке устранения нарушения прав главы хозяйства (по нерассмотрению в установленные сроки его заявления) обязать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации совершить действия по организации и проведению торгов в отношении спорных участков.
Доводы о допущенных судами при разрешении спора процессуальных нарушениях несостоятельны.
Как видно из материалов дела, для предоставления лицам, участвующим в деле, возможности ознакомиться с материалами дела суд откладывал судебное разбирательство (определение от 17.12.2013). Наличие препятствий в реализации заявителем закрепленных в части 1 статьи 41 Кодекса прав документально не подтверждено. Глава хозяйства лично участвовал в судебном заседании, давал пояснения суду.
Судебные инстанции при разрешении спора исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства спора, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Окружной суд не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 14.07.2014).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу N А61-3243/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.