Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Обоснование выбора стратегических приоритетов
1.1. Комплексный анализ социально-экономического развития
Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, отражающий его место в экономике Чувашской Республики
Шумерлинский муниципальный округ Чувашской Республики (далее - Шумерлинский муниципальный округ) расположен в западной части Чувашской Республики, граничит с Нижегородской областью, Красночетайским, Аликовским, Вурнарским, и Порецким районами Чувашской Республики. Граница Шумерлинского муниципального округа с Нижегородской областью проходит по р. Суре. Река Сура была ранее судоходной, но в 2001 году обмелела, грузовых и регулярных транспортных перевозок по реке не осуществляется.
Центр Шумерлинского муниципального округа - г. Шумерля находится в 110 км от столицы Чувашской Республики - города Чебоксары. В Шумерлинском муниципальном округе 57 населенных пунктов.
В Шумерлинском муниципальном округе пересекаются зоны таежных и широколиственных лесов, образовывая местами смешанные леса. К тому же по р. Суре к ним примыкает степная зона. Это и обусловило разнообразие природы в Шумерлинском муниципальном округе. Территория Шумерлинского муниципального округа составляет 104,9 тыс. га, из которых:
- земли лесного фонда 71,8 тыс. га;
- земли сельскохозяйственного назначения 28,0 тыс. га;
- земли населенных пунктов 3,9 тыс. га;
- земли промышленности и иного специального назначения 0,9 тыс. га;
- земли водного фонда 0,31 тыс. га;
- земли особо охраняемых территорий 0,008 тыс. га.
На территории Шумерлинского муниципального округа имеются значительные запасы песка, глины, торфа. Гидрогеологические условия сложные. Обеспеченность территории подземными водами не одинаковая. Наиболее обеспечена территория в пределах долины р. Суры. Остальная территория Шумерлинского муниципального округа плохо обеспечена подземными водами. Шумерлинский муниципальный округ пересекает двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург.
Решение социально-экономических проблем Шумерлинского муниципального округа во многом зависит от кадрового потенциала, собственной инициативы, эффективного использования имеющихся ресурсов. Численность населения в Шумерлинском муниципальном округе на 1 января 2022 г. составила 7825 человек (0,65% населения Чувашской Республики).
В результате комплексного анализа социально-экономического развития Шумерлинского муниципального округа определено его место в экономике Чувашской Республики.
Переход на новый тип экономического развития основывается на кластерном подходе и росте инвестиционной привлекательности с использованием новых методов экономического стимулирования наукоемкой экономики, которая характеризуется такими факторами, как:
1) стремление к инновациям во всех сферах деятельности;
2) экономическая продуктивность и высокая производительность труда;
3) гибкость рынка труда;
4) участие в региональных, межрегиональных и международных экономических процессах.
Стратегия закладывает основы для достижения показателей успешного конкурентоспособного муниципального образования республики, включает описание долгосрочных глобальных трендов, приоритетных направлений развития и видение будущего Шумерлинского муниципального округа. Основываясь на опыте развитых муниципальных образований, фокусируясь на ключевых конкурентных преимуществах, формировании наукоемкой модели развития экономики, ключевой движущей силой которой является человеческий капитал, Шумерлинский муниципальный округ к 2035 году должен стать территорией, комфортной для проживания.
Устойчивое развитие Шумерлинского муниципального округа будет основываться на принципах ESG, включающих в себя три взаимосвязанных составляющих - экологию, социальную политику и корпоративное управление. Цель - обеспечить достойное качество жизни населения на основе модели конкурентной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом, создание комфортных условий для жизнедеятельности и развития человеческого потенциала при сохранении природных систем для будущего поколения.
Ключевые показатели, характеризующие социально-экономическое положение Шумерлинского муниципального округа, приведены в приложении N 1 к Стратегии.
1.2. Оценка достигнутых основных показателей и целей социально-экономического развития Шумерлинского муниципального округа, его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
Основным инструментом реализации Стратегии является программно-целевой метод управления экономикой.
В 2022 году реализуется 21 муниципальная программа Шумерлинского муниципального округа.
Реализация Стратегических направлений социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года осуществлялась в меняющихся внешних и внутренних условиях функционирования экономики под влиянием мирового финансового кризиса, изменения геополитических условий, введения санкций, которые повлияли на развитие как России и Чувашии в целом, так и Шумерлинского района Чувашской Республики. Кризисные явления 2008, 2014 и 2015 годов привели к ухудшению внешнеэкономических условий, жестким условиям банковского кредитования реального сектора экономики, что обусловило снижение основных макроэкономических показателей, инвестиционной активности организаций и замедление потребительского спроса на внутреннем рынке в эти годы.
За период реализации Стратегических направлений социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года (2010 - 2020 годы) инвестиций в основной капитал увеличился в 2,3 раза, номинальная начисленная заработная плата также увеличилась в 2,3 раза.
Продолжается работа, направленная на обеспечение инвестиционной привлекательности Шумерлинского муниципального округа, создание благоприятного инвестиционного климата, формирование конкурентоспособной и инновационной экономики, позиционирование Шумерлинского муниципального округа, как муниципального образования, открытого для инвесторов. Разработана нормативно-правовая база для привлечения частных инвестиций в экономику Шумерлинского муниципального округа.
1.3. Результаты анализа социально-экономического развития Шумерлинского муниципального округа
Сохраняется дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по трудовому, промышленному, инфраструктурному, сельскохозяйственному и инвестиционному потенциалу.
Шумерлинский муниципальный округ относится к индустриально-аграрной территории с благоприятными условиями для организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, расположен на западе Чувашской Республики (наряду с Ядринским, Красночетайским, Аликовским, Красноармейским районами и г. Шумерля).
При проведении комплексного анализа и оценки социально-экономического развития муниципального образования использованы показатели, которые отражают среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства), ввод в действие жилых домов (на 1000 человек населения), инвестиции в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) на душу населения.
Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) показывает, что с 2017 по 2021 год наблюдалась стабильная тенденция увеличения с 17312,5 руб. до 40463,8 руб. в 2,3 раза.
Анализ показателя ввода в действие жилых домов на 1000 человек населения за период 2017 - 2021 годов свидетельствует о неравномерности значений показателя. В 2017 году значение показателя составило 469 кв. м на 1000 человек населения, в 2018 году - 446 кв. м на 1000 человек населения, в 2019 году - 403 кв. м на 1000 человек населения, в 2020 году - 311 кв. м на 1000 человек населения. В 2021 году - 494,4 кв. м на 1000 человек населения.
Показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (в действующих ценах, без учета субъектов малого предпринимательства) также характеризуется разбросом значений. В 2017 году значение показателя составило 2,4 тыс. рублей, в 2018 году - 3,5 тыс. рублей, в 2019 году - 10,0 тыс. рублей, в 2020 году - 8,2 тыс. рублей, в 2021 году - 11,6 тыс. рублей.
1.4. Анализ экономических, социальных и технологических факторов социально-экономического развития
Шумерлинского муниципального округа, внутреннего состояния (сильных и слабых сторон) и внешнего окружения (возможностей и угроз)
Современные мировые тенденции развития определяют свои приоритеты, стратегические цели и задачи. В ходе стратегической диагностики проведены PEST-анализ и SWOT-анализ социально-экономического развития Шумерлинского муниципального округа.
Комплексный анализ позволил выявить политические (policy), экономические (economy), социальные (society) и технологические (technology) факторы, способные оказать влияние на стратегическое развитие Шумерлинского муниципального округа.
Анализ конкурентоспособности Шумерлинского муниципального округа
PEST-анализ |
SWOT-анализ |
Политические факторы: - напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации и др. |
+ Сильные стороны: - Шумерлинский муниципальный округ находится в составе Чувашской Республики, которая на сегодняшний день является одним из самых политически стабильных регионов России и проводит политику, направленную на динамичное социально-экономическое развитие; - выгодное экономико-географическое положение Шумерлинского муниципального округа: близость к столице Чувашской Республики, месторасположение на пересечении важных транспортных магистралей, строительство скоростной автомагистрали М-12; - наличие значительного ресурса земель сельскохозяйственного назначения; - политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие и др. |
Экономические: - высокая степень износа материально-технической базы в основных отраслях экономики и недостаточное обновление основных фондов; - сокращение и старение населения и др. |
- Слабые стороны: - ограниченность минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых; - отсутствие промышленных предприятий; - значительный износ основных фондов; - активное старение населения; - миграция населения в более развитые города и регионы с высоким уровнем заработной платы - отсутствие высших учебных заведений очного обучения; - дотационность бюджета и др. |
Социальные: - усиление процессов урбанизации, а также миграции в города и регионы с развитой экономикой; - недостаточные темпы социального развития сельских территорий и др. |
- наличие благоприятных условий для активных преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов; - перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров, новых материалов, новых технологий; - выход продукции предприятий Шумерлинского муниципального округа на внешние рынки; - максимально полное удовлетворение потребностей населения в экологически чистых продуктах питания и др. - экономические санкции ряда зарубежных стран; - рост коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и др. |
Политические факторы:
напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации.
Экономические факторы:
влияние на социально-экономическое развитие Шумерлинского муниципального округа неблагоприятной демографической ситуации, в частности активного старения населения;
высокая степень износа материально-технической базы в основных отраслях экономики и недостаточное обновление основных фондов;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок в условиях слаборазвитой логистики, кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; Шумерлинский муниципальный округ является зоной рискованного земледелия с высокой изменчивостью климата;
сокращение и миграционный отток населения, в первую очередь наиболее активной его части - молодежи, создают дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, что тормозит развитие производства и реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Самыми востребованными среди молодежи являются образовательные организации высшего образования г.г. Чебоксары, Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, после обучения, в которых юноши и девушки зачастую не возвращаются в Шумерлинский муниципальный округ;
возрастание требований к уровню и спектру профессиональных компетенций специалистов и рабочих кадров.
Социальные факторы:
усиление процессов урбанизации, а также миграции в регионы России с развитой экономикой, повышение мобильности населения;
сокращение численности жителей, вступающих в категорию трудоспособного населения, в результате низкой рождаемости в 1990-е годы и высокие темпы выбытия из трудоспособного возраста поколения, рожденного в послевоенное время, как в целом по России, так и в Чувашии и Шумерлинском муниципальном округе. По прогнозным данным Федеральной службы государственной статистики (по среднему варианту прогноза), тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте по России сохранится вплоть до 2030 года, по Чувашии, в т.ч. и Шумерлинскому муниципальному округу - до 2035 года;
недостаточные темпы социального развития сельских территорий, как следствие - ухудшение социально-демографической ситуации, дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве, слабое развитие альтернативных видов деятельности на селе;
недостаточная востребованность историко-культурного и туристического потенциала муниципального округа;
необходимость изменения роли человеческого капитала и превращение его в главный двигатель инноваций.
Комплексный анализ позволил также оценить стратегический потенциал Шумерлинского муниципального округа, выявить сильные и слабые конкурентные позиции. Перспективы развития Шумерлинского муниципального округа находятся в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов.
SWOT-анализ
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
Выгодное экономико-географическое положение муниципального округа: близость к столице Чувашской Республики, месторасположение на пересечении железнодорожной магистрали (Горьковская железная дорога), близость к федеральным автомобильным дорогам (М-7 "Волга", Р-176 "Вятка", А-151), строительство скоростной автомагистрали М-12 |
Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых Плохое состояние автомобильных дорог Миграция трудоспособного населения в регионы России с ярко выраженными потребностями в рабочей силе, возможностью трудоустройства, более высоким уровнем заработной платы, развитой социальной инфраструктурой |
|
Недостаточная бюджетная обеспеченность |
Эффективная система государственного управления, информационная открытость органов власти |
Значительный износ основных фондов и инженерной инфраструктуры, медленный процесс обновления производства на предприятиях Старение населения и рост объемов социальных обязательств |
Развитая система здравоохранения, развивающаяся инфраструктура сети медицинских организаций, развитая сеть учреждений культуры и спорта |
Наличие барьеров и инфраструктурных ограничений Неравномерность пространственного развития территорий, неравные возможности доступа населения к основным социально-экономическим благам и услугам |
Относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий Благоприятные климатические условия, способствующие росту привлекательности региона для внутреннего и внешнего туризма, а также санаторного лечения |
Несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, учреждений культуры современным стандартам оснащенности Недостаточные темпы внедрения инновационных медицинских технологий |
|
Низкий уровень туристской инфраструктуры |
О (возможности) |
T (угрозы) |
Наличие благоприятных условий для активных преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов |
Политическая, финансовая и экономическая нестабильность в мире (введение санкций) |
Вовлечение в туристский оборот незадействованных ресурсов Шумерлинского муниципального округа с постепенной реконструкцией рекреационно-туристской инфраструктуры |
Зависимость экономики Шумерлинского муниципального округа от внешней конъюнктуры |
Формирование "экономики знаний" (наноматериалы и наноэлектроника, биотехнологии, конвергенция нано-, био- и когнитивных технологий, развитие образования, медицина долголетия и достижение нового качества жизни) Перспективы создания новых материалов, новых технологий в строительстве, дорожном, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. |
Существенное возрастание конкуренции среди муниципальных образований Чувашии в привлечении инвестиций и размещении на своих территориях новых производств Усиление конкуренции среди муниципальных образований Чувашии |
Выход на внешние рынки с экологически чистыми продуктами в рамках брендов "Чувашский биопродукт" и "Сделано в Чувашии" |
Изменение возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и рост коэффициента демографической нагрузки |
Улучшение демографической ситуации, усиление роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.