г. Краснодар |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А53-4991/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 г.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 308-КГ14-6110 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Илюшникова С.М.,
судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840) - Кива А.В. (доверенность от 19.03.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1021026103173172) - Сироткина М.А. (доверенность от 20.09.2013) (до перерыва), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Югмонтажкомплекс" - Соцкова Р.А. (доверенность от 16.10.2013) (после перерыва), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства и о перерыве, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2014 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-4991/2014,
установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания управления от 28.02.2014.
Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Югмонтажкомплекс".
Решением суда от 20.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество незаконно уклонилось от осуществления действий по опломбированию приборов учета газа (ввода их в эксплуатацию), чем нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, не учли судебную практику по спорному вопросу и то, что установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только то, которое является специализированной организацией. Поставщик газа вправе отказаться от осуществления действий по опломбированию приборов учета газа, установленными ненадлежащими лицами. Антимонопольный орган превысил пределы своей компетенции, определенной Законом о защите конкуренции.
В отзыве на жалобу и дополнении от 25.08.2014 антимонопольный орган просил оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 10 минут 26.08.2014, о чем вынесено определение от 20.08.2014. Соответствующая информация опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 28.02.2014, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, поскольку общество уклонилось от опломбировки приборов учета газа (ввода их в эксплуатацию) на объектах жилой застройки по адресам: г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 27 и ул. Иловайская, 47. В решении антимонопольный орган указал, что действующим законодательством не установлен перечень документов, подлежащей представлению потребителем в организацию, осуществляющую опломбировку прибора учета газа, а также какие-либо обязательные требования, предъявляемые к потребителям при введении их приборов учета в эксплуатацию. Никакая организация (кроме общества) не вправе осуществлять опломбировку приборов учета газа (т. 1, л. д. 21). Управление выдало предписание об осуществлении действий по опломбировке приборов учета в течение 5 рабочих дней с момента получения предписания.
Не согласившись с решением и предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для признания недействительными решения и предписания управления. Выводы судов являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Для квалификации действий по данной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35% с долей более 65% на рынке реализации природного газа в географических границах Ростовской области. В ходе антимонопольного производства заинтересованное лицо установило, что общество уклонилось от осуществления действий по опломбированию установленных работниками ООО "Югмонтажкомплекс" приборов учета газа (вводе их в эксплуатацию) на объектах жилой застройки по адресам: г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 27 и ул. Иловайская, 47. Это выразилось в том, что общество затребовало заверенные копии договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 261-ФЗ) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Следовательно, исходя из указанных выше норм права, монтаж и демонтаж приборов учета газа может осуществлять ресурсоснабжающая организация.
Кроме того, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа могут осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Подпунктом 19.8 пункта 19 Перечня видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ отнесены к опасным видам работ.
На основании пункта 2.12 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 N 1198), счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерения и поверены в органах Государственной метрологической службы. Монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 специализированной организацией признается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно пункту 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок), проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Пунктом 2 Порядка внутридомовое газовое оборудование включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только то, которое является специализированной организацией. Следовательно, вывод судов о том, что действия общества по отказу в принятии в эксплуатацию приборов учета является нарушением конкуренции, основан на ошибочном толковании норм права.
Не соответствует нормам права вывод судов о том, что отказ общества в опломбировании (вводе в эксплуатацию) приборов учета газа, установленных работниками ООО "Югмонтажкомплекс", является ущемлением интересов абонентов.
Опломбирование приборов учета - это соблюдение одного из требований законодательства, которым должен соответствовать прибор учета для целей его применения.
Требования к опломбированию приборов учета установлены статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений".
Такое опломбирование осуществляют аккредитованные в установленном порядке лица, производящие поверку приборов учета. Целью поверки является документальное оформление соответствия установленного прибора учета требованиям законодательства.
Следовательно, опломбирование прибора учета газа является его поверкой, а не вводом в эксплуатацию. Опломбирование места присоединения прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения установлено пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2012 по делу N АКПИ 12-1104 указано, что установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу удостоверяет соответствие места фактического присоединения прибора учета месту, определенному в договоре в качестве его существенного условия. Таким образом, отказывая в опломбировании приборов учета газа, обществом не нарушены требования Закона о защите конкуренции и права абонентов.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, но неправильно применили нормы материального права, кассационная инстанция считает решение и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене, а заявленные обществом требования - подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу N А53-4991/2014 отменить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.02.2014 по делу N 2135/02 и предписание от 28.02.2014 N 109/02.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к опломбированию приборов учета установлены статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений".
Такое опломбирование осуществляют аккредитованные в установленном порядке лица, производящие поверку приборов учета. Целью поверки является документальное оформление соответствия установленного прибора учета требованиям законодательства.
Следовательно, опломбирование прибора учета газа является его поверкой, а не вводом в эксплуатацию. Опломбирование места присоединения прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения установлено пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2012 по делу N АКПИ 12-1104 указано, что установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу удостоверяет соответствие места фактического присоединения прибора учета месту, определенному в договоре в качестве его существенного условия. Таким образом, отказывая в опломбировании приборов учета газа, обществом не нарушены требования Закона о защите конкуренции и права абонентов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2014 г. N Ф08-6091/14 по делу N А53-4991/2014