г. Краснодар |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А63-7338/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Бабаевой О.В. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Шетовой Л.А. (доверенность от 27.01.2014), в отсутствие истца - товарищества собственников жилья "Связист" (ИНН 2635815200, ОГРН 1122651028170) и ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Связист" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Жуков Е.В.) по делу N А63-7338/2013, установил следующее.
ТСЖ "Связист" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство), ФГКУ "СТУ ИО" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 57 651 рубля 32 копеек задолженности за содержание жилья и коммунальные услуги в период с 01.11.2012 по 31.05.2013, 1946 рублей 40 копеек пеней, 10 тыс. рублей расходов на оплату услуг представителя, 2313 рублей судебных издержек по получению сведений из ЕГРЮЛ (уточненные требования).
Решением от 04.03.2014 (судья Гинтовт Е.Н.) заявленные суммы взысканы в пользу ТСЖ с Российской Федерации в лице учреждения за счет казны Российской Федерации. В иске к министерству отказано. Решая вопрос о подсудности спора, суд указал, что иск подан в Арбитражный суд Ставропольского края на основании пункта 4 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - по месту исполнения договора о предоставлении коммунальных услуг. Проект договора размещен на портале управляющих организаций министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731. В проекте указано место предоставления услуг - г. Ставрополь. Удовлетворяя иск, суд исходил из установленных им обстоятельств: принадлежности Российской Федерации части помещений в многоквартирном доме ТСЖ, находящихся в оперативном управлении учреждения; выполнения истцом функций по управлению домом, обеспечению его содержания и ремонта; утверждения общим собранием собственников сметы расходов ТСЖ как управляющей организации и тарифов на услуги по управлению; заключения исполнителем коммунальных услуг (товариществом) с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в интересах собственников.
Постановлением апелляционного суда от 03.06.2014 решение отменено, дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Москвы по месту нахождения ответчиков. Суд пришел к выводу, что дело рассмотрено с нарушением правил о подсудности. Ссылка суда первой инстанции на пункт 4 статьи 36 АПК РФ признана ошибочной, так как размещение проекта договора в сети Интернет не является доказательством его заключения товариществом с собственником спорных помещений.
В кассационной жалобе ТСЖ "Связист" просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение. Заявитель приводит правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которой суд апелляционной инстанции может отменить решение и направить дело по подсудности в том случае, если установит, что у заявителя в суде первой инстанции не было возможности заявить о неподсудности дела этому суду. По утверждению ТСЖ, соответствующее ходатайство в суде первой инстанции ответчиками не заявлялось.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя министерства, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
По общему правилу территориальной подсудности, закрепленному в статье 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Пунктом 4 статьи 36 АПК РФ предусмотрено, что иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, по выбору истца может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по содержанию такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
ТСЖ вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги (статья 137 ЖК РФ).
ТСЖ обязано: осуществлять управление многоквартирным домом; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (статья 138 ЖК РФ).
С другой стороны у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности в силу статьи 153 ЖК РФ появляется обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в структуру которой (платы) согласно статье 154 включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги. В соответствии с частью 3 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из приведенных норм, регулирующих отношения между ТСЖ и собственниками помещений в многоквартирном доме (в том числе не являющимися членами ТСЖ), следует, что взаимные обязательства данных лиц могут оформляться договором, но при отсутствии такого договора обязательства, тем не менее, возникают в силу прямого указания закона и при этом имеют характер договорных отношений и должны исполняться сторонами в месте, где расположен многоквартирный дом.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. По смыслу данной статьи во взаимосвязи с иными нормами ЖК РФ соответствующее решение общего собрания членов ТСЖ имеет силу и значение договора управления многоквартирным домом, а собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами ТСЖ, должны выполнять обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги на условиях, определенных решением общего собрания членов ТСЖ (пункты 6, 6.1 статьи 155).
Необходимо учитывать и содержание пунктов 6.2, 6.3 статьи 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом заключены договоры водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения). При этом на основании решения общего собрания членов ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, однако эти действия признаются выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ.
Таким образом, не только наличие договора управления или заменяющего его решения общего собрания членов ТСЖ о размерах и порядке внесения платы за управление и коммунальные ресурсы, но и наличие договора между ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями о поставке соответствующих ресурсов для нужд собственников, исполняемого собственниками в части внесения платы товариществу либо непосредственно ресурсоснабжающим организациям, позволяет относить иски ТСЖ к собственникам о взыскании такой платы к искам, вытекающим из договора по месту его исполнения, и решать вопрос о подсудности исходя из пункта 4 статьи 36 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы министерства, содержащей довод о нарушении судом первой инстанции правил подсудности, указанные нормы жилищного законодательства не применил, обстоятельства, касающиеся наличия договора управления, соответствующего решения собрания членов ТСЖ либо договоров с ресурсоснабжающими организациями, не исследовал. В связи с этим постановление апелляционного суда следует отменить и направить дело в апелляционный суд для повторного рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А63-7338/2013 отменить, передать дело на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.