Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 66а-2031/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе:
судьи Омского областного суда Илларионова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буш В.Е., секретарем Рябуха В.Р.
с участием прокурора Вершининой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 423/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 389/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования"), приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 422/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 390/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования"), приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 424/86 "Об установлении тарифов на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 391/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования"), приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 392/83 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее также - РЭК Омской области) от 6 декабря 2018 года N 423/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 423/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение на период 2019 - 2023 годы для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - АО "Газпромнефть-ОНПЗ") (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 423/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на водоотведение методом индексации согласно приложению N 2 к приказу N 423/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы водоотведения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 423/86 (пункт 4).
Приказ N 423/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100019 (т. 1, л.д. 288).
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 389/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 389/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100010 (т. 1, л.д. 286), и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 423/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" и приложение N 1 к приказу N 423/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоотведения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 6 декабря 2018 года N 422/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 422/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение (очистку промышленных стоков) на период 2019 - 2023 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 422/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на водоотведение (очистку промышленных стоков) методом индексации согласно приложению N 2 к приказу N 422/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы водоотведения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 3 к приказу N 422/86 (пункт 4).
Приказ N 422/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100018 (т. 1, л.д. 292).
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 390/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 390/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100014 (т. 1, л.д. 290), и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 422/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение (очистку промышленных стоков) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", приложение N 1 к приказу N 422/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоотведения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 6 декабря 2018 года N 424/86 "Об установлении тарифов на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 424/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на техническую воду на период 2019 - 2023 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 424/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на техническую воду методом индексации, согласно приложению N 2 к приказу N 424/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 424/86 (пункт 4).
Приказ N 424/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100014 (т. 1, л.д. 285).
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 391/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 391/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100010 (т. 1, л.д. 286), и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 424/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на техническую воду для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", приложение N 1 к приказу N 424/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоснабжения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 392/83 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 392/83) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на транспортировку воды на период 2021 - 2025 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 392/83 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021 - 2025 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на транспортировку воды методом индексации, согласно приложению N 2 к приказу N 392/83 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 392/83 (пункт 4).
Приказ N 392/83 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100003 (т. 1, л.д. 291).
АО "Газпромнефть-ОНПЗ" обратилось в Омский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что при утверждении оспариваемых тарифов РЭК Омской области необоснованно исключила при расчете необходимой валовой выручки ряд расходов административного истца.
Так, при установлении тарифов на водоотведение хозяйственно-бытовых стоков на 2021 год (пункт 1 приказа N 423/86 в редакции приказа N 389/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций и расходов на тепловую энергию за 2021 год, нормативная прибыль и амортизация за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизация и налог на имущество организаций.
При установлении тарифов на водоотведение промышленных стоков на 2021 год (пункт 1 приказа N 422/86 в редакции приказа N 390/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций и расходов на тепловую энергию за 2021 год, нормативная прибыль, амортизация и расходы на электрическую энергию за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизация, налог на имущество организаций, расходы на электрическую энергию.
При установлении тарифов на техническую воду на 2021 год (пункт 1 приказа N 424/86 в редакции приказа 391/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций за 2021 год, нормативная прибыль, амортизация и расходы на электрическую энергию за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизация, налог на имущество организаций, расходы на электрическую энергию.
При установлении тарифов на транспортировку воды (пункт 1 приказа N 392/83) не учтены: неподконтрольные расходы на 2021 год в части налога на имущество организаций, операционные расходы в части расходов на ремонт, амортизация за 2021 год.
АО "Газпромнефть-ОНПЗ" просило суд признать не действующими со дня принятия: пункт 1 приказа N 423/86 (в редакции приказа N 389/83) в части установления тарифа для потребителей без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на 2021 год в размере 56,27 руб./куб. м; пункт 1 приказа N 422/86 (в редакции приказа N 390/83) в части установления тарифа для потребителей без учета НДС на 2021 год с 1 января по 30 июня в размере 20,60 руб./куб. м и с 1 июля по 31 декабря в размере 21,68 руб./куб. м; пункт 1 приказа N 424/86 (в редакции приказа N 391/83) в части установления тарифа для потребителей без учета НДС на 2021 год в размере 3,67 руб./куб. м; пункт 1 приказа N 392/83; обязать РЭК Омской области принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом не действующим в указанной части.
В судебном заседании представители АО "Газпромнефть-ОНПЗ" Ильин А.А., Туренко О.В., Зайцева Т.И. заявленные требования поддержали.
Представители РЭК Омской области Стельмашек Б.Н., Шамгонова Ж.К., Завгородняя Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемых нормативных правовых актов в пределах компетенции РЭК Омской области и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов (письменный отзыв и дополнения к нему - т. 1, л.д. 155 - 163, т. 3, л.д. 70 - 73, т. 4, л.д. 104 - 106, 139 - 143, 189 - 191)
Федеральная антимонопольная служба просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т. 4, л.д. 181).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, тарифных дел (дела N 09-05/165 по корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение, дела N 09-05/179 по установлению тарифов на транспортировку воды, дела N 09-05/180 по корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение, дела N 09-05/181 по корректировке на 2021 год тарифа на техническую воду), заслушав заключение прокурора Вершининой Г.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, и судебные прения, Омский областной суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям РЭК Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 1, подпункты 1, 2 пункта 13.1 указанного Положения).
Согласно пункту 3 названного выше Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка их опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Как следует из Правил регулирования тарифов, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда данными Правилами предусмотрено иное (пункт 12).
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 данных Правил).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
Согласно положениям пунктов 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
При регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов (пункт 30 Основ ценообразования).
В силу пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Судом установлено, что 30 апреля 2020 года в РЭК Омской области поступили заявления АО "Газпромнефть-ОНПЗ" об установлении тарифа на транспортировку воды на долгосрочный период регулирования 2021 - 2025 годы методом индексации и о корректировке тарифов на водоотведение и техническую воду на 2021 год методом индексации.
Вопросы об установлении тарифов на транспортировку воды на 2021 - 2025 годы и о корректировке тарифов на водоотведение (хозяйственно-бытовые стоки, очистка промышленных стоков), тарифа на техническую воду на 2021 год для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" были рассмотрены на заседании правления РЭК Омской области, что отражено в выписке из протокола заседания правления N 83 от 8 декабря 2020 года.
Решения по данным вопросам принято на основании экспертных заключений от 7 декабря 2020 года путем открытого голосования единогласно и оформлено приказами от 8 декабря 2020 года, оспариваемыми административным истцом в части.
Приводя доводы о необоснованном исключении при определении необходимой валовой выручки расходов на амортизацию имущества, административный истец указал, что в силу Основ ценообразования амортизация отнесена к неподконтрольным расходам, которые не входят в состав долгосрочных параметров регулирования и подлежит корректировке на основе фактических значений расходов при корректировке на каждый год долгосрочного периода регулирования. При установлении тарифов на следующий год амортизационные расходы подлежат учету в размере их начисления на следующий год.
РЭК Омской области при утверждении (корректировке) тарифов на 2021 год не были приняты суммы расходов на амортизацию, приведенные в административном исковом заявлении, поскольку в силу действующего правового регулирования переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации, тогда как инвестиционная программа на регулируемый период не утверждалась, следовательно, не подтверждена целесообразность и необходимость проведенной модернизации, в связи с чем увеличение расходов на амортизацию основных средств не может быть признано экономически обоснованным.
Не соглашаясь с позицией органа регулирования, административный истец отметил, что увеличение стоимости основных средств АО "Газпромнефть-ОНПЗ" вызвано проведенной модернизацией, то есть связано с капитальными вложениями, а не с переоценкой имущества.
Оценив доводы сторон, принимая во внимание специфику тарифного регулирования, учитывая общий принцип организации отношений в сфере водоснабжения и водоотведения о соблюдении баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, суд соглашается в указанной части с позицией административного ответчика.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В силу пункта 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 данного документа.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании
Отказ во включении спорных сумм амортизации при расчете необходимой валовой выручки обоснован РЭК Омской области ссылкой на пункты 28, 89 Методических указаний, согласно которым расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в орган регулирования представлены следующие документы:
по амортизационным отчислениям участка очистки промышленных стоков - таблица по амортизации (участок очистки промышленных стоков) за 2019 - 2021 годы, перечень основных фондов на 1 января 2020 года, ведомость амортизационных отчислений по указанному участку за 2019 год, копии актов о приеме-передаче объектов основных средств на участке очистки промышленных стоков в 2019 году (ОС-3, ОС-4б, ОС-6) (листы 1971 - 2115 тарифного дела);
по амортизационным отчислениям участка транспортировки промышленных стоков - таблица по амортизации (участок транспортировки промышленных стоков) за 2019 - 2025 годы, перечень основных фондов на 1 января 2020 года, ведомость амортизационных отчислений по указанному участку за 2019 год, копии актов о приеме-передаче объектов основных средств на участке очистки промышленных стоков в 2019 году (ОС-6) (листы 2328 - 2336 тарифного дела);
по амортизационным отчислениям участка очистки хозяйственно-бытовых стоков - таблица по амортизации (участок очистки хозяйственно-бытовых стоков) за 2019 - 2021 год, перечень основных фондов на 1 января 2020 года, ведомость амортизационных отчислений по указанному участку за 2019 год, копии актов о приеме-передаче объектов основных средств на участке очистки промышленных стоков в 2019 году (ОС-3, ОС-4б, ОС-6) (листы 2477 - 2495 тарифного дела);
по амортизационным отчислениям при транспортировке воды - таблица по амортизации (участок очистки хозяйственно-бытовых стоков) за 2019 - 2021 год, перечень основных фондов на 1 января 2020 года, ведомость амортизационных отчислений по указанному участку за 2019 год, копии актов о приеме-передаче объектов основных средств на участке очистки промышленных стоков в 2019 году (ОС-3, ОС-4, ОС-4б, ОС-6) (листы 1750 - 1786 тарифного дела).
При этом инвестиционная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в сфере водоснабжения и водоотведения не утверждалась.
При отсутствии утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы увеличение расходов на амортизацию основных средств не может быть признано обоснованным, в связи с чем расходы на амортизацию обоснованно не включены в расчет необходимой валовой выручки при утверждении (корректировке) оспариваемых тарифов.
РЭК Омской области при утверждении (корректировке) тарифов на 2021 год были приняты расходы по налогу на имущество организаций исходя из данных, принятых по статье "Амортизация", на основании среднегодовой стоимости имущества и действующей ставки данного налога в размере 2,2% (статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации).
В части спорных сумм налога на имущество организаций административный истец указал, что в качестве причины исключения части названного налога орган регулирования фактически называет проведенное сокращение суммы амортизации имущества, поскольку налог на имущество является производной статьей затрат от статьи "Амортизация основных средств и нематериальных активов". Вместе с тем, учитывая доводы административного иска в части амортизации, а также положения Налогового кодекса Российской Федерации, полагал, что при установлении тарифа на следующий год, налог на имущество организаций подлежит учету в полном размере его начисления на следующий год. Кроме того, полагал, что в любом случае возможность исключения сумм данного налога из состава необходимой валовой выручки законом не предусмотрена.
Оценив доводы сторон, суд полагает позицию органа регулирования в части спорных расходов по налогу на имущество организаций обоснованной.
В силу пункта 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 данного документа.
Согласно подпункту "б" пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налог на имущество является производной статьей затрат от статьи "Амортизация основных средств и нематериальных активов".
Сведения об учтенном размере налога на имущество организаций имеются в таблице приложения N 4 "Неподконтрольные расходы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год" (т. 1, л.д. 240), в таблице приложения N 4 "Неподконтрольные расходы на водоотведение (очистку промышленных стоков) АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год" (т. 1, л.д. 254), в таблице приложения N 4 "Неподконтрольные расходы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год" (т. 1, л.д. 265), в таблице приложения N 4 "Неподконтрольные расходы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 - 2025 годы" (т. 1, л.д. 278), в выписке из протокола заседания правления РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 83 (т. 1, л.д. 226, 228, 230).
С учетом вышеизложенных выводов суда относительно расходов на амортизацию основания не согласиться с расчетом РЭК Омской области сумм налога на имущество организаций исходя из принятого размера затрат на амортизацию отсутствуют.
РЭК Омской области при корректировке тарифов на 2021 год были отклонены расчеты по расходам на тепловую энергию, а также расчеты по расходам на электрическую энергию, в связи с принятием тарифа на тепловую энергию, а также корректировкой тарифа на электрическую энергию на основании фактически сложившихся тарифов на январь - сентябрь 2020 года с применением индекса-дефлятора на 2021 год.
Оспаривая в данной части тарифные решения органа регулирования, административный истец указал, что потребление коммунального ресурса осуществляется оборудованием АО "Газпромнефть-ОНПЗ", при этом затраты, рассчитанные исходя из приобретения коммунальных ресурсов "на воротах завода" (в точке разграничения балансовой принадлежности), не соответствуют действительному размеру расходов, которые должны быть понесены для потребления коммунальных ресурсов соответствующим оборудованием, в связи с чем, полагал, что РЭК Омской области необоснованно отклонила заявленные величины расходов на тепловую энергию и затраты на содержание собственных электрических сетей в составе неподконтрольных расходов на 2021 год при корректировке тарифов.
Оценив доводы административного истца о необоснованности исключения расходов на тепловую энергию и на электрическую энергию, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации, приведенных в данном пункте.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
Пунктом 48 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
С учетом приведенных положений Основ ценообразования орган регулирования правомерно не принял к учету расходы на транзит тепловой и электрической энергии (расходы на содержание собственных сетей) как экономически необоснованные и документально не подтвержденные, поскольку регулируемой организацией не представлено документов, подтверждающих экономическое обоснование размера расходов на транзит тепловой и электрической энергии, а также на содержание собственных сетей, относимых на регулируемые виды деятельности. В этой связи доводы административного истца в части указанных расходов суд считает несостоятельными.
РЭК Омской области при корректировке тарифов на водоотведение (хозяйственно-бытовые стоки), очистку промышленных стоков, техническую воду на 2021 год исключила суммы нормативной прибыли, в связи с исключением расходов на добровольное медицинское страхование, организацию санаторно-курортного лечения, ипотечное кредитование, оплату питания и прочее, как расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления регулируемых видов деятельности.
В данной части доводы административного истца сводятся к несогласию с позицией органа регулирования, поскольку АО "Газпромнефть-ОНПЗ" заявило нормативную прибыль исходя из фактических расходов на выплаты, предусмотренные коллективным договором на 2018 - 2019 годы, понесенные в 2019 году, скорректированные на прогнозные индексы потребительских цен 2020 года и 2021 года, указывая на направление коллективного договора, в котором перечислены предоставляемые социальные льготы, гарантии и компенсации, в составе каждой тарифной заявки.
Оценив доводы сторон в части расходов на нормативную прибыль, суд приходит к следующему.
Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт "в" пункта 78 Основ ценообразования).
Тарифные предложения административного истца по данной статье расходов состояли из необходимости учета при расчете необходимой валовой выручки фактических расходов на выплаты, предусмотренные коллективным договором в 2018 - 2019 годах, с учетом индексов потребительских цен на 2020 и 2021 годы.
Данные расходы не приняты РЭК Омской области в полном объеме по причине того, что на основании представленных материалов затраты на социальные выплаты рассматриваются органом как не обязательные для регулируемых видов деятельности, поскольку организация может осуществлять регулируемую деятельность в отсутствие названных затрат без экономически невыгодных последствий.
Величина нормативной прибыли определяется в соответствии с формулой 30.1 Методических указаний, содержащей показатель КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 86 Основ ценообразования).
Административным истцом представлен коллективный договор на 2019 - 2021 годы (т. 2, л.д. 130 - 141), разделом 7 которого предусмотрены социальные льготы, гарантии и компенсации работникам.
В обосновании расходов административным истцом представлены сведения о расходах на оплату труда по водоотведению на участке очистки промышленных стоков за 2019 - 2021 год (лист 2275 тарифного дела), сводная ведомость по видам оплаты труда и категориям персонала АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по участку очистки промышленных стоков за 2019 год (лист 2278 тарифного дела); сведения о расходах на оплату труда по водоотведению на участке транспортировки промышленных стоков за 2019 - 2021 год (лист 2354 тарифного дела), сводная ведомость по видам оплаты труда и категориям персонала АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по участку транспортировки сточных вод за 2019 год (лист 2357 тарифного дела); сведения о расходах на оплату труда по водоотведению на участке очистки хозяйственно-бытовых стоков за 2019 - 2021 год (лист 2545 тарифного дела), сводная ведомость по видам оплаты труда и категориям персонала АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по участку очистки промышленных стоков за 2019 год (лист 2548 тарифного дела).
Органу регулирования предоставлены коллективный договор на 2019 - 2021 годы, Правила внутреннего трудового распорядка АО "Газпромнефть-ОНПЗ", утвержденные 25 декабря 2018 года, Положение о порядке предоставления материальной помощи и дополнительных социальных гарантий работникам АО "Газпромнефть-ОНПЗ", утвержденное приказом-постановлением АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 25 декабря 2018 года, Положение об организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников, утвержденное приказом-постановлением АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 27 декабря 2016 года (листы 520-593 тарифного дела).
Затраты на нормативную прибыль по тарифу на водоотведение хозяйственно-бытовых стоков были определены в тарифной заявке в размере 944,07 тыс. руб. Указанная сумма отражена также в приложении 1 "Корректировка на 2021 год тарифа на водоотведение (хозбытовые стоки) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" к протоколу заседания РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 83 (т. 1, л.д. 233).
Затраты на нормативную прибыль по тарифу на водоотведение (очистку промышленных стоков) были определены в тарифной заявке в размере 6911 тыс. руб. Указанная сумма отражена также в приложении 1 "Корректировка тарифа на водоотведение (очистку промышленных стоков) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год, установленного на долгосрочный период регулирования" к протоколу заседания РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 83 (т. 1, л.д. 246).
Затраты на нормативную прибыль на техническую воду были определены в тарифной заявке в размере 717,79 тыс. руб., что отражено в приложении 1 "Корректировка на 2021 год тарифа на техническую воду для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" к протоколу заседания РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 83 (т. 1, л.д. 258).
Административный истец в письме в адрес РЭК Омской области по вопросу разногласий указал о предоставлении АО "Газпромнефть-ОНПЗ" социальных гарантий, льгот и компенсаций, предусмотренных разделом 7 коллективного договора (пунктами 7.1 - 7.4 коллективного договора) (т. 1, л.д. 237 - 239, 249 - 251, 262 - 264).
Суд отмечает, что в силу действующего в сфере водоснабжения и водоотведения законодательства за счет тарифного решения регулируемой организации подлежит возмещению только экономически обоснованный размер расходов. В данном случае административный истец экономически не обосновал и документально не подтвердил необходимость включения в тарифы расходов по выплатам социального характера.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что спорные расходы на обеспечение дополнительных льгот работникам АО "Газпромнефть-ОНПЗ" являются экономически обоснованными, необходимыми для осуществления регулируемой деятельности, то указанные расходы не подлежали учету при определении необходимой валовой выручки.
По аналогичным основаниям, а также с учетом изложенной выше позиции суда относительно расходов по статьям "Амортизация 2021 года", "Налог на имущество 2021 года", "Расходы на электрическую энергию на 2021 год", подлежат отклонению доводы административного истца о необходимости учета при определении необходимой валовой выручки расходов по статьям "Амортизация", "Налог на имущество", "Расходы на электрическую энергию", фактически понесенные в 2019 году.
Как следует из представленных доказательств, при корректировке тарифов на 2021 год органом регулирования расходы на ремонт за 2019 год были приняты на уровне, утвержденном в тарифах на 2019 год, поскольку регулируемой организацией не представлены обосновывающие документы о необходимости проведения текущих ремонтных работ на сумму, превышающую плановые затраты.
Так, из таблицы приложения N 2 "Анализ работы по утвержденному тарифу на водоотведение (хозбытовые стоки) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" за 2019 год" следует, что регулируемой организацией предложено по факту 2019 года 14038,75 тыс. руб. ремонтных расходов, принято РЭК Омской области 90,65 тыс. руб. (т. 1, л.д. 242).
Исходя из таблицы приложения N 2 "Анализ работы по утвержденному тарифу на водоотведение (очистка промышленных стоков) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" за 2019 год" регулируемой организацией предложено по факту 2019 года 37450,14 тыс. руб. ремонтных расходов, принято РЭК Омской области 576,89 тыс. руб. (т. 1, л.д. 252).
Согласно таблице приложения N 2 "Анализ работы по утвержденному тарифу на техническую воду для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" за 2019 год" регулируемой организацией предложено по факту 2019 года 11389,62 тыс. руб. ремонтных расходов, принято РЭК Омской области 971,88 тыс. руб. (т. 1, л.д. 267).
В ходе судебного разбирательства орган регулирования указал, что ремонтные расходы входят в состав операционных расходов, которые подлежат индексации, но не подлежат пересмотру, а организация должна выполнять мероприятия в пределах обоснованных объемов ремонтных работ, предусмотренных производственной программой.
Как следует из представленных материалов тарифных дел, АО "Газпромнефть-ОНПЗ" органу регулирования были направлены по тарифу на водоотведение (хозяйственно-бытовых стоков) следующие документы, что также отражено в письме административного истца по разногласиям в адрес РЭК Омской области: расшифровка затрат по ремонтам на участке хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год, реестр актов выполненных ремонтных работ на участке хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год, реестр актов выполненных ремонтных работ на участке хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год с указанием наименований исполнителей и видов работ, дат и номеров актов, стоимостей проведенных работ, места возникновения затрат, копии актов и счетов-фактур выполненных ремонтных работ на участке хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год, копии актов о списании материально-производственных запасов во время ремонтных работ на участке хозяйственно-бытовых стоков в 2019 году, расшифровка затрат на обслуживание и ремонт установок на участке хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год, а также расшифровка сметы затрат участка хозяйственно-бытовых стоков за 2019 год (т. 1, л.д. 238 оборот).
По тарифу на водоотведение (очистку промышленных стоков) административным истцом с учетом представленных в ответ на запрос документов были направлены следующие документы: расшифровка затрат по ремонтам на участке очистки промышленных стоков за 2019 год, реестр актов выполненных ремонтных работ на участке очистки промышленных стоков за 2019 год, реестр актов выполненных ремонтных работ на участке очистки промышленных стоков за 2019 год с указанием наименований исполнителей и видов работ, дат и номеров актов, стоимостей проведенных работ, места возникновения затрат, копии актов и счетов-фактур выполненных ремонтных работ на участке очистки промышленных стоков за 2019 год, копии актов о списании материально-производственных запасов во время ремонтных работ на участке очистки промышленных стоков в 2019 году, расшифровка затрат на обслуживание и ремонт установок на участке очистки промышленных стоков за 2019 год, а также расшифровка сметы затрат участка очистки промышленных стоков за 2019 год (т. 1, л.д. 251).
По тарифу на техническую воду административным истцом с учетом представленных в ответ на запрос документов были направлены следующие документы: расшифровка затрат по ремонтам на участке речной воды за 2019 г., реестр актов выполненных ремонтных работ на участке речной воды за 2019 г., реестр актов выполненных ремонтных работ на участке очистки промышленных стоков за 2019 год с указанием наименований исполнителей и видов работ, дат и номеров актов, стоимостей проведенных работ, места возникновения затрат, копии актов и счетов-фактур выполненных ремонтных работ на участке речной воды за 2019 год, копии актов о списании материально-производственных запасов во время ремонтных работ на участке речной воды в 2019 году, расшифровка затрат на обслуживание и ремонт установок на участке речной воды за 2019 год, а также расшифровка сметы затрат участка речной воды за 2019 год (т. 1, л.д. 263 оборот).
Оспаривая отказ органа регулирования в учете расходов на ремонт по факту 2019 года, административный истец указывает, что АО "Газпромнефть-ОНПЗ" подтвердило в полном объеме выполнение ремонтов, тогда как РЭК Омской области не дала надлежащей оценки приобщенным к материалам тарифных дел первичным учетным документам, содержание которых позволяет достоверно определить дефекты, а также относимость ремонтов к регулируемой деятельности. С учетом положений пункта 15 Основ ценообразования у АО "Газпромнефть-ОНПЗ" имеется право на учет суммы отклонения фактических расходов данной категории от суммы, учтенной при установлении тарифа на 2019 год, в составе выпадающих расходов.
Суд отмечает, что в силу пункта 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 12 Методических указаний.
Исходя из пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 данного документа, а также с учетом положений пункта 78 данного документа.
Согласно пункту 90 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле 32 (для тарифов, установленных с применением метода индексации), при этом учитывается, в частности, размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемый в соответствии с формулой (33) Методических указаний, тыс. руб.
Формула (33) Методических указаний предполагает учет, в частности, операционных расходов, в i-2 году, определенных исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) данных Методических указаний, которая, в свою очередь, предполагает индексацию.
В то же время формула (33) Методических указаний предполагает также учет фактических документально подтвержденных неподконтрольных расходов в (i-2)-м году, определяемых с учетом пунктов 22, 29, 49, 51 - 60 и 88 Методических указаний.
Ремонтные расходы не относятся к числу неподконтрольных (пункт 49 Методических указаний), являются операционными (пункт 44 Методических указаний).
В то же время тарифное регулирование не исключает отнесение к числу неподконтрольных таких экономически обоснованных расходов, которые фактически понесены регулируемой организацией в целях осуществления регулируемого вида деятельности и не учтены при установлении тарифов.
Так, подпунктом 7 пункта 49 Методических указаний предусмотрено включение расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов в состав неподконтрольных.
Схожее регулирование встречается и применительно к иным видам регулируемой деятельности. Например, нормативное положение, предусматривающее включение не учтенных экономически обоснованных расходов в состав неподконтрольных, закреплено в пункте 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
При ином толковании экономически обоснованные расходы, фактически понесенные регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности и не учтенные при установлении тарифов, будут невозмещенными, что не согласуется с пунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктами 15, 24 Основ ценообразования и нарушает права и законные интересы регулируемой организации, так как в силу пункта 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка должна определяться исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Согласно абзацу второму пункта 20 Правил регулирования тарифов в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, имеющее большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что РЭК Омской области, принимая во внимание факт предоставления АО "Газпромнефть-ОНПЗ" вышеназванных документов, обосновывающих расходы на ремонт по итогам 2019 года, следовало дополнительно запросить дефектные ведомости, направив запрос о предоставлении дефектных ведомостей, обосновывающих необходимость конкретных видов ремонтных работ (не ограничиваясь общим предложением о предоставлении документов в извещениях об открытии тарифных дел).
Дефектные ведомости, обосновывающие расходы на ремонт по факту 2019 года (в отношении объектов, используемых для водоотведения хозяйственно-бытовых стоков, промышленных стоков, поставки технической воды) у АО "Газпромнефть-ОНПЗ" имеются и представлены суду (т. 5, л.д. 71 - 250, т. 6, л.д. 1 - 69).
При указанных выше обстоятельствах в данной части административного искового заявления суд соглашается с позицией административного истца, считая необоснованным отклонение РЭК Омской области расходов на ремонт по факту 2019 года.
Доводы административного ответчика о том, что базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования и не подлежит ежегодной корректировке (пункты 79, 80 Основ ценообразования), не могут быть приняты во внимание, так как пункты 79, 80 Основ ценообразования не исключают возможность учета расходов на ремонт по факту 2019 года при корректировке тарифов на основании пункта 15 Основ ценообразования.
Доводы административного ответчика о том, что до 1 мая 2023 года у административного истца имеется возможность заложить в состав базового уровня операционных расходов затраты на ремонт в размере, необходимом и достаточном на последующие годы (т. 4, л.д. 141), не свидетельствуют о том, что выпадающие ремонтные расходы за 2019 год будут включены органом регулирования в состав базового уровня операционных расходов на последующий долгосрочный период регулирования. Самим административным ответчиком применительно к ремонтным расходам отмечается, что согласно пункту 23 Основ ценообразования орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности за предыдущий период при определении фактических значений расходов, в то время как в случае определения плановых затрат на ремонт используются расчетные цены и экономически обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренных производственной программой согласно пункту 51 Основ ценообразования (т. 4, л.д. 4 оборот).
Исходя из пункта 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с данным документом.
Таким образом, единственным механизмом, позволяющим регулируемой организации возместить экономически обоснованные затраты на ремонты, превышающие затраты, установленные при определении базового уровня операционных расходов, являются положения пункта 15 Основ ценообразования.
Между тем орган регулирования необоснованно не принял во внимание пункт 15 Основ ценообразования и не рассмотрел фактические ремонтные расходы в качестве выпадающих и подлежащих возмещению при корректировке тарифов в соответствии с данными пунктом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункты 1 приказа N 423/86, приказа N 422/86, приказа N 424/86 в оспариваемой части не соответствуют требованиям Закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов, Методических указаний.
Определяя базовый уровень операционных расходов при установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 - 2025 годы (пункт 1 приказа N 392/83), органом регулирования тарифов не были учтены ремонтные расходы в сумме 1983,76 тыс. руб., в связи с исключением расходов на ремонт динамического оборудования, как экономически необоснованных расходов (пункты 24, 40, 51 Основ ценообразования).
Как следует из таблицы приложения N 2 "Базовый уровень операционных расходов для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год" по строке 1.2. "Ремонтные расходы" - "расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем", регулируемой организацией предложено 3901,01 тыс. руб., принято РЭК Омской области 1917,26 тыс. руб. (т. 1, л.д. 278). Согласно примечанию приняты расходы на техническое обслуживание на основании представленного договора N ОНЗ-19/09000/00514/P/55/P3-19-02.01/023 от 24 апреля 2019 года, заключенного с ООО "Автоматика-сервис", договора N ОН3-20/10807/00029/P/78 от 21 января 2020 года, заключенного с ООО "Газпромнефть-Энергосервис". Расходы на текущий ремонт приняты на основании заключения ведущего инженера ОТЭЭ и ГО, выполненного по результатам проверки представленного локально-сметного расчета, представленной дефектной ведомости, расходы распределены на долгосрочный период регулирования согласно данным технической экспертизы. Не приняты расходы на ремонт динамического оборудования в связи с непредоставлением экономически обоснованных данных (пункты 24, 40, 51 Основ ценообразования).
В письме АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по разногласиям административный истец указывает, что расчет затрат был направлен в составе тарифной заявки (заявление от 29 апреля 2020 года), также в подтверждение затрат был направлен реестр актов выполненных ремонтных работ на участке транспортировки хозяйственно-питьевой воды за 2019 год с указанием наименований, видов работ, дат и номеров актов, стоимостей проведенных работ, мест возникновения затрат, были направлены копии актов и счетов-фактур выполненных ремонтных работ по участку транспортировки хозяйственно-питьевой воды за 2019 год, расшифровка затрат по ремонтам за 2019 год (стр. 1795 - 1796, 1815 тарифного дела, а также акты выполненных ремонтных работ на бумажном носителе). Суммы расходов также дополнительно отражены в расшифровке сметы затрат участка транспортировки воды за 2019 год.
Кроме того, в соответствии с запросом РЭК Омской области были дополнительно представлены документы по определению плановых затрат по ремонтному фонду на 2021 год (график планово-предупредительного ремонта на 2021 год по участкам ХПН-1, 2, смета затрат на 2021 год по участкам ХПН-1, 2, локально-сметный расчет стоимости и дефектная ведомость по замене магистральных трубопроводов хозяйственно-питьевой воды на 2021 год).
Относительно установления базового уровня операционных расходов на 2021 - 2025 годы (тарифы на транспортировку воды) РЭК Омской области, отклоняя заявленные административным истцом расходы в части ремонта динамического оборудования, указывает на отсутствие сметы, отсутствие дефектных ведомостей и не предоставление графика планово-предупредительного ремонта по ремонту динамического оборудования ХПН N 1, 2 (насосов, редукторов). Кроме того, отмечает, что организация должна выполнять мероприятия в пределах обоснованных объемов ремонтных работ, предусмотренных производственной программой, при корректировке тарифа на 2023 год расходы по ремонту за 2021 год будут анализироваться в рамках текущей тарифной заявки, после окончания долгосрочных тарифов законодательством предусмотрен новый долгосрочный период регулирования, в связи с чем у административного истца имеется возможность заложить в состав базового уровня операционных расходов затраты на ремонт в размере, необходимом и достаточном на последующие годы.
Суд не может признать правомерным исключение РЭК Омской области расходов по ремонту динамического оборудования в 2021 году исходя из того, что в представленной регулируемой организацией производственной программе в сфере водоснабжения на 2021 - 2025 годы в перечне плановых мероприятий объектов централизованной системы водоснабжения указано мероприятие по ремонту динамического оборудования ХПН N 1, 2 (вентиляторов, насосов и редукторов) со сроком реализации март - май 2021 года и январь - декабрь 2021 года, регулируемой организацией представлены в орган регулирования график планово-предупредительных ремонтов и смета затрат на 2021 год, а учет в дальнейшем фактических затрат на ремонт данного оборудования в 2021 году невозможен в силу объективных обстоятельств по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которыми устанавливаются критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренные Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83", и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", применяются с 1 сентября 2022 года.
Как отмечает административный истец и не оспаривает административный ответчик, в силу производственной специфики АО "Газмпромнефть-ОНПЗ" не отвечает критериям пункта "б" пункта 45(1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В связи с несоответствием АО "Газмпромнефть-ОНПЗ" установленным критериям, предъявляемым к транзитным организациям, утвержденные для административного истца тарифы на транспортировку воды, предусмотренные приказом N 392/83, не действуют с 1 сентября 2022 года.
Как указывает административный истец в письменных пояснениях, расходы по ремонту динамического оборудования были запланированы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2021 год и фактически были понесены им в этом же году на сумму 99269,41 руб. на основании заключенного с подрядной организацией договора N ОНЗ-21/07000/00009/Р/56 (т. 4, л.д. 64 - 92, 160), с составлением ведомостей дефектов.
При указанных выше обстоятельствах суд считает, что оспариваемые положения пункта 1 приказа N 392/83 входят в противоречие с принципами и целями тарифного регулированиями, предполагающими возмещение понесенных экономически обоснованных затрат (пункты 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 24 Основ ценообразования). При этом органом регулирования в связи с прекращением действия тарифов на транспортировку воды не будет произведена корректировка на сумму выпадающих расходов после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
При установлении базового уровня операционных расходов на 2021 - 2025 годы (тарифы на транспортировку воды) в части ремонта магистрального трубопровода ХПВ административный истец указывает, что заявляло в производственной программе расходы по ремонту магистрального трубопровода ХПВ на сумму 1147928,69 руб. с датой реализации май 2021 - октябрь 2022 год, в то время как РЭК Омской области принято 229590 руб., а сумма 1147928,69 руб. пропорционально разделена на весь пятилетний период долгосрочного регулирования, в то же время согласно расчетам административного истца на 2021 год базовый уровень операционных расходов должен составлять 280600 руб. пропорционально объему 8 месяцев 2021 года (т. 3, л.д. 230).
Административный истец указывает, что органом регулирования необоснованно не включены суммы расходов, подлежащие учету при формировании необходимой валовой выручки, в адрес органа регулирования в составе тарифной заявки были направлены документы, обосновывающие заявленные затраты, в том числе за предыдущие периоды. В соответствии с запросом РЭК Омской области были представлены дополнительные материалы, в том числе график планово-предупредительных ремонтов на 2021 год, смета затрат на 2021 год, локально-сметный расчет стоимости, дефектная ведомость по замене магистральных трубопроводов хозяйственно-питьевой воды на 2021 год. Кроме того, РЭК Омской области, включив в производственную программу мероприятия по техническому обслуживанию централизованной системы водоснабжения и замене магистральных трубопроводов, необоснованно распределила расходы на весь долгосрочный период регулирования, при заявленных АО "Газпромнефть-ОНПЗ" сроках реализации с мая 2021 года по октябрь 2022 года.
Суд считает, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и прекращением действия тарифов на транспортировку воды для регулируемой организации с 1 сентября 2022 года оспариваемые положения пункта 1 приказа N 392/83 входят в противоречие с принципами и целями тарифного регулированиями, предполагающими возмещение экономически обоснованных понесенных затрат, баланс интересов как потребителей, так и регулируемой организации.
При таком положении распределение расходов на ремонт магистральных трубопроводов на весь долгосрочный период регулирования в данном случае нарушает права и законные интересы административного истца на возмещение экономически обоснованных затрат (пункты 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 24 Основ ценообразования).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 1 приказа N 392/83 не соответствует требованиям Закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования.
Что касается расходов на ремонт динамического оборудования, понесенных в период с 2017 года по 2019 год, то суд принимает во внимание возражения административного ответчика о том, что в 2019 году тариф на транспортировку воды был установлен методом сравнения аналогов. В этой связи суд находит позицию органа регулирования обоснованной, так как согласно пункту 15 Основ ценообразования положения данного пункта не применяются при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод с применением метода сравнения аналогов. Согласно пункту 37 Методических указаний для расчета тарифов регулируемых организаций методом сравнения аналогов в составе таких расходов не учитываются расходы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 44 и подпунктами 3 - 5, 7 - 10 пункта 49 Методических указаний, за исключением арендной платы за землю.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку рассматриваемые приказы в оспариваемой части приняты с нарушением приведенных норм, регламентирующих порядок ценообразования, они подлежат признанию не действующими в части.
Оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия. Поэтому признание нормативных правовых актов в оспариваемой части не действующими с даты принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
При обращении в суд с административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 18000 рублей. Данные расходы в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с РЭК Омской области в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать не действующим со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 423/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 389/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования") в части установления тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на 2021 год.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 422/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 390/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования") в части установления тарифа на водоотведение (очистку промышленных стоков) для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на периоды с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года и с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 6 декабря 2018 года N 424/86 "Об установлении тарифов на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 391/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования") в части установления тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на 2021 год.
Признать не действующим со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 392/83 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ".
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" судебные расходы в сумме 18000 рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
А.В. Илларионов |
Мотивированное решение суда составлено 29 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 15 августа 2022 г. N 3а-161/2022 "О признании частично недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 06.12.2018 N 422/86 (ред. от 08.12.2020)"
Опубликование:
-
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 66а-2031/2022 настоящее решение оставлено без изменения